6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование репрезентативных систем. Репрезентативная система

Репрезентативные системы человека

Репрезентативная система – это особенность восприятия и переработки информации человеком.

В мозг человека постоянно поступает информация через все доступные органы чувств: мы можем видеть слышать, ощущать тактильно, чувствовать вкусы и запахи. Люди по-разному воспринимают и запоминают одну и ту же информацию по причине того, что у каждого из нас есть ведущий канал восприятия. Каналов всего четыре:

1. визуальный – это то, что мы видим (восприятие зрительных образов); таких людей называют визуалы — их примерно 60% — информация воспринимается и запоминается ими преимущественно через зрительные образы.

Определить визуала можно по следующим признакам:

— они худые и изящные; с мускульным напряжением; лицо бледно; голова поднята; при жестикуляции руки расположены в основном вверху; одежда и внешность для них имеют значение; взгляд чаще всего направлен вверх; при зрительном контакте для них важна дистанция, смотрят они при этом в глаза; их рабочее место организовано и аккуратно; говорят визуалы громко и высоко; в разговоре используют конструкции, подобные этим: «Ваша позиция выглядит верно», «Я вижу в ваших словах истину»;

2. аудиальный – то, что мы слышим; таких людей называют аудиалы — их примерно 20% — информация воспринимается и запоминается ими в форме звуковых впечатлений.

Определить аудиала можно по следующим признакам:

— плечи ссутулены; голова наклонена к плечу или в сторону собеседника; в жестах прислоняется к своему лицу и барабанит пальцами; одежда не особо значима; взгляд не стоит на месте, зрачки часто перемещаются; при зрительном контакте смотрит в основном в сторону; рабочее место в хаосе; говорит тихо, любит обогащения в речи, восклицания, часто отвлекается; имеет богатый словарный запас; В разговоре использует следующие конструкции: «Звучит похожим на правду»;

3. кинестетический – это ощущения (вкусы и запахи); таких людей называют кинестетики — их примерно 20% — в основном они опираются на информацию, полученную через обонятельный канал.

Определить кинестетика можно по следующим признакам:

— тело расслаблено, склонно к полноте; плечи развернуты; при жестикуляции руки расположены в основном внизу; в одежде предпочитают удобство;их взгляд чаще всего направлен вниз и вправо; при контакте предпочитают маленькую дистанцию с собеседником; рабочее место удобное; речь замедленная и с паузами, при этом они могут крутить что-нибудь в руках; говорят содержательно и кратко; в разговоре используют следующие конструкции: «Я чувствую, что вы правы», «В ваших словах ощущается истина);

4. дискретный или дигитальный – это цифры, причинно-следственные связи т.д.; Таких людей называют дигиталы — они получают информацию через все выше описанные системы восприятия; внешне могут выглядеть совершенно по-разному — преимущественно взгляд направлен вниз-влево; сжатые тонкие губы; расправленные плечи и выпрямленная шея; скрещивает руки на груди; говорит монотонно.

В НЛП эти каналы получили название репрезентативные системы, их еще называют модальности. Знание своей ведущей системы и понимание как определить ведущую модальность другого человека, позволяет максимально повысить взаимопонимание с другими людьми и сделать более продуктивным и эффективным любое взаимодействие.

При определении ведущей системы человека стоить обращать внимание:

· как человек описывает свои переживания и воспоминания;

· внешний вид человека (одежда, опрятность и т.д.);

· его увлечения и хобби;

· как он получает информацию (смотрит видео, читает книги, слушает аудио);

· состояние его рабочего места и т.д.

Полезные практические рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системы:

1. Зная свою ведущую систему восприятия, вы сможете найти самый подходящий и продуктивный способ для запоминания информации: видео, аудио, чтение прочее.

2. Определив репрезентативную систему другого человека, можно использовать слова (предикаты), соответствующие его типу: вижу, слышу, чувствую. Данные слова (предикаты) позволяют найти подстройку к другому человеку, вызвать его доверие.

3. Отслеживайте взгляд собеседника – куда смотрит человек (вверх, вниз, в сторону). В данном случае можно определить какая ведущая система восприятия у собеседника, а также по движению глаз можно понять припоминает или придумывает человек в данный момент:

· Если глаза собеседника перемещаются вверх и влево – припоминание из прошлого опыта.

· Вверх и вправо – придумывание зрительного образа.

· По горизонтали влево – припоминание звуков.

· По горизонтали вправо – придумывание звуков.

· Вниз вправо – доступ к ощущениям.

· Вниз влево – внутренний диалог.

4. Знания о репрезентативной системы будут очень кстати в вопросах воспитания детей. Оказывая влияние на репрезентативную систему ребенка можно улучшить взаимопонимание и успеваемость в школе.

Читать еще:  Биография золя. Краткая биография и анализ творчества эмиля золя

5. В профессии и бизнесе также можно применять знания о ведущей системе. В ситуации общения с начальником используя знания о системах модальности можно выстраивать более продуктивные отношения, продвигаться по карьерной лестнице, получать прибавку к зарплате и т.д. Нужно излагать и доносить свои мысли так, чтобы максимально соответствовали его ведущей системе восприятия. В бизнесе также, при помощи репрезентативных систем можно максимально быстро и эффективно решать спорные вопросы, заключать контракты, воздействовать на коллег и подчиненных.

Репрезентативные системы – это определенная часть каждого человека и мощнейший инструмент взаимодействия с окружающим миром и людьми.

ВАК, репрезентативная система

Говорите так, чтобы партнер видел, слышал и ощущал.
скачать видео

Репрезентативная система — практически синоним понятиям модальность и каналы восприятия, хотя между ними есть некоторые отличия. Понятие Репрезентативная система часто используется в НЛП, см.→

Визуальная репрезентативная система опирается, в основном, на зрительные образы, аудиальная — на слуховые образы, кинестетическая — на телесные ощущения. Это — основные системы.

В качестве дополнительных иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены и обычно рассматриваются как элементы кинестетической репрезентативной системы. Иногда дополнительно выделяют аудиально-тональную систему, в ведении которой звуки и тональные последовательности, и рационально-понятийную систему, характерную для рационала. Выделение понятийной репрезентативной системы, опирающейся на логическое осмысление сигналов остальных систем — спорно, т.к. в этой системе входящие сигналы уже прошли первичную обработку.

Зачем и кому для жизни нужно знать об этих репрезентативных системах? Если в общении с партнером вы обращаетесь ко всем трем его репрезентативным системам, это дает наибольшую сенсорную убедительность от ваших слов. Когда он как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.

При наличии выбора люди чаще употребляют слова, соответствующие их репрезентативной системе.

  • Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»
  • Аудиал: «Звучит похоже на правду»,
  • Кинестетик: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»
  • Рационал: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы».

Примером использования особенностей репрезентативных систем могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (напр: «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его репрезентативной системе слов.

Ведущая система (чаще всего она же и первичная) запускает внутреннюю стратегию, в референтной приходит ответ. Смотри Ведущая и референтная система

Направление развития

Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак — вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами Р.С. Смотри Развитие личных репрезентативных систем

Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко. Как?

Визуальная===»Корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная===»Мычащая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Кинестетическая===»Теплая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая===»Мычащая корова медленно погружается в хрустящий снег»

Обычно картинки очень быстро появляются и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.

Тема 4. Репрезентативные системы и процесс учения

Репрезентативные системы — модальности восприятия и представления информации

(М.Гриндер, Л. Ллойд, Х. Альдер, Д. Молден, Ж Эйхер)

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств, и каждый человек обладает индивидуально-психологическими особенностями восприятия.

Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6×10 6 бит/сек; акустического — 0,32×10 6 бит/сек; тактильного — 0,13×10 6 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации. Чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу) (поэтому во время лекции рекомендуется смотреть на лектора), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Обычно выделяют следующие модальности восприятия:

1) визуальную (зрительную);

2) аудиальную (слуховую);

3) кинестетическую (телесных ощущений); (в отличие от отечественной академической психологии, где под кинестетическими подразумеваются либо мышечные, либо суставные ощущения, в НЛП кинестетика включает в себя и обоняние, и осязание, и тактильные ощущения и, собственно кинестетику)

Восприятие и понимание информации в процессе обучения

. искусственно созданными знаками (или знаковыми системами), доступное восприятию и пониманию аудиторией, на которую оно рассчитано. Итак, понятие информации здесь и далее будет употребляться . . показать месторасположение того или иного объекта; 3. показать функциональное назначение органов управления или индикации; 4. показом ситуации или объекта инспирировать определенный .

Читать еще:  Какое значение имеет название гроза. Смысл названия драмы «Гроза

Одна из модальностей у человека обычно доминирует (её называют ведущей или основной), остальные же являются сопутствующими. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания. Именно благодаря основной модальности восприятия осуществляется максимальный доступ к информации.

В каждом человеке развиты способности всех репрезентативных систем. Но необходимо обращать внимание на ту, которая является «ведущей», т. е. той, которой студент «пользуется» чаще, чем остальными репрезентативными системами. У некоторых одинаково хорошо развиты два, а в редких случаях и три канала восприятия. В исследованиях выявлена определенная взаимосвязь между типом ведущих репрезентативных систем учащихся и успешностью их обучения. Те учащиеся, у которых хорошо развиты все три или две модальности восприятия находятся в процессе обучения в более благоприятном положении. В работах по нейролингвистическому программированию доказывается, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной деятельности, главная роль принадлежит ведущей модальности. В зависимости от развитости репрезентативных систем выделяют подгруппы мономодальных, бимодальных и полимодальных учащихся.

Достоверно известно, что в начальную школу учащиеся поступают преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные познают реальность, овладевают учебной деятельностью прикасаясь, собирая и разбирая. Между третьим и четвертым классами обучение меняется, и большую часть информации учащиеся получают на слух. Ученики, которые не адаптировались к этому методу, попадают в затруднительное положение в условиях школьной жизни. Учащиеся старших классов сталкиваются с более абстрактным, символическим, графическим содержанием. Стиль обучения становится визуальным. Ученики «аудиалы» и «кинестетики» попадают в разряд проблемных, для которых необходима коррекционная работа, где развивается отстающая модальность учащегося. В каждом классе 15−20% учащихся, испытывающих: трудности в обучении, -это преимущественно «аудиалы» или «кинестетики». Большинство же отстающих учащихся — «кинестетики». Некоторое время эта категория учеников может работать достаточно функционально, но определенную часть времени у них забирает так называемая трансляция, что и является первой преградой к успешному овладению учебным материалом.

§ 3. Особенности восприятия информации обучающимися

. способов получения информации о модальностях восприятия. Например, тембр голоса выше (темп речи ускоряется) при зрительном состоянии, он понижается (темп замедляется) при кинестетическом. Ведущую систему помогают . -образную (мысленный чертеж), что существенно снижает успешность в обучении геометрии. Обсуждая особенности восприятия информации, нельзя оставить в стороне и проблему ее визуализации, .

Дело в том, что любая информация у этой категории учеников, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность, которая переводит ее в память и позволяет достичь понимания. Когда информация совпадает с ведущей модальностью, ученики справляются и хорошо запоминают определенную часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден «транслировать» информацию на другой канал. Такой перевод требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя), в результате чего появляется серия пробелов в информации. В этом случае задача учителя определить подходящий стиль обучения, основанный на соответствии модальности восприятия при подаче информации, или основываться на многосенсорном обучении. «Точкой перегиба» от кинестетической к визуальной и аудиальной репрезентациям можно считать возраст 11−13 лет, когда происходит массированная перестройка модальной структуры восприятия.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых доминирующая, то примерно так же он отражает и свой внутренний мир. Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, человек должен «получить доступ» к собственной информации, к своим собственным бессознательным процессам.

Модальная система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию — репрезентативной (от английского слова REPRESENT, означающего воспроизведение), а система, сверяющая полученный результат — референтной.

Система переработки информации и ее связь с принятием решений

. принятии решений ограниченны. Эти ограничения объективны и определяются особенностями человеческой системы переработки информации. Использование интуиции для разработки управленческих решений В управлении применяются . внешнего мира, автоматически ассоциируется в нашем сознании с более ранним восприятием внешнего мира. Столкнувшись с проблемой, можно заставить память восстановить в .

Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т. е. при расширении системы восприятия.

Основная характеристика ярко выраженного, визуального студента: «видеть слова глазами мозга». Когда он слушает лекцию, то быстро представляет полученную информацию в виде картинок. Для того чтобы представить, он поднимает голову вверх и как будто читает то, что говорят.

Визуальная система самая быстрая и речь такого студента отличается от представителей других репрезентативных систем высокой скоростью. Чтобы понять, что перед нами именно «визуал», необходимо внимательно прислушаться, как он описывает свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковых коммуникаций.

Человек, ориентированный визуально, как правило, организован, ориентирован на внешний вид, он тщательно выбирает, запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает. В процессе обучения нуждается в общем обзоре. Он должен видеть цель происходящего, должен рассмотреть детали, будет добиваться полной ясности. При разговоре требует описать или предложить общую картину. Пишет грамотнее других, но испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Визуальный ученик быстро читает, обладает красивым почерком, живым воображением. Данная модальность — наилучшая для долгосрочного планирования, так как визуалы прекрасно «видят» перспективу.

Читать еще:  Бенедикт камбербэтч рыжий. Незвестные факты из жизни бенедикта камбербэтча

Визуалу при восприятии лекции важны изображения. И в речи, и в тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета.

Он будет часто употребляться слова, отвечающие за визуальную систему: ясно видеть, прозреть, в четких рамках, обозревать, представлять, вспыхнуть, светящийся, с блеском, облачный, мерцать, графический и т. п.

Студент — «аудиал» придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации, с которой слова будут произнесены. Такой студент способен повторить слово в слово, даже когда кажется, что он не слушает преподавателя. Студента — «аудиала» можно очень легко отвлечь и ему при написании важной работы будет сложно сосредоточиться, если будут лишние звуки (к примеру, шум в аудитории).

Для того чтобы лучше понять написанное или услышанное, он, скорее всего, будет проговаривать. Аудиальная система является последовательной. Когда студент — «аудиал» отвечает на экзамене, он словно магнитофон заученно повторяет речь преподавателя или текст учебника. При отвлечении его от ответа, ему необходимо мысленно вернутся к моменту в прошлом (когда он еще отвечал), вспомнить ключевые слова и оттуда продолжить свое повествование. Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно).

Легко осваивает разговорный язик. Хорошо подражает звукам, учится, слушая. Запоминает по шагам, по действиям. Диалоги ведет как внешние, так и внутренние. Не начнет ничего делать до тех пор, пока не проговорит это. Самый разговорчивый индивид, который способен монологизировать разговор и любит дискуссии. Пишет с ритмическими движениями, любит читать вслух и слушать. Любит говорить во время письма.

Для описания своего опыта такой студент будет использовать следующие слова: звучно, слышать, рассказывать, глухой, немой, скрипящий, свистеть, журчание, мелодичный, громкий и др.

На лекции аудиал воспринимает информацию на слух и для него важны интонация и громкость преподносимого материала.

Для студента — «кинестетика» такими характерными словами будут являться: я чувствую, кислый, ухватить подбирать, жаркий, трогать, влажный, ощущать, словом все, что можно «пощупать», «потрогать», «почувствовать».

Кинестетическая система является самой медленной, т.к. сменить одно ощущение на другое более длительный процесс, чем перевести взгляд с одного предмета на другой или вспомнить разные звуки. Кинестетика легко выделить среди других представителей репрезентативных систем. Он говорит медленно и скорость процесса мышления так же достаточно медленная. Он мало жестикулирует, ориентирован на тактильные ощущения и при чтении водит пальцами по словам, обучается, делая и оценивает эффективность знаний и умений именно по действиям. При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит прикасаться к людям и делает это. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. Иногда опущен вниз подбородок (у внутренних кинестетиков).

Вспоминает общие впечатления от пережитого опыта, в разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия. Любит книги с активным сюжетом. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо, как другие. Стремится пережитое передать поведенчески.

У кинестетиков главенствующее место занимают ощущения, удобство, комфорт.

Окружающий мир представляется для нас в виде звуков (А), образов (В), ощущений (К).

Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Тогда и появляется дискретный канал, отвечающий за формулы, схемы, графики и тому подобные достижения человеческого разума. Дискретами не рождаются. Ярко выраженными «дискретами» становятся в результате сильной психологической травмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов (ВАК), а то и все сразу. Дискретная репрезентативная система является важной составляющей всех репрезентативных систем и выражается в виде следующих внемодальных слов: понимать, воспринимать, отсутствующий, повторять, соглашаться, верить, считать, знать, сознавать, обдумывать, убедительно, оценивать, анализировать и т. д.

Тип репрезентативной системы, как определенная характеристика познавательной деятельности человека, обусловлена функциональной асимметрией мозга. Люди с угадывающим (правополушарным) способом восприятия обладают либо кинестетической, либо визуальной доминирующей модальностью в структуре RS. Для испытуемых с детализирующим (левополушарным) способом восприятия характерно преимущественное доминирование аудиальной модальности.

Предикаты

Существует определенная зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и предикатами речи, посредством которых он это восприятие выражает. Предикаты формируются у пациента на бессознательном уровне, и, например, психотерапевту, чтобы быстро установить контакт с пациентом (сформировать раппорт), нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает пациент (табл. 1).

Таблица 1. Таблица взаимного перевода языка модальностей

Источники:

http://www.b17.ru/article/102844/
http://www.psychologos.ru/articles/view/vakzpt-reprezentativnaya-sistema
http://forpsy.ru/works/uchebnoe/tema-reprezentativnyie-sistemyi-i-protsess-ucheniya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector