Ющук Е.Л.: “Доведение до абсурда” как прием информационной войны.
Рассуждения доведенные до абсурда войти. Ющук Е.Л.: “Доведение до абсурда” как прием информационной войны
При этом приеме сначала как бы соглашаются с мыслью собеседника, затем краткой оговоркой изменяют смысл произнесенной фразы, превращая ее в нечто совершенно алогичное, часто комическое.
«Трудные, очень трудные ребята, – рассказывала друзьям о своей работе учительница вечерней школы. – Уже на первом уроке не хотят слушать, разговаривают, перебивают не только друг друга, но и объясняющего им учебный материал преподавателя. А на перемене, случается, и брань услышишь, и драку увидишь. Ничего святого нет в таких молодых рабочих».
«Вы мне напомнили об американском изобретателе, представившем техническому совету компании «Дженерал Моторс» проект нового облегченного мотора с алюминиевыми, вместо стальных, поршнями, – перебил преподавателя молодой инженер. – Один из экспертов сделал изобретателю замечание: «Поршень из алюминия работать не будет. Он сделан без учета технических требований, вопреки законам механики. Ведь в цилиндре двигателя слишком большие нагрузки и трение».
Уверены ли Вы в этом? – спросил изобретатель.
Конечно, ведь я работал на заводе инженером.
У меня нет сомнения, что Вы работали на заводе инженером, но я уверен, что вы не работали поршневым двигателе, – парировал изобретатель.
Какие у Вас основания утверждать, что у Ваших учеников нет ничего святого? Вы сами были трудной ученицей? Вы учились в вечерней школе? Откуда Вы доподлинно знаете, чем живет, чем дышит молодой рабочий? Что у него за душой?
Очевидно, победу в споре одержал не педагог.
Неловко повернувшись, подчиненный сбросил со стола начальника отдела вазу, которая упала на пол и разлетелась на множество осколков. Начальник, увидев испуганное лицо виновника случившегося, улыбнулся и сказал: «Дело сделано, и ничего не изменишь. И это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому кому следует». Улыбнулся и подчиненный: «Не сердитесь, Петр Петрович, я достану вазу не хуже разбитой.»
Опытные руководители знают: никакой выговор, никакое самое серьезное наказание не способны вызвать у подчиненных такое чувство раскаяния, как это может сделать шутка.
Пожилой рабочий ударил ученика и застыл, занеся руку для очередного удара, когда увидел подходящего начальника смены. «Извините», – выдавил он сквозь зубы.
«Ваше извинение напоминает мне английский рассказ. Суть его проста: «Извините сударыня, если я причиняю Вам некоторые неудобства», – сказал грабитель, загоняя пожилую леди в растопленный камин».
Одна из разновидностей этого приема: собирают основные аргументы оппонента и из какого-то тезиса делают выводы, показывающие абсурдность его концепции. Так делал Сократ. Он как будто бы соглашался с выводами оппонента и с его согласия делал выводы, которые оказывались внутренне противоречивыми, не согласующимися ни с логикой, ни со здравым смыслом. Затем Сократ благодарил собеседника, восхищался его мудростью и показывал еще раз, как похвалы расходятся с истинной ценностью тезисов оппонента и насколько сами тезисы ошибочны. И все это делалось очень невинно, как будто философ сам не понимал, насколько уничтожающая его критика.
Этот же способ нередко избирал Б. Шоу. Примером может послужить его эссе «Женственная женщина». Здесь он высмеивает бытующее представление о том, что единственные сферы приложения женских сил – кухня, и детская. Он пишет:
«Разумеется, большинство женщин любит детей, причем предпочитает своих детей чужих. Это же справедливо в отношении большинства мужчин, хотя те не рассматривают детскую как сферу своей деятельности. Мысль можно пояснить с помощью протеста: большинства женщин, у которых есть собака, любит свою собаку и предпочитает ее чужой собаке, и тем не менее никто не предлагает, чтобы женщины посвятили свою жизнь воспитанию щенят. Если мы убеждены, что кухня и детская – единственная сфера деятельности женщины, то мы думаем точно так же, как английские дети, которые полагают, что клетка – единственная сфера попугая, поскольку попугая вне клетки они не представляют».
Человек нарушил традицию и не пригласил близкого друга на День рождения. – В чем , – спросил тот при встрече. – Извини, но когда ты ушел от нас прошлый раз жена не досчиталась трех золотых ложечек. – Неужели ты думаешь, что я мог их украсть? – Конечно, нет. Да мы их и нашли. – Так в чем же дело? – Ты знаешь, неприятный осадок все-таки остался.
А сколько объявлений написано знатоками этого приема. Например: «Городу Н. Требуется смотритель кладбища. Жительством обеспечивается по месту работы». «В субботу в клубе состоится лекция для женщин о том, как сохранить свое здоровье. После лекции кинофильм «Живой труп».
А сколько таких огрехов в школьных сочинениях. Например: «Когда Павел вошел в комнату, Жухрай мыл шею до пояса». «Давыдова несколько раз ударили по голове, но амбар остался цел».
Но повседневная жизнь дает примеры такого абсурдного поведения людей, таких случаев, которые, пожалуй, ни один юморист не придумает.
В США в книгу Гинесса стали заносить случаи необычной, выходящей за разумные рамки гибели людей. Так, шестеро крестьян пытались спасти цыпленка, который упал в колодец и все шестеро утонули. Цыпленок остался жив. Следом идет рассказ о хозяине дома, который решил починить прохудившуюся крышу. Чтобы избежать несчастья, он привязал страховочный трос к бамперу автомобиля жены, перекинул его через конек крыши и начал работать. Не подозревая о роли автомобиля в этой ситуации, жена села за руль и резко нажала на стартер. Полтора месяца несчастный провалялся в больнице. А когда вернулся домой супруга решила устроить праздник и пригласила гостей. Перед их приходом она заправляла бензином зажигалки в туалете, остатки бензина вылила в унитаз, а воду не спустила. Муж зашел в туалет с зажженной сигаретой. Спустил штаны сел на унитаз и бросил туда окурок. Праздничное веселье уступило место печальным поминкам.
Один из разделов этого приема непроизвольно возникающие абсурдные положения, которые можно использовать, рассказывая о них представителям различных профессий с целью предупреждения возможных неприятных ситуаций аналогичных тем, о которых рассказывают. Так, артисту, прибегающему к началу спектакля и не готовящему заранее необходимый инвентарь, можно рассказать к чему приводит такое отношение к работе на примере, имевшем место в Большом театре.
Сидите, сидите, не вставайте, – сказал старенький профессор, заходя в женский туалет.
Доведение до абсурда
Следующие три приема относятся к разделу айкидо. Я плохо понимаю, что такое айкидо. На мой взгляд, это криво понятое самбо. Адепты айкидо со мной, конечно, не согласятся, потому что наделены неведомой мне высшей мудростью.
В чем заключается основной принцип айкидо?
Принцип ударной техники – это жесткая ударная и блокирующая тактика. Айкидо или самбо – это захват противника и вовлечение в движение. Любой удар, доведенный до конца, заканчивается падением.
Любая мысль, доведенная до абсурда, заканчивается падением собеседника, ментальным падением.
В предыдущем примере курсант Шлахтер, отвечая на незаданный вопрос, использовал именно эту технику. «Вы, конечно, можете спросить у меня, что означает доведение до абсурда? Если я пущусь в объяснения, то наш тренинг превратится в совершенно бессмысленный вечер вопросов и ответов». Понимаете? Я довел до абсурда ситуацию, когда меня просят разъяснить те или иные понятия.
Сотрудники компании обратились к боссу с просьбой установить два небольших перерыва. То есть, чтобы у них, кроме обеда, был один маленький десятиминутный перерыв в первой половине дня и десятиминутный во второй половине дня. Разумная просьба? В принципе да.
Руководителю почему-то не захотелось соглашаться, и он сказал: «Очень хорошая мысль. Вношу встречное предложение – давайте делать перерывы каждый час. А на работу будем выходить только по вторникам, средам и четвергам, причем во вторник и четверг будет короткий день».
Что он сделал? Он довел высказывание подчиненных до абсурда. Чего добился босс? Просьба превратилась в нелепость и больше этот вопрос не обсуждался.
Как довести до абсурда любое высказывание? Например: «Ты не желаешь, чтобы я посещал тренировки? Хорошо тогда я заодно отказываюсь и от участия в ряде мероприятий, которые тебе нравятся. Почему?
А чтобы вообще не выходить из дома». Любая мысль может быть доведена до абсурда, и собеседник будет вынужден отбросить ее. Хотя изначально в ней могла содержаться правильная идея.
В нашей с Александром Кузиным книге “Противодействие Черному PR в Интернете” мы рассказывали о таком приеме борьбы с негативно-имиджевыми технологиями, как “Доведение до абсурда”:
“Итак, вы спланировали свои ответные действия в части стратегии, тактики и инструментов реализации своего плана в сети Интернет. Настал момент определиться, как вы будете подавать «контрчернушный» материал на своих интернет-ресурсах.
1. Доведение до абсурда. Вы можете взять за основу своего контента весь негатив, который направлен против вас, и гипертрофировать
его до полного бреда.
Включайте фантазию на полную катушку и начинайте сочинять о себе небылицы одна другой краше. Вам приписывают нетрадиционную сексуальную ориентацию и склонность к малолетним? Отлично! Пишите, что вы почетный академик всемирной академии сексуальных извращенцев и полномочный представитель тайного ордена садомазохистов в странах СНГ. Не забудьте поведать миру, что у вас разветвленная сеть завербованных воспитательниц детских садов и санитарок родильных домов, которые подбирают вам и вашим сподвижникам малышей для оргий. Да, будет неплохо, если у вас имеется свой парк детских колясок, в которых вам доставляют детей.
Вас обвиняют в причастности к тоталитарной секте? Замечательно!
В красках расскажите о ночных сатанинских мессах на кладбище, на которых вы приносите в жертву юных девственниц и пьете из их черепов человеческую кровь. Да, разумеется, вы магистр этой секты, не меньше.
Появилась информация о том, что вы берете взятки? Годится! Вам приходится это делать, потому что содержание сети воспитательниц и похищение девственниц — очень накладное дело (см. выше). Да и к тому же вам самому нужно давать большие взятки за разрешение строительства вашего замка на Красной площади, а ваша тайная любовница Анджелина Джоли требует в подарок алмаз «Орлов» из Алмазного фонда России.
В общем, этот тот самый случай, когда «кашу маслом не испортишь» — лейте щедро.
На кампании по выборам мэра одного из российских городов мы обратили внимание на зарождающиеся попытки нагнетания ксенофобских настроений среди избирателей, которые были явно направлены против нашего кандидата как одного из основных претендентов на победу.
Время от времени на местных форумах появлялись посты, в которых кандидата загодя обвиняли в том, что, после того как он станет мэром, все ключевые должности в городской администрации будут «заняты его единоверцами», которые разворуют бюджет, приватизируют всю собственность и обложат данью «простого русского труженика».
Все это звучало довольно бредово, но вместо того чтобы отмахнуться, мы решили не рисковать и провели акцию в стиле «доведение до абсурда» и в реальном, и в виртуальном пространстве.
В городе появились анонимные листовки, где в нарочито истеричной форме утверждалось, что главной целью нашего кандидата после победы на выборах является немедленное присоединение в виде анклава города к одному из государств, где у власти находятся люди одной национальности с нашим кандидатом, введение поголовной обязанности носить народные костюмы и исполнять ритуалы, еще в древности сложившиеся у народа, к которому этнически принадлежал кандидат, и так далее, и в том же духе. Разумеется, одновременно в Интернете появилась коряво слепленная страничка с тем же текстом, а на всех форумах, которые массово посещали горожане, постоянно выкладывались ссылки на эту информацию, и обильно цитировался сам текст.
Горожане хохотали дня два, показывая друг другу листовки и интернет-страницу. Само собой, после этого любые спекуляции на теме ксенофобии в отношении этноса кандидата были обречены на провал. Реакцией на редкие попытки поднять «этнический вопрос» был либо смех, либо кручение пальцем у виска и посылание в известном
направлении”.
Пример того, как на практике выглядит прием “Доведение до абсурда”, великолепно продемонстрировала Russia Today в вирусном видеоролике
Этим приемом пользуется человек, когда собирается озадачить другого, если он, этот другой, не дошел в своем понимании до некоторых истин, ставших к этому времени понятными первому.
· Абсурд – это понятие, в котором зафиксирована потеря смысла или же изменение его на противоположный.
Успешно им пользуются не со всяким человеком.
· Приведение к абсурду – это необычный прием формальной логики, проводимый для того, чтобы путь, по которому идет человек, общество или развиваются события, стал понятен как тупиковый.
· Абсурдно то, что как бы не имеет аналогов в природе в понимании человека, который оценивает абсурдность.
· Тот, кто оценивает состояние как абсурдное, может нарваться на полное неприятие своего взгляда, если он не разберется, кто перед ним, и по ошибке предложит свое видение проблемы как абсурдной такому человеку, для которого она покажется естественной или, хуже того, логичной. И тогда может возникнуть обратная ситуация, когда в логический тупик попадет не зверь, а охотник.
· Абсурд является инструментом юмора. Но не более. Не надо переоценивать значение для юмора абсурда, так как настоящий юморист всегда имеет в запасе несколько тупиковых вариантов.
· Абсолютный абсурд как смысл жизни характерен только для мизантропа, потому что только человеконенавистник может по-настоящему жить сам в тупике и желать всем остальным этого же.
· Вопрос об абсурде на уровне Жизненного Потока не стоит. Жизнь для него хороша в любой форме, даже в тупиковой, если только один тупик сменяется другим непрерывным образом. Значительно опаснее для Потока в этих тупиках деградация, которая может, если не сменится на прогресс, низвести качество форм жизни до начала ее.
· Каждый человек выбирает, кем ему быть в жизни, но выбор быть мизантропом и жить абсурдом иногда надоедает. Не надоедает жить юмористу.
· Почти всегда абсурдность появляется там, где смешиваются элементы разных уровней смысловой иерархии или разной степени обобщения.
· Легче всего привести к абсурду логику понимания человека, для которого понятия ссужены, но и легче от этого восстановить его против себя.
Абсурд, как мерило разумности
По крайней мере, именно так Википедия высказывается о предмете нашей сегодняшней статьи. Казалось бы, глядя на определение, сразу понимает, что такое “проверка доведением до абсурда” и на этом разговор можно было бы заканчивать. Но, вот беда: вики-то снова не даёт нам полного набора сведений о предмете обсуждения.
Дело в том, что “проверку доведением до абсурда” не способна выдержать ни одна идея. Потому что в мире безграничны всего две вещи: вселенная и человеческая глупость. Но насчёт вселенной “это не точно”.
В итоге, уже доведённую до абсурда идею можно вести в сторону преувеличений бесконечно долго, и рано или поздно идея перестанет звучать разумно и логично. Собственно, доведение до абсурда – это частный случай знаменитого Сократовского Метода. А, как известно, проверку Сократовским Методом не может пройти ни один человек на свете.
Тем не менее, проверка “доведением до абсурда” нужна. Несмотря на то, что ни одна идея никогда не выдержит этой проверки. Но. зачем тогда?
Высказывая любую идею, вы, скорей всего, ожидаете, что люди, которые возьмут её на вооружение, имеют IQ хотя бы на пару пунктов выше значения на термометре в вашей комнате. Однако, во-вторых , как показывает практика, самообман – штука простая , а потому, применяется людьми вместо развития своего интеллекта очень и очень часто. Чаще, чем нам того хотелось.
А во-первых , даже сосед по лестничной клетке, дядя Иннокентий рос в другой среде, в которой царила система из совершенно других прописных истин и нелепых заблуждений . И если с вашей точки зрения слон – это хобот, бивни и умные глаза, то с его стороны – это огромный вонючий зад, от которого ничего хорошего ждать не приходится. А, значит, вести себя со слоном он будет совершенно иным, непредсказуемым, с вашей точки зрения, образом. И совершенно иначе будет воспринимать идею “поцеловать слона”.
Проверка “доведением до абсурда” позволяет понять, какие у идеи есть тонкие места. Это позволяет укрепить тонкие места, либо же научиться обходить их при высказывании идеи.
Давайте пройдёмся доведением до абсурда по паре популярных идей, просто, чтобы показать, как это работает?
Детей бить нельзя ! Хорошая, в целом, идея. Действительно, прописывать ребёнку в челюсть – это как-то не очень разумно. Однако, в мире есть прослойка людей, которые не просто доводят идею до абсурда, но ещё и следуют этой абсурдной версии идеи. Они не просто не бьют детей. Они их вообще не наказывают. Никогда. Даже когда их дети сами бьют других детей. При этом в голове этих людей по базовым принципам ловушки бинарного мышления, если уж кто-то говорит, что он детей бил или его в детстве били, так обязательно это будут именно картины избиения малолетки ногами без повода.
UPD: Буквально один из первых комментаторов статьи уже продемонстрировал тот самый взгляд человека, видевшего только бивни и хобот слона. Ибо в голове этого человека отсутствовала идея о том, что дети могут бить детей не только в детской драке, но и откровенно злонамеренно. Также, было отмечено, что я слишком рано остановился и надо было сделать следующий виток доведения до абсурда. Ведь очень многие быстро приходят к идее о том, что ребёнка не просто нельзя бить (т.е. наказывать физически), но и вообще нельзя наказывать. И это даже не подмена понятий, а аппеляция к реальном развитию идеи в сторону абсурда.
Или, упомянутая выше идея массовых расстрелов, которые спасут родину. Господа, вроде как, исходят из идеи, что любой, даже мелкий чиновник – это часть единой зловещей машины, по угнетению простого человека(тм). Идея проста: всех злодеев расстрелять, а на их место посадить хорошего простого честного человека. Так и хочется спросить “а судьи-то у нас кто?” у таких господ. Уже на первом этапе доведения до абсурда идеи у нас появляются расстрелы ни за что. За то, что грубо старушке что-то сказал в конце рабочего дня. За то, что чай пил в одной столовой с предателям родины. На втором уровне доведения до абсурда у нас появляются судьи, которые сами по себе враги родины. А кто их контролировать будет?
Размышляя об идее “поцеловать слона” вы должны понимать, что у слона есть зад, и что есть люди, которые кроме зада от слона ничего никогда и не видели. Ровно как и есть люди, не догадывающиеся о том, что еда, потребляемая слоном, когда-нибудь через какое-то место его покинет.
Иными словами, несмотря на откровенную софистическую природу приёма доведения до абсурда, это всё ещё остаётся хорошим логическим приёмом для поиска противоречий. И софистическим приёмом этот логический приём становится не потому, что плох сам по себе, а потому что общество не смогло родить идеи, которая не порождала бы противоречий сама по себе.
Осознание базового несовершенства идей – вот, что необходимо человечеству. Мои малиновые штаны, надеюсь, в будущем, увидев применение доведения до абсурда в любом из споров, вы не будете клеймить никого из участников. Ведь. ведь все идеи несовершенны. Абсолютно каждая таит в себе опасность, включая те идеи, на основе которых строится ваше мировоззрение. Именно поэтому одним из признаков умного человека является привычка постоянно, всю жизнь, пересматривать базис своего мировоззрения. Правильной идеи нет. Нет правильного мнения. Все они плохи. Как популярные мнения Великих Людей(тм), так и моё скромное непопулярное мнение.
Какого чёрта здесь творится? Ну, смотрите. Следующая статья будет в рубрике ” интерактивное искусство “, куда каким-то чёртом попала игра для мобилок. А ведь мобильный рынок игр считается клоакой тупых идей и кривой реализации. Мужским взглядом пройдёмся по статьям для женщин о том, какие шмотки нравятся вот без исключения всем мужчинам. ” Оглядывайся почаще “. Как себя вести в случае, если кто-то додумался угрожать вашей жизни?
Кейс. “Доведение до абсурда” как прием информационной войны
В нашей с Александром Кузиным книге “Противодействие Черному PR в Интернете” мы рассказывали о таком приеме борьбы с негативно-имиджевыми технологиями, как “Доведение до абсурда”:
“Итак, вы спланировали свои ответные действия в части стратегии,
тактики и инструментов реализации своего плана в сети Интернет. Настал момент определиться, как вы будете подавать «контрчернушный» материал на своих интернет-ресурсах.
1. Доведение до абсурда. Вы можете взять за основу своего контента весь негатив, который направлен против вас, и гипертрофировать
его до полного бреда.
Включайте фантазию на полную катушку и начинайте сочинять о себе небылицы одна другой краше. Вам приписывают нетрадиционную сексуальную ориентацию и склонность к малолетним? Отлично! Пишите, что вы почетный академик всемирной академии сексуальных извращенцев и полномочный представитель тайного ордена садомазохистов в странах СНГ. Не забудьте поведать миру, что у вас разветвленная сеть завербованных воспитательниц детских садов и санитарок родильных домов, которые подбирают вам и вашим сподвижникам малышей для оргий. Да, будет неплохо, если у вас имеется свой парк детских колясок, в которых вам доставляют детей.
Вас обвиняют в причастности к тоталитарной секте? Замечательно!
В красках расскажите о ночных сатанинских мессах на кладбище, на которых вы приносите в жертву юных девственниц и пьете из их черепов человеческую кровь. Да, разумеется, вы магистр этой секты, не меньше.
Появилась информация о том, что вы берете взятки? Годится! Вам приходится это делать, потому что содержание сети воспитательниц и похищение девственниц — очень накладное дело (см. выше). Да и к тому же вам самому нужно давать большие взятки за разрешение строительства вашего замка на Красной площади, а ваша тайная любовница Анджелина Джоли требует в подарок алмаз «Орлов» из Алмазного фонда России.
В общем, этот тот самый случай, когда «кашу маслом не испортишь» — лейте щедро.
На кампании по выборам мэра одного из российских городов мы обратили внимание на зарождающиеся попытки нагнетания ксенофобских настроений среди избирателей, которые были явно направлены против нашего кандидата как одного из основных претендентов на победу.
Время от времени на местных форумах появлялись посты, в которых кандидата загодя обвиняли в том, что, после того как он станет мэром, все ключевые должности в городской администрации будут «заняты его единоверцами», которые разворуют бюджет, приватизируют всю собственность и обложат данью «простого русского труженика».
Все это звучало довольно бредово, но вместо того чтобы отмахнуться, мы решили не рисковать и провели акцию в стиле «доведение до абсурда» и в реальном, и в виртуальном пространстве.
В городе появились анонимные листовки, где в нарочито истеричной форме утверждалось, что главной целью нашего кандидата после победы на выборах является немедленное присоединение в виде анклава города к одному из государств, где у власти находятся люди одной национальности с нашим кандидатом, введение поголовной обязанности носить народные костюмы и исполнять ритуалы, еще в древности сложившиеся у народа, к которому этнически принадлежал кандидат, и так далее, и в том же духе. Разумеется, одновременно в Интернете появилась коряво слепленная страничка с тем же текстом, а на всех форумах, которые массово посещали горожане, постоянно выкладывались ссылки на эту информацию, и обильно цитировался сам текст.
Горожане хохотали дня два, показывая друг другу листовки и интернет-страницу. Само собой, после этого любые спекуляции на теме ксенофобии в отношении этноса кандидата были обречены на провал. Реакцией на редкие попытки поднять «этнический вопрос» был либо смех, либо кручение пальцем у виска и посылание в известном
направлении”.
Пример того, как на практике выглядит прием “Доведение до абсурда”, великолепно продемонстрировала Russia Today в вирусном видеоролике “РТ: как работает «кремлевская пропаганда», или Симоньян, медведь и бобровый сок”:
Источники:
https://orange-lab.ru/rassuzhdeniya-dovedennye-do-absurda-voiti-yushchuk-e-l-dovedenie-do-absurda-kak/
https://zen.yandex.ru/media/id/5c76684d0c6e9900b4b2d8fc/5cf8ac145e041200afdabc5e
https://yushchuk.livejournal.com/437763.html