Живопись рубенса кратко. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса
Живопись рубенса кратко. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса
Рубенс как создатель барокко, нового живописного стиля
Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко . Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе “Святой Георгий, поражающий дракона” (см. ниже). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине “Охота на гиппопотама” (см. ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.
Охота на гиппопотама, 1615-1616. Холст, масло, 248х321.
Живопись рубенса кратко. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.
В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1628-30
Биография художника Питера Пауля Рубенса является наиболее полной и достоверной, в отличие от других соплеменников по цеху эпохи Барокко. То, что первоначальное юридическое образование живописца было далеким от творческого, лишь добавляет интриги. Родиной Питера, по рождению (24 апреля 1577г.), считается германский городок Зиген, куда был сослан его отец, Ян Рубенс, еще до рождения сына. Однако большую любовь мастера заслужил Антверпен, что расположен во Фламандском регионе в Бельгии. Здесь зародились корни его семьи и сила, которая заставляла художника возвращаться на родину снова и снова.
Семья Рубенса жила вдалеке от Антверпена «благодаря» любвеобильному главе семейства, Яну Рубенсу – юристу, антверпенскому адвокату, преследователю протестантов и главное – любовнику жены Вильгельма I Оранского. Собственно эта связь и стала причиной ссылки семейства. Кроме Питера у четы Рубенсов рос старший сын Филипп. Мать, Мария Пейпелинкс, после смерти мужа прочила мальчикам блестящее будущее адвокатов. После повторного принятия католичества матерью и возвращения в Антверпен, одиннадцатилетний Питер и его брат Филипп были отданы в латинскую школу, где должны были получить юридическое образование. Тяга к живописи не оставила выбора младшему из братьев и тот решил разбавить тягучее учение в школе уроками творчества, которые получал от педагогов Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, приходившихся ему дальними родственниками, и Отто ван Веена. Последний из наставников оказал особое влияние на дальнейшую судьбу Питера, приобщив ученика к искусству, чтению античной литературы и философских трудов. Так, после четырехлетнего обучения, Рубенс стал свободным мастером, в основном портретистом, принятым в антверпенскую гильдию Святого Луки.
Будучи 23-летним юношей художник отправился в Италию для закрепления полученных навыков и наработки собственного стиля. На тот период основным жанром, в котором работал молодой мастер, был портрет. Это не могло не тревожить его творческую натуру, и Питер устраивается при дворе герцога Винченцо Гонзаги, мецената и покровителя искусства и наук. Благодаря его поручениям Рубенс сумел побывать во многих музеях Италии, копируя полотна известных мастеров, пейзажи, мифологические сюжеты и познакомился с античной скульптурой. Творческие экскурсии разбудили в Питере тягу к монументальной живописи и несколько иной тематике картин. Именно здесь рождаются шедевры с узнаваемой лазоревой краской – «Герцог Лерма» – 1603г., «Суд Париса» – 1605г.
Герцог Лерма. 1603
Суд Париса. 1605
Рим, Генуя, Венеция, Флоренция – города, особенно часто посещаемые художником. Здесь Питер Рубенс черпал вдохновение и продолжал оттачивать свое мастерство, возведя портретную живопись в уникальный жанр. Именно теперь его манера стала узнаваться густотой наложения масла, широким штрихом и натуральностью повествования. Его персонажи не имели странных фантазийных линий, лишних деталей и нагромождения атрибутов роскоши. Герои портретов изображались «как есть».
Непридуманную тягу имел Рубенс к обнаженному телу, отдавая предпочтение пышным формам и выбеливая кожу женщин до молочного цвета («Возвращение с войны» – 1610-1612гг., «Триумф Виктории» – 1614г., «Венера бесчувственная» – 1613г.).
Возвращение с войны. 1610-12
Триумф Виктории. 1614
Венера бесчувственная. 1613
Среди картин, которых насчитывается больше тысячи, можно встретить и религиозные, и повседневные сюжеты. Если раннее творчество являлось сольным, то дальнейшая работа допускала присутствие учеников художника. Так, Антонис ван Дейк, самый талантливый из его подопечных, помогал мастеру в написании алтарных картин «Водружение креста» (церковь Святой Вальбурги) и «Снятие с креста» (городской собор Антверпена).
В преддверии тридцатилетия он сочетался браком с дочерью гуманиста Я. Бранта, Изабеллой Брант. Не смотря на сравнительно молодые годы, Питер Рубенс смог достичь славы, сравнимой лишь с известность Тициана. Художник получал многочисленные заказы на выполнение проектов, среди которых была серия из жизни Генриха IV. Этот заказ так и остался не осуществлен. Благодаря популярности, Рубенс мог путешествовать и черпать новые приемы и темы для своих картин. В его коллекции появились сцены охоты, многолюдные торжества с вкраплениями херувимов. В полотнах оживают краски, появляется экспрессия и динамика движения героев.
Во время одного из очередных путешествий мастера умирает его супруга. Но после возвращения на родину, в 1630 году, художник вновь женится на дочери своего друга – 16-тилетней Елене Фурман. Теперь Елена становится объектом его обожания и главной героиней полотен («Шубка», 1638г., «Елена Фурман с детьми»).
Елена Фурман с детьми. 1635-36
Он работет с остервенением, переходя с портретов на пейзажи, но давняя болезнь, у Рубенса была подагра, не дала возможности художнику работать в полную силу и, уйдя из жизни в 63-летнем возрасте, оставил несколько тысяч полотен, часть из которых хранится теперь в музее – его антверпенском доме, открытом в 1947 году.
Источники:
https://rybens.ru/barocco.php
https://artchallenge.ru/gallery/ru/29.html
https://baroquepainting.jimdofree.com/%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81/