Жизнь вселенная и все остальное. Дуглас Адамс «Жизнь, Вселенная и всё остальное
Дуглас Адамс «Жизнь, Вселенная и всё остальное»
Жизнь, Вселенная и всё остальное
Life, the Universe and Everything
Язык написания: английский
Перевод на русский: С. Силакова (Жизнь, Вселенная и все остальное), 1997 — 10 изд. Перевод на итальянский: Л. Серра (La Vita, l’Universo e Tutto Quanto), 1994 — 1 изд. Перевод на украинский: А. Антомонов (Життя, Всесвіт та все інше), 2017 — 1 изд.
- Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Сатирическое
- Место действия: Вне Земли( Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Возраст читателя: Любой
Несчастных обитателей планеты Криккит просто тошнит от вида ночного неба над головами — и потому они решают уничтожить её. Вселенную, ни много ни мало. И только пять индивидуумов стоят между роботами-убийцами Криккита и объектом аннигиляции.
Номинации на премии:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
vikusiana, 20 августа 2009 г.
На третьей части автор подустал от своего творения, да и вообще его писать не собирался. но раз уж так настаиваете, то вот вам, так уж и быть.
Авторский юмор, сочившийся из почти каждого абзаца предыдущих 2х частей и в основном 1ой, скоропостижно закончился. Герои с каждой страницей, становятся до отвращения одинаковыми, различимыми лишь по именам, все похожи как братья близнецы, т.е. абсолютно плоские.
К интересным моментам книги можно отнести историю заселения Земли человекообразными, тобишь нашими предками, мы узнаем, как это происходило с точки зрения автора.
Как яркий персонаж выделяется некий гуманоид, который, став бессмертным, от скуки решил лично оскорбить всю Вселенную, т.е. каждого её обитателя в лицо, причем в алфавитном порядке.
Ну и конечно главный полезный урок, который можно извлечь из 3й части, это практические советы по науке летания. Летать, это так просто оказывается.
vam-1970, 15 ноября 2018 г.
Третий роман из цикла «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом».
Абсурд продолжается. Абсурд абсурдов или абсурд в кубе. Самый интересный сюжет — предотвращение гибели Галактики от расы планеты Криккет. Оригинально! Но ряд ещё смешных перлов — как ,
Для лёгкого чтения в метро. Вышел из толчеи и приятно после чтения .Навевает оптимизм. Герои из любой ситуации выпутаются по воле случайностей , воспроизводимых автором.
V-a-s-u-a, 2 октября 2009 г.
Всё отлично! Персонажи ничуть не приелись и ничуть не потеряли своей индивидуальности. Сюжетная линия как всегда пестра, абсурдна, но вместе с тем логична. Единственное НО — юмор. Он не пропал, но общий его уровень, пожалуй, стал чуть ниже. Например, диалог, в котором обыгрывается выражение «слопает нас вместе с тапками» не показался мне таким уж смешным. Эпизод с вечной жертвой Артура вообще какой-то левый — на сюжет он никак не влияет, так что его вполне можно было вырезать. К тому же первая часть книги пестрит каламбурами, хохмами и ироническими замечаниями, а вот во второй части юмора стало меньше — это тоже можно причислить к недостаткам.
Но лихо закрученый сюжет и сногсшибательный неожиданный финал, в котором связываются чуть ли не все сюжетные линии, а также бесподобный как всегда робот Марвин(жаль, что его тут мало) полностью покрывают недостатки книги.
P. S. Кстати, очень понравился неологизм автора «ультрауморин»:biggrin:
Тимолеонт, 26 декабря 2017 г.
И снова на страницах книги наступает праздник остроумия и парадоксов! И это хорошо. При этом герои всё глубже и глубже ныряют в пучину сюжета. Сразу оговорюсь, что для меня это плюс, ибо следить за тем, как герои пытаются спасти Галактику и себя лично от ужасной войны, мне было очень интересно. Сюжет здесь служит вполне достойным обоснованием безумного действия и балагана, что творится чуть ли не на каждой странице. Адамс разрабатывает действительно оригинальные конфликты, их обоснования и совсем нетривиальные решения. И всё это сквозь призму абсурдного, но гениального юмора пополам с сатирой.
Myrkar, 10 сентября 2016 г.
Третья часть цикла продолжает тему чисто по-английски устроенной безумной вселенной. На этот раз Артур Дент узнает, откуда взялась вполне себе земная игра в крикет и ещё одну причину, по которой люди ломают головы над вопросом Жизни, Вселенной и всего такого. В какой-то момент мне показалось, что на данном этапе вопрос из «Сколько будет шестью семь?» превратился в «Назовите любое число». В этой книге читателя ждёт не так много внезапных открытий: на этот раз композиция построена по четкому плану, потому что помимо нового способа двигаться в пространстве и времени на случайностной тяге на мировые события будет оказывать влияние искусственный интеллект самых мощных компьютеров, настолько продвинутых, что способных сходить с ума, шокироваться и мстить своим создателям. А одному из них случайно мешать этим планам со скуки. Юмористическая атмосфера осталась на том же уровне, но шутки стали сквозными темами для определённых случайностей, например, постоянно меняющейся сумке Дента и появления на вечеринке инопланетянина, по глаголам действий которого можно определить его видовую принадлежность (на мой взгляд, это одна из самых интересных идей в книге). И это ещё одна причина, по которой книга выглядит более цельной, чем предыдущие, хотя, на мой взгляд, такая упорядоченность не сыграла на пользу восприятию атмосферы созданного Дугласом Адамсом мира, где пространственно-временные флуктуации и случайности играют немаловажную роль. Поэтому «Жизнь, Вселенная и все остальное» смотрится более по-детски.
Нортон Коммандер, 19 февраля 2013 г.
Как и предыдущие романы цикла, «Жизнь, Вселенная и всё остальное» — «умная» книга для людей с чувством юмора, настоящее торжество сюрреализма; читается действительно труднее, чем два предыдущих романа, но для классики это простительно. ) На этот раз герои по просьбе старика Слартибартфаста спасают Галактику. Образы Артура Дента и Триллиан здесь раскрываются более полно, чем раньше. Если до этого они просто «плыли по течению», теряясь порой на фоне более колоритных героев, то здесь они действуют более самостоятельно.
wooldoor, 9 марта 2011 г.
то да уже не совсем то, из пока мною прочтённых трёх частей, второй отдаю большее предпочтение.
Однако в данной части очень понравился эпилог, две цитаты из него:
«Бистроматическая тяга открыла Артуру, что время и расстояние — одно и то же, сознание и Вселенная — одно и то же, чувственное восприятие и действительность — также одно и то же, и чем больше путешествуешь, тем больше торчишь на одном месте. »
Замечательное сравнение, «псевдосинонимы».
и вторая цитата: « В рамках одной Вселенной невозможно знание Вопроса и Ответа сразу» 😆
всё равно спасибо автору. буду читать дальше.
noser, 11 августа 2007 г.
Как и всегда Дуглас Адамс бесподобен!
Если честно, глубоко философская книга. но все черты первых двух, как искромётный (чисто английский) юмор, безбашенность здесь сохранены и абсолютно на ровне.
konst1959, 29 декабря 2017 г.
А вот эту вещичку Дугласа нашего Адамса — за деньги перечитывать не стану. Оценку не занизил только из уважения к другим творениям МАСТЕРА. Кстати, сейчас читаю «. Спасибо за рыбу» — гораздо прикольнее.
WDKeeper, 16 июня 2014 г.
Хаос, набор бессмысленных и осмысленных, связанных и не связанных событий 🙂 По духу несколько перекликается с Футурамой, не исключено, что ее авторы читали в свое время этот цикл. Но лишь перекликается, и лишь по духу. Читается легко. Впечатлений не оставляет. Образы персонажей очень размыты, всего в пару штрихов, да они и не важны, важны происходящие события. А события возможны совершенно любые, и чем менее они логичны/вероятны, тем более они возможны. Я люблю юмор абсурда, но здесь он может быть и очень хорошим, и весьма натянутым, что подчеркивает искусственность происходящего. Первых две книги не читал, читал только 3, 4 и 5, потому оцениваю чисто, без учета влияния первых книг. Всё сказанное, не 100%, но восновном касается и книг 4 и 5.
Pupsjara, 24 сентября 2007 г.
Роман все-таки действительно послабее предыдущих. Особенно это заметно в середине, действие провисает, шутки исчезают, читать становится просто неинтересно, но к концу все становится на свои места и к Дугласу возвращается его замечательное чувство юмора.
И еще мне кажется, что переводчик не совсем справился со своей задачей, все-таки юмора должно было быть больше, жаль, что Баканов перевел только первый роман.
DIvan, 23 февраля 2007 г.
Да где же на убыль-то идет качество? Потому, что должно идти? Читал весь цикл на одном дыхании. Нет смысла делить на романы даже.
Paf, 16 июля 2006 г.
Здесь уже трудно следить за поворотами сюжета, нить повествования то и дело ускальзает.
Юмора немного меньше, но все же это заметно. Относительно первых двух романов, которые легко читаются и сами по себе интереснее, этот немножко трудней на восприятие.
tevas, 22 июля 2005 г.
Вот и приехали, тут ожидает нас маленький сюрприз в виде ослабевающем чувстве юмора, или может перевод на русский такой?
scafandr, 23 декабря 2018 г.
Этот роман мне показался наиболее взбалмошным, нежели другие. Порою совсем не понимаешь, что происходит и происходит ли вообще. Что движет героями, куда они рванули и почему оказались там, где оказались? Мне кажется, что «Жизнь, Вселенная и всё остальное» не развивает общий сюжет, а действует как некий вбоквел. Абсурда все так же с лихвой, поэтому тем, кто пробился сквозь первые две книги, эта тоже покажется интересной
Жизнь вселенная и все остальное. Дуглас Адамс «Жизнь, Вселенная и всё остальное
Жизнь, Вселенная и все остальное
Каждое утро традиционный душераздирающий вопль оповещал окрестности, что Артур Дент проснулся и заново ужаснулся своему местоположению.
В его пещере царил холод (а также смрад и сырость), но это еще пол-ужаса. Главный же ужас состоял в том, что пещера находилась в лондонском районе Айлингтон, и первый автобус в центр должен был отправиться примерно через два миллиона лет.
Время — это, так сказать, худшее место из всех, где только можно заблудиться. Артур Дент, с его богатым опытом блужданий по закоулкам пространства и времени, может утверждать это со всей ответственностью. Заблудившемуся в пространстве хотя бы не угрожает смерть со скуки.
Артур Дент застрял на доисторической Земле в результате извилистой цепочки происшествий, в процессе каковых он попеременно подвергался оскорблениям и/или расщеплению на атомы в разнообразных экзотических уголках Галактики, бесчисленность и странность которых превзошли все его ожидания. И хотя теперь его жизнь текла чрезвычайно ровно и спокойно, нервы Артура по-прежнему шалили.
Вот уже пять лет, как его не расщепляли на атомы.
Вот уже четыре года (со дня расставания с Фордом Префектом) Артур в общем-то ни одной души не видел, а потому и оскорблениям больше не подвергался.
За исключением одного случая.
Это произошло как-то весенним вечером года два тому назад.
Бредя в сумерках к своей пещере, Артур вдруг заметил за облаками странные вспышки. Он задрал голову к небу, и в его сердце робко закопошилась надежда. Спасение. Свобода. Несбыточная греза Робинзона — корабль.
И вправду — «к его радости и изумлению, с небес, рассекая теплый вечерний воздух, тихо, как-то интеллигентно спустился длинный серебряный звездолет. Выдвинулись длинные опоры, совершая изящные балетные па во славу технического прогресса.
Звездолет легко опустился на землю, и его ненавязчивое гудение разом стихло, точно убаюканное вечерней тишиной.
Сам собой откинулся трап.
Из люка вырвался столб света.
В нем обрисовался силуэт высокой фигуры. Фигура сошла по трапу и остановилась перед Артуром.
— Ты козел, Дент, — промолвила она просто.
То был самый что ни на есть инопланетный инопланетянин. Чисто инопланетная долговязость, чисто инопланетная приплюснутая голова, чисто инопланетные глазки-щелочки, экстравагантно-складчатое золотое одеяние с воротником чисто инопланетного покроя и бледная, серо-зеленая инопланетная кожа, сияющая тем особым блеском, который дается большинству серо-зеленоликих субъектов лишь благодаря постоянному массажу и самому дорогостоящему мылу.
Артур невольно отпрянул.
Существо невозмутимо смотрело на него.
Надежда и ликование в душе Артура вмиг сменились чувством крайней озадаченности. Сотни разных мыслей, расталкивая друг дружку, боролись за контроль над его голосовыми связками.
— А… мт… — выпалил он.
— От… к-к-к… э-э… — добавил он немного погодя.
— А… тв… в… хто… кто? — выдавил он наконец, после чего погрузился в неистовое (сродни неистовым воплям) безмолвие. Нешуточное это дело — обнаружить, что после неопределенно долгого периода молчания ты, оказывается, не отучился разговаривать.
Инопланетное существо, морща лоб, заглянуло в штучку вроде папки, которую сжимало в своих длинных, лианообразных инопланетных пальцах.
— Артур Дент? — переспросило оно.
Артур растерянно кивнул.
— Артур ФИЛИП Дент? — уточнило существо, деловито лязгнув зубами.
— Э-э… да… я… э-э-э… — подтвердил Артур.
— Ты козел, — повторил инопланетянин. — Никчемная дырка от бублика.
Существо кивнуло само себе, произвело чисто инопланетный щелчок застежкой папки и направилось к своему кораблю.
— Э-э… — в отчаянии выпалил Артур, — э-эй!
— И нечего тут! — рявкнул инопланетянин.
Он взошел по трапу и исчез в недрах корабля. Люк сам собой захлопнулся. Звездолет басовито загудел.
— Э-эй! — вскрикнул Артур и побежал на заплетающихся ногах к кораблю. — Подождите минутку! Что вы хотели? Эй! Да подождите же!
Корабль приподнялся, беспечно скинув свою тяжесть наземь, будто плащ, секунду повисел в воздухе — и унесся в вечернее небо. Он пронзил облака, на миг озарив их своим серебряным свечением, и исчез из вида Артура — одинокой букашки, бестолково скачущей на месте посреди бескрайней шири.
— Что? — вопил он. — Чего? Зачем? Эгей-гей! Ну-ка вернись и повтори!
Он подпрыгивал и выплясывал, пока его ноги не подкосились, взывал, пока не надорвал связки. Ответа не последовало. Некому было его услышать, некому было с ним поговорить.
Инопланетный корабль уже с треском прорывался сквозь верхние слои атмосферы, навстречу той ужасной пустоте с редкими-редкими материальными вкраплениями, из которой и состоит Вселенная.
Хозяин звездолета, инопланетянин с дорогостоящим цветом лица, развалился в единственном кресле рубки. Он звался Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий, и был он индивидуумом с четкой целью в жизни. Не самой лучшей целью — в чем он сам первый признавался, — но эта какая-никакая цель как-никак давала ему какое-никакое занятие.
Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий принадлежал — то есть принадлежит — к очень узкому кругу бессмертных обитателей Вселенной.
Те, кто рождается бессмертным, от рождения бессознательно свыкаются с этим своим свойством, но Охмешконасыпатель — не из их числа. Строго говоря, эту шайку бесчувственных выродков он давно уже возненавидел лютой ненавистью. На него самого бессмертие свалилось как снег на голову, в результате неудачного взаимодействия своенравного ускорителя элементарных частиц, банки с рассолом (то был утренний завтрак Охмешконасыпателя) и двух аптечных резинок. Мелкие подробности аварии не имеют значения, поскольку никому так и не удалось воспроизвести обстоятельства произошедшего, причем многие экспериментаторы при этом попали либо в дурацкое положение, либо на тот свет, либо и туда, и туда одновременно.
Охмешконасыпатель скорбно и устало прикрыл глаза, заказал бортовой стереосистеме какой-нибудь легкий джаз и рассудил, что все бы ничего, если бы не воскресные дни, будь они неладны.
Вначале бессмертие пошло ему впрок. Он спорил с судьбой, лез на рожон, срывал цветы удовольствий и сумасшедшие деньги на высокодоходных долгосрочных сберегательных вкладах… в общем, давал всем жизни, как говорится.
Но вскоре в этом светлом существовании появилось нестерпимое темное пятно — воскресенья. Примерно в 14:55 тебя начинает обволакивать ужасная апатия: ты понимаешь, что уже принял все ванны, какие можно было принять с пользой для души и тела, что сколько ни созерцай любой абзац газетного текста, ты не прочтешь ни строчки, не говоря уже о применении на практике новейшего, совершившего революцию в области стрижки кустарников метода, который в этой газете описан. И сколько ни гляди на циферблат, неумолимые стрелки вскоре передвинутся на четыре — час, когда начинается долгое, мутное и, что греха таить, безумное чаепитие души.
Итак, Охмешконасыпатель пресытился жизнью. Довольные улыбки, которыми он обычно озарял чужие похороны, стали какими-то натянутыми. В нем зрела ненависть к Вселенной в целом и каждому из ее обитателей в частности.
Вот тогда-то он и набрел на свою цель жизни, дело, которое не позволит ему впасть в спячку никогда-никогда (так ему, во всяком случае, казалось). А придумал он вот что.
Он решил оскорбить Вселенную.
То есть он решил оскорбить всех ее обитателей. Строго индивидуально, лицом к лицу, одного за другим и (тут он с особым сладострастием скрипнул зубами) в алфавитном порядке.
Когда его знакомые (даже у таких типов бывают знакомые) намекали, что план не только этически неприемлем, но и неосуществим — поскольку все время кто-то умирает, а кто-то рождается, Охмешконасыпатель просто вперял в оппонента свой стальной взгляд и бурчал: „Что, и помечтать нельзя?“
Дуглас Адамс — «42», «И не забудьте про полотенца»
Многим известен «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального», многим известен и ответ на него — «42». Только вот многие из этих людей, что странно, понятия не имеют, откуда он вообще появился. Они думают, что это новый мем, появившийся на просторах сети. Это действительно мем, только вот появился он куда раньше. И было дело так.
Молодой британец по имени Дуглас Адамс решил прямо перед поступлением в колледж поехать автостопом в Стамбул: мир посмотреть и себя показать. Но история кончилась полным фейлом: чувака поймали турецкие власти и выдворили из страны. Хорошо, что хоть не посадили! Много лет спустя, когда Адамс писал сценарий для новой фантастической радиопостановки, он вспомнил именно эту историю.
Многие просвещенные чуваки уже поняли, что речь идет о серии романов «Путеводитель для путешествующих по Галактике автостопом», или «The hitchhiker’s guide to the galaxy». А начиналось всё как радиошоу. Это была первая успешная нетрадиционная фантастическая пьеса, которая имела довольно мало традиционных фантастических элементов. 8 марта 1978 года вышла первая часть этой истории. Она сразу заимела великое множество поклонников. Руководство радиостанции было в полном шоке: они понятия не имели, что это шоу может стать популярным. «Полчаса игры слов и философских шуток о смысле жизни и рыбках в ушах», — так говорили они про шоу. И были правы. Дело в том, что для руководства фантастика была абсолютно примитивным жанром с погонями, шаттлами, серыми человечками и бластерами, эти бюрократы понятия не имели, что фантастика бывает и другая. А «Путеводитель…» как раз и был другой фантастикой.
Не-любителям бластеров-шмастеров шоу запомнилось тем, что представляло собой прекрасную сатиру на окружающую действительность с отличным британским юмором в духе «Монти Пайтона». Кроме того, нигде так не проходились по человеческой природе: в то время в фантастике бытовало мнение, что человечество — суть если и не вершина развития разумной формы жизни, то где-то рядом с этим. Адамс, как и Станислав Лем, утверждал обратное: не может быть цивилизация, которая считает, что вершиной прогресса является электронные наручные часы, иметь место среди представителей прогрессивных рас. И это всем особенно запомнилось.
В 1979 году вышел первый роман серии. Книга имела просто ошеломляющий успех. Во-первых, книжку буквально можно было разобрать на цитаты, там было море оригинальных, едкий, бессмысленных и обладающих глубоким смыслом фраз. Сюжет в книгах был, но, ей-богу, многие читавшие повесть не смогут воспроизвести его в деталях: он крайне запутанный. Но абсолютно любой читавший книгу с легкостью ответит на «Главный вопрос» — ну, или вспомнит парочку цитат.
Собственно, откуда «42»? Поклонники серии вспомнят этот эпизод с теплотой и удовольствием, а новичков он наверняка заставит прочитать книжку (как тебе не стыдно, чувак, мы тут разбрасываем красивые слова, щас же иди качай или покупай книжку и читай!). Некая древняя, умная, прогрессивная, но страсть какая ленивая раса решила, что им кровь из носу надо ответить на самый главный вопрос. Что за вопрос? Ну как же, самый главный! Все его знают, да, чувак? Для этой цели они построили суперкомпьютер, который дал бы на него ответ. Говорим же, это была очень ленивая раса! Когда компьютер был готов, лучшие из лучших задали «Главный вопрос», на что компьютер ответил, что ему нужно 9 миллионов лет, чтобы найти ответ. По истечении этого срока делегация умников снова спросила компьютер. Чуваки были полны томления и были уверенности, что все их моральные проблемы кончились отныне и во веки веков. Но не тут-то было! Компьютер дал ответ: «42». Если ты подумал, что это полная бессмыслица и ересь, то мы для тебя сейчас все объясним. Дело в том, что древняя прогрессивная раса не знала не только ответа, но и не понимала, что задала абсолютно неправильный вопрос. А что все это время считал компьютер? Не знаем, но знаем точно, что он все пересчитал.
История простого англичанина Артура Дента — это история последнего человека с Земли. Хотя не последнего… Но она точно стоит твоего внимания, чувак.
После «Путеводителя…» вышли такие книги, как «Ресторанчик на краю Вселенной», «Жизнь, Вселенная и всё остальное» и «Всего хорошего и спасибо за рыбу!». Еще была парочка книг, только вот в 2001 году Адамс скончался от сердечного приступа, поэтому большинство его фанатов считают, что цикл не дописан. Ну, как не дописан, можем сказать тебе с уверенностью, что всё кончилось. Абсолютно всё!
Источники:
https://fantlab.ru/work2078
https://www.litmir.me/br/?b=881&p=1
https://brodude.ru/duglas-adams-42-i-ne-zabudte-pro-polotenca/