Жизненные принципы и убеждения базарова. Любовь и убеждения базарова
Базаров и Кирсанов: споры о жизни, культуре, принципах
Базаров и Кирсанов, споры которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении. Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый – нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй – аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.
Социальные противоречия
Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам. Первый происходил из семьи простого уездного лекаря. Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.
Базаров много учился, занимался наукой. Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе. Он не утруждал себя никакими занятиями. Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни. Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.
Взгляд на жизненные принципы
Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.
Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.
Об обществе
Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов. Споры между этими персонажами интересны тем, что они показывают столкновение двух мировоззрений эпохи середины девятнадцатого века: дворянско-аристократического и революционно-разночинского. Базаров считал современный ему социальный строй устаревшим и нуждавшимся в полной трансформации.
При этом уязвимым местом в объяснениях этого персонажа является то, что он не предлагает ничего взамен разрушенного уклада жизни. Он рассуждает как максималист. Базаров не допускает даже мысли о том, что из старого строя можно взять и заимствовать много полезного. Герой уверенно утверждает необходимость ломки абсолютно всего, без каких-либо исключений. Такая позиция шокирует и вместе с тем раздражает его противника, который считает сохранение старого социального уклада залогом благополучия.
О культуре
Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора. Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать. Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.
Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев. Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа – мастерская, и человек в ней – работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей. Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.
Дуэль
Спор между Базаровым и Кирсановым завершился поединком, в котором последний был слегка ранен в ногу. Показателен тот факт, что Евгений Васильевич, который считал дуэль пережитком старого режима, принял вызов и даже стрелял.
Впрочем, в данном эпизоде романа важно не столько физическое противостояние, сколько завершение идеологического конфликта, который автор оставляет открытым. Бывшие противники хотя и примирились на словах, однако Тургенев дает понять, что время определит правого в этом бесконечном споре отцов и детей.
Базаров – лицо трагическое (И.С. Тургенев)
Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» впервые описал такое социально-общественное явление, как нигилизм.
В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» – нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Приверженцем новых идей в романе является его главный герой – Евгений Базаров, “человек дела, а не фразы”. «И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером», — писал Тургенев.
Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа. Он практик, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. “Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои”, — заявляет Базаров. Свои взгляды он высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга. Это главный противник Базарова в бесконечных спорах. Внешний вид Базарова резко противопоставлен изящности и аккуратности костюма Кирсанова: «одет в длинный балахон с кистями», «его полотняное пальто и панталоны запачканы в грязи». Павел Петрович наделен таким же «бойцовским» нравом, что и главный герой, что и позволяет ему достойно держаться в «схватке» с нигилистом. В спорах Евгений Базаров предстает рационалистом и материалистом, он подчас резок, категоричен, но всегда уверен в своих суждениях, он всегда сохраняет «невыразимое спокойствие». Подвергать все сомнению – движущая сила прогресса, но нигилизм в своих крайних проявлениях приводит к тому, что Базаров сплошь и рядом отрицает вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, — ерунда, читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд – «чепуха, гниль, художество». Если отвергать веру и все моральные принципы жизни, то невозможно определить, что же такое нравственность. Павел Петрович Кирсанов говорил: «…без принципов жить могут одни безнравственные или пустые люди».
Отрицает Базаров и любовь. Дня него это всего лишь физиологическая потребность, он считает ее «белибердой, непростительной дурью». Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Трепетные чувства к Одинцовой опровергают все положения теории нигилиста и обнаруживают в герое иные душевные качества. Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство.
Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении. От уверенности его не остается и следа.
Роковой удар судьбы врач Базаров получает от простого русского мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».
Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. В разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров говорил: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Зато теперь он понимает: «Всякий человек — загадка». Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: “Я нужен России. Нет, видно, не нужен…”
Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны. Он считал, что Базаров – «лишний человек», что гибель его неизбежна. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.
Отношение Базарова к любви
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрированы взгляды Евгения Базарова на жизнь и основные ее составляющие. Данный материал покажет отношение Базарова к любви, а также внутренние изменения главного героя.
- Нигилистические принципы
- Встреча с Одинцовой
- Любовь к Одинцовой
- Развенчание нигилизма
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Нигилистические принципы
Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.
Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.
Базаров иронизирует над выражением «загадочный взгляд», который свойственен влюбленным. Он говорит о том, что с точки зрения анатомии глаз не может выражать загадочность, ведь все это «романтизм, чепуха, гниль, художество».
Базаров упрекает Павла Петровича за то, что тот «раскис» из-за неудачи в любви: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец».
Встреча с Одинцовой
Когда Евгений Базаров знакомится с Анной Одинцовой, он еще придерживается своей теории нигилизма.
Увидев героиню, Базаров высказывает свое мнение: «Что за фигура, на остальных баб не похожа». Вскоре главный герой романа «Отцы и дети» про Одинцову отзовется следующим образом: «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».
Данные цитаты подчеркивают, что Евгений Базаров считает всех женщин «бабами» и не относится к ним серьезно, расценивая как предмет анатомии.
Любовь к Одинцовой
Но со временем Базаров стал чувствовать себя неловко рядом с Анной Одинцовой. Один раз он почувствовал свой конфуз, тогда он подумал: «Вот тебе раз! бабы испугался!».
Евгений Базаров долгое время не мог признаться даже самому себе, что он влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды оказались неверными. Базаров не хотел признавать свою неправоту, поэтому долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой.
Но бороться с самим собой у Базарова не получилось. Он принял чувство любви, которое раньше отрицал, Базаров понял, что поддался тому романтизму, который раньше презирал. Главный герой признался Анне Одинцовой в любви: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Развенчание нигилизма
Образ Евгения Базарова меняется на протяжении всего повествования. На это указывает и то, как относился к любви Базаров. Человек, считающий любовь белибердой, признается самому себе, что по-настоящему влюбился, как самый обычный романтик. Испытание любовью в наибольшей степени помогает автору показать несостоятельность нигилистических взглядов Базарова.
Источники:
https://www.syl.ru/article/304683/bazarov-i-kirsanov-sporyi-o-jizni-kulture-printsipah
https://dima-melkin.livejournal.com/6295.html
https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/otnoshenie-bazarova-k-lyubvi.html