11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Слово» или «Моление» Даниила Заточника. Появление жанра моления

«Моление Даниила Заточника»: краткое содержание, анализ и описание

«Моление Даниила Заточника», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, – это одно из наиболее известных произведений древнерусской литературы, написанное в 12 веке (по предположению других ученых, в 13 веке). Существуют две редакции данного сочинения, во второй оно называется «словом». Историческая наука до сих пор не знает, кто является автором данного сочинения, однако почти все исследователи сходятся на том, что он был младшим дружинником.

Мнения о происхождении

«Моление Даниила Заточника», краткое содержание которого поможет школьникам разобраться в этом непростом памятнике древнерусской литературы, адресовано князю, что позволяет историкам датировать источник и определить место его возникновения. Впрочем, и здесь наблюдаются существенные расхождения. Одни историки считают, что произведение предназначено правнуку Владимира Мономаха, княжившему в Новгороде, другие – что правнуку того же князя, правившему в Переяславле Северном.

Соответственно, варьируются и даты появления источника: 12 или 13 век. Некоторые ученые высказывают предположение, что сочинение было создано после нашествия монголо-татар на Русь. По форме напоминает послание или челобитную «Моление Даниила Заточника». Краткое содержание рукописи можно условно подразделить на несколько частей: обращение к князю, критика бояр, рассуждения о женах и заключение.

Краткая характеристика

Произведение было найдено и частично опубликовано Н. М. Карамзиным. Впоследствии многие ученые обращались к исследованию этого любопытного памятника средневековой Руси. В советское время его изучением и анализом занимался крупнейший специалист Д. С. Лихачев. Ему же принадлежит классический перевод рукописи с древнерусского языка на современный русский.

Показателен тот факт, что об авторе сохранилось всего лишь одно упоминание в одной из летописей, хотя само произведение было довольно известно. Исторической достоверностью, конкретикой, а также индивидуалистическими чертами отличается «Моление Даниила Заточника». Краткое содержание памятника отражает главные вопросы, которые волновали общественно-политическую мысль средневековой Руси.

Обращение к князю

Автор начинает свое послание с того, что просит о милости к себе правителя. Он пишет о своем бедственном и трудном положении, говоря о своей бедности и о ненадежности друзей. Далее следуют рассуждения о княжеской власти, которые проливают свет на то, каким виделся этот важнейший институт представителям средних слоев древнерусского общества. «Моление Даниила Заточника» в кратком изложении раскрывает основную идею произведения: необходимость наличия при князе совета из мудрых людей.

Автор подчеркивает, что преданное окружение дороже богатства и золота, так как верная дружина не предаст своего правителя. Очень много места он уделяет восхвалению князя. Он прославляет его мудрость, великодушие, благородство и надеется на его помощь и поддержку.

О боярах

«Моление Даниила Заточника», анализ и описание которого позволяют определить особенности древнерусской литературы, проникнуто критикой в сторону княжеских людей. Автор высказывает недовольство по поводу их злоупотреблений, утверждая, что предпочитает служить непосредственно самому князю, чем его боярам. В то же время он утверждает, что именно на хороших и добрых советниках держится власть. По его словам, князь не может править без умных и благородных мужей. Несмотря на то что автор всячески себя унижает, тем не менее, он считает себя достойным того, чтобы состоять при правителе в качестве помощника.

О княжеской службе и женах

«Моление Даниила Заточника» в кратком содержании показывает, что главной мыслью произведения было прославление княжеской власти. Автор утверждает, что на службе у князя человек может устроить свою судьбу, в то время как милость бояр непрочна и временна. По его мнению, князь только при условии присутствия умных и верных помощников сможет получить престол. Богатство, по мысли Даниила, не обеспечивает ни успеха, ни статуса. Именно такие аргумента он приводит в своем послании, когда просит своего правителя принять его на службу. При княжеском совете он рассчитывает на милость и хорошее жалованье.

Читать еще:  Фраза вербер врагов надо любить. Бернар Вербер – много интересных цитат

Краткое содержание «Моления Даниила Заточника» должно содержать небольшую характеристику отношения автора к женщинам. Он придает большое значение удачной женитьбе, вернее, моральным качествам супруги. По его словам, хорошая жена обеспечивает мир и порядок в доме, в то время как злая хуже самой страшной беды. Поэтому автор обращает внимание на выбор спутницы жизни. Он подчеркивает, что от правильного решения мужчины зависит вся его будущая жизнь и судьба. Особенно автор возмущается на злых и непокорных женщин, которые неспособны подчиниться мужу и тем самым рушат семейную жизнь изнутри.

Заключение

В конце своего послания автор снова обращается к князю с просьбой принять его на службу. При этом он очень высоко оценивает свои умственные способности и познания. По его словам, у него достаточный запас знаний для того, чтобы помочь правителю в государственных заботах и делах. Даниил замечает, что он не путешествовал и не общался с учеными людьми, но зато много читал и почерпнул всю свою мудрость из книг.

Поэтому он искренне верит, что может принести пользу князю, что его советы могут быть ему полезны. Эта твердая уверенность в своих силах и способностях позволяет ему говорить с получателем послания более или менее открыто. Впрочем, местами он начинает вести беседу в уменьшительно-ласкательном и несколько приниженном тоне, тем самым подчеркивая свое смирение и покорность.

Особенности языка

Произведение интересно своей оригинальной лексикой. Автор часто цитирует Библию, отрывки из летописей, а также иностранные сочинения, но вместе с тем довольно часто прибегает к народным пословицам, поговоркам, использует сатирические и юмористические высказывания, что придает его речи особенную живость и гибкость. Подобное сочетание различных стилей делает данный памятник уникальным источником, который отличается от других рукописей рассматриваемой эпохи. Такой красочный, живой язык выдает индивидуальные черты самого автора: судя по его речи, он был человеком среднего сословия, скорее всего, принадлежал к младшей княжеской дружине.

Соотношение со «Словом»

В заключение следует отметить, как данный памятник соотносился с другим аналогичным произведением, которое принято считать его второй редакцией. Наиболее распространенным является первый вариант рукописи, который называется «Моление Даниила Заточника». Отзывы о данном произведении весьма положительны.

Сравнивая его со второй редакцией, которая носит название «Слово», пользователи отмечают, что первая редакция несет в себе черты конкретной исторической действительности и яркий отпечаток индивидуальности автора, который проявляется в языке, его юмористических замечаниях, небольших бытовых зарисовках. Именно за это читатели ценят рассматриваемый памятник, справедливо утверждая, что он позволяет понять мышление средневекового русского человека среднего сословия. «Слово» же является произведением более общего содержания: в нем отсутствуют конкретные исторические отсылки, бытовые детали.

1. История возникновения «Моления Даниила Заточника»

В конце Х – начале ХI веков до конца оформилось государство восточных славян, – Древняя Русь. После смерти Владимира I Святославовича огромная страна была ослаблена усобицами князей. Государство из-за своих больших размеров не имело достаточно прочных для того времени внутренних связей. Были слабы торговые отношения между князьями, а, следовательно, и экономическое положение страны в целом. В такое тяжелое время киевские князья пытались хоть как-то удержать единство власти и оборонять Русь от непрерывных набегов кочевников.

Читать еще:  Потерять ребенка во сне - к чему снится такое горе? К чему снится дочь по соннику.

Это, по мнению известного критика древнерусской литературы Д.С. Лихачева, требовало высокой патриотической сознательности, как князей, так и народа. В этих условиях, считает он, главной сдерживающей силой, противостоящей возрастающей опасности феодального разобщения княжеств, явилась сила моральная, сила патриотизма, сила церковной проповеди.

Помощь литературы в то время была необходима не меньше, чем помощь церкви. Однако государство из-за феодальной раздробленности было очень непрочным, требовалось создание новых жанров, отображающих раздоры князей, которые вели к ослаблению государства. Нужны были произведения, которые показывали единство русского народа. В результате поиска, совмещения и возникновения зачатков новых жанров, появляются произведения, которые невозможно отнести к конкретному жанру того времени. Причем, распространение жанров было сильно заторможено. Грамотность была присуща только церковным служителям, высшим эшелонам власти, купцам, т. е. людям, по сути, далеким от искусства и, тем более, творчества. Однако, благодаря находчивым и образованным людям, которым было не чуждо развитие страны и ее процветание в культурном плане, возникли такие произведения, которые не попадали под рамки строгих церковных, деловых купеческих и властных влияний. Скорее всего, произведения возникали поначалу устно, а уже потом записывались и, таким образом, дошли до нас. Д. С. Лихачев писал по этому поводу:

«Грамотные верхи феодального общества имели и книжные, и устные жанры. Неграмотные народные массы удовлетворяли свои потребности в художественном слове с помощью более универсальной, чем книжная, устной системы жанров, а в церковном обиходе имели в своем распоряжении и книжные жанры, но только в их устной трансформации. Книжность была доступна народным массам через богослужение, а во всем остальном они были исполнителями и слушателями фольклорных произведений».

«Таким образом, для XI-XIII вв. характерно, что многие более или менее талантливые произведения выходят за традиционные жанровые рамки. Они отличаются младенческой мягкостью и неопределенностью форм. Новые жанры образуются по большей части на стыке фольклора и литературы. Такие произведения, как «Слово о погибели Русской земли» или «Моление» Даниила Заточника, – полулитературные – полуфольклорные. Возможно даже, что зарождение новых жанров происходило в устной форме, а потом уже закреплялось в литературе. В результате поисков новых жанров в русской литературе и, я думаю, в фольклоре появляется много произведений, которые трудно отнести к какому-нибудь одному прочно сложившемуся, традиционному жанру. Эти произведения стоят вне жанровых традиций.

Ломка традиционных форм вообще была довольно обычной на Руси. Дело в том, что новая, явившаяся на Русь культура, очень высокая, создавшая первоклассную интеллигенцию, легла тонким слоем на народную культуру – слоем хрупким и слабым. Это имело не только плохие последствия, но и хорошие: образование новых форм, появление внетрадиционных произведений были этим сильно облегчены. Все более или менее выдающиеся произведения литературы, основанные на глубоких внутренних потребностях, вырываются за пределы традиционных форм».

«В этой обстановке интенсивного жанрообразования некоторые произведения оказались единичны в жанровом отношении («Моление» Даниила Заточника, «Поучение» — автобиография и письмо к Олегу Святославичу Владимира Мономаха)».

Моление Даниила Заточника [Слово]

Даниил Заточник

Даниил Заточник — это одна из самых загадочных фигур древне­русской литературы. Всё, что сказано и на­писано о нём, не более чем предположения.

Читать еще:  Клавесин духовой инструмент. Клавесин: история, видео, интересные факты, слушать

Выбрав из множества предположений наиболее убедительные, мы получим примерно следующую картину. Среди придворных Все­волода Большое Гнездо был некий образованный и даровитый че­ловек по имени Даниил. Он участвовал в составлении княжеской летописи и однажды позволил себе вписать в неё очень резкие об­личения жестокости и корыстолюбия владимирской знати. За та­кую смелость Даниил поплатился ссылкой в самый отдалённый угол владений Всеволода — на озеро Лаче, в полутора сотнях вёрст к северу от Белоозера.

История создания

Слово Даниила Заточника

Лет пять спустя, в 1197 г., на Белоозеро приехал князь Ярос­лав — внук киевского князя Мстислава Великого, но к этому времени всего лишь мелкий безземельный князёк, исполнявший обязанности наместника на службе у Всеволода Большое Гнездо. Измученный невзгодами ссыльный увидел в его приезде шанс на перемену своей судьбы. Он шлёт князю Ярославу (своему давне­му знакомому) послание («Слово Даниила Заточника»), в котором убеждает взять его на службу. Послание должно было наглядно показать князю ум, начитанность, жизнерадостность, хитрость Да­ниила, словом, все те качества, которыми должен располагать кня­жеский секретарь и советник. Вероятно, Даниил знал, что князь Ярослав готовился тогда, согласно воле Всеволода Большое Гнездо, отправиться в Новгород и в связи с этим нуждался в толковых по­мощниках.

Кажется, Даниил не зря расставлял сеть своего красноречия. В годы пребывания князя Ярослава в Новгороде (1197-1199) мест­ная летопись вдруг наполняется витиеватыми комплиментами это­му князю, характерными для стиля Даниила Заточника. Позднее следы творчества Даниила можно увидеть в некоторых текстах, связанных с князем-философом Константином Ростовским.

Моление Даниила Заточника

«Слово Даниила Заточника» благодаря своим художественным достоинствам из личного послания быстро превратилось в широко известный литературный памятник. Около 1229 г. им воспользовал­ся для своих целей один бедняк, мечтавший выбраться из холоп­ского ярма. (История не сохранила его имени. Впрочем, возможно, что его также звали Даниилом.) Этот человек был умён, грамотен и даже не лишён литературных способностей. Взяв за основу «Слово Даниила Заточника» и прибавив к нему некоторые сведения и рас­суждения личного характера, псевдо-Даниил обратился таким обра­зом к князю Ярославу Всеволодовичу — сыну Всеволода Большое Гнездо. Так возникло «Моление Даниила Заточника» — как бы второе, расширенное и переработанное издание «Слова Даниила Заточника».

Как и его знаменитый предшественник, псевдо-Даниил хотел поступить на службу к князю и тем самым выбраться из бедствен­ного положения. Однако он уже не метил в советники или при­дворные книжники Ярослава. Ему всего лишь нужна была достой­ная работа у могущественного и щедрого господина. Сумел ли он добиться своего, неизвестно… Материал с сайта https://wikiwhat.ru

Краткий анализ

«Моление Даниила Заточника» раскрывает перед нами совершен­но иную сторону жизни Руси, чем «Слово о полку Игореве». На сме­ну эпическим картинам степного раздолья, величавым речам кня­зей и потрясающим сценам сражений приходят «невидимые миру слёзы» — трагедия внутренне свободной, творческой личности, раз­давленной «телегой жизни». Конечно, Даниил Заточник — этот, по выражению Д. С. Лихачёва, «интеллигент Древней Руси» — гораз­до проще смотрел на многие вещи, нежели его далёкий потомок, мятущийся русский интеллигент XIX-XX вв. И всё же уже в те давние времена трагическое противоречие между нравственными, умственными достоинствами человека и его социальной принижен­ностью являлось одной из главных тем русской литературы и обще­ственной мысли.

Источники:

https://fb.ru/article/274135/molenie-daniila-zatochnika-kratkoe-soderjanie-analiz-i-opisanie
https://litra.bobrodobro.ru/8562
https://wikiwhat.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]