3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение слова лейтмотив. Значение термина лейтмотив в музыке и литературе

Значение слова лейтмотив

лейтмотив в словаре кроссвордиста

лейтмотив

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.).

Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея.

перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

прил. лейтмотивный, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.

перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv, букв. — ведущий мотив) музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. — в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин «лейтмотив» имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Большая Советская Энциклопедия

(нем. Leitmotiv, буквально ≈ ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Л. составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова «Невеста» претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно ≈ акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Л. в поэзии.

Читать еще:  Художественная культура возрождения. Технические достижения эпохи возрождения

Термин «Л.» получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.

Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., «Снегурочка» ≈ весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960.

Википедия

Лейтмоти́в , в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы , его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх Рихард Вагнер .

Примеры употребления слова лейтмотив в литературе.

Пруст, Джойс, Манн, Додерер обогатили прозу музыкальностью, превратив роман в симфонию, идеи и время — в музыкальные лейтмотивы.

Но нельзя не заметить подобий в более глубоких слоях обоих произведений и того факта, что весь жанр фэнтези эксплуатирует артурианский миф в одном, базисном каноне — в лейтмотиве борьбы Сил Добра и Прогресса, представленных Артуром, Мерлином, Экскалибуром и Круглым Столом, с Силами Мрака и Разрушения, воплощением которых стали Моргана, Мордред и стоящие за ними силы.

Также зачастую и неоправданной велеречивости церковнославянизмов, звучащей в устах платоновских героев, автор скорее именно сочувствует, остраняя эти выражения для нас, своих читателей, без сарказма и издевки, оставляя их звучать как внутренний лейтмотив своего текста, который в итоге выбивается наружу, начинает звучать громче других.

Задачи укрепления единства неприсоединившихся стран на последовательной антиимпериалистической основе прошли лейтмотивом через серию визитов Ф.

Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются.

Но этого перевыражения оригинала Жуковский достигал в каждом произведении конкретными, пригодными именно для данного текста приемами, ибо поэт, сохраняя свой почерк, переводил не на один манер: его перевод, как двуликий Янус, соединял в себе облик переводимого автора и самого Жуковского, включал в себя ведущие лейтмотивы его творчества.

Антисфен, в свою очередь, был язычником дохристианской эпохи, и то, чему фаллос искони служил символом, а именно чувственное ощущение, было еще близко его сердцу — и не только ему одному, но, как известно, и всей кинической школе, провозглашавшей своим лейтмотивом возвращение к природе.

Каждый раз, когда действие или речь возбуждает тот или иной комплекс, отзывается соответствующий лейтмотив в какой-либо вариэции.

Но и в его тонких замечаниях, и в его юмористических сравнениях, и даже в принципиальных возражениях неумолчно звучал все тот же дивный лейтмотив, который так подкупал и трогал своей умиротворенной мягкостью.

Поиски этого синтеза составляют лейтмотив воплощений Шекспира на нашей сцене, и в дальнейшем нашем изложении, анализируя некоторые этапные шекспировские спектакли, мы будем прослеживать, в каких противоречиях развивается этот лейтмотив.

Читать еще:  Как не обращать внимание на мнение других людей. Перестаньте выдумывать проблемы

Это — лейтмотив греческой трагедии, с той разницей, что мойра Шекспира не обитает в недоступных людям эмпиреях, а составляет плоть от плоти сложных и многообразных человеческих отношений.

Добровольческой армии я положил и настойчиво проводил в жизнь, как лейтмотив следующий принцип: если паны дерутся, то мы, начальники штабов, должны сделать все, чтобы у холопов остались чубы целыми.

Это был тот главный козырь, лейтмотив, с которым носились по Гоголевски, как дурак с писаной торбой.

Разбирательства собачьих взаимоотношений стали лейтмотивом в наших семейных разговорах.

Так же дело обстоит и в обычной психологической жизни: лейтмотивы — это оттенки чувств наших комплексов, наши действия и настроения — преображения лейтмотивов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: leytmotiv
Задом наперед читается как: витомтйел
Лейтмотив состоит из 9 букв

Что такое лейтмотив и как его найти в произведении

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это понятие впервые встречается в старших классах школы и расшифровывается легко.

А вот как работает лейтмотив в литературном тексте, какие преследует цели и как проявляет себя на конкретных примерах – читайте дальше.

Лейтмотив — это.

В переводе с немецкого «лейтмотив» — это главная смысловая нагрузка, основная идея, ведущий мотив.

Изначально термин возник в музыке. Он обозначал повторение музыкального образа или мотива в оркестре, необходимое, чтобы охарактеризовать того или иного героя, передать определённое настроение.

В литературе лейтмотивом называется основная смысловая составляющая:

Первое употребление слова можно проиллюстрировать таким примером:

Лейтмотивом сборника И.А.Бунина «Тёмные аллеи» становится противостояние любви и смерти.

Второе значение термина отражено в предложении:

Лейтмотив творчества Ф.Кафки – одиночество и беззащитность человека в мире, подчинённом букве закона.

Помимо основного мотива, в каждом произведении имеется целый комплекс других, связанных с ним мотивов (что это?), которые напоминают множество мелких речек, впадающих в общее русло.

Это общее русло – самое мощное, полноводное и хорошо различимое, – и есть лейтмотив.

Виды лейтмотивов

В литературоведении лейтмотивы традиционно делятся на следующие виды:

  1. Речевой. Герой постоянно повторяет одно и то же слово, и оно становится его характеристикой (Генерал Брудастый в «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина со своими возгласами «Разорю!» и «Не потерплю!»).
  2. Портретный. Деталь внешнего облика становится квинтэссенцией (что это такое?) образа (белые мраморные плечи Элен Курагиной в «Войне и мире» Л.Толстого).
  3. Пейзажный. Черты окружающего мира накладывают отпечаток на происходящее, особым образом меняют сюжет и характеры персонажей (городской пейзаж с обязательным пространством перехода (лестница, окно, коридор, чердак, мансарда) в романах и повестях Ф.Достоевского).
  4. Сюжетный. Те или иные повороты сюжета повторяются от произведения к произведению как модель построения композиции (ситуация купли-продажи в произведениях Н.Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Портрет», «Мёртвые души», косвенно – в «Ревизоре»).
  5. Мировоззренческий. Точка зрения героя на мир делает его взгляд уникальным (романы А.Маканина «Андеграунд», «Асан» и другие).
  6. Функциональный. В каждом произведении встречаются герои с одной и той же сюжетной функцией (человек, порвавший со своей средой, в поэме «Цыганы» и романе в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина).
Читать еще:  Джексон поллок произведения. Поллок Джексон: картины в стиле "льющейся техники"

Как определить лейтмотив произведения

Представьте, что прочитанный текст – это музыка. Закройте глаза и попытайтесь услышать её.

О чём только что звучало серебристое как горный ключ стихотворение Тютчева «Молчание»? Какая идея наполнила страстью и огнём пленительные образы романа Лермонтова «Герой нашего времени»?

Отстранитесь от мелких деталей сюжета и услышьте то главное, ради чего создавалось произведение.

Помните, что понятие «лейтмотив» применительно к литературе разработали представители формальной и психологической школ. Его выявление – процесс субъективный. Так и скажите учительнице литературы, если она решит, что найденный вами мотив – отнюдь не основной.

А если серьёзно, следите за тем, что наиболее настойчиво повторяется и постоянно в разных вариантах проговаривается автором. Часто писатели сами обозначают главное в своём творчестве, как Пушкин и Державин в своих «Памятниках».

Ведущий мотив не вливается в другие, крупные, а сам вбирает в себя более мелкие сюжеты, смыслы, идеи.

Ищите в тексте смысловое ядро, изначальный импульс, заставивший рассказчика взяться за перо. Находите самую суть — и будет вам лейтмотив!

Лейтмотив

Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх Рихард Вагнер.

Возникновение

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив. Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера [1] . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

В литературе

Термин лейтмотив, заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» — в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» — в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению [2] .

Источники:

http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/lejtmotiv-chto-ehto-takoe.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/118843

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector