Значит да винчи. Леонардо да Винчи и его знаменитый витрувианский «Человек в круге
Рисунок “Витрувианский человек”, Леонардо да Винчи – описание
Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.
«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий. Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.
«Витрувианский человек» – остроумный и передовой для своего времени способ продемонстрировать идеальные пропорции человеческой фигуры. Рисунок изображает фигуру мужчины в двух положениях. При этом очертания изображений наложены друг на друга и вписаны соответственно в квадрат и окружность. Обе геометрические фигуры имеют общие точки соприкосновения. Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.
Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).
Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.
Значит да винчи. Леонардо да Винчи и его знаменитый витрувианский «Человек в круге
Вы не так далеки от истины, Лена. Витрувианский человек, знаменитый рисунок, сделанный Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) примерно в 1490 году, многие столетия рассматривается как символ идеальной внутренней симметрии человеческого тела и Вселенной в целом. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».
Фигуру обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях – с разведёнными в стороны руками, описывающими круг и квадрат, Да Винчи сопроводил пояснительными надписями: первоначально рисунок создавался как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия (отсюда и название работы Да Винчи).
Пару слов о Марке Витрувии Поллионе (Marcus Vitruvius Pollio). Этот древнеримский архитектор, инженер и писатель жил в конце I века до н. э. Автор знаменитой триады, так называемой триады Витрувия – трёх качеств, обязательных для архитектуры: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота). В своём главном труде – «Архитектуре», состоящем из 10 книг и посвящённом вопросам городской планировки Рима, его инженерных и архитектурных сооружений, Витрувий выделил целый раздел пропорциям человеческого тела.
Он утверждал, что природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: «длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони составляют рост человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимете руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от верхней части груди до макушки составляет одну шестую роста. Расстояние же от верхней части груди до корней волос – одну седьмую. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончика пальцев – одна пятая роста, от локтя до подмышечной ямки – одна восьмая. Длина всей руки – это одна десятая роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа – одна седьмая часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно одной трети лица». Все эти пропорции Витрувий брал за основу своих архитектурных сооружений.
«Витрувианского человека» Леонардо создавал как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, которые он провёл на основе трактата древнеримского архитектора. Да Винчи применил исследования Витрувия к живописи, иллюстрируя свой принцип единства искусства и науки (впоследствии по этой же методике составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры, один из наиболее значимых архитекторов XX века, Ле Корбюзье, Le Corbusier). Кроме того, рисунок Леонардо отражает попытку соотнести человека с природой. Известно, что Да Винчи рассматривал тело человека как отражение Вселенной. Он был убеждён в их функционировании по одним и тем же законам. Своего Витрувианского человека великий итальянец рассматривал как «космографию микрокосма». Нельзя не увидеть в этом рисунке и глубокое символическое значение. Квадрат может трактоваться как материальное бытие человека, круг – его духовная основа, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом – связь этих двух основ человеческого существования.
Хотите увидеть оригинал? Рисунок находится в коллекции Gallerie dell’Accademia в Венеции. Правда, выставляется он крайне редко, так как экспонат этот уникален и ценен не только как произведение искусства, но и как предмет исследования.
“Витрувианский человек”: инженерный проект или высокое искусство
“Витрувианский человек” – рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата “10 книг об архитектуре” занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.
Художник, ученый, инженер – Леонардо да Винчи
Картина “Витрувианский человек” была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как “Дама с горностаем”, написанная в 1490 году, незадолго до создания “Витрувианского человека”, или “Тайная вечеря”, увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной “Джокондой”, созданной в период с 1505 по 1519 гг.
Каноны
Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:
- Ordinatio – абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas – красота, utilitas – польза, firmitas – прочность конструкции.
- Dispositio – основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
- Eurythmia – определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
- Symmetria – эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
- Decor – декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
- Distributio – описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.
Геометрия
Картина “Витрувианский человек” Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция – с разведенными в стороны ногами и руками – вписана в окружность, вторая – с разведенными руками и сведенными ногами – вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести – только опосредованно.
“Витрувианский человек” – самая известная картина Леонардо да Винчи после “Джоконды”. Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека “ноги вместе, руки врозь” вписывается в геометрическую фигуру, которая называется “Квадрат древних”, а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется “пупок”, то есть место отхода пуповины при рождении человека.
Расчеты
Вот как выглядит “Витрувианский человек”, значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа:
- Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
- Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
- Шесть ладоней равны длине локтя.
- Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
- Шаг равен одному локтю и одной ладони.
- Руки в размахе равны росту человека.
- Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
- Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
- Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
- Ширина плеч – 1/4 роста.
- Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
- Расстояние от локтя до подмышки – 1/8 роста.
- Длина руки – 2/5 роста.
- Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
- От бровей до линии волос – треть длины лица.
- Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.
Символика
“Витрувианский человек” Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.
При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это “пупок” человека, как символ появления на свет. Второй – центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.
“Витрувианский человек” преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы “Модулор”, отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и “Модулору” в его практическом применении.
Плащаница
Также существует предположение, что рисунок “Витрувианский человек” – это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.
Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня “Витрувианский человек”, смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.
Источники:
https://muzei-mira.com/kartini_italia/1931-risunok-vitruvianskiy-chelovek-leonardo-da-vinchi-opisanie.html
https://www.rg-rb.de/index.php?id=3218&option=com_rg&task=item
https://www.syl.ru/article/178283/new_vitruvianskiy-chelovek-injenernyiy-proekt-ili-vyisokoe-iskusstvo