Знаменитые люди финно угорских народов. Такие разные финно-угры
Финно-угорские народы: история и культура. Финно-угорские языки
Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.
Состав этноса
Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:
- Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
- Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
- Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
- Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
- Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.
Исчезнувшие племена
Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.
Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.
Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.
Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.
Регионы расселения
Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.
Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев – венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.
Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России – карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.
Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.
В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.
Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа – место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» – коми-пермяки.
Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.
Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.
Тип внешности
Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.
Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.
При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.
Удмурты и марийцы – обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности – светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.
А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.
Количественный состав
Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них – венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов – почти в три раза меньше – около 6 млн., а численность эстонцев – немногим больше миллиона.
Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва – 843 тыс.; удмурты – 637 тыс.; марийцы – 614 тыс.; ингерманландцы – чуть более 30 тыс.; квены – около 60 тыс.; выру – 74 тыс.; сету – порядка 10 тыс. и т.д.
Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.
Экскурс в историю финно-угров
О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.
Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.
Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.
Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.
На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.
В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.
Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.
Финно-угорские языки
Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.
До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.
Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.
Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.
В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).
Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».
Финно-угорская культура
Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.
Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.
Литература
Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:
- Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
- Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
- Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.
При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.
Религиозные предпочтения
Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.
А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.
Особенности национальной кухни
В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.
Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.
Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.
Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.
Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.
Сохранять и приумножать
С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.
Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).
В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.
Известные представители
Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа – няня великого русского поэта – Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.
Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.
Знаменитые люди финно угорских народов. Такие разные финно-угры
Финно-угры — одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 народов финно-угорского происхождения. Финская “Калевала” вдохновляла Толкиена, а ижорские сказки – Александра Пушкина.
Кто такие финно-угры?
Финно-угры – одна из самых крупных этно-языковых общностей на территории Европы. К ней относятся 24 народа, 17 из которых проживает в России. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами.
Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Общая их численность на сегодня оценивается в 25 миллионов человек. Из них венгоров около 19 миллионов, 5 миллионов финнов, около миллиона эстонцев, 843 тысячи мордвы, 647 тысяч удмуртов и 604 тысячи марийцев.
Где живут финно-угры в России?
Учитывая нынешнюю трудовую миграцию, можно сказать, что везде, однако самые многочисленные финно-угорские народы имеют в России свои республики. Это такие народы как мордва, удмурты, карелы и марийцы. Есть также автономные округа ханты, манси и ненцев.
Коми-Пермяцкий автономный округ, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У финно-угров вепсов в Карелии есть своя национальная волость. Ингерманландские финны, ижора и селькупы автономной территории не имеют.
Москва – финно-угорское название?
По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.
Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».
Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.
Такие разные финно-угры
Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отношении, ни в антропологическом. По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп. В Пермско-финскую подгруппу входят коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финская группа – это мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.
Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует.
О чем говорят гаплогруппы
Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).
Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.
Какие сказки нам читали
Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.
Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе “Сказки о царе Салтане” – сказка “Чудесные дети” из вепсской традиции (вепсы – малочисленные финно-угорский народ).
Первое большое произведение Пушкина, поэма “Руслан и Людмила”. Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги “Финский альбом” также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.
Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина – “nainen”.
Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.
Как балтские и угро-финские этносы повлияли на русских и где сейчас больше всего их потомков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Многоэтническое происхождение русского народа
Ни один из народов не сохранился в качестве первозданной этнической группы. В период активного расселения славяне ассимилировались с другими племенами и общинами, частично перенимали их культуру и язык. О происхождении и развитии русской национальности ученые спорят на протяжении столетий, поскольку проследить точную историю отдельно взятого древнего этноса практически невозможно. На проблему этногенеза великороссов существует несколько взглядов. Историк Николай Полевой утверждал, что русский народ имеет исключительно славянские корни, как по генетике, так и по культуре, а финно-угорские племена не оказали существенного влияния на его формирование.
Польский этнограф Духинский был приверженцем теории тюркского и финно-угорского происхождения русских. Славяне, по его мнению, сыграли только лингвистическую (языковую) роль в формировании этногенеза русского народа.
Некоторые исследователи уверены, что древние скифы пусть и не являлись прямыми предками русских, но длительным географическим соседством со славянами внесли свою лепту в развитие русской народности. Такого мнения придерживался российский археолог Борис Рыбаков.
Золотой серединой в массиве гипотез можно считать точку зрения Ломоносова, которую впоследствии развил писатель и педагог Константин Ушинский. По мнению ученых, русский этнос — это результат взаимного влияния славян и финно-угров. Чудь, меря и другие древние финно-угорские племена постепенно ассимилировались славянами, но привнесли в их культуру свой автохтонный опыт и передали уникальные методы хозяйствования в сложных условиях Русского Севера.
Славяне и финно-угры: кто появился раньше на русской земле?
До сих пор нет единого мнения о происхождении славян, как и нет точных сведений о месте возникновения финно-угорской этногруппы. Но можно точно утверждать, что на момент прихода славян на территорию современной России, финно-угры там уже были и занимали основную часть земель. Наряду с балтами, которые проживали в западной части междуречья Оки и Волги, финно-угры составляли коренное население русской земли.
Большинство исследователей, в том числе российский филолог М.Кастрен, утверждают, что финно-угорская этногруппа зародилась на границе Европы и Азии, отделившись от прауральской общности предположительно в VI-V тыс. до н.э.. К IV-III тысячелетию до н.э. они заняли не только русские земли, но и распространились в Европу. Существует мнение, что расселение финно-угров на Запад было вызвано оттеснением со стороны завоевателей.
Колонизация славян
С V в. н.э. славяне принимают активное участие в Великом переселении народов, буквально перекраивая этническую карту Европы. До IX века колонизация имела скачкообразный характер. Отдельные группы славян отделялись от основного массива и проживали изолированно.
На территорию нынешней России славяне пришли через земли современных Белоруссии и Украины. С земель Псковщины, Смоленщины, Новгородчины, Брянщины, районов Курска и Липецка славянские племена стали двигаться на Восток, заселяя земли, где издревле жили финно-угорцы (например, нынешнюю Рязань, Подмосковье и т.д.).
Северо-Восточная часть Руси была привлекательна для славян по ряду причин. Во-первых, оптимальные климатические условия обеспечивали стабильную базу для сельского хозяйства. Во-вторых, на этих землях добывалась пушнина, игравшая роль главного прибавочного продукта.
Колонизация носила в основном мирный характер и продолжалась вплоть до позднего Средневековья.
Согласно летописям, с XII века происходила ассимиляция угро-финских этносов. Для летописцев они уже не самостоятельные племена, а часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, но отошла на второй план.
Язык как важный признак славянского этноса
По мнению некоторых этнографов, русские — это славянизированные финно-угры, которые растворились в культуре колонизаторов и приняли от них славянский язык. Если эта теория подвергается критике и имеет множество противоречий, то восточнославянское происхождение русского языка не вызывает никаких сомнений.
Это самый распространенный славянский язык, на котором говорит самая большая часть славянского населения во всем мире. В свою очередь восточнославянский язык произошли от индоевропейского праязыка, в частности от его балто-славянской ветви.
В XIV-XVII вв. русский язык окончательно выделяется из восточнославянской группы и начинает дополняться различными диалектами, в том числе «акающим» говором, свойственным для жителей верхней и средней Оки.
Древнерусский язык развивался не без влияния финно-угров. От них русской лексике достались названия рыб — семга, килька, корюшка, камбала, навага. Слова «тундра», «пихта», «тайга», а также названия городов Охта, Ухта, Вологда, Кострома, Рязань также пришли в русский язык от финно-угров. Есть мнение, что даже «Москва» — это ни что иное, как марийское «маска» (то есть медведь).
Что говорит генетика и антропология
Славяне — это этноязыковая общность и чисто лингвистическое понятие. Поэтому формулировки «славянская кровь» или «славянские гены» считаются антинаучными и бессмысленными.
Все современные славянские народы сохранили свои дославянские субстраты, которые определяются антропологическими признаками, в том числе формой черепа. То есть с кем смешивались славянские колонизаторы, черты того народа они и вбирали в себя. Например, черепа современных славян-белорусов идентичны черепам балтов, черепа значительной части украинцев — черепам сарматов, а русские Залесья (часть Московской области) имеют антропологические признаки финно-угров Оки.
Российский историк и специалист по Древней Руси И.Н. Данилевский отрицает наличие «чисто славянской антропологии» и утверждает, что даже если она и существовала, то со временем растворилась в среде автохтонов, которые были ассимилированы славянами (финно-угров, балтов и т.д.). В свою очередь, финно-угры, несмотря на «растворение» среди славян, сохранили свои типичные антропологические признаки — голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо с выраженными скулами.
Этническая ассимиляция, происходившая в том числе и в результате смешанных браков славян и финно-угров, проявлялась не только в культурном, но и в антропологическом аспекте. Последующие поколения русских отличались от других восточнославянских народов более выпуклыми скулами и угловатыми чертами лица, что косвенно, но все же можно отнести к влиянию финно-угорского субстрата.
Что касается генетики, то общепринятым маркером, позволяющим определить происхождение человеческих популяций, являются Y-хромосомные гаплогруппы, передающиеся по мужской линии. У всех народов свои наборы гаплогрупп, которые могут быть схожи между собой.
В начале XXI века российские и эстонские ученые исследовали русский генофонд. В результате было выявлено, что коренное население Южно-Центральной России имеет генетическое родство с другими славяноязычными народами (белорусы и украинцы), а жители Севера близки к финно-угорскому субстрату. При этом типичного для коренных азиатов (монголо-татар) набора гаплогрупп не было обнаружено в достаточной степени ни в одной из частей русского генофонда (ни в северной, ни в южной). Таким образом, поговорка «Поскреби русского — найдешь татарина» не имеет под собой оснований, а вот прямое влияние угро-финнов на формирование русского этногенеза доказано генетически.
Распределение разных народов на территории современной России
Согласно переписи населения, в России до сих пор живут значительные по численности финно-угорские группы: мордва, удмурты, марийцы, коми-зыряне, коми-пермяки, ижорцы, водь и карелы. Число представителей каждого народа варьируется от 90 до 840 тыс. человек. Генофонд этих племен не «обрусел» до конца, поэтому среди коренного населения можно встретить жителей с разными внешними данными, свойственными определенным этническим группам.
Отдельные племена финно-угров буквально «растворились» в веках и не оставили никаких следов, но по упоминаниям в летописях можно отследить их местоположение на территории Древнерусского государства. Так, таинственный народ чудь, в состав которого входили племена водь, ижора, весь, сумь, емь и др.) населяли преимущественно северо-западную часть современной Ленинградской области. В Ростове жили меря, а в Муромской области — мурома и черемисы.
Также исторически доказано проживание балтского племени голядь в верховьях Оки (на территории Калуги, Орла, Тулы и Московской области). В I тысячелетии н.э. западные балты были славянизированы, но все теории об их существенном влиянии на русский этногенез не имеют под собой достаточных оснований.
Также далеко не всё просто с татарами, и очень большой ошибкой будет всех их назвать одним народом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
https://www.syl.ru/article/307636/finno-ugorskie-narodyi-istoriya-i-kultura-finno-ugorskie-yazyiki
https://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-finno-ugrakh/
https://kulturologia.ru/blogs/230919/44228/