Академик лихачев: взгляд из xxi века. Нравственные заповеди д.с.лихачева
Письма «О добром и прекрасном» академика Д. С. Лихачева как один из источников формирования духовно-нравственных ценностей молодёжи «Всё возвращается на круги своя»
Самусь Валентина Михайловна,
МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»,
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных , а в XXI веке она приобретает особое значение. Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к ближнему, к людям иной национальности характерны для большинства современной молодёжи. Аморальные установки приобретают едва ли не культовое значение.
Всё чаще мы слышим о последствиях утраты обществом важнейших нравственных качеств. Понимаем, если каждый человек будет жить ради самого себя, ущемляя права других, человечество приобретет животный характер. Ни к чему хорошему потеря моральных качеств общество привести не может, оно начнёт деградировать, а мы вернёмся к тому, с чего начинали: к приматам. Во все времена эта тема была крайне актуальной . О проблеме безнравственности писали многие великие авторы.
В XXI веке люди придают очень много значения деньгам, что и толкает их на мерзкие поступки, при этом они теряют честь и совесть. Все моральные ценности связаны между собой, хотя, конечно, каждая из них имеет своё значение для человека, его развития. Но потеряв одно из них, сразу лишаешься и всех остальных, теряются все нравственные качества.
Мы можем найти оправдание нынешней молодёжи. Например, современное поколение совершенно по-другому воспринимает мир вокруг себя. Такое состояние общества связано с теми преобразованиями, которые пережила наша страна в переходный период. Одной из причин потери нравственности у современного человека, по моему мнению, стал спад религиозного чувства. Многие сейчас больше верят учёным, чем Священной книге. Всё это еще раз подтверждает правильность высказываний Лихачёва [10]. Его мысли созвучны времени и волнуют думающих людей, которые хотят изменить мир к лучшему.
Нельзя сегодня не вспомнить миф Древней Греции «Пять грехов». Бессмертные боги создали людской род счастливым. Это был золотой век. Все жили долго и счастливо, а смерть была похожа на тихий сон. Второй серебряный век уже был не таким счастливым, потому что люди стали непокорными. Они не повиновались бессмертным богам. Третий род – это медный век. Возлюбили люди этого века гордость и войну, не занимались земледелием, а уничтожали друг друга своими собственными руками. Великим Зевсом был создан четвёртый век и новый род людской – род полубогов-героев, но одни погибли, сражаясь за наследие Эдипа, другие погибли под Троей. Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается на земле и сейчас. Задумывался ли кто-нибудь, что представляет собой этот век? Ночью и днём, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Покинули людей доброта и справедливость. Ходят среди людей раздор, зависть, равнодушие и ненависть. Беды рассеялись по всему миру. Не ценят люди правды и добра, разрушают города, всюду властвует насилие. В железный век ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей [13].
Я не знаю, насколько правдив этот миф, но, наблюдая за жизнью людей XXI века, вынуждена признать, что пророчества греков относительно пятого века оказались правдивыми. Где же наши человеческие достоинства? Почему растеряны нравственные качества нынешней молодёжи? Есть ли спасение? Каков же будет шестой век? А будет ли он?
Изменения, происходящие в XXI веке, в данный момент волнуют всех. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, телепередач, личных примеров взрослых у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с первых дней жизни необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Постараемся и мы, учителя, изменить наших учеников, объяснить понятия нравственности, привести аргументы из литературы и жизни посредством подготовки обучающихся к экзаменам.
В качестве примера приведу урок русского языка «Всё возвращается на круги своя» (Готовимся к ОГЭ вместе с Д. С. Лихачёвым).
Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и взглядах академика Д. С. Лихачёва; акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях; воспитывать стремление к активной жизненной позиции; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
В самом начале урока уделяю внимание теме «Всё возвращается на круги своя» [14]. Первоисточник – Библия . В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл.1, ст.6) говорится о ветре, для которого это круговое, спиралевидное движение и характерно: «Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои» (рус.пер.). Смысл выражения: нет ничего нового на земле, все повторяется. Иногда используется в ироническом смысле применительно ко всевозможной бюрократической волоките, к незавершённому делу, предприятию.
А повторяется то, что мы не так давно утратили. Это духовно-нравственные качества человека. Своим ученикам говорю о том, что поможет нам разобраться в этом Дмитрий Сергеевич Лихачёв – «совесть нации». Он был человеком удивительной судьбы. Начав своё образование ещё в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, а пережил Лихачёв все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д. С. Лихачёв оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность – этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времён» [12].
Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. Нельзя сегодня не вспомнить те далёкие времена, когда страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Во многом благодаря Владимиру Мономаху была достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси мирный договор. Прожив славную жизнь, он написал поучение [9] для своих сыновей, в котором перечислил примеры из собственной жизни, которые считал достойным подражанием. Духовное завещание стало наставлением не только его сыновьям, но и всем потомкам.
На рубеже XX-XXI веков появился ещё один пророк, Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу, как наши предки старались и умели жить по совести.
Учёный сформулировал вечные принципы жизни применительно к новым условиям. По мысли Дмитрия Сергеевича, эти заповеди «представляют собой новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Нравственные заповеди Д. С. Лихачева
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я его воспринимаю, как близкого мне человека, с которым у нас родственные души.
Позволю себе привести только одну цитату из его статьи «Любите читать!»:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Д. С. Лихачёв прожил долгую, наполненную трудностями и лишениями жизнь, очень переживал за будущее России, за наше с вами будущее и оставил, как заповеди для последующих поколений свой моральный кодекс. Все его положения были составлены на основе христианского Евангелия.
О своих религиозных чувствах академик Д.С. Лихачев публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В заметках «О жизни и смерти» он писал так: «Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».
Немного переосмыслив лихачевские заповеди, мне захотелось воплотить их в стихотворную форму. Удивительно легко подбирались слова и складывались рифмы, возможно, потому, что это есть язык духовный!
1. «Люби людей – и ближних, и дальних»
Любите людей – и ближних, и дальних,
И будет всё меньше на свете печали:
Чем больше любви вы во вне отдаёте,
Тем больше её для себя обретёте.
2. «Твори добро, не видя в том заслуги»
Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!
3. «Люби мир в себе, а не себя в мире»
Любите мир в себе, а не себя в сём мире,
К гармонии стремясь мятущейся душой,
Ты сам не сотвори вдруг из себя кумира,
Чтоб не смешать свой дух с тщеславною толпой!
4. «Будь рыцарем и с женщиной, и в споре»
Будь рыцарем и с женщиной, и в споре,
И на полшага просто отступи,
Порою лишь уступкой дверь откроешь,
В которую и силой не войти!
5. «Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись»
Из чистого источника культуры
Ума и сердца голод утоли!
Бери, но знай: всё хорошо, что в меру,
А мера то, что сможешь унести!
6. «Твори по силам – дело не в масштабе»
Твори по силам – дело не в масштабе,
Пусть будет мал кирпичик для стены,
Так, дальний путь мы отмеряем шагом,
Ведь в этом шаге смысл любой длины!
7. «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир»
Не уставай в труде и чЕрпай знанья,
Достойным людям будет путь открыт
Для творчества и миросозиданья,
И Божьих промыслов и малых, и больших…
8. «Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай»
Ни зависти, ни жадности, ни злобы
Ты в сердце никогда не допускай,
Коль в нём живёт Любовь и Вера в Бога,
Там места не останется для зла!
9. «Не помни зла и злого пожалей»
Не помни зла и злого пожалей,
Когда поймёт он, что такое горе,
Не помня зла, воды ему налей,
Он так ничтожен в злобе, так ничтожен…
10. «Будь скромен – чванство низко и смешно»
Будь скромен – чванство низко и смешно,
Им путь к тщеславью устилают люди,
Забыв, что пресыщение – грешно,
А скромность – благодетельное чудо!
11. «Настраивай себя сам – достоинство твой камертон»
Внутри себя достоинство храни,
И будешь почитаем ты людьми:
Кто сдержан – тот спокоен и умён,
И низостью не будет уязвлён!
12. «Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам»
Лживым словом не делись,
Лицемерье – непригоже,
Правда упрощает жизнь,
Ложь обходится дороже!
13. «Не казни себя за ошибку, а извлеки из неё урок»
Мы на ошибках учимся своих,
Едва лишь сделав в детстве первый шаг,
Ведь в жизни каждый учится ходить
Не на чужих, а на своих ногах!
14. «Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!»
Читая книгу, проживаешь
Ты столько жизней, сколько книг
В своей ты жизни прочитаешь,
И знанья чЕрпаешь из них!
15. «Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени»
Неуловимо Время,
Никто над ним не властен,
Лишь оценив мгновенье,
Ты будешь в жизни счастлив!
16. «Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого»
Мы пришли в этот Мир на время,
Чтоб постичь и улучшить его,
Для духовного преображенья,
Не прося взамен ничего!
17. «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух»
Нам Вера, как маяк в ночи,
Как пламя трепетной свечи,
Что мы, как душу бережём,
Пока Создателю вернём!
18. «Будь памятлив – в прошедшем твой исток!»
Будь памятлив – в прошедшем твой исток,
И сколько бы веков не отсчитало Время,
История есть жизненный урок,
В котором судьбы многих поколений!
19. «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»
Не ищите вы лёгких дорог,
Смысл развития – в преодолении,
Чем труднее и выше прыжок,
Тем весомей его значение!
20. «Старайся всегда соблюдать чувство меры»
Всему есть мера – тонкая черта,
Что из законов жизненных взятА
Из тех, что буквою Закона утверждён,
И «жизнь по совести» – неписанный Закон!
21. «Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни – своего, а не взятого с чужого плеча»
Бывает, мы устало опускаем руки,
Не видя смысла жизни впереди,
Но, лишь пройдя страдания и муки,
Мы этот смысл сумеем обрести!
22. «Будь совестлив: вся мораль – в совести»
Быть может, вам предложат лёгкий путь,
Где нужно только грань перешагнуть,
И малодушно отвести глаза
От той черты, где «можно» и «нельзя».
На этот счёт лишь совесть даст ответ:
Достойно это будет или нет!
23. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!»
Чти прошлое – начало всех начал,
Хоть в настоящем всё же твой причал.
И, жизнь творя, в ней постигая суть,
Ты в будущее пролагаешь путь!
24. «Будь патриотом и не будь националистом»
«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим».
Будь патриотом, Родине служи,
Но с разными народами дружи!
Народ, что уважать других привык
Для мира будет ценен и велик!
25. «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»
Нам Земля – колыбель от рожденья – навек,
Человеческий род нескончаем,
«Как прекрасна Земля, и на ней человек!» –
Я есенинский слог повторяю!
Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворенное ими сохраняй, и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра». Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания.
Эмиграция и эмигранты
Как уехать. Как сохранить себя в эмиграции. Здоровье, семья, образование, работа, отдых в эмиграции.
25 заповедей человечности академика Дмитрия Лихачева
Дмитрий Лихачев — заповеди академика-гуманиста
Личность академика Дмитрия Сергеевича Лихачева – образец человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он стал идеалом современника для миллионов образованных россиян.
Мало кто знает о 25 заповедях Дмитрия Лихачева и о том морально-нравственном климате, который он порождал вокруг себя. Дмитрий Сергеевич — это совершенно особый тип личности, он — концентрированная совесть России. Его 25 заповедей стали и его завещанием, и его автопортретом.
Люби людей — и ближних, и дальних
Твори добро, не видя в том заслуги
Люби мир в себе, а не себя в мире
Будь рыцарем и с женщиной, и в споре
Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись
Твори по силам — дело не в масштабе
Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир — изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя — изменяешь мир
Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай
Не помни зла и злого пожалей
Будь скромен — чванство низко и смешно
Настраивай себя сам — достоинство твой камертон
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам
Не казни себя за ошибку, а извлеки из нее урок
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени
Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого
Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух
Будь памятлив — в прошедшем твой исток!
Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое
Старайся всегда соблюдать чувство меры
Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни — своего, а не взятого с чужого плеча
Будь совестлив: вся мораль — в совести
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
Будь патриотом и не будь националистом
Твой дом — земля, твоя семья — человечество, береги их!
Источники:
https://yamal-obr.ru/articles/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-akademika-d-/
https://www.stihi.ru/2017/02/20/10440
https://big5.ru/25-zapovedej-chelovechnosti-akademika-li/