Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. “Мертвые души”: смысл названия
Мертвые души смысл названия поэмы Гоголя
Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон. Это сопоставление несопоставимого в рамках одного словосочетания. Душа – явно живая субстанция и мёртвой она быть точно не может.
При первом прочтении заглавия складывается впечатление, что речь пойдёт о чём-то загадочном, мистическом. Однако, это далеко не так. К подобному выводу мы приходим после глубокого анализа текста. И выясняется, что заглавие отсылает нас к основной сюжетной линии поэмы. «Мёртвые души» – это умершие крепостные, которых Чичиков хотел купить у помещиков. Не секрет, что Чичикова интересовали деньги, он хотел любыми способами разбогатеть и получить прибыль. Его не волновала нравственная составляющая своих поступков. Всем в его жизни двигали только деньги и материальный интерес.
Однако, есть ли у названия поэмы Гоголя какой то другой смысл? Возможно, «мёртвые души» – это сами помещики, которых посещал Чичиков. Они настолько погрязли в глупости и лицемерии, что не думали ни о чём, кроме денег. Эгоизм пропитал всё их существо, эти люди не были способны любить, анализировать, сострадать, сопереживать… Кроме того, образ жизни упомянутых персонажей свидетельствовал о их душевной пустоте. Достаточно вспомнить, в каком состоянии находилось жилище Плюшкина. Почти каждый персонаж, встретившийся на пути Чичикова, был описан меткими запоминающимися фразами типа «дубинноголовая», «прореха на человечестве». Гоголь с удивительной остротой высмеял безнравственный образ жизни этих людей.
Итак, смысл заглавия «Мёртвые души» имеет два значения. В прямом смысле оно обозначает мертвых крестьян, а в переносном – самих помещиков. Но всё-таки, Гоголь оставляет в названии поэмы нотку оптимизма. Вначале мы говорили о том, что слово душа никак не может отождествляться с понятием «мёртвые». Поэтому, возможно, автор надеется на то, что эти люди, несмотря на своё плачевное положение, смогут измениться в лучшую сторону.
Вариант 2
Н. В. Гоголь дает многозначное название своей поэме: «Мертвые души».
Само словосочетание является оксюмороном, ведь по философским взглядам душа не может принадлежать мертвому человеку.
Однако для лучшего понимания необходимо рассмотреть события российской истории. В то время «мёртвыми душами» назывались умершие крестьяне. Вот их и скупает Чичиков в надежде получать с них доход.
Здесь подчеркивается проблема того времени: за числом умерших крестьян никто не следил, поэтому возникало огромное количество перекупщиков, желавших нажить себе состояние. У людей отсутствовали всякие религиозные ценности, когда мертвых людей перепродавали ради наживы.
Умершие крестьяне для помещиков наравне с живыми. Помещики описывают их словно живых: у одного были руки золотые, а другой был мастером своего дела. Они не воспринимаются как люди, для помещиков – это рабочая сила, инструмент, который, к сожалению, перестал действовать.
Но было бы слишком просто, если бы Гоголь поставил в центр произведения цель похождений главного героя – умерших крестьян. Здесь прослеживается более глубокая проблема. Бесцельность существования чиновников и помещиков, которые сами давно превратились в мертвые души. Умершие крестьяне, которых описывают как существующих, оказываются живее их хозяев. Это пустые люди с отсутствием всякого смысла жизни.
Гоголь представляет помещиков по степени их деградации: Манилов – пустая мечтательность, Коробочка – «дубинноголовость», Ноздрев – разгульство, Собакевич – накопительство, Плюшкин – упадничество, «прореха на человечестве». Вот они – настоящие мертвые души, для которых духовная жизнь заменяется чревоугодием. Это любители поесть, Ноздрев любит выпить, а Собакевич вообще сравнивается со зверем.
Но не только помещики являются носителями безжизненности. Чиновникам в поэме уделяется намного меньше внимания, чем помещикам, однако именно они составляют страшную картину: кумовство и взяточничество. Различные бумаги – главное для этой системы. Важную роль здесь играет глава о капитане Копейкине. Омертвелость ярко видна в сцене бала, на котором нет человеческих лиц. Повсюду головные уборы, фраки, мундиры, ленты.
В поэме описывается жизнь города. Она вроде во всю кипит, однако это одна бессмысленная суета. В названии поэмы заключается авторский замысел. Название является символом жизни уездного города N. который символизирует целую Россию. Автор с сожалением пишет, что Россия находится в кризисном состоянии, а души людей мертвы.
Смысл названия заставляет подумать о том, что каждый может со временем стать Коробочкой или Плюшкиным. Достаточно обзавестись хотя бы одной небольшой страстью. Гоголь призывает читателя ответить на вопрос: «А не являюсь ли я мертвой душой?». Так он возвращает кого-то к жизни.
Возможно, используя прием оксюморона, Гоголь дает надежду на то, что все-таки помещики и чиновники живы, а их душа может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.
Гоголь дает многозначный смысл названия, который можно увидеть только после прочтения.
Про название Мертвые души
Название поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» необычно. Построена она как похождения предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души. Образ этого ловкого дельца буржуазного склада связывает все части произведения.
Павел Иванович Чичиков – человек умный и предприимчивый. Вот только эти свои качества он подчиняет одной цели – скопить деньги. У него хитрый план, согласно которому он скупает мертвые крестьянские души, а затем получает за них денежное вознаграждение. В одном из русских городов он знакомится с помещиками, чтобы осуществить свой план, и по очереди их навещает.
Галерея помещиков открывается образом безобидного Манилова и заканчивается потерявшим человеческий облик Плюшкиным. Бесхозяйственный Манилов – праздный мечтатель, живущий в мире своих грез. «Дубинноголовая» Коробочка не забывает о своей выгоде. Бесшабашный мот, враль и шулер Ноздрев – ничтожный человек. «Чертов кулак» Собакевич – хитрый и жадный. Плюшкин – бессмысленный накопитель, скупец, полностью утративший всё человеческое.
Гоголь изображает и мир чиновников, их оторванность от народа, его нужд и запросов. Губернатор вышивает, вяжет, в администрации он ничего не значит. Прокурор – бездельник, пьяница, обжора. Полицмейстер – ловкий грабитель. В «Повести о капитане Копейкине» мы видим столичных чиновников, равнодушным к законности и справедливости.
Все эти живые люди давно умерли внутри, потеряли свою душу и человечность. Вот они-то и есть самые настоящие мертвые души.
Миру помещиков и чиновников противопоставлены живые души – талантливый, трудолюбивый народ. Перед нами предстают простые люди, хотя и загубленные своей лихой долей. В основном это крестьяне, которые числятся в списках умерших. Гоголь с любовью и болью говорит о простом русском народе. Они предстают перед нами живее своих хозяев-помещиков. Каретник дядя Михей, сапожник Максим Телятников, печник Милушкин, плотник Степан Пробка – талантливые мастеровые люди. Но, к сожалению, все они либо беглые, либо покойники.
Гоголь сумел показать в своей поэме бессмысленную жизнь владельцев дворянских усадеб, крепостничество, которое уничтожает в человеке душевные порывы и глубокие чувства. При этом автор выразил свою веру в русский народ и в светлое будущее России.
Также читают:
Картинка к сочинению Мертвые души смысл названия
Популярные сегодня темы
Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).
Проблема крупных городов заключается в отстраненном отношении людей друг к другу, человек перестает быть человеком и становится просто функцией, которая существует вне понимания человечности.
На протяжении существенной части своей жизни я потакал другим людям, мне казалось, будто такое поведение является действительно верным, а также нужно непременно делать как все и тогда будет и чувство общности и нечто правильное
С приходом зимы вся природа по мановению волшебной феи погружается в мир зимней сказки. Красавица-зима зачаровывает своим заснеженным, бархатистым пейзажем.
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций
“Мертвые души”: смысл названия. Поэма Николая Васильевича Гоголя
В мае 1842 года выходит в печать первый том гоголевских «Мертвых душ». Произведение было задумано автором еще во время его работы над «Ревизором». В «Мертвых душах» Гоголь обращается к основной теме своего творчества: господствующим классам русского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его». Действительно, «Мертвые души» – выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.
“Мертвые души” – сатира на крепостничество
«Мертвые души» – произведение критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).
- Историзм. Произведение написано о современном писателю времени – рубеж 20-30 годов XIX века – тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
- Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
- Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи сравнительных оборотов и пословиц.
Смысл названия: буквальный и метафорический
Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.
Почему «Мертвые души»? Само название – оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа – это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.
Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности – буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» – это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).
Глубинный смысл названия
Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души». Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти. И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»
Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.
Жанровое своеобразие
При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: “Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?” Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.
На титульном листе первого издания было написано: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (на первой части настояла цензура) – и далее крупно был выделен подзаголовок «Поэма». Сам писатель настаивал, чтобы именно так оформляли «Мертвые души». Смысл названия произведения поэмой сводится к тому, что Гоголь планировал продолжить работу, и во втором и третьем томах показать возрождение порочных героев. И тогда «Мертвые души» из сатиры превратятся в поэму.
Этим не исчерпываются жанровые особенности произведения «Мертвые души». Смысл названия его поэмой объясняется самим Николаем Васильевичем в пособии по словесности. Там он называет поэмой жанр, промежуточный между эпопеей и романом. В центре такого жанра должен стоять герой – обычный человек, через приключения которого показываются нравы современной ему эпохи. В пример Гоголь приводит «Дон Кихота» Сервантеса.
Кроме того, в «Мертвых душах» есть еще один аспект, благодаря которому произведение считается поэмой – это многочисленные лирические отступления, характерные для данного воспевающего жанра.
Помимо перечисленных качеств, «Мертвые души» тесно граничат с плутовским и даже социальным романом. Но относить произведение к данному жанру не стоит ввиду отсутствия любовной интриги.
Герои и антигерои в поэме
В первом томе «Мертвых душ» («Ад» по Данте) Гоголь задумал показать зло – порочное чиновничество и помещичий класс. Реализовано это было через систему образов. Герои-мертвые души – те чиновники и помещики, которых встречает Чичиков, выполняя свою хитроумную махинацию.
Образы помещиков представлены по мере возрастания духовного упадка и моральной низости. При описании каждого из них Гоголь акцентирует внимание на том, что это не частный случай, а тип людей: «Манилов принадлежит к людям так себе»; Коробочка – «Одна из тех матушек»; «Таких людей, как Ноздрев, приходилось всякому встречать немало». Подобных нравственно оскудевших людей рождает социальная среда. В поэме вынесен приговор как помещикам, так и всей крепостнической системе в целом.
Еще один отрицательный образ поэмы «Мертвые души» – чиновничество. В городе царит разруха и бардак. Бюрократический аппарат – то место, где можно выгодно заработать. Процесс получения взяток поставлен на поток. Вспомним эпизод, когда Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу. Действия чиновника доведены до автоматизма: увидеть купюру – накрыть бумажкой – сделать вид, что все в порядке.
Отрицательные герои формируют смысл названия поэмы – «Мертвые души». Однако, по мнению Гоголя, не все так плохо: двоим героям он дает шанс исправиться. Процесс воскрешения из мертвых связан с категорией движения. Двое персонажей поэмы показаны в процессе развития: дана биография Чичикова и Плюшкина. Этим Гоголь намекает, что они способны измениться в дальнейшем.
Несомненно, положительный герой в поэме – это автор, раскрывающийся через лирические отступления. Он понимает и любит Россию, видит огромный потенциал в русском народе. Кроме того, Гоголь подчеркивает положительные качества русского народа: сочный язык, трудолюбие, честность, самобытность, изобретательность. Именно это позволит измениться Руси и стать сказочной птицей-тройкой.
О втором томе “Мертвых душ”
В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.
Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.
Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. “Мертвые души”: смысл названия
В поэме «Мертвые души» великий русский писатель Н.В. Гоголь мастерски изобразил множество самых разнообразных характеров. Центральное место в поэме занимают главы, повествующие о разных типах помещи-ков-крепостников в тогдашней России. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читателя к мысли о том, что именно эти «хозяева жизни» и являются «мертвыми душами».
Гоголь дает описание помещиков в определенном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Образы помещиков проходят перед нами один за другим, и с каждым новым персонажем все больше видна потеря человеком всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже получает свое реальное воплощение.
«Мертвые души» — это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губительную силу крепостного права.
Галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин не кажется ужасным персонажем, «мертвой душой». Наоборот, «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. » Немного слащавый, «сахарный», очень любезный и чрезвычайно приятный мужчина, особенно на фоне остальных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности. Единственный результат его «работы» — «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами». Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как «мертвая душа», не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты.
Такой же пародией на человека кажется Коробочка, которую автор называет «дубинноголовой». На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится «продешевить» при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.
Иной образ «живого мертвеца» олицетворяет собой Ноздрёв. Его жизнь — бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрёв груб и бесцеремонен: «Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий. » Гоголь иронически называет Ноздрева «историческим человеком», подчеркивая его типичность: «Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю». В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.
Разложение помещичьего класса проявляется и в образа Собакевича, владельца хорошего имения. Этот «кулак» — новая ступень морального падения человека. «Казалось, в этом теле совсем не было души. »- пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем. Этот человеконенавистник — законченный реакционер, гонитель науки, просвещения.
И все же не Собакевич является пределом деградации помещиков в поэме. «Венцом» всему оказывается Плюшкин, «прореха на человечестве», «мертвая душа». Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюшкина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется «дряхлым инвалидом», читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом фоне возникает странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот». Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность убила даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые «мрут как мухи» или ударяются в бега. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в «живой труп», не вызывающий ничего, кроме отвращения.
Так Гоголь показывает деградацию поместного дворянства в своей поэме. От Манилова до Плюшкина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных интересах. Именно это хотел подчеркнуть Гоголь, создавая галерею образов помещиков. Вот они и являются духовными мертвецами.
Прошло уже более ста лет с момента создания поэмы, но и по сей день мы восторгаемся мастерством Гоголя-сатирика, так правдиво и вместе с тем художественно изобразившего российскую действительность 1-й половины XIX века.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/mertvye-dushi-smysl-nazvaniya
https://fb.ru/article/189233/mertvyie-dushi-smyisl-nazvaniya-poema-nikolaya-vasilevicha-gogolya
https://resheba.net/load/nikolaj_vasilevich_gogol/mjortvye_dushi/smysl_nazvanija_poehmy_n_v_gogolja_mertvye_dushi/22-1-0-198