Анализ «Скупой рыцарь» Пушкин. Александр Пушкин — Скупой рыцарь (Трагедия): Стих
Анализ трагедии Скупой рыцарь Пушкина сочинение
Задумка написать историю скупого рыцаря, пришла Александру Сергеевичу Пушкину, ещё в 1826 году. И только осенью 1830 года работа была завершена. Впервые издана пьеса, в журнале «Современник» в 1836 году.
«Скупой рыцарь» первое драматическое произведение, из серии коротких философских пьес, получивших название «Маленькие трагедии». В каждой пьесе, автор описывает одно из качеств человеческого характера. В «Скупом рыцаре» Пушкин мастерски раскрывает тему межличностных семейных отношений и человеческой скупости.
Сюжет. Эпоха средневековья. Барон Филипп очень богат. Владеет сундуками золота. Но скупость не позволяет ему пользоваться своим богатством. Он буквально, чахнет над золотом, проводит с ним много времени и ведет беседы. Ему когда-то были присущи рыцарские качества, такие как справедливость, честь, отзывчивость. Но они давно захвачены чрезмерной бережливостью перешедшей в скупость. Теперь барон считает смыслом жизни сохранить накопленное. Ведь в золоте, по его мнению – честь, сила и власть. Сын барона Альбер испытывает финансовые трудности и обращается за помощью к отцу. Но тот отказывает сыну, считая, что накопленное богатство будет бессмысленно спущено. В разговоре со слугой, приходит мысль, что завладеть богатством можно по наследству, отравив скрягу-отца. Сын не соглашается на убийство. Подав жалобу на отца, Альбер подключает к разбирательству местного герцога. В результате, барон Филипп, умирает от сердечного приступа со словами «Где ключи? Ключи мои. »
Понятие рыцарской чести деформировалось не только в сознании барона, изменилось и все феодальное общество в целом. Главными качествами стали эгоизм и возвышение собственных интересов над интересами других людей, даже самых близких.
Происхождение истории сюжета автобиографическое. Тяжелые взаимоотношения с отцом способствовали созданию произведения. Александр Сергеевич, сам не раз оказывался без средств к существованию. Находясь в ссылке, автор обращался за помощью к отцу. Но Сергей Львович был равнодушен к просьбам сына, ссылаясь на недостаток благосостояния. При поступлении юного Пушкина в гвардейский полк, выбор был сделан в пользу более бюджетного подразделения, опять же по причине скупости отца.
В истории Пушкин не дает оценку болезненным взаимоотношениям между отцом и сыном. Он очень ярко раскрывает тему власти богатства над человеком и обществом в целом. Заботливое отношение к материальным благам – бережливость, переросшая в личную материальную зависимость, заманивает человека в ловушку, обрекая на неудачи. Когда душу состоятельного человека захватывает скупость, интересы членов семьи и общества, забота о близких и простые человеческие отношения обесцениваются.
Вариант 2
Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.
Данная пьеса является начальным произведением цикла «Маленькие трагедии», в каждой из которых Пушкин раскрывает какую-либо сторону души человека. В «Скупом рыцаре» отражен такой человеческий порок как скупость.
Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.
Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.
В «Скупом рыцаре» Альбер и барон Филипп представлены отражателями двух противостоящих друг другу жизненных правд. Несмотря на их кровное родство отец и сын совершенно разные, противоположные друг другу личности.
Трагическую пьесу А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» можно назвать тонким психологическим описанием душевных качеств человека, анализом пороков человеческой личности, ее страстей.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ трагедии Скупой рыцарь
Популярные сегодня темы
Одиссей со своими друзьями добрался по морю до страны циклопов, чтобы узнать, какой народ там живет. Первое, что они увидели, причалив к берегу, – пещеру циклопа Полифема, который жил в одиночестве и пас баранов.
Граф Б***- один из важнейших героев повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», играющий ключевую роль в сюжете произведения
Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя.
Человек – это звучит. Все мы люди, но не каждого можно назвать Человеком. Просто к этому слову прибавляют много-много хороших качеств. Это, скорей, идеал, каким должен быть настоящий человек.
Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую прозу, основной темой которой является изображение семейного конфликта, выразившегося в пагубном воздействии огромных денег
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
История создания
«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.
Тема и сюжет
Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» – первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.
Герои и образы
Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.
Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.
Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.
Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.
Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.
Проблематика
В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.
Конфликт
Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.
Композиция
В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»
«Скупой рыцарь» – это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.
Стиль и художественное своеобразие
Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.
Скупой рыцарь
Задуман в 1826 г. Закончен в 1830 г. Впервые напечатан в 1-й книге пушкинского журнала «Современник», в 1836 г. Подзаголовок Пушкина («Из Ченстоновой трагикомедии The covetous knight» 1) представляет собой мистификацию: в творчестве английского писателя XVIII в. В. Шенстона (во времена Пушкина его имя нередко писалось у нас — Ченстон) нет ничего похожего на пушкинскую трагедию 2) . Основная тема «Скупого рыцаря», как и всех «маленьких трагедий» — психологическая: анализ человеческой души, человеческих «страстей», аффектов (см. вступительную статью). Скупость-страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош — показана Пушкиным и в ее разрушительном действии на психику человека, скупца, и в ее влиянии на семейные отношения, трагически искажаемые, извращаемые ею, и, наконец, как результат, продукт определенной социально-исторической эпохи. Носителем этой страсти Пушкин, в отличие от всех своих предшественников и, в первую очередь, Шекспира (Шейлок) и Мольера (Гарпагон), сделал не представителя «третьего сословия», купца, буржуа, а барона, феодала, принадлежащего к господствующему классу, человека, для которого рыцарская «честь», самоуважение и требование уважения к себе стоят па первом месте. Чтобы подчеркнуть это, а также и то, что скупость барона является именно страстью, болезненным аффектом, а не сухим расчетом, Пушкин вводит в свою пьесу рядом с бароном еще одного ростовщика — еврея Соломона, для которого, наоборот, накопление денег, бессовестное ростовщичество является просто профессией, дающей возможность ему, представителю угнетенной тогда нации, жить и действовать в феодальном обществе.
Скупость, любовь к деньгам, в сознании рыцаря, барона — низкая, позорная страсть; ростовщичество, как средство накопления богатства, — позорное занятие. Вот почему, наедине с
1) Скупой рыцарь (англ.).
2) Вероятнее всего, эта ссылка на иностранный оригинал была сделана Пушкиным, чтобы парализовать возможные сплетни, будто в трагедии отражены тяжелые отношения, самого поэта с его отцом, отличавшимся, как известно, скупостью. В действительности в «Скупом рыцаре» нет никаких автобиографических намеков.
собой, барон убеждает себя, что все его действия и все его чувства основываются не на страсти к деньгам, недостойной рыцаря, не на скупости, а на другой страсти, тоже губительной для окружающих, тоже преступной, но не такой низменной и позорной, а овеянной некоторым ореолом мрачной возвышенности — на непомерном властолюбии. Он убежден, что отказывает себе во всем необходимом, держит в нищете своего единственного сына, отягощает свою совесть преступлениями 1) — все для того, чтобы сознавать свою громадную власть над миром:
На свои несметные богатства он может купить все: женскую любовь, добродетель, бессонный труд, может выстроить дворцы, поработить себе искусство — «вольный гений», может безнаказанно, чужими руками, совершать любые злодейства.
Эта власть скупого рыцаря, вернее, власть денег, которые он всю жизнь собирает и копит, — существует для него только в потенции, в мечтах. В реальной жизни он никак не осуществляет ее:
На самом деле, это все — самообман старого барона. По говоря уже о том, что властолюбие (как всякая страсть) никогда не могло бы успокоиться на одном сознании своей мощи, а непременно стремилось бы к осуществлению этой мощи, — барон вовсе не так всемогущ, как он думает («. отселе править миром я могу. », «лишь захочу-воздвигнутся чертоги. »). Он мог бы все это сделать с помощью своего богатства, но он никогда не сможет захотеть; он может открывать свои сундуки только для того, чтобы всыпать в них накопленное золото, но не для того, чтобы взять его оттуда. Он не царь, не владыка своих денег, а раб их. Прав его сын Альбер, который говорят об отношении его отца к деньгам:
1) См. стихи об угрызениях совести в его монологе во второй картине.
Правильность этой характеристики подтверждается и мучениями барона при мысли о судьбе накопленных им сокровищ после его смерти (какое дело было бы властолюбцу до того, что будет с орудиями его власти, когда его самого уже не будет на свете?), и странными, болезненными ощущениями его, когда он отпирает свой сундук, напоминающими патологические чувства людей, «в убийстве находящих приятность» 1) ), и последним воплем умирающего маниака: «Ключи, ключи мои!»
Для барона его сын и наследник накопленных им богатств — его первый враг, так как он знает, что Альбер после его смерти разрушит дело всей его жизни, расточит, растратит все собранное им. Он ненавидит своего сына и желает ему смерти (см. его вызов на поединок в 3-й сцене).
Альбер изображен в пьесе храбрым, сильным и добродушным молодым человеком. Он может отдать последнюю бутылку подаренного ему испанского вина больному кузнецу. Но скупость барона совершенно искажает и его характер. Альбер ненавидит отца, потому что тот держит его в нищете, не дает сыну возможности блистать на турнирах и на праздниках, заставляет унижаться перед ростовщиком. Он, не скрывая, ждет смерти отца, и, если предложение Соломона отравить барона вызывает в нем такую бурную реакцию, то именно потому, что Соломон высказал мысль, которую Альбер гнал от себя и которой боялся. Смертельная вражда отца с сыном обнаруживается при встрече их у герцога, когда Альбер с радостью поднимает брошенную ему отцом перчатку. «Так и впился в нее когтями, изверг», — с негодованием говорит герцог.
Страсть барона к деньгам, разрушающая все нормальные отношения его с людьми и даже с родным сыном, показана Пушкиным как явление, обусловленное исторически. Действие пьесы отнесено, видимо, к XVI в., к эпохе разложения феодализма, эпохе, когда буржуазия уже «сорвала с семейных
1) Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям» 1) .
Понимание того, что трагическая скупость барона, и созданная ею ситуация, не случайное, индивидуальное явление, а характерна для всей эпохи, звучит в словах молодого герцога:
а также в заключающей трагедию реплике его:
Пушкин недаром в конце 20-х гг. стал разрабатывать эту тему. В эту эпоху и в России все более и более в систему крепостнического уклада вторгались буржуазные элементы быта, вырабатывались новые характеры буржуазного типа, воспитывалась жадность к приобретению и накоплению денег. В 30-х гг. лучшие писатели четко отметили это в своих произведениях (Пушкин в «Пиковой даме». Гоголь в «Мертвых душах» и др.). «Скупой рыцарь» был в этом смысле в конце 20-х гг. вполне современной пьесой.
1) К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест коммунистической партии.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-tragedii-skupoj-rycar
https://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analiz
https://rvb.ru/pushkin/02comm/0838.htm