Антонио страдивари годы жизни и род деятельности. Великие скрипичные мастера
Страдивари, Антонио
(1644-1737) итальянский скрипичный мастер
С именем Антонио Страдивари связано гораздо больше легенд, чем реальных фактов. Ни один из всех живших когда-либо на свете скрипичных мастеров не знал такой славы при жизни, и мало кто из них сохранил известность до настоящего времени. Не только многочисленные итальянские князья, но и короли Испании, Англии, Австрии заказывали ему инструменты для своих оркестров. И тем не менее мы узнали это имя лишь в начале XIX века, когда в одной из скрипок была обнаружена табличка с фамилией мастера.
Сегодня мы знаем, что Антонио Страдивари родился в богатом итальянском городе Кремона, который издавна славился своими скрипичными мастерами. Наибольшей известностью среди них пользовалась династия Амати.
Именно ее родоначальник Андреа создал тот музыкальный инструмент, который сейчас мы и называем скрипкой. Все его скрипки отличались изысканным, но не очень сильным звуком. Секреты мастера в то время переходили по наследству. Его внук, Никколо Амати, был не только замечательным скрипичным мастером, но и прекрасным педагогом. К нему-то и пришел учеником юный Антонио Страдивари и со временем вместе с другим учеником Амати — А. Гварнери — перенял многие секреты своего учителя, добавил к ним свои и тоже стал знаменитым скрипичным мастером. Но для этого ему пришлось в течение долгих лет проработать в мастерской Амати и пройти путь от мальчика на побегушках до мастера.
Трудиться Антонио начал с самого детства. Он рано потерял родителей и воспитывался в сиротском приюте, где его вначале определили в ученики к резчику по дереву. Антонио проявил себя как талантливый подмастерье, прекрасно чувствовавший природу дерева и его возможности, что впоследствии помогало ему практически безошибочно определять материал для своих инструментов.
Антонио Страдивари задался целью создать свою собственную скрипку, в которой нежная звуковая гамма, свойственная всем скрипкам Амати, сочеталась бы с большой силой звука. Это позволило бы также создать большее разнообразие музыкальных струнных инструментов.
На эксперименты ушли многие годы. Медленно и упорно Антонио Страдивари шел к цели. Он отрабатывал рецепты лака, технику обработки древесины. Так, мастер установил, что каждую скрипку необходимо настраивать еще до того, как она собрана. Сочетая разные породы дерева, Страдивари добивался согласованного звучания разных частей инструмента.
Кроме того, практически первым из мастеров он обратил внимание на особые свойства лака и понял, что от него тоже во многом зависит звучание скрипки. Антонио Страдивари не просто покрывал свой инструмент лаком, как это делали до него, а изобрел свою систему обработки, благодаря которой его скрипки сохраняли упругость. К сожалению, сейчас этот секрет считается утерянным.
Всего мастер изготовил более 1000 скрипок, каждая из которых была уникальна. До наших дней дошло чуть более 400.
Каждый из инструментов Антонио Страдивари становился предметом всестороннего исследования. Скрипичные мастера разных стран пытались сделать точную копию скрипок великого мастера. Ближе всего к решению этой задачи подошел французский мастер Жан Вильом.
В отличие от других мастеров, например Гварнери, работавших исключительно для церкви, Страдивари считался светским мастером. Изготовленные им скрипки привели в такой восторг испанского короля, что он наградил его титулом магистра ордена пресвятой девы Марии.
В 1680 году Антонио Страдивари основал свою собственную мастерскую, а также магазин, где можно было приобрести изготовленные им инструменты — скрипки, виолончели и альты.
Как и другие мастера, он передавал свои секреты детям. Вместе с ним в мастерской работали два его сына, Франческо и Омобоно. Из-под их рук также выходили великолепные инструменты, но ни один не мог сравниться со скрипкой их отца. Кстати, семейная жизнь Страдивари складывалась вполне удачно. Правда, женат он был два раза, поскольку его первая жена умерла, оставив ему троих детей. Во втором браке у него родилось еще шестеро детей.
Мастер считал скрипку живым существом и нередко давал наиболее удачным инструментам собственные названия: «Дельфин», «Добрые времена». Антонио Страдивари работал практически без выходных и перестал изготовлять инструменты лишь в глубокой старости. Последнюю скрипку он создал, когда ему было 93 года.
Многие инструменты Антонио Страдивари сохранились благодаря труду энтузиастов-собирателей. Так, итальянский любитель Луиджи Тарцио исходил всю Италию, собирая скрипки и виолончели. В его коллекции, случайно обнаруженной Ж. Вильомом, было множество прекрасных инструментов. К счастью для потомков, в ней сохранились и некоторые скрипки Страдивари.
В наше время на изготовленных гениальным мастером скрипках и виолончелях играют лучшие музыканты. Эти инструменты считаются национальным достоянием и персонально закрепляются за исполнителями. На них играли представители семьи Ойстраха, Г. Кремер, В. Третьяков, П. Коган.
Антонио страдивари годы жизни и род деятельности. Великие скрипичные мастера
Антонио Страдивари
Как звучит скрипка? Профессионалы и любители наверняка отыщут массу определений, разнообразие ответов ограничится, пожалуй, лишь вкусовыми предпочтениями в музыке. Вопрос «как звучит скрипка Страдивари?» предполагает изначально лишь превосходные степени в описании. Бесподобный тембр такого инструмента сравнивают с женским голосом, ибо в нём угадывается жизнь, эмоция, чувство, сама скрипка является олицетворением того, что итальянцы называют dolce vita. Так кем же был таинственный создатель истинного музыкального чуда?
Краткую биографию Антонио Страдивари, секреты скрипичного мастера и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая биография
Антонио Страдивари появился на свет в небольшом итальянском городке Кремона в 1644 году. Мастерство создания уникальных музыкальных инструментов он постигал под руководством Николо Амати, выдающегося для своего времени мастера. Первый и главный наставник Страдивари был потомственным музыкантом: Андреа Амати, знаменитый итальянский скрипач, приходился ему дедушкой. Страдивари был необычайно способным учеником, уже в 16 лет он заслужил право подписывать собственным именем созданные им инструменты. В 1666 г Антонио создал свою первую скрипку («Serdet»), которой суждено было стать настоящим произведением искусства.
В период с 1667 по 1680 гг Страдивари жил в доме, принадлежавшем некоему Франческо Пескароли, человеку, в совершенстве владевшему мастерством резьбы по дереву. Считается, именно он обучил Страдивари нюансам и секретам инкрустации. Авангардные для той эпохи приёмы декорирования Антонио часто применял в работе над своими инструментами. В это же время в личной жизни Страдивари возникли изменения: в 1667 году он женился на женщине по имени Франческа Ферабоски. В дальнейшем, она стала матерью шестерых детей. Двое сыновей (Франческо и Омобоно) в будущем увлеклись работой отца, были ему достойными помощниками.
К 1680 г. Страдивари изготовил внушительное количество струнных инструментов, среди которых были не только скрипки , но и лютни , гитары, мандолины и арфы . В 1680 году Антонио, наконец, обзавёлся собственным жильём. На мансардном этаже он организовал мастерскую, именно там Страдивари проводил множество часов за работой, скрупулёзно доводя до совершенства каждый созданный им инструмент. Невероятный, непостижимый талант Страдивари невозможно было не заметить. Уже в скором времени заинтересованные ценители эксклюзивных вещей, коллекционеры обратили внимание на творения гения. Антонио получил заслуженную возможность при жизни испытать все прелести привилегированного социального положения. Быстро распространившаяся слава принесла в семью Антонио финансовый достаток. «Богат, как Страдивари» — устойчивое выражение, так, спустя столетия, в Европе начали высказываться об обеспеченных людях.
До 1684 года влияние Амати на работу Страдивари было очевидным, хотя и не отрицало присутствие уникального почерка самого мастера. Однако когда наставник умер, Антонио, не чуждый экспериментам и новаторству, как истинный художник, начинает отходить от условных канонов в поиске варианта создания идеального инструмента с неподражаемым звучанием.
В 1698 году Франческа, супруга Страдивари, умерла. Не став долго пребывать в статусе вдовца, знаменитый итальянец женился второй раз уже через год. Избранницей оказалась Антониа-Мария Замбелли. Она родила пятерых детей, однако никто из наследников не пошёл по стопам гениального отца.
Первые 20 лет XVIII столетия считаются золотым периодом в профессиональной деятельности Страдивари. В это время были изготовлены лучшие инструменты, как в отношении дизайна, так и в плане звучания. После 1720 года мастер работал заметно менее интенсивно: сказывались проблемы со здоровьем, связанные с возрастом. Страдивари замечал, что его рука уже не так тверда, чтобы с точностью прирождённого ювелира создавать из обычного инструмента непревзойденный рукотворный шедевр. Однако работу Страдивари не бросал вплоть до последнего года жизни, предпочитая изготавливать скрипки медленнее, но без ущерба качеству.
Страдивари умер в 1737 году, 18 декабря, в своем родном городе на севере Италии. Антонио почил в чрезвычайно преклонном возрасте, ему было 93 года. Учитывая, что жизненный путь мастера пришлась на XVII и XVIII вв, этот факт долгожительства способен вызвать восхищение. Страдивари обрёл последний приют в фамильном склепе близ часовни Розарио у церкви Сан-Доменико, рядом со своей второй женой, которая умерла девятью месяцами ранее.
Интересные факты
- Родной город Страдивари, несмотря на скромную площадь, знаменит на весь мир своими мастерами изготовления струнных инструментов. Это мировая столица скрипичного производства.
- Знакомство Страдивари с Николо Амати произошло, когда Антонио, будучи совсем юным, работал простым столяром. Амати нанял мальчика в качестве подмастерья, не осознавая до конца, что в его окружение попал истинный алмаз, лишь пока не имеющий огранки.
- Одна из самых распространенных легенд гласит, что Амати использовал для создания скрипичных струн внутренности ягнят. По утрам он посылал своего ученика Антонио в лавку к мяснику с запиской. В обмен на клочок бумаги торговец выдавал Страдивари требуху молодых ягнят, возрастом строго от 3 месяцев. Антонио недоумевал, зачем его учителю необходимы внутренности животных, и лишь позднее узнал, что это и есть тот самый секретный материал для струн, способствующий получению музыкального звука невероятной мощи, насыщенности и чистоты. Однако в дальнейшем сам Страдивари не практиковал подобное; однажды, когда его спросили о секрете процесса изготовления скрипок, он ответил, что использует специальное покрытие из крылышек насекомых и пыли с пола собственной мастерской. Гений не спешил расставаться со своими тайнами, предпочитая оставаться единственным неподражаемым создателем уникальных творений.
- Страдивари был обладателем отменного музыкального слуха, что позволяло ему улавливать мельчайшую фальшь в звучании готового инструмента. При этом Антонио был невероятно трудолюбивым, за счёт чего его природный талант быстро получил развитие, прославив итальянца далеко за пределами Кремоны.
- Одним из первых «авторских нововведений» Страдивари оказался удлинённый корпус скрипки (Long strad), благодаря которому звучание получалось более мощным, насыщенным, сочным, такие инструменты изготовлял мастер, когда понемногу начал отходить от авторитетного влияния своего учителя Амати.
- Страдивари выступил своего рода революционером и новатором в области создания музыкальных инструментов. Это касается не только дизайнерского исполнения скрипок, но и имеет отношение к модернизации канонов изготовления виолончелей. При жизни мастера этот инструмент был гораздо большего размера, чем современный аналог, и использовался в основном для проигрывания аккомпанемента в низких регистрах. Страдивари заметно облегчил участь своих современников-виолончелистов, создав инструмент меньших габаритов и усовершенствовав чистоту воспроизводимого звучания.
- Ввиду огромной материальной ценности, инструменты Страдивари часто становились целью для воров. В 1936 году скрипку известного мастера «Гибсон» украли из гримёрной музыканта Бронислава Губермана, когда тот выступал на сцене. При этом грабитель так и не продал «трофей», а бережно хранил его полвека, пока не осознал, что скоро умрёт от смертельной болезни. Предчувствуя скорую кончину, преступник завещал своей супруге хранить скрипку, однако истинной ценности вещи ей не раскрыл. Лишь спустя 4 года женщина обнаружила, что является обладательницей эксклюзива, и выказала намерение вернуть вещицу за вознаграждение, которое на тот момент составило 263 тысячи долларов. Сейчас «Гибсон» принадлежит эпатажному скрипачу Джошуа Беллу.
Что мы знаем об Антонио Страдивари?
Если под счастьем понимать то, что человек еще в юности обрел свое призвание и был предан ему вплоть до глубокой старости, то, безусловно, гениальный Антонио Страдивари был счастлив. Ибо отнюдь не всем гениям в нашем мире судьба отвела столь длительный срок. Вся жизнь и сущность Страдивари была связана со скрипками. И до тех пор, пока будут существовать струнные музыкальные инструменты, имя его будут помнить.
Подобно своим предкам, в том числе отцу Алессандро и деду Джулио Чезаре, Антонио был гражданином Кремоны, небольшого городка в Ломбардии, где свое первое воспитание получил знаменитый древнеримский поэт Вергилий.
До сих пор историки не смогли установить точную дату рождения Антонио. Все из-за того, что его родители, которые, судя по записям, проживали в Кремоне вплоть до 1628 года, бежали от войны, голода и чумы, опустошивших город в 1628−30 годах. Вероятно, они куда-то переехали, в одну из соседних деревень, а может, и поближе к Милану. Их страхи вполне объяснимы. Иероним Амати и его семья были основательно выкошены болезнями в 1628-м, а четырьмя годами позже жертвой эпидемии чумы стал скрипичный мастер Джованни Паоло Маджини.
Возраст Антонио Страдивари удалось определить, в том числе, и благодаря его гордости собственными скрипками, которые он в старости маркировал по типу: «Antonius Stradivarius Cremonensis faciebat 1732 de Anni 89», что переводится с латыни как «Антонио Страдивари Кремонский сделал в году 1732 в возрасте 89 лет». Так что мы можем быть абсолютно уверены, что менее чем через тридцать лет после смерти Шекспира в этом богатом, залитом солнце местечке родился другой гений.
Первое упоминание о Страдивари исходит от него самого — ярлычок на скрипке гласит: «Антонио Страдивари Кремонский, ученик Николо Амати сделал в 1666 году».
В год Великого лондонского пожара Страдивари был подмастерьем у одного самых знаменитых создателей скрипок — Николо Амати. Однако ученик уже делал первые самостоятельные шаги.
В следующем году он женится на Франческе Ферабоши, молодой вдове, чей муж Джованни Джакомо Капра покончил самоубийством, застрелившись из аркебузы. Страдивари глубоко симпатизировал девушке, коей супруг оставил одни долги, и просто не мог бросить ее на произвол судьбы.
Антонио и Франческа поселились в доме под названием Каза дель Пескаторе, и хотя Страдивари, вероятно, продолжал трудиться на Амати, он также работал и «на себя», беспрестанно обучаясь своему ремеслу и проводя исследования. Тот уровень мастерства, коим он уже обладал в 1666 году, вряд ли можно было обрести за год-два. Граф Коцио ди Салабуе, известный поклонник музыки, черпавший информацию у сыновей Страдивари, говорил, что Антонио начал работать в 1656 году. И нет оснований ему не верить.
Но вскоре Каза дель Пескаторе стал для семьи Страдивари слишком тесен. За период с 1667 по 1679 годы у Антонио и Франчески родилось шесть детей, правда, один умер в младенчестве. Финансовое состояние мастера также заметно улучшилось, и он мог себе позволить приобрести дом на Пьяцца Сан Доменико (ныне Пьяцца Ди Рома). Здесь он прожил всю оставшуюся жизнь. Напротив находилась церковь святого Доминика.
Дом по-прежнему стоит, но вокруг многое изменилось. Саму площадь уже не узнать. В 1869 году церковь снесли, кости из могил увезли, а на том месте, где священник молился вместе с паствой, разбили прекрасный сад.
В те времена жилище Страдивари занимало три этажа, которые вмещали одиннадцать комнат, подвал и магазин на первом этаже. На заднем дворе находился колодец, а верхушку дома занимала открытая мансарда. Подобные строения и сегодня не редкость на севере Италии. Традиционно считается, что именно на чердаке располагалась мастерская. Здесь год за годом, в тишине и спокойствии, окруженный собственными инструментами в разной степени готовности, Антонио трудился, не покладая рук. Таким его запомнил Гаэтано Пуньяни, известный скрипач из Турина: высоким, худым, в белом кожаном фартуке, в белом колпаке (зимой — из шерсти, летом — из хлопка), в наряде, который не менялся годами, ибо Страдивари «всегда был занят делом».
Вплоть до 1684 года Страдивари в общих чертах повторял находки своего учителя Амати. Вот почему его скрипки этого периода носят название Amatise. Однако в этом году умер Николо Амати, и Антонио, будто бы сбросивший с себя оковы неких обязательств, перестал копировать великого мастера. Его производительность выросла, и он увеличил размеры своей модели, так что скрипка стала напоминать «Grand Amatis», одну из ранних работ Николо.
Понимая, что превзойти своего наставника можно только смелыми решениями, Страдивари отдавал ремеслу всего себя, не гнушаясь экспериментов. Буквально за два года самостоятельной бурной деятельности он достиг такого совершенства в ремесле, что, при желании, мог бы мастерить скрипки с закрытыми глазами. Проблема в том, что Антонио мало интересовало количество, он мечтал удивить мир. В 1690-м, возможно, под влиянием скрипок Маджини, он внес инновационные изменения в форму и пропорции своих инструментов, получив в итоге удлиненную скрипку — Long Strad. Сей результат успокоил его самолюбие ровно на десять лет.
В 1698 году размеренную жизнь мастера нарушила трагедия. Умерла его жена Франческа, и он устроил ей великолепные, помпезные похороны. И спустя год… снова женился. На сеньоре Антонии Марии Замбелли, которая за последующие девять лет подарила ему еще пятерых детей.
В начале нового века грянула война за испанское наследство — масштабный европейский конфликт, растянувшийся на 13 лет. Кремона, захваченная французами, стала для принца Евгения Савойского местом для демонстрации своих блестящих талантов полководца. Но Страдивари было глубоко наплевать на то, что происходило во внешнем мире: чудесным образом он умел полностью сосредотачиваться на своей работе, не видя и не слыша зла, творимого людьми.
Его гений был полон новых замыслов и идей, приведших к появлению чудесного цветка — совершенной скрипки, известной миру под именем «Беттс». Начиная с 1704 года и до тех пор, пока старческие глаза и руки позволяли, мастерскую Страдивари покидали только бесподобные и поистине бесценные инструменты. У своих предшественников он позаимствовал лучшее: величие и силу звука мастеров из Брешиа, женственную сладость звучания Амати. И прибавил к ним собственный знак качества.
Антонио никогда особо не интересовался альтами. Не лежала к ним его душа, да и мало кто из его учителей или современников продвинулся в этом направлении. Те несколько виол, что Страдивари сделал под заказ, по голосу, скорее, напоминали скрипку. А вот поклонники виолончелей должны быть обязаны итальянцу из Кремоны по гроб жизни. Мастер некоторое время экспериментировал с пропорциями и в итоге достиг не меньших высот, нежели в производстве скрипок.
Вторая жена Страдивари умерла в марте 1737 года. Лет тридцать назад Антонио мог бы оправиться от этого удара, но не в его почтенные годы. Он скончался в декабре и был похоронен в фамильном склепе церкви Сан Доменико.
Братья Артур и Альфред Хилл из знаменитой лондонской компании, объединившей скрипичных мастеров, дилеров и экспертов, лучше кого бы то ни было изучили инструменты итальянца и утверждали, что Страдивари был одним из самых проворных и искусных ремесленников, коих знавал мир.
Источники:
https://biografiivsem.ru/stradivari-antonio
https://soundtimes.ru/drugoe/antonio-stradivari
https://pikabu.ru/story/chto_myi_znaem_ob_antonio_stradivari_6423453