109 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антропоморфный орнамент в полосе. Какие бывают орнаменты и узоры

Жанры орнаментальных композиций

Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории: его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В искусстве неолита орнамент достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в декоративном оформлении предметов быта. В дальнейшем каждая эпоха, каждый стиль, каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнамента, поэтому можно утверждать, что орнамент в полной мере отражает художественные традиции различных культурных пластов.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующего природу. Существенной является обрядовая, магическая роль древнейших орнаментов, широко использовавших знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного назначения. Со временем древнейшие орнаментальные композиции утрачивали свой первоначальный заклинательный смысл, сохраняя при этом декоративную выразительность.

Источником для орнаментального мотива могли служить самые разнообразные объекты природы, предметы жизнедеятельности человека, а также образы, порожденные фантазией людей.

По тематическому содержанию мотивов, составляющих орнаментальные композиции, различают жанрыорнаментов. Жанр (от французского слова genre — род, вид) — исторически сложившееся подразделение в различных видах искусства, определяемое по содержанию предмета изображения.

В орнаменте принята следующая классификация жанров.

· Геометрический орнамент— мотивы его представляют собой абстрактные формы — точки, прямые, волнистые, ломаные, сетчато-пересекаю-щиеся линии, геометрические фигуры (квадраты, ромбы, круги, многоугольники, звезды, спирали, кресты и т. д.), более сложные специфические орнаментальные мотивы, например, древнегреческий меандр и т. п. Это самый древний вид орнаментальных построений (рис. 8).

· Растительный орнамент— мотивы его являются стилизованными изображениями растений и их частей — листьев, цветов, плодов. Элементы растительных форм, используемых в орнаментах, в разные исторические эпохи изображались с большей или меньшей степенью переработки, упрощения и стилизации (рис. 9). Пожалуй, это самый распространенный после геометрического жанр орнаментальной композиции.

· Зооморфный орнаментиспользует стилизованные изображения представителей животного мира. Причем в качестве зооморфных орнаментальных мотивов могут использоваться как фигуры животных, так и их части (головы, рога, лапы и т. п.). Примеры таких орнаментов показаны на рис. 10.

· Орнитоморфный орнаментявляется частным случаем зооморфных орнаментов. Мотивами его являются изображения птиц и их частей (рис. 11). Этот вид орнамента очень популярен и любим у многих народов и часто имеет глубокий религиозно-символический смысл.

· Антропоморфный орнамент— представляет собой композицию, составленную из изображений человеческих фигур либо отдельных элементов фигур (рис. 12). Антропоморфные мотивы, как правило, претерпевали значительную стилизацию, особенно в древних культурах.

· Тератологический орнаментпо праву считается самым загадочным и интересным жанром орнамента, так как его мотивами являются персонажи, не существующие в природе, а порожденные фантазией человека. Эти фантастические существа могут содержать в себе одновременно признаки различных животных или животных и человека. Примерами таких мотивов могут служить кентавры — лошади с человеческим торсом, грифоны с телом льва, а головой и крыльями орла, сирины — птицы с головой женщин, минотавр — человек с бычьей головой и т. д. Мотивы тератологических орнаментов изображены на рис. 13.

· Каллиграфический орнамент— мотивами такого орнамента являются буквы, которые, лишаясь содержательного смысла, превращаются в изобразительный знак (рис. 14). Частным случаем каллиграфического орнамента является арабесковый орнамент,в котором используются буквы арабского алфавита. Очень часто каллиграфические мотивы выступают в сложном сочетании с геометрическими и растительными элементами.

· Геральдический орнаментв качестве мотивов использует знаки, эмблемы, гербы, изображения «трофеев» и элементов воинского снаряжения — щиты, оружие, флаги и т. п. На рис. 15 показаны мотивы, которые часто встречаются в геральдических орнаментах.

· Смешанный, или комбинированный, орнамент представляет собой сочетание различных, перечисленных выше мотивов, и является наиболее часто встречающимся видом орнаментальной композиции.

Рис. 8.Геометрические орнаментыРис. 9.Растительные орнаменты

Рис. 10.Зооморфные орнаментыРис. 11.Орнитоморфный орнамент

Рис. 12.Антропоморфные орнаменты Рис. 13. Тератологические мотивы

Рис. 14.Каллиграфический орнамент

Рис. 15.Геральдические мотивы

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Антропоморфный орнамент – это что такое? Описание, значение, фото

Орнамент снова в моде. Но задумывались ли вы о том, что, надевая красивую вещь с геометрическим, растительным или антропоморфным повторяющимся рисунком, вы хотите что-то рассказать окружающим?

Что такое орнамент

Ещё до возникновения письменности люди умели кодировать информацию. Делали это они с помощью орнамента.

Читать еще:  Самые трогательные рисунки карандашом. Уроки рисования карандашом поэтапно

Что же представляет собой орнамент?

Слово произошло от латинского ornemantum – “украшение”. Орнамент – это узор, в основе которого лежит чередование составляющих его элементов.

Такой узор наносили на самые разные предметы. Это могли быть:

  • домашняя утварь, например, посуда;
  • оружие;
  • одежда;
  • изделия из текстиля (полотенца, одеяла и т. п.);
  • архитектурные сооружения (внутри и снаружи).

Первобытные народы наносили орнамент на своё тело (прообраз современного татуажа).

Но назначение орнамента состояло совсем не в украшении предметов. Ему отводилась роль защитника от злых сил и духов.

Классификация

Выделяют четыре основных вида орнамента:

  • Геометрический, состоящий из фигур – кругов, спиралей, точек, линий, ромбов и др. Он является самым древним видом орнамента и возник ещё в эпоху палеолита.
  • Растительный, который состоит из повторяющихся изображений ветвей, листьев, плодов или целых растений.
  • В зооморфном чередуются изображения животных (мифических или реальных).
  • Антропоморфный орнамент состоит из форм, изображающих людей или полулюдей.

Иногда выделяют ещё тератологический орнамент, то есть изображение предметов культуры, небесных светил. Но эта статья посвящена исключительно антропоморфному орнаменту. Итак, приступим к его описанию.

Антропоморфный орнамент: особенности

Мы уже выяснили, что это вид орнамента подразумевает изображение человека или человекоподобных существ. Однако его значение может разниться в зависимости от того, что конкретно и где изображено.

Антропоморфный орнамент подразделяется на 2 вида:

  • архаический, отражающий древние мифологические представления;
  • бытовой, или жанровый.

Тайна Шигирского идола

Самый яркий и загадочный пример антропоморфного архаического орнамента – узор на теле Шигирского идола.

Этот древнейший на Земле деревянный истукан до сих пор скрывает в себе множество тайн, разгадкой которых занимаются учёные.

Он довольно хорошо сохранился для своего возраста (а ему около 9 000 лет). В роли “консерванта” выступил торф. Божество извлекли из торфяного болота в 1890 году, когда золотодобыдчики вместо искомого металла обнаружили в болоте древние бронзовые и костяные предметы и сообщили об этом археологам.

Сегодня идол хранится в Свердловском краеведческом музее.

Он был изготовлен в эпоху мезолита, примерно 8680 лет назад, из цельного ствола лиственницы.

Версии происхождения

Туловище божества со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо него имеются и изображения ликов. Они тоже представляют собой нечто вроде антропоморфного орнамента: семь фигур расположены по всей длине передней части туловища.

Нанесение орнамента всегда что-то символизирует, потому учёные принялись разгадывать значение геометрического и антропоморфного орнамента на теле идола.

По одной из версий, на нем изображен не антропоморфный орнамент – это лунный календарь. Семь ликов – семь дней фазы луны, которые легли в основу древнешумерского календаря. А божество и есть олицетворение луны.

По другой версии, Шигирский идол – это богиня смерти Мара. Слово “Мара” было найдено сразу в нескольких местах божества, а на левой щеке читалась надпись “бог загробного народа”.

Орнамент на глиняной посуде

Яркий пример бытового орнамента – узор на посуде.

В результате многочисленных исследований антропоморфных орнаментов на посуде из глины учёные выяснили, что, например, глиняный сосуд делился первобытными земледельцами и скотоводами на три части, или зоны, по вертикали:

  • небо;
  • земля;
  • подводный мир.

Орнамент чаще всего располагался в двух ярусах, что символизировало взаимоотношения “нашего”, человеческого мира или с небом или с подземельем.

Многие ранние сосуды содержат изображения “шествий” людей, животных или антропоморфных существ в едином направлении.

Например, внутреннюю сторону плоских блюд мастеров самаррской культуры занимают изображения антропоморфных существ, птиц, оленей, рыб и скорпионов, окружённых потоком воды.

Как видно по фото, антропоморфный орнамент на посуде с изображениями “шествия” может отображать ритуальные танцы и хороводы.

Архаический антропоморфный орнамент славян

Сюжеты архаического типа с антропо­морфными персонажами названы так потому, что они сохранили в себе представления далекого прошлого, которые воплотились в условной форме, без чёткого изображения.

Архаический антропоморфный орнамент славян был представлен в таких композициях:

  • Павы. Сюжеты с антропоморфными существами и павами часто встречались в вышивке в различных композициях. Подобный антропоморфный орнамент в полосе часто присутствовал на рушниках и полотенцах.
  • Змеи и лягушки. Змеевидные орнаменты часто переплетались с антропоморфной фигурой и нередко лебедями на сольвычегодских головных уборах.
  • На вышивке жителей Севера, в частности, Каргополья, присутствовали образы русалок. Они выглядели так, как представляли их местные крестьяне-рыбаки.
  • Птицы с лицом девы-Сирины – украшали дверцы шкафчиков, сундуки, прялки, головные уборы, полотенца. Героини древних сказаний плавно перекочевали из устного народного творчества. А наглядным образцом послужили лубочные картинки 17-18 веков.
  • В архаических сюжетах также встречаются изображения людей, похожих на идолов. Иногда их обрамляют птицы, розетки или ромбы, или же в композицию включаются другие антропоморфные существа.
  • Женская фигура со всадниками – распространённая композиция на русском севере. Такие изображения больше напоминают рисунок, чем орнамент. Женщина на нём часто держит коней, а всадники словно преклоняются перед силой божества. Голова и у женщины, и у всадников изображена в виде ромба, и распознать их можно только по одежде и волосам, которым уделялось особое внимание, они изображались в виде лучей.
  • В Тверской, Новгородской, Псковской, Петербургской, Олонец­кой губерниях частот встречаются мотивы вышивок с женщиной или деревом (причём они взаимозаменяемы).
  • Единичная женская фигура в колоколообразном одеянии с птицей в руках встречается в вышивках многих регионов – от Псковской до Архангельской губернии. Существуют и изображения с зеркальным отражением или из нескольких фигур.
  • Мужские фигуры в орнаменте – это чаще всего всадники, однако они не только служат обрамлением для центральной женской фигуры, но и могут быть представлены отдельно.
  • Кроме всадников встречаются и мужские фигуры без коней. Например, в рабо­тах из Олонецкой, Петербургской губерний есть изображения мужских фигур с веточками в руках и в головных уборах в виде конического колпака и низкой шапки.
Читать еще:  Образ автора в произведении онегин. Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Бытовой орнамент на изделиях славян

В бытовых сюжетах антропоморфный орнамент начал использоваться в 17-18 веках. Такие мотивы украшали подзоры и полотенца, иногда одежду и головные уборы. Какие же сюжеты были на них представлены:

  • Изображения быта разных социальных слоёв населения.
  • Придворный быт – празднество или бал-маскарад с подробным изображением персонажей (скрипачей, флейтистов, танцующих пар, гостей в масках), а также колясок и парусных судов, в которых прибыли гости. Подобные изображения были характерны для Петербурга.
  • Сюжеты, связанные с усадебным бытом, развивались на фоне парковых пейзажей и красивейших архитектурных сооружений.
  • Один из самых популярных сюжетов — свадьба. Такой орнамент украшали изображения двух фигур, мужской и женской, взяв­шихся за руки, а также свадебный кортеж с постройкой в центре, где молодые “брачуются”. Такие изображения встречались на подзорах, предназначающихся для убранства постели молодоженов.
  • Бытовые сюжеты на полотенцах отличались разнообразием, однако центральной фигурой всегда был человек: барышня, солдат, дама с зонтиком и т. п. Излюбленным мотивом являлся хоровод или танец.

Орнамент с изображением людей не имеет столько тайных значений, как, например, геометрический. Но от этого он не становится менее интересным. Надеемся, вы в этом убедились.

Антропоморфный орнамент в полосе. Какие бывают орнаменты и узоры

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный). [8]

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).

Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).

Растительный орнамент – самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена (Рисунок 2.19).

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

Читать еще:  Черты характера ноздрева в поэме мертвые души. Ноздрев - характеристика персонажа

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.


Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.


Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).


Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).


Рапорт (мотив) – повторение одной и той же группы элементов в узоре (Рисунок 2.31).

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый. [8]

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).

Бордюр — это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнаментаквадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный. [8]

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет) – это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Источники:

https://studopedia.ru/3_91215_zhanri-ornamentalnih-kompozitsiy.html
https://fb.ru/article/357826/antropomorfnyiy-ornament—eto-chto-takoe-opisanie-znachenie-foto
https://obuchonok.ru/node/2262

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]