12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Барокко в переводе означает. Барокко: история появления, значение термина

Происхождение термина Барокко

Барокко

Словом Барокко называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII-XVII вв.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Основные черты Рококо

Во всемирной истории и истории искусства XVIII-ое столетие отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV. В последние годы Короля-Солнца Версаль, некогда утопавший в роскоши и увеселениях, затих. Вместо балов, маскарадов и карточных игр до рассвета теперь устраивались торжественные богослужения и религиозные диспуты. Придворные томились и скучали, замерев в ожидании. Король умер. Правителем Франции – регентом, до совершеннолетия будущего Людовика XV, стал герцог Филип Орлеанский, дядя 9-тилетнего наследника престола, человек яркий, противоречивый, умный, циничный, амбициозный. Начался новый век.

Стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века, во время правления регента Филиппа Орлеанского – отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо – порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие.

Отличительными чертами стиля рококо стали асимметрия, обильный декор, светлая цветовая палитра. В числе излюбленных орнаментальных мотивов рококо – стилизованные раковины, растительные завитки, головки амуров, псевдокитайские орнаменты и т. п. Рококо предпочитает дробные, мелкие формы.

В декоративно-прикладном искусстве рококо большое внимание уделялось специфике различных блестящих и бликующих материалов – бронзы, золота, шелка, бисера и т. д. Большое распространение получили изделия из фарфора (мелкая пластика, декоративные украшения и т. п.).

В изобразительных искусствах – скульптуре, живописи, графике – рококо свойствен особый круг сюжетов. Это идиллические сцены из жизни пастухов и пастушек (пасторали), галантные сцены и мифологические сюжеты, нередко с игривым, эротическим оттенком.

В живописи влияние рококо проявилось в творчестве французских художников Н. Ланкре, Ф. Буше и др. Их произведения отличались декоративностью и изысканной цветовой гаммой. В целом стиль рококо представляет камерное, интимное искусство, принимающее изящные и причудливые формы.

Термин барокко появился несколько позже, чем само направление в искусстве. В настоящее есть несколько версий происхождения термина, это:

– от итальянского слова “baruecco”. Примерный перевод этого – жемчужина неправильной формы. Использовалось в качестве жаргонизма португальскими средневековыми моряками. Позже, в XVI веке, появилось в итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего.

-жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине XVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого». Несколько позже французские мастера стали довольно широко употреблять слово baroquer, но в их словаре оно уже означало «смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной».

-во Франции ювелиры называли словом “baroquer” обозначали такие термины как- смягчать контур, делать форму мягкой, живописной.

Позже в XVIII веке термин приобретает значение отрицательной, негативной оценки, в эстетике. Термин часто применялся в насмешку, и в целом давал оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века. Однако так продолжалось лишь до середины XIX века, до развития новых культурных идей. Со временем термин “барокко” утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе. Некоторые историки искусств стали рассматривать Ренессанс и Барокко как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.

Слово “барокко” используется и как метафора. В каждом историческом периоде развития искусства видят свое “барокко” – пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. В культурологии известны стили Необарокко, “второго барокко”, “ультрабарокко”.

Зарождение стиля Барокко приходится на в 16-17 века в Италии: Риме, Мантуе, Внеции, Флоренции.

Читать еще:  Гослото 5 из 36 тираж 6645. Как же узнать результаты и получить свой выигрыш

Происхождение термина рококо

Рокайль (фр.rocaille) – начнём с этого слова. Так издавна во Франции называли украшения в виде грубо обработанных камней и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны. Ещё в XVI столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры. Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода. Постепенно слово приобрело специфическое, присущее только ему, понятие: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда термин rococo.

Что такое Барокко

Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, который преобладал в Европе в конце 17 века. Этот художественный стиль зародился около 1630 года в Риме, Италии, а потом распространился по всей Европе.

Барокко характеризуется присутствием витиеватых деталей, экстравагантностью и помпезностью.

Слово “барокко” произошло от предримского слова “barro” (XIV век), которое перешло в “барокко” в 1813 году и означает “жемчужина с неровной поверхностью”.

Это направление, как стиль, получило влияние, или от французского “baroque”, или от итальянского “baròcco”, а они в свою очередь, происходят из португальского “barroco”.

Барокко — это эволюция форм Ренессанса. “Эпохой барокко” обычно называют период между 1600 и 1750 годами.

Это слово стало широко использоваться в течение девятнадцатого века, чтобы обозначить необычный, экстравагантный и эмоциональный вид искусства.

Сегодня его смысл изменился, чтобы выразить, прежде всего, искусство драматического конфликта между элементами борьбы или контраста.

Черты барокко

Стиль барокко характеризуется изобилием и величием в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке. Барокко характеризуется художественной и культурной атмосферой, наполненной конфликтом между духовным и мирским.

В конечном итоге, слово “барокко” почти на всех европейских языках превратилось в синонимом экстравагантного, деформированного, отклоняющегося от нормы, необычного, нестандартного, и даже абсурдного.

В барокко доминируют грандиозные композиции, витиеватые изогнутые линии и изобилие орнамента.

Архитектура барокко

В барокко были смешаны и адаптированы различные стили, таким образом регулярные повторяющиеся рисунки уступили место иррегулярности и плавным изгибам. Однако это разнообразие, более-менее контролировалось для достижения симметрии и величия.

Наконец, впервые с самой древности, архитекторы начали потихоньку прорабатывать оптическую иллюзию в строительстве. Они поняли, что можно обмануть глаза, и показать большое здание просто огромным.

Это идёт к трюкам греков, которые таким образом потрясали ещё больше глаза каждого смотрящего своими великими храмами.

Одними из самых ярких мастеров того времени считаются Джованни Лоренцо Бернини (итальянский скульптор и архитектор), Франческо Борромини (итальянский архитектор) и Пьетро да Кортона (итальянский живописец и архитектор).

В Германии, в Мюнхене, в 1733—1746 годах была возведена церковь Азамкирхе (по-немецки Asamkirche), построенная братьями Азам (Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам). Она славится, как один из самых главных архитектурных возведений южнонемецкого позднего барокко.

Барокко в живописи

С 1650 года Париж стал столицей европейского искусства вместо Рима. Искусство во Франции было под защитой Людовика XIV.

Во Фландрии, влияние Рима было передано непосредственно через работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Многие местные школы в Нидерландах также происходят из римских моделей, достигая своего максимального выражения произведениями Рембрандта (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669).

В Испании Диего Веласкес (1599-1660) объединил немецкие и итальянские веяния в новый вид объективности в своём искусстве, он сочетал наблюдательную преданность с неожиданными изменениями в смысле традиционных изображений.

Живопись состояла из трёх основных компонентов: контраста из тёмного и светлого, колористической чувственности и пластического динамизма. Всё это было связано с драматизмом в композиции (криволинейная плавность форм, наклонные оси), с цветом (тёплые тона, боковое освещение) и содержанием (театральное выражение и поведение).

Фрески на стенах и сводах подают идею иллюзорного пространства через аллегорию, перспективу и религиозные предметы (например, работы Андреа дель Поццо).

Барокко в литературе

Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.

Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.

Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее “согласие противоречий”) и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.

Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.

Читать еще:  Постановка целей на год по системе smart. Постановка целей, техника S.M.A.R.T

Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.

Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.

В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.

Рассмотрим например роман “Дон Кихот” Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды “Кихота”, как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных “выходах” героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.

“Выходы” и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.

Главные темы барокко в литературе

Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает “живи настоящим”), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.

Примеры барочной литературы

В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:

  • Педро Кальдерон де ла Барка (драматург и поэт, испанец, в драме);
  • Луис де Гонгора-и-Арготе (поэт, испанец);
  • Джанбаттиста Марино (поэт, итальянец);
  • Венсан Вуатюр (поэт, француз);
  • Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен (писатель, немец) — роман “Симплициссимус”.

В России к литературе барокко относятся:

  • Симеон Полоцкий (поэт и драматург, духовный писатель, богослов и др.);
  • Феофан Прокопович (писатель и поэт, публицист, философ и др.);
  • Михаил Васильевич Ломоносов (его ранние работы; поэт, филолог, физик и химик, великий русский учёный-естествоиспытатель и др.).

Музыка барокко

Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.

Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.

Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).

На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.

Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а “Зальцбургская месса” принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.

Примером музыки барокко можно назвать музыкальное произведение Антонио Вивальди – “Времена года” (дата публикации концертов 1725 год).

Особенности музыки барокко

Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;

Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo “непрерывный бас”, также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;

  • Омофония — музыка с одним мелодичным голосом и с ритмично подобным ему аккомпанементом (омофония и монодия контрастировали с типичным Ренессансом);
  • Новые приёмы игры на музыкальных инструментах, такие как тремоло (дрожащий эффект) и пиццикато (для смычковых струнных музыкальных инструментов, звук играется щипком струны, а не смычком);
  • Понятная и последовательная мелодия;
  • Стиль кончертато — стиль музыки, в котором группы инструментов или голосов делят мелодию, обычно в чередовании (будто “соревнуясь”), и почти всегда произведение создано согласно бассо континуо (генерал-бас).
  • Рококо и барокко

    Рококо возник уже после барокко и взял из него многие его особенности. Однако они были видоизменены, рококо смягчил и убавил этот размах. Барокко характерны контраст свет-тень, роскошность, грандиозная величественность, тёмная, но яркая цветовая гамма.

    Рококо — это изящество, невесомость, грациозность, в нём доминируют светлые пастельные цвета. В барокко главенствует объём и размах, а в рококо отдавалось предпочтение миниатюрным деталям и элементам. Для барокко типична контрастность цвета, в рококо — он плавно перетекает.

    Читать еще:  Современные исполнители с низким голосом. Самые красивые голоса в мире

    Барокко давит своей надменной театральностью, а рококо всё делает невесомым своей кокетливой камерностью и изысканностью. Барокко — это помпезность, грандиозность, строгость и серьёзность, а рококо — игривость, легкомысленность, но и изысканность и деликатность.

    Барокко в России

    В России барокко больше выразилось в архитектуре. Здесь особо было распространено к фасаду красного цвета добавить белые украшения. Эти архитектурные изменения, к русскому барокко, произошли ещё до начала грандиозных реформ Петра I.

    В 1680-х, в Москве начали представать взору церкви, которые не были похожи на традиционные храмы той эпохи, к примеру Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

    Она отличалась от других тем, что у неё были типичные, для западноевропейской архитектуры, ордера — членения фасада строения посредством колонн. Во время правления Петра I барокко стало довольно популярным.

    Во время царствования дочери Петра — Елизаветы, был на пике популярности уже другой стиль — петровское барокко (был популярен в годы 1697—1730).

    Некоторые из главных памятников петровского барокко в Санкт-Петербурге:

    • Меншиковский дворец (архитектор Фонтана, строительство 1710—1720 годы);
    • здание Двенадцати коллегий (архитектор Доменико Трезини, строительство 1722—1742 годы);
    • Кикины палаты в Петербурге (архитектор неизвестен, строительство 1714—1720 годы).

    Во время правления Елизаветы в Петербурге работал самый знаменитый в России архитектор барокко того времени — Граф Бартоломео Франческо Растрелли.

    Он создал истинно шикарные, роскошно оформленные дворцы в архитектурном стиле Елизаветинское барокко:

    • Зимний дворец (строительство 1757—1762 годы);
    • Большой дворец в Петергофе (строительство 1714—1755 годы);
    • Екатерининский в Царском Селе (также его называют Большой дворец, Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец или Старый дворец, строительство 1752—1756 годы).

    Однако уже в период Екатерины II барокко постепенно утратило свою мощь.

    Значение слова &laquoбарокко»

    БАРО́ККО, нескл., ср. Художественный стиль 16—18 вв. (получивший наибольшее развитие в архитектуре), отличавшийся декоративной пышностью деталей и живописностью.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

    барокко

    1. вычурный и пышный стиль в искусстве Европы XVI–XVIII веков

    2. в значении прил. имеющий вычурный и пышный стиль, соответствующий такому стилю

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно значение слова беломорина (существительное):

    Ассоциации к слову «барокко»

    Синонимы к слову «барокко&raquo

    Предложения со словом «барокко»

    • На каждом шагу многообразие архитектурных стилей: готика, своё виленское барокко, классицизм, модный в то время модерн.
    • Эстетика барокко, господствовавшая в русском искусстве начиная с конца XVII века, совершенно изменила понимание символической природы золота: из трансцендентного символа золото становится сугубо декоративным элементом.
    • Но и пышная барочная резьба, и круглая скульптура с её излишней динамикой, равно как и сухая ордерная система классицизма, пришедшая затем на смену барокко, противоречат миросозерцанию православного христианина и не соответствуют строю православной литургии.
    • (все предложения)

    Сочетаемость слова «барокко»

    Понятия со словом «барокко»

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Предложения со словом «барокко»:

    На каждом шагу многообразие архитектурных стилей: готика, своё виленское барокко, классицизм, модный в то время модерн.

    Эстетика барокко, господствовавшая в русском искусстве начиная с конца XVII века, совершенно изменила понимание символической природы золота: из трансцендентного символа золото становится сугубо декоративным элементом.

    Но и пышная барочная резьба, и круглая скульптура с её излишней динамикой, равно как и сухая ордерная система классицизма, пришедшая затем на смену барокко, противоречат миросозерцанию православного христианина и не соответствуют строю православной литургии.

    Источники:

    https://studopedia.ru/1_1161_proishozhdenie-termina-barokko.html
    https://www.uznaychtotakoe.ru/barokko/
    https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Для любых предложений по сайту: [email protected]