446 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектура XIX века в России. Архитектура первой половины XIX века

Содержание

Архитектура 19 века в России: стили и направления, история, памятники архитектуры

Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Читать еще:  Крылатые фразы о художниках. Афоризмы - цитаты и высказывания великих художников

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

Архитектура 19 века в России

Архитектура 19 века в России составляет едва ли не все архитектурное наследие нашей страны, и огромное количество зданий-представителей данной эпохи находится в Санкт-Петербурге — представить себе наследие архитектуры 19 века без, например, Генерального штаба Северной столицы сегодня очень сложно.

Основные направления архитектуры 19 века в России

Архитектура 19 века в нашей стране характеризуется совмещением нескольких стилей. Несмотря на то что во многом она является пережитком европейской эпохи Возрождения, архитектурные ансамбли 19 века представляют собой нечто более новое, индивидуальное, интересное.

Один из основных стилей архитектуры 19 века в России — классицизм. Однако он не присутствовал во всех работах в едином виде, а пересекался с другими не менее популярными стилями, такими как, например, ампир.

Русская архитектура 19 в . также примечательна стилем, который завоевал всю Европу — византийским. Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга учитывали его при разработке проектов Сенатской и Дворцовой площадей, строительство которых было закончено в первой половине 19 века.

Архитектура 19 века в Москве и Санкт-Петербурге

Для нынешней столицы России 19 век стал судьбоносным в развитии культурного наследия. После пожара в 1812 году началось массовое строительство зданий, которые до сих пор поражают своей красотой как жителей, так и гостей Москвы.

Читать еще:  Известная картина малевича. Работы Малевича по годам: описание, фото

При создании архитектурных шедевров в Санкт-Петербурге, как и в Москве, знаменитые зодчие использовали монументальные элементы греческого градостроительства. Любая презентация архитектуры 19 века в России наглядно покажет, как много стилей использовано во время разработки величайших творений российского зодчества.

Архитекторы 19 века

История архитектуры 19 века насчитывает множеств имен, которые внесли вклад в развитие отечественного зодчества.

Над созданием архитектурного наследия 19 века в Санкт-Петербурге во многом потрудился Андрей Никифорович Воронихин. В Северной столице он работал в самом начале девятнадцатого столетия, однако успел увековечить память о своих творениях, к примеру, созданием проекта галерей у ковша фонтана «Самсон» в Петергофе. Воронихин продолжил преобразование старых фонтанов в Санкт-Петербурге и создание новых.

Различные стили архитектуры 19 века в России хорошо подчеркнули Андреян Дмитриевич Захаров, Карл Иванович Росси, Тома де Томон и другие знаменитые архитекторы.

Архитектура первой половины 19 века внесла большой вклад в создание архитектурного наследия России. Спецификой данного периода является влияние архитектуры эпохи Возрождения: власти нашей страны приглашали для развития зодчества архитекторов из других стран, и русские мастера перенимали у них опыт.

Именно архитектура начала 19 века сделала Москву такой, какой мы видим ее сейчас — величественной, красивой и торжественной. Поспособствовал этому пожар 1812 года, который спровоцировал необходимость реконструкции и создания важных государственных зданий.

Для Санкт-Петербурга начало 19 века также стало знаменательным временем: знаменитые русские и европейские архитекторы начали плодотворное сотрудничество и создали множество знаний, которые до сих пор считаются одними из лучших в мире творений архитектуры.

Направления архитектуры первой половины 19 века

В архитектуре первой половины 19 века в России можно было увидеть несколько стилистических направлений: классицизм, ампир, а также элементы византийской культуры — вот основные из них. Также на российском зодчестве отразились гуманистические идеалы общества, что сыграло огромную роль при создании архитектурных ансамблей в крупных городах страны: классицизм потому был главенствующим стилем у русских архитекторов, что позволял показать монументальность и мощь Российской империи.

Русская архитектура начала 19 века включала в себя множество градостроительных задач, решение которых породило создание многих шедевров российского зодчества.

Именно тогда в Санкт-Петербурге завершается благоустройство Дворцовой и Сенатской площадей, а в Москве начинается массовое строительство общественных зданий.

Основными элементами архитектуры начала 19 века в России являются заимствованные у греков модные в то время античные колоннады, арки, гладкие стены. Применение данных элементов придает архитектурным ансамблям больше монументальности.

Архитекторы первой половины 19 века

Архитекторы начала 19 века заимствовали множество элементов у иностранных коллег, которые также занимались развитием российского зодчества по приглашению властей. Однако знаменитый русский архитектор Ворохин придавал зданиям больше строгости, словно пытаясь показать значимость общественных сооружений.

Из зарубежных архитекторов первой половины 19 века можно отметить швейцарца Тома де Томона, который активно использовал элементы греческой античности, умело совмещая их с присущей русским архитекторам монументальностью.

19 век является принципиально новым временем для развития культурного наследия в России. Вторая половина 19 века архитектурно проявляет себя возведением зданий, историческая важность которых является очень высокой. Именно тогда начинается массовое строительство важных государственных зданий: банков, представительств, образовательных учреждений, храмов и пр.

Половина архитектуры 19 века в позднем периоде представлена храмами и соборами, что, по мнению историков, связано с принятием князем Владимиром православия. В Севастополе за данный период было построено два величайших храма: Владимирский собор и крестово-купольный храм такого масштаба, который русская общественность увидела впервые.

Во второй половине 19 века архитектура продолжает подчиняться правилам мирового классицизма. Данный стиль позволяет воплотить монументальные, а также идейные задумки русских архитекторов. Классицизм выражал стремление общественности к переменам, которые были необходимы из-за смерти Николая I, отмены крепостного права и неудачного окончания Крымской войны. Именно поэтому художники и архитекторы стремились выражать в своем искусстве основные идеи государственного строя.
Архитектура второй половины 19 века определила облик Москвы и Санкт-Петербурга. Именно тогда были построены важнейшие здания: храм Спас-на-крови в Питере, Исторический и Политехнический музеи в Москве, вокзалы в обоих городах.

Архитектура середины 19 века обрела направленный, неповторимы, «свой» стиль. Русские архитекторы наконец-то перестали повторять приемы европейских коллег и начали создавать неповторимые ансамбли, сочетающие традиционные приемы российского зодчества и современные течения мировой архитектурной моды.

Архитектура конца 19 века приняла новый виток развития культуры в России. Зодчие стали отказываться от вопиющей монументальности, которая в начале 19 века еще давала о себе знать.

Русская архитектура конца 19 века обрела свою индивидуальность благодаря таким архитекторам, как А. А. Парланд, В. О. Шервуд, Н. А. Шохин, И. А. Монигетти, Н. А. Померанцев и др.

19 век — время революционных перемен во всех сферах жизни. Исключением не стала и архитектура того времени. Смешение стилей и форм, а также разрушительная сила военного времени по-своему повлияли на архитектурное наследие России. И, прежде всего, русские архитекторы 19 века восстанавливали городские ансамбли, решая невероятно сложные градостроительные задачи. В других же странах зодчество развивалось естественным путем, опираясь на исторические перемены в обществе.

Архитекторы 19 века славились своей разноплановостью, создавая архитектурные шедевры в различных стилях, объединяя, казалось бы, невозможные элементы в одном сооружении. Архитекторов 19 века список можно составить довольно внушительный, в России было немало талантливых градостроитей, чьими творениями можно гордиться по сей день.

Читать еще:  Какое настоящее имя Марка Твена? Краткая биография марка твена.

Список архитекторов 19 века в России включает в себя множество фамилий, как знакомых каждому, так и не очень, впрочем, их творения широко известны. Это и Тон К. А., работами которого мы можем любоваться, глядя на Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец; и А.Н. Воронихин, спроектировавший колоннады в Петергофе, и свое главное творение — Казанский кафедральный собор; это и А.Д. Захаров, занимавшийся перестройкой здания Адмиралтейства, будучи главным архитектором Морского ведомства. Список русских архитекторов, творивших в 19 веке, содержит такие знаменитые фамилии, как Росси К. И., Стасов В. П., Залесский И. П., Самарин П. М., Михайлов А. А. и прочие, поскольку перечислить всех отечественных архитекторов того столетия будет крайне затруднительно, однако их творчество — яркий образец градостроительства 19 века.

Каждый из архитекторов 19 века был, безусловно, наделен талантом, поскольку их творения — прекрасные памятники архитектуры — как вехи истории стоят на земле, возвращая нашу память к прошлому. И то, что в России список архитекторов 19 века весьма обилен, лишь говорит о том, что наши зодчие внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры того времени, поэтому мы должны чтить каждую фамилию архитекторов 19 века в России.

Русская архитектура первой половины XIX века

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Представленный материал предназначен для использования при изучении курса Истории России в 8 и 10 классах по теме “ Русская культура первой половины 19 века”. Дополнительно может использоваться на уроке по Мировой художественной культуре при изучении архитектурного стиля поздний классицизм-ампир.

Цель урока: сформировать целостное представление о развитии архитектуры в первой половине 19 века.

Задачи:

  • повышать уровень познавательных способностей учащихся;
  • деятельное освоение материала;
  • воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм, повышать уровень общей культуры;

Новые термины: ампир, “московский ампир”, ”петербургский ампир”

Новые имена: А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, О.Бове, ДЖилярди, А.Григорьев.

Форма проведения: Комбинированный урок получения новых знаний с использованием обучающей презентации, входного и итогового контроля знаний с элементами технологии развивающего мышления .Урок проводится в компьюторном классе.

Ход урока

1 этап. Мотивация

Темой работы является русская архитектура I половины XIXвека, архитектура ампира. Этот стиль был яркой, но короткой страницей в истории русской и западно-европейской архитектуры.

В России он утвердился после победы в войне 1812года, когда российское общество переживало подъём, единение всех жителей государства, поэтому архитектурный стиль нёс с собой пафос героизма, утверждение силы человеческого разума, мощи государства. Он был проникнут жизнеутверждающим, победным духом, то есть содержал в себе созидательное начало.

Величественная и гармоничная архитектура ампира первой половины XIX века не теряет своей привлекательности и сегодня, в чём же состоит секрет её вечной молодости? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской архитектуры?

2 этап. Активизация знаний

3 Этап. Основная часть урока

Работа с обучающей презентацией

Сегодня мы с вами узнаем, как развивалась архитектура в первой половине XIX века в Российском государстве.

Изучения этой темы будет по плану.

1. Ампир: происхождение и особенности.

2. Петербургский ампир:

3. Московский ампир: О.Бове, Д.Жилярди, А.Г.Григорьев.

4. Заключение, проверочный тест.

Работать на уроке вы будите каждый самостоятельно перед каждым учеником на экране комьютера обучающая презентация .Внимательно изучайте ее по завершении изучения — переходите к выполнению контрольных вопросов теста

Контрольные вопросы теста

Если результаты итогового теста не удовлетворительны, то учащиеся обращаются к материалу-памятке, после изучения которого, повторяют попытку решить тест.

4. Заключительный этап

Учащиеся коротко формулируют, усвоенные на уроке особенности развития архитектуры в первой половине 19 века

В архитектуре классицизм трансформировался в “ампир”, сочетавший строгость линий и богатство украшений.

После войны 1812 г. Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и Сенатская площади, в Москве – Театральная.

Значительный вклад в архитектуру Петербурга внесли А.Захаров (Адмиралтейство), А.Воронихин(Казанский собор, здание Горного института, К.Росси (Русский музей, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра, здание Сената и Синода О..Монферран (Иссакиевский Собор, Александровская колонна)

В Москве в стиле ампир работали О. Бове (реконструированная Красная площадь, Большой театр Триумфальная арка,) Д.Жилярди (здание Московского университета, Дом Луниных.)

В 30-е г. единый стиль распадается, появляется эклектика или историзм.

После этого возвращаемся к учебной задаче и пытаемся ответить на вопрос поставленный в начале урока

В чём же состоит секрет вечной молодости архитектуры 1 половины19века?? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской архитектуры?

Путешествие в мир архитектуры первой половины XIX века, убеждает в том, что талантливые произведения, создаваемые в любом архитектурном стиле, существуют вне времени и продолжают волновать современного человека. Архитектура ампира – живой источник творческих идей!

Эти великолепные произведения архитектуры ездят смотреть в Россию так же , как мастеров Ренессанса в Италию.

Источники:

http://www.syl.ru/article/381974/arhitektura-veka-v-rossii-stili-i-napravleniya-istoriya-pamyatniki-arhitekturyi
http://idcraft.ru/o-nas/stati/arxitektura-19-veka-v-rossii
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644849/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector