1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Астафьев пастух и пастушка проблемы произведения. Связь с пасторальным жанром

Анализ рассказа Астафьева Пастух и пастушка

«Пастух и пастушка» — это одно из самых запоминающихся, на мой взгляд, произведений Виктора Астафьева. Автору не впервой повествовать о таком страшном событии, как война. Виктор Петрович и сам участвовал в Великой Отечественной Войне, поэтому написанное – это не просто плод его фантазии. По словам самого Астафьева он много раз проводил редактуру этой повести, доводил ее до «совершенства» около семи лет. Многие критики относят сие творение к пасторальному жанру, который был популярен в средневековой европейской культуре.

Как и во многих крупных рассказах, автор составляет четкую композицию произведения. Он не забывает о прологе и эпилоге, между которыми заключены четыре части повести. К каждой главе Виктор Астафьев подобрал подходящий эпиграф, что очень символично. Уже на первых страницах автор начинает описывать главную героиню, которая оплакивает своего возлюбленного. Далее Астафьев «перебрасывает» читателя на линию фронта. В первой части он подробно описывает сражения, схватки и гибель солдат. Его слова четко передают весь трагизм той атмосферы. Он не стесняется описывать мельчайшие подробности: въевшийся в одежду запах самогона и табака, капельки пота и следы засохшей крови.

Писатель не боится резко переключать внимание читателя с военного на мирное время. В следующих двух главах он ведет повествование о двух влюбленных. Он противопоставляет прекрасную и светлую историю любви Бориса и Люси устрашающей, «грязной» войне. Подобная антитеза еще сильнее усиливает драматичность произведения.

И снова «удар». В четвертой части «Пастуха и пастушки» Астафьев пишет о смерти Бориса. И здесь, автор не добавляет никакой романтики. Он реально описывает гибель солдат и главного героя. Виктор Петрович четко описал состояние людей, которых истощила война. Не физически, а морально. Эпилог, продолжающий начало произведения, вновь окунает читателя в «море» печали. Астафьев вновь рассказывает о девушке, которая грустит на могиле любимого человека, одна, в бескрайней степи.

Своими словами Виктор Петрович хотел показать судьбы многих людей, которым пришлось столкнуться с разлучающей войной. В одном произведении он сумел описать и любовь, и горе матери и человеческий героизм. Писатель очень трепетно относился к деталям, поэтому до мельчайших подробностей «вырисовывал» каждую частичку характера героев. Он с легкостью заинтересовывает читателей своими литературными образами. Эта повесть, словно лучик надежды среди всех ужасов и беспорядков войны. Любовь, описанная Астафьевым, помогает людям пережить самые скверные чувства, перебороть страдания и боль, забыть о страхе. Ведь даже на могиле, может пробиться прекрасный цветок, который является символом победы жизни над смертью.

Вариант 2

Произведение Астафьева «Пастух и пастушка» можно отнести к жанру современной пасторали. В данном рассказе особенно явно затронута тема войны.

Во главе сюжета рассматривается человек, который оказался в самом центре военных событий. Структура повести довольно необычная: состоит из четырех частей, обрамленных прологом и эпилогом. В прологе описывается картина, на котором главная героиня произведения пришла на могилу к своему любимому, вся заплаканная и уставшая.

Главного героя повести зовут Борис Костяев, которому на данный момент двадцать лет. Он прошел войну, однако, не потерял веру в искренность и доброту людей.

В повести раскрывается сюжетная линия двух люди: главного героя Бориса и девушки Люси. Он, родившись в такое ужасное время, в военное, смогли полюбить друг друга по-настоящему, светло и искренне.

Первая часть данной повести носит название «Бой», в которой описываются военные события такие, какие они есть: много стрельбы, смерти людей, сражение на поле боя. Все выглядит очень драматично.

Следующие части носят название «Свидание» и «Прощание» именно в этот момент и зарождаются чувства между молодыми людьми.

В заключительной части произведения изображается то, как главный герой смело противостоит войне, пытается выжить, однако, реалии тех условий был очень жестоки. В итоге Борис умирает. В эпилоге читатель снова видит одинокую женщину, которая сидит у могилы возлюбленного, рыдая.

На протяжении всего произведения можно заметить, что Астафьев высказывает свою антивоенную позицию, в которой подчеркивает, что обычный человек, даже находясь в таких жестких условиях, может еще любить и верить в лучшее.

Астафьев очень трогательно описывал чувство возлюбленных, используя разные литературные приемы. В его тексте можно встретить и интересные эпитеты, и выразительные метафоры. Все подобрано идеально точно. Читатель, когда читает «Пастух и пастушка» проникается произведением и искренне сочувствует главным героям.

Писатель очень точно и по-мастерски показал трагедию обычных людей, которые погибли на войне или тех, кто вернулся, но все-таки не перестал терять надежду во что-то светлое и действительно доброе. Автор хотел своим произведением показать то, как тяжело было людям в военные времена, на какие жертвы шел народ во благо спасения Отечества, насколько много тогда было патриотизма в крови людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Пастух и пастушка

Популярные сегодня темы

Произведение «Горе от ума» – это гениальная пьеса, написанная Грибоедовым Александром Сергеевичем. Именно благодаря ей он стал известным и уважаемым человеком. Люди до сих пор читают эту пьесу, потому что она актуальна всегда, а особенно в наше время.

О музе этого великого автора можно сказать одно, это чистая духовность, которая сравнивалась с молодой, крестьянской девушкой.

В рассказе «Муму» Иван Сергеевич Тургенев описывает историю бедного крестьянского мужика по имени Герасим и его собаки Муму. Мне очень понравился этот рассказ, ведь здесь повествуется о реальной, хоть и грустной жизни.

Как ни странно, но мне кажется, счастье для человека во многом заключено в простом и честном труде. Конечно, нужно развивать и другие сферы собственной жизни, для того чтобы эта жизнь была разнообразной и насыщенной

Читать еще:  Почему парень не здоровается. С чем может быть связано то, что люди не здороваются

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую психологическую новеллу, ключевой тематикой которой является процесс духовного перерождения представителя мещанства в обыкновенного босяка.

«СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ» КАК ЖАНР ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»

магистрант, филологический факультет СВФУ им. М.К. Аммосова,

“Пастух и пастушка” – повесть о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть была написана в то время, когда литература стремилась сконцентрировать внимание читателей на конкретном человеке. Главная задача писателей того времени – изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей. По мнению доктора филологических наук П. Гончарова, повесть имеет такой вес в современной литературе, потому что вобрала в себя культурные традиции». [5, с. 230].

“Современная пастораль” — такое жанровое определение дает повести писатель. Он сталкивает сентиментальное миропонимание с грубым бытом войны [6, с. 4]. Слово «пастораль» писатель ставит вместе со словом «современная». Этим он заостряет жестокую определенность времени, бездушное отношение к судьбе человека, к самым тонким порывам души. И читатель отчетливо видит эту «современность» в отступлениях от жанрового канона.

В статье «Формы времени и хронотопа в романе» М.М. Бахтин, определяя пастораль как основной вид любовной идиллии, указывал на ее особенности [3, с. 267]:

  1. В идиллическом хронотопе вся жизнь прикреплена к родной стране, дому. [3, с. 272]. Идиллическая жизнь и ее события неотделимы от определённого пространственного уголка, где до этого жили предки и будут жить потомки героев.

В «Пастухе и пастушке» В. П. Астафьева мы не видим эту особенность. Главные герои не связаны местом своего рождения с Уралом, который появляется в начале и в конце произведения. К примеру родина [2, с.176] главного героя Бориса Костяева – Сибирь, его возлюбленная Люся говорит о себе, что она – приезжая, а погибшие старики, пастух и пастушка, приехали на Украину «с Поволжья в голодный год» [2, с. 274].

  1. Другая особенность идиллии – крепкая связь основных реальностей идиллической жизни: любви, рождения, брака и т.д. Между ними нет резких контрастов, и они равноценны. Идиллия не знает быта [3, с. 374], не знает и такого понятия, как война, резко противопоставившая два мира — довоенный и военный.
  2. Не встречаем в повести и следующее свойство – единение человеческой жизни с природой, гармонию их ритма.

Природа в «Пастухе и пастушке», как и мир человеческой души, изувечен войной, да так, что ее естественный ритм окончательно нарушен. Об этом свидетельствуют уже начальные фразы первой части: «Орудийный гул опрокинул, смял ночную тишину. Просекая тучи снега, с треском полосуя тьму, мелькали вспышки орудий, под ногами качалась, дрожала, шевелилась растревоженная земля вместе со снегом, с людьми, приникшими к ней грудью. В тревоге и смятении проходила ночь» [2, с. 291]. На протяжении повествования встречаются такие пейзажи: «Снег был черен от копоти» [2, с. 291]. «Поля — в танковых и машинных следах, будто перепоясанные ремнями. Тихими сумерками накрывало израненную, безропотную землю» [2, с. 356].

На создание иной модели мироздания – хаоса, вселенского разрушения способствуют разные образы: образ дороги, по которой идут солдаты, защищая отечество и родной дом, образ степи, припорошенный семенами трав, образ воронки – водоворота боя, которая убивает всё, тянет в бездну. Цветовая гамма усиливает контраст с традиционной пасторалью. Обычно гамма состоит из ярких цветов: желтый (цвет солнца), зеленый (цвет растений), голубой (цвет чистого неба), белый (цвет чистоты). В повести нет таких красок: «Черная злоба, черная ненависть, черная кровь задушили, залили все вокруг: ночь, снег, землю, время и пространство» [2, с. 53].

В итоге возникает вопрос: что же «пасторального» остается в повести?

В первую очередь – щемящая нота тоски по недостижимому идеалу, по тому довоенному миру, который превратился в сон.

В повести есть ценная и важная антитеза – детское воспоминание Бориса Костяева о театре, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о беззаботно танцующих юных пастухе и пастушке, резко контрастирует с болью и грустью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, «обнявшихся преданно в смертный час» [2, с. 264]. После читатель наблюдает за историей любви Бориса и Люси через призму этой сцены. Светлое чувство возлюбленных становится лейтмотивом повести. Ведь сверхзадача, которую поставил автор – показать антигуманную, аморальную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы.

Пастораль на фоне войны — это открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать читателям нечто немыслимое: тонкость, трепет и нежность чувств воюющего человека [7, с. 123]. Ведь война и любовь несовместимы. Любовь – это нежность, преданность, уважение, семья, а война – страх, сражения, горе, смерть. Главный герой повести лейтенант Борис Костяев в душе тоже солдат, который до конца уверен в победе и готов пожертвовать собой ради нее. Несмотря на боевой дух, он подвержен глубокому и робкому чувству любви.

Основной принцип художественного построения повести – контраст: к идиллическая картина прекрасной любви пастуха и пастушки противопоставлена картине убитых старик и старуха с усталыми лицами, вместе прожившие суровую жизнь и погибшие в один день. Образ «пастуха и пастушки» – олицетворение вечной любви. Этот образ-символ несет идею верной любви, над которой не властны ни смерть, ни время.

В отличие от традиционного построения пасторали война разлучает возлюбленных. Астафьев в сюжет третьей части включает воспоминание героев о прошлом, лирические отступления. Автор описывает, как каждый солдат боится наступления нового дня, т.к. не знает «умрет ли он завтра или нет». И в этой же части происходит разлука героев, где время их уводит в серый рассвет.

Таким образом, мы видим, что в современной пасторали В. Астафьева война представала то в виде гиперболической картины всемирного разрушения, Апокалипсиса, то в образе невероятно трудной солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания.

Мы видим, что при построении сюжета, композиции и системы образов В.П. Астафьев использует прием антитезы, противопоставляя пасторальный мотив идиллии, любви, гармонии беспощадной, жестокой, бесчеловечной стихии войны. Если традиционная идиллическая пастораль прославляет жизнь в ее лучших проявлениях, прочитав которую у читателя возникает чувство покоя, гармонии, то Астафьев говорит о смерти, и после чтения его пасторали возникает ощущение холода и странного покоя. Ведь несмотря на военный ад за одну ночь расцветает великая любовь. Повесть “Пастух и пастушка” – о любви и антигуманности войны. Автор ставит перед собой труднейшую задачу совместить с грубым реализмом войны возвышенную романтику и даже сентиментальность.

Читать еще:  Прощание с матерой андрей и дарья. Анализ текста "прощание с матерой"

Список литературы:

  1. Астафьев В.П. Собрание сочинений в 4-х т. – М., 1979-1981. – 2160 с.
  2. Астафьев В.П. Пастух и пастушка. – М., 2004. – 363 с.
  3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 504 с.
  4. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000. – 332 с.
  5. Гончаров П. А. Творчество В.П.Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: дис. … докт. филол. наук. – Тамбов., 2004. – 366 с.
  6. Перевалова С.В. Повесть В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» как «современная пастораль» // Рус. словесность. – 2005. – № 3. – С. 2-8.
  7. Прокопенко Н.М. Жанр пасторали и его актуализация в рассказах и повестях В.П. Астафьева 1960-1980-х годов: дис. … канд. филол. наук. – Ишим, 2010. – 178 с.

Астафьев, «Пастух и пастушка»: анализ произведения, краткое содержание

Особенный писатель – автор этой книги, необычны и его произведения. Нет, он, пожалуй, не пишет стихи в прозе. Однако сквозь его строки, говоря словами Владимира Семеновича Высоцкого, неизменно «сочится душа».

Данная статья — о его повести «Пастух и пастушка». Краткое содержание произведения Астахова убеждает нас в полной гармонии уникальной авторской формы и авторски переосмысленной военной истории.

Рядовой, прошедший войну

Все это было пережито им в полной мере. Воевал Виктор Петрович шофером, связистом, артиллеристом… Награжден орденом «Красного знамени», медалями «За отвагу». Звание – рядовой. Видел он все то, что представил своим читателям в повести. Поэтому и стиль его изложения эпичный, в нем ощущается толстовская обстоятельность, внимательность ко всем деталям. Все увидеть, все пережить, представить своим читателям правдивое лицо войны… Такую важнейшую задачу решает Астафьев-художник в повести «Пастух и пастушка». Анализ ее первой части представляет нам стремление писателя сотворить невозможное – написать пастораль войны. Этой смертельной, огненной, обжигающей стихии.

Астафьевская пастораль войны

Почему же автором выбран жанр пасторали, по своему определению, идеализирующей мирную, простую деревенскую жизнь? Астафьевская пастораль… Она представляет особое, переосмысленное описание войны, где огненный смерч не в силах превозмочь патетизм человеческих чувств, красоту человеческих душ. Виктор Петрович убеждает читателя в том, что любовь сильнее войны, своим произведением «Пастух и пастушка»

Анализ первой части повести начнем с трогательной картины. Поседевшая женщина в пальто устаревшего кроя идет, не скрывая слез, вдоль железной дороги по дикой степи с потрескавшейся безжизненной почвой, где растет лишь жесткая трава-проволочник да полынь-чернобыль. По дороге она считает полосатые километровые столбики..

Дойдя до нужного, она сворачивает к кургану и подходит к цели своего путешествия – пирамидке памятника, звезда с которого «отопрела и отпала». Нам становится понятным, что покоится здесь кто-то, кто очень дорог ей. Эта женщина – Люся, а нашла она могилу лейтенанта Бориса Костяева. Она произносит пронзительные слова, прижавшись лицом к могиле: «Почему ты лежишь один посреди России?». По художественной силе этот сюжет сходен с встающим ослепляющим «черным солнцем» Шолохова, которое увидел Григорий после гибели любимой.

Аналогии астафьевского произведения с шолоховским «Тихим Доном»

Далее, словно пользуясь машиной времени, отматывает Астахов время назад и погружает читателя в обстановку жестокого боя. Взвод лейтенанта Костяева держал оборону, встав на пути идущих на прорыв обезумевших окруженных немцев. Их поддерживала огнем батарея эрэсовцев («катюш»). Впереди по врагу прямой наводкой били полковые пушки. Сзади – фронтовая артиллерия (гаубицы). Однако немецкая пехота все же прорвалась к окопам взвода.

Настоящий рукопашный бой описывает Астафьев. «Пастух и пастушка» дают читателю возможность почти осязаемо прикоснуться к этому аду — с предсмертными криками, матами, разящими ударами саперной лопаткой, выстрелами в упор. Рядом с так и не привыкшим к войне лейтенантом Борисом Костяевым сражался замкомвзвода старшина Николай Васильевич Мохнаков. Он воевал, начиная с отступления от границы и был страшен для врага: то прячась в сугроб, то выскакивая из него, разя лопаткой и пистолетными выстрелами. Старшина был везде в гуще боя: отдавал команды, защищал растерявшегося лейтенанта. Его внутреннее состояние чем-то было сходным с состоянием шолоховского Григория Мелехова, геройствовавшего, сумасбродничавшего, не задумываясь, убивавшего врагов. Однако внутренняя сущность астафьевского старшины, его душа выжжены войной. Вспомним, что писал о подобном состоянии Шолохов: его герой не смог бы выдержать ясный взгляд невинного ребенка — отводил глаза.

Связь с пасторальным жанром. Трагедийная сцена

Важную сюжетную функцию первой части покажет нам анализ повести «Пастух и пастушка». Начав с высокой трагедийной ноты, автор наращивает эмоциональный накал вплоть до уродливо трансформированной войной классической пасторальной сцены – обнявшихся пастуха и пастушку.

Однако эти персонажи, столь популярные в европейском искусстве XVI–XVII веков, молодые, смотрящие друг на друга влюбленными глазами, представленные на идиллическом лоне природы, трансформированы автором применительно к страшным реалиям войны.

У Астафьева пастух и пастушка – это старик и старуха, занятые выпасом стада, убитые шальным вражеским снарядом. Два мертвых тела людей, крепко держащихся за руки, прикрывающих друг друга телом от обстрела. Они лежат за баней, вблизи «картофельной ямы».

Катарсис бойцов

Эта сцена, увиденная бойцами, едва вышедшими из страшного боя, не оставляет их равнодушными. Отметим, что она является центральной трагедийной сценой всей повести, ее лейтмотивом, который намеренно вводит в начале произведения Астафьев «Пастух и пастушка», внезапно прерывая динамику повествования.

Что же происходит в этой сцене? Внезапно у бойцов, только что убивавших и убиваемых, при виде этих двух трупов наступает катарсис, духовное прозрение. Они уже (пожалуй, все, кроме старшины Мохнакова) не отождествляют себя с войной, а противопоставляют ей. Потрясение, испытанное ими, столь глубоко изображает Астафьев, что всеобщее оцепенелое молчание при их похоронах бойцами взвода Бориса Костяева нарушает лишь молитва, которую самопроизвольно, от души произносит долговязый рядовой Ланцов. Его товарищи понимают — другие слова здесь неуместны.

Читать еще:  Имре кальман биография интересные факты. Оперетта «Осенние маневры»

Далее, начиная со второй главы, повесть «Пастух и пастушка» (краткое содержание произведения покажет это читателю) обретает осязаемость. Это тема фронтовой любви Люси и Бориса. Однако она, по замыслу автора, сюжетно не самостоятельна. Эта любовь рассматривается Астафьевым сквозь призму уже показанной им пасторальности, в вышеописанной нами трагедийной сцене. В ней, как камертон, ощущается высокий гуманистический пафос противопоставления человеческой души, человеческой любви аду войны.

Привал в доме Люси

В этой сцене писатель Астафьев, словно кинорежиссер, представляет своим читателем крупные планы героев книги, с умением опытного художника несколькими штрихами изображает личность каждого. Очень неодинаковы эти солдаты, сведенные войной в один взвод.

Подробней о войне и солдатах

Москвич лейтенант Костяев, начавший воевать, когда немцев гнали с Кубани и Кавказа, быстро растерял юношеский пыл. О непреходящей солдатской мудрости рассказывает нам «Пастух и пастушка». Анализ главы «Бой» доносит нам кровью и потом полученный ратный опыт самого автора: чтобы воевать и оставаться живым, нужно понимать войну, зазря не геройствовать, вовремя выбирать относительно безопасное место и, не жалея мозолей на руках, окапываться. А выпрыгнув из окопа, следует остервенело стрелять по врагу, другого выхода нет. Лейтенант Борис, понявший это, полностью идентифицирует себя с солдатами, чувствует их поддержку.

Среди бойцов есть трое-четверо, не умеющих пить, быстро хмелеющих. Однако пить надо. Чтобы не нарушилась психика от созерцания ликов смерти. Пили больше других лишь старшина, «кум-пожарник» (т. е. потенциальный стукач) Пафнутьев да кумы-алтайцы Карышев и Малышев из деревни Ключи. Не вызывает сомнений, что подобные типажи видел на фронте и сам Астафьев. «Пастух и пастушка» анализирует то, как устроен этот воинский коллектив.

Каин и Авель

Ведь во взводе есть мужчина средних лет по фамилии Пафнутьев, бравирующий своим умением писать доносы. Впрочем, старшина Мохнаков, зная об этом, вовремя психологически воздействует на стукача, чтобы тот не проявлял свой опасный «талант». Правдивый – этот образ намеренно ввел в канву рассказа Астафьев. «Пастух и пастушка» анализирует эпоху и персонажи – сексоты присутствуют в произведении, как и в жизни.

Кумы-алтайцы

Алтайцы воюют по-крестьянски основательно. Они одновременно спокойные и отважные, самая крепкая поддержка командира взвода. Карышев по-крестьянски исчерпывающе излагает причину, за что он воюет. Здесь даже не пахнет идеологией. Он крестьянин, воюет за родную землю, которую у него, хлебороба (главного человека на земле), враг пытается забрать. Таким образом о том, что эта война стала народной, рассказывает нам «Пастух и пастушка». Анализ произведения подводит нас к толстовской «дубине народной войны», заносящейся и опускающейся на головы агрессоров. А еще этому человеку из народа принадлежит глубокая, философская мысль, о том что на земле святы две вещи: материнство, рождающее жизнь, и хлебопашество, питающее ее. И это произнесено им в аду войны!

Лейтенант одергивает старшину

Люся все это видит. Она центральный женский образ в повести «Пастух и пастушка». Анализ краткий этого произведения раскроет особенную его роль в астафьевской пасторали. Именно она является астафьевской Джокондой. Ее сложный образ обрисован автором тонко и трогательно. Русская женщина, волей судьбы оказавшаяся в украинской деревне. Огромные черные глаза, худощавое продолговатое интеллигентное лицо, тугая коса, беспокойные руки. Ее мимика, манера говорить, настороженное внимание, проницательность свидетельствуют о богатстве ее души. Этот образ действительно украшает астафьевскую пастораль «Пастух и пастушка». Содержание повести благодаря ему трансформируется из плоскости войны в аспект человеческих отношений, человеческих ценностей, ведь любовь, в отличие от войны, вечна.

Любовь

В третьей части писатель рассказывает нам о прекрасной любви, о высоких чувствах. «Ну почему же мы встретились именно на войне?» — вопрошает то ли любимого, то ли Всевышнего Люся. Многое пришлось пережить ей во время окупации. Позже расскажет она влюбленному в нее Борису и об извращенцах-фашистах, и о полицаях, бессовестно хозяйничавших в этих краях. Из ее уст мы узнаем, что она получила музыкальное образование. Книги по юриспруденции, контрастирующие с сельской избой, свидетельствуют о втором — юридическом — образовании. Неожиданный штрих — Люся, пребывая в душевном волнении, по-мужски закуривает махорку. Курящие женщины тогда не были редкостью, это также показывает нам художественную достоверность и целостность повести «Пастух и пастушка». Анализ текста, впрочем, показывает, что даже возникшая светлая любовь не может сразу же освободить душу Люси от боли, нанесенной войной. Однако молодая женщина чувствует потребность любить, воспринимает себя мудрее своего любимого, «старше его на сто лет», ощущает материнскую нежность и жалость к «своему рыцарю», сражающемуся за Родину. Между молодыми людьми вспыхивает взаимное глубокое и нежное чувство, противиться которому они более не могут.

Снова на фронт

«В ружье, военные!» — прерывает эту идиллию старшина, передавая приказ командира роты, майора Филькина. Рота, отдохнувшая и получившая новую технику, выдвигалась на линию фронта. Люся вышла на зимнюю дорогу провожать любимого. Изложение этого момента автором опять приобретает черты эпичности. Влюбленная женщина сердцем ощущает, что случится непоправимое. Она, замерзая на холоде, уже после отъезда военной колонны продолжает стоять в прострации, шепча: «Возвращайтесь живыми!» А вернувшись домой, даже не закрывает входную дверь и долго не может согреться, ощущая какой-то мистический пронизывающий холод.

Завершение трагедии

Попав в медсанбат с нетяжелым ранением, лейтенант столкнулся с безразличием старшей медсестры и лечащего врача. Лечили его формально. А уж о том, что одновременно следовало лечить и его тонкую и исстрадавшуюся душу, израненную войной, речь не шла. На самом же деле ранение оказалось не столь уж безобидным, а душевные страдания – более существенными, чем можно было предположить. Проницательный врач, понявший, что здоровье раненого в этом госпитале ухудшается, распорядился перевезти его в другой госпиталь. Однако Борис не доехал. Он умер в дороге. Причем впопыхах его тело оставили в одном из вагонов, стоящих в тупике. Начальник полустанка вместе со сторожем похоронил героя в наспех выкопанной яме. Пьяница-сторож обменял белье покойного на литр водки. Выпив и расчувствовавшись, он вырезал из ручки носилок пирамидку-памятник и вбил его в землю в головах покойного.

Заключение

Пастораль замкнулась, завершается и повести «Пастух и пастушка» анализ. Любовь, пусть даже трагическая, побеждает войну.

Закатное солнце озаряет степь и возвращающуюся к полустанку женщину, одетую в старомодное пальто…

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/astafev/analiz-proizvedeniya-pastuh-i-pastushka
http://sibac.info/studconf/science/xxxv/92527
http://fb.ru/article/163082/astafev-pastuh-i-pastushka-analiz-proizvedeniya-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector