24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие из народов урала самые древние. Открытый урок «Народы, населяющие Урал

Открытый урок «Народы, населяющие Урал»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (115 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” – 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Выполненное домашнее задание.

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” – 2 мин.

5 мин.- пере мена.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Участие во фронтальном опросе.

Диалог – выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Приведение рабочее го места в порядок.

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Рекомендация литературы (презентация слайд 71).

Организованное завершение урока.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).

  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа. Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Читать еще:  Почему карина сычева стала популярной. Кто такая стримерша Карина: биография и факты

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно. Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Какие народы населяют Урал? Часть 2

Урал является территорией, которая стала домом для многих народностей. Но всех объединяет то, что они привыкли жить в гармонии с природой.

Коренные жители

Манси

Помимо населения, которое считается пришлым, есть на Урале и коренные жители. К ним относятся манси , которые имеют второе имя – вогулы. Этот топоним быстро прижился среди местных, найдя свое отражение в названии ряда географических точек вроде реки Вогуловки .

С лингвистической точки зрения манси можно смело назвать частью обширной финно-угорской семьи . Если можно так сказать, они даже родственный венграм и хантам .

В начале заселения указанных земель они предпочитали занимать просторы северного Яика . В ходе некоторых противостояний с кочевниками относительно мирным манси пришлось уйти с насиженных мест.

Историки отмечают, что манси представляют собой небольшую народную группу, которая включает всего пять изолированных групп. В классификации по географии их делят на следующие категории: чердынскую, ирбитскую, веротурскую, красноуфимскую и кунгурскую .

К сожалению для историков, самобытность народа сильно пострадала из-за давления российской колонизации. На фоне этого манси потеряли огромную часть собственной культуры, стали часто вступать в брак с русскими.

Впрочем, часть традиционного уклада жизни все же сохранилась в памяти малочисленного народа. Но его поддерживает в большинстве своем только старшее поколение, так как молодежь предпочитает отправляться в поисках лучшей жизни в Ханты-Мансийск .

Башкиры

Впервые сведения о башкирах появились приблизительно в десятом веке. Еще с того времени люди выбирали для себя традиционные ремесла вроде рыболовства и охоты.

Из-за насильственного подчинения властям Волжской Булгарии стали исповедовать ислам. В девятнадцатом веке российское правительство приняло решение проложить железнодорожные пути, которые бы стали мостом между русским центром и Уралом.

За счет этого земли получили шанс на значительный экономический скачок, а после обнаружения нефти на этих территориях ситуация резко пошла в гору. В результате уже в двадцатом веке Башкирия заняла весомое место на рынке нефтяной промышленности.

Также важным периодом в жизни региона стал период ВОВ , так как именно сюда были эвакуированы около сотни промышленных объектов. В будущем их использовали для мирного развития региона.

Марийцы

Марийцы изначально обосновались в исторических источниках как черемисы .

Читать еще:  Рисунки на тему сказки мамин сибиряк. Дмитрий мамин-сибиряк аленушкины сказки

Но после Октябрьской революции было решено искоренить старое название, которое считало обидным. Сегодня же ученые решили возродить эту традицию.

На гайбаки

Не менее запутанно выглядит история нагайбаков, которые считаются по одной из версий последователи тюрков, решивших окунуться в христианство.

В российской истории особенно отметились знаменитые нагайбаксие казаки , которые часто фигурировали в военных действиях, разворачивающихся в восемнадцатом веке. Сейчас они плотно проживают в Челябинской области .

Уральские татары

Еще одна спорная народность. Вызвано это отсутствием многочисленных источников, которые бы подтвердили достоверность их принадлежность к уральским этносам.

Большая часть гипотез базируется на догадках, при этом часто фигурирует мнение, что эти татары являются пришлым населением, которое заселилось тут после нашествия войск Золотой Орды .

Сегодня они по большей части проживают в Башкирии , насчитывая около миллиона граждан . Но есть и типично татарские поселения, разбросанные по всему Уралу . Большая часть представителей народа являются последователями ислама.

Буду благодарен за ваш лайк и подпись на мой канал . Это станет стимулом для написания новых интересных статей. Не забывайте делится материалом с друзбями в соцсетях.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»

Любовь Федякова
Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы

«Народы Среднего Урала»

(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

– Дети, назовите свою Родину? (ответы детей).

– Назовите край, в котором мы живем. (Средний Урал).

– Скажите, как называется наша область? (Свердловская).

Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Мы узнали и отметили на карте красивые места и достопримечательности нашего края. А сегодня мы поговорим о народах Свердловской области.

– Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.

– Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).

Еще каждый народ говорит на своем языке.

– На каком языке говорят русские? (на русском).

– А татары? (на татарском). Ярослав Р. скажи, пожалуйста, несколько слов на татарском языке.

– На каком языке говорят удмурты? (на удмурском). Послушайте стихотворение на удмурском языке, его расскажет Ангелина. В.

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

Чтобы лучше познакомиться с народами Свердловской области, мы сейчас посмотрим презентацию.

1 слайд. Русские.

– Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.

– Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)

2 слайд. Татары.

– Дети, чем татарский костюм отличается от русского?

– Кто знает татарские национальные праздники?

Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.

Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.

3 слайд. Башкиры.

– Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?

Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.

Башкирские национальные праздники:

Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.

Читать еще:  Ханна до и после пластики сколько лет. Как менялась Ханна: певица до и после пластики

Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования.

3 слайд. Марийцы – это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

– Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.

Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

4 слайд. Удмурты. Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.

– А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?

Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.

Горон Быдтон – завершение весенних работ.

На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.

5 слайд. Чуваши.

– Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.

В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.

Чувашские народные праздники:

Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.

Чуклеме – завершение уборочных работ.

6 слайд. Мордва.

– А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.

7 слайд. Ханты и Манси.

– На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?

– Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

– Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

8 слайд. Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.

Игра «Путешествие по карте Свердловской области». Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей области и наклеим маленькие картинки народов в тех местах, где они проживают.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

К нам в гости пришла бабушка Андрея Д. – она марийка. Посмотрите, ребята, в каком она красивом праздничном национальном костюме. Нравится вам? Бабушка нам расскажет о детских марийских играх, в которые она играла, когда была маленькой.

Дети, вместе с бабушкой, играют в марийскую народную игру «Пире ден пача-влак» – «Волк и ягнята». Правило игры:

Выбирают волка, овечку, а остальные – ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает:

-Мом тыште ыштет (Что ты делаешь, волк)

-Тендам вучем (Вас жду) – отвечает волк.

– А молан мемнам вучет? (А почему)

-Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.)

После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

Итог занятия:

– Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

Источники:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644754/
https://zen.yandex.ru/media/id/5c483a06fad3ae0597752cf1/5ca34143e616c900b3ef8fec
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-kraevedeniyu-s-detmi-podgotovitelnoi-grupy-narody-srednego-urala.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]