Барокко как важнейшее художественное направление 17 века. Эпоха барокко
Эпоха барокко
Охота на бегемота и крокодила. Рубенс
В конце 16-го – начале 17-о века искусство Ренессанса в Западной Европе сменилось новым направлением “барокко”. Слово “барокко” в буквальном переводе с итальянского означает “причудливый”, “вычурный”.
Зародилось барокко в Италии, в конце 16 века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу.
Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Построенные ранее церкви украшали элементами барокко, в основном – интерьер. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями: это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов.
Типичной для архитектурного барокко представляется архитектура Рима в 17 веке.
Фонтан Треви в Риме. Николо Сальви. (1732 -1762)
Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы, которым они придают строго прямолинейные очертания. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными или скульптурными акцентами. Огромное значение приобретают обелиски и фонтаны.
На смену статуе как организующему площадь началу приходит обелиск с его устремленностью ввысь, а еще чаще – фонтан, обильно украшенный скульптурой. Блестящим примером барочных фонтанов были фонтаны Бернини: фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона.
В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Парк обильно украшают гроты, балюстрады. скульптуры, фонтаны.
Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме.Фасад (1573 – 1584)
Скульптура
Неотъемлимой частью архитектуры в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты; на площадях появились памятники властителям, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы.
Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны. Люди – в развевающихся одеяниях или обнаженные – представлены в вычурных, неестественных позах. Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания.
Основные направления в европейской литературе XVII-XVIII веков. Художественные принципы классицизма, барокко и рококо
17-18в – эпоха Просвещения. Историческая миссия Просвещения заключалась в том, что оно подготовило Великую Французскую буржуазную революцию, свершение которой означало победу нового политического строя в Европе – буржуазного. Просветители не видели своекорыстия представителей буржуазного класса, ведь на первых порах буржуазия содействовала государственному объединению и экономическому укреплению европейских стран за счет расширения производства, создания новых экономических связей. Заинтересованная в ликвидации феодальной раздробленности, буржуазия экономически поддерживала прогрессивные социально-политические реформы. Все это в свою очередь способствовало как национальному самоопределению отдельных стран, так и общеевропейской культурной интеграции.
Просветители были людьми энциклопедических знаний, и знание они избрали своим главным оружием. Достижение намеченных целей было поставлено в прямую зависимость от просвещенности народа, уровня его благосостояния. Идея самоценности личности, лозунг – никаких отличий, кроме талантов и добродетели – имели в то время огромное значение: они пробуждали в людях высокие, благородные чувства, рождали дух протеста против любого насилия.
Искусство было поставлено на службу просветительской гуманистической программе. Большая часть произведений представляла собою беллетризованные философские трактаты, в них художественно претворялись основные социально-политические тезисы и моральные установки просветительской концепции переустройства общества. Акцент на ведущей роли разума, признание литературы действенным воспитательным средством, внимание к личности – эти приоритеты, оказавшие решающее воздействие и на эстетику, и на творческие методы просветителей.
Идеология на основе философии национализма. Человек может и должен искать свой путь к счастью. Счастье становиться одним из ключевых моментов в теории просвещения. Многочисленные учёные задумывались почему мир несовершенен – потому что несовершенен человек. Необходимо добиться от человека желания развиваться. Необходимо воспитание, образование, христианские добродетели, ощущение нужности в обществе.
Складываются 3 основных направления: классицизм, барокко и рококо.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Барокко(итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств, одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Литература барокоо зародилась в Испании. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах.
Представители: Луис Гонгора («Сказание о Полифеме и Галатее», цикл пасторальных «Поэм уединения»), Педро Кальдероне(«Жизнь – есть сон»), Лопе де Вего (прим. 800 пьес, «Овечий источник», «Дама-невидимка»), Тирсо де Малино («Силийский озорник или каменный гость»)
Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века.
Литература. Идея, что разумное чел. общ-во несовершенно и гормонии в нём быть не может. Для чел. хар-на порывистость, чувствительность. Первые писатели-рококо появились в 17в.
Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость фантазия, любовь-забава и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы.
Представители: Мадлен де Скьюдери («Клерия», «Кир Великий»), Аббат Прево («История кавалера де Грильи и Манн Лескон), Пьер Шодерло де Локло («Опасные связи»), маркиз де Пезаи «Купанье Зелиды».
Коротко о стилях: Барокко
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Инженерно геологические изыскания для строительства домов вот здесь
Источники:
https://cvetamira.ru/epoha-barokko
https://studopedia.ru/9_148031_osnovnie-napravleniya-v-evropeyskoy-literature-XVII-XVIII-vekov-hudozhestvennie-printsipi-klassitsizma-barokko-i-rokoko.html
https://shabby-decor.ru/korotko-o-stilyah-barokko/