Art & More: по следам Рафаэля. Выставка великого итальянца в Пушкинском музее
Главная выставка осени: Рафаэль в Пушкинском музее
Фото: © L!FE/Владимир Суворов
11 работ великого итальянца впервые приехали в Россию. Выставка открывается сегодня и проработает в Музее изобразительных искусств до 11 декабря 2016 года. Очереди уже стоят.
В Москву на экспозицию “Рафаэль. Поэзия образа” привезли восемь живописных полотен и три рисунка из собрания галерей Уффици во Флоренции и других итальянских музеев. Три работы посвящены религии — “Мадонна с младенцем”, “Святая Цецилия” и “Ангел”; остальные — портреты: знаменитый автопортрет художника в юности, “Немая” из Национальной галереи Марке и портрет Элизабетты Гонзаги.
Билеты на выставку продаются как в кассах музея, так и онлайн.
Рафаэль Санти — традиционно один из самых почитаемых в России западных художников. Например, писатели Лев Толстой и Фёдор Достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию “Сикстинской Мадонны”, считая её вершиной религиозного живописного творчества. Мало кто уже помнит, но именно “Сикстинская Мадонна” после Второй мировой войны хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве, откуда была вывезена на историческую родину только в 1955 году.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак уверена, что стены музея Рафаэля “помнят” и место для его выставки в России выбрано самое подходящее.
— Эта выставка не просто набор полотен, в ней есть некая идея, смыслы, которые обращают нас и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом, и на русскую в частности. Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, — сказала Марина Лошак, имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.
На стенах выставки кроме картин Рафаэля разместили стихи его современников — поэтов и друзей художника, а также его отца. Как и все титаны Возрождения, Рафаэль и сам увлекался поэзией (помимо живописи и архитектуры), поэтому на экспозиции нашлось место и его собственной лирике.
По словам директора галерей Уффици, предоставивших большинство работ для московской выставки, Айке Шмидт, отличительной чертой экспозиции является внимание к личности человека, которую наиболее полно проявил в своём творчестве именно Рафаэль. Шмидт сравнил впечатления от картин Рафаэля с художественным приёмом Тарковского в фильме “Солярис”:
— Если зритель внимательно всмотрится в портреты Рафаэля, то он увидит не просто живых людей, но он увидит их мыслительный процесс. Таким образом Рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. Как в сцене “Соляриса”, когда долгие минуты перед зрителем выплывают герои, которые ничего не делают, — это их образы, смена портретов, которые надо созерцать.
Замминистра иностранных дел России и бывший посол России в Италии Алексей Мешков отметил, что пример организации этой выставки показывает: в непростые времена в России и Европе именно взаимное доверие позволяет вывозить гениальные вещи в чужую страну и не бояться, что они вернутся на родину.
Отметим, что выставка Рафаэля открывает особенный, итальянский, сезон в России. Это и гастроли театра “Ла Скала”, и уникальные работы Рафаэля в ГМИИ, а также открывающаяся там же 20 сентября выставка великого итальянского художника-гравёра XVIII века Джованни Баттиста Пиранези.
Рафаэль. Путь в Россию
Статьи
Уникальная выставка шедевров Рафаэля открылась в ГМИИ им. Пушкина
Свершилось то, чего так долго ждали ценители прекрасного. В Москве открылась выставка «Рафаэль. Поэзия образа». Это как раз тот случай, когда ни один превосходный эпитет в адрес и организаторов выставки, и самого художника не кажется преувеличением. Рафаэль Санти воплотил дух Ренессанса, идеал высшей гармонии, который не смогли выразить многие его гениальные современники. Понять, почему именно Рафаэля цитировали впоследствии все школы мира, поможет экспозиция в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Рафаэль приехал, чтобы впечатлить и ошеломить. И всему виденному прежде назначить новую цену. Какие бы формы не принимало искусство, с ним, Рафаэлем, утверждают искусствоведы, сравнивали и будут сравнивать все, что выходило и будет выходить из-под кисти художников.
«Когда человек приходит сюда, у него остается огромная возможность, уникальная, как мне кажется, самая главная – просто посмотреть на его вещи. Замедлиться, попытаться проникнуть… Потому что тут есть определенные эманации, которые ты не увидишь, глядя на репродукции», – подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Этот выставочный проект готовился очень долго. В Пушкинском музее даже сомневались – возможно ли такое, чтобы сразу три итальянских музея на три месяца расстались бы с одиннадцатью шедеврами. И вот они в – Москве. Дорогие, почти бесценные. Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини подчеркивает это.
«Страховая стоимость картины, которя находится за моей спиной, – 100 миллионов евро. Идея такой большой выставки Рафаэля есть попытка посольства выйти на высший уровень целой серии показов итальянской живописи, которые мы проводили последние годы. Это и выставка Тициана, и Караваджо, и Беллини, и Мантеньи. Нынешняя выставка знаменует высшую точку этой счастливой серии», – прокомментировал Чезаре Мария Рагальини.
Один из главных шедевров на выставке, у которого будут замирать посетители, не в силах оторваться об созерцаемого образа, это, безусловно, «Мадонна Грандука». Картина считается эталонным изображением Богоматери в творчестве художника. Это она вдохновила Пушкина на строки «Чистейшей прелести чистейший образец».
«Мы помним, мне хотелось бы, чтобы мы все, русские, помнили, что после кончины Пушкина закатилось солнце русской поэзии. Пушкин – солнце. Но Рафаэль всегда был солнцем. Поэтому эти два солнца – они как бы перекликаются. Оба они соединяют в себе удивительную простоту», – отметила куратор выставки Виктория Маркова.
На автопортрете Рафаэлю – 23. Прожита большая часть из отведенных ему богом 37 лет. При жизни художника его полотна производили на современников такое сильное впечатление, что на его могильной плите написали такие, немного дерзкие слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего – природа – боялась быть побежденной…»
Интерес к выставке Рафаэля беспрецедентный. Поэтому в Пушкинском музее приняли соломоново решение: чтобы посетители элементарно не снесли произведения великого итальянца, доступ посетителей будет ограниченным, а сами билеты будут продаваться на сеансы длительностью от 45 минут до полутора часов. Впрочем, в Пушкинском музее заверяют: за временем так уж пристально следить не будут и за руку посетителей, разглядывающих великие полотна Рафаэля, из зала не выведут.
Выставка Рафаэля открылась в Пушкинском музее
МОСКВА. Восемь картин и три рисунка гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти (Raffaello Sanzio da Urbino, 1483-1520) будут показаны в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Общая стоимость шедевров оценивается почти в 500 млн евро. Выставка организована при поддержке Президента России и Президента Итальянской Республики. Картины, которые привезли в Москву, принадлежат музеям и галереям Италии, в том числе, всемирно известной галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции и Пинакотеке в Болонье (Pinacoteca Nazionale di Bologna). Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа» будет работать с 13 сентября по 11 декабря этого года.
Рафаэль Санти – Автопортрет
Онлайн-галерея картин Рафаэля Санти
Организация выставки была сопряжена со множеством трудностей: надо было уговорить сразу нескольких директоров крупнейших мировых музеев предоставить шедевры из своих коллекций, найти компанию-страховщика. Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, без поддержки «Роснефти» выставка не могла бы состояться. С ней солидарен и посол Италии в России Чезаре Рагальини (Cesare Maria Ragaglini): “В течение ближайших пяти лет организовать аналогичную выставку будет очень сложно. В 2020 году исполняется 500 лет со дня смерти Рафаэля и ни один музей не сможет получить эти работы для своих выставок.”
В центре выставки – одна из главных работ художника — знаменитый «Автопортрет» (Autoritratto, 1504-1506) из коллекции «Уффици». По словам посла, приезд Рафаэля в Москву станет одним из самых значимых культурных событий, когда-либо организованных посольством Италии, и первой крупной презентацией гениального итальянца в России.
Рафаэль — один из самых известных художников эпохи Возрождения. Он создал целый ряд исключительных работ, в том числе фреску «Афинская школа» (Scuola di Atene, 1509-1511) из коллекции музея Ватикана (Musei Vaticani), Сикстинскую Мадонну (Madonna Sistina, 1513-1514) из Галереи старых мастеров в Дрездене (Gemäldegalerie Alte Meister), «Преображение» (Trasfigurazione, 1518-1520) из Пинакотеки Ватикана (Pinacoteca vaticana), «Мадонну Грандука» (Madonna del Granduca, 1504) из галереи «Палатин» (Galleria Palatina) в Палаццо Питти, Флоренция, «Мадонну Бельведерскую» (Madonna del Belvedere, 1506) из коллекции музея истории искусства в Вене (Kunsthistorisches Museum Wien), «Oбручение Девы Марии» (The Marriage of the Virgin, 1504) от Пинакотеки Брера (Pinacoteca di Brera), «Святое семейство» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe, 1506) из Эрмитажа в Санкт-Петербурге и т. д.
Ренессанс был значимым периодом для развития культуры Европы, периодом беспрецедентного расцвета искусства. Рафаэль — один из титанов того времени. Современники называли его «божественным», а его имя стало синонимом целой эпохи. Его искусство воплощало в себе идеалы красоты и гармоничного совершенства. Значительное влияние творчество Рафаэля оказало не только на европейское, но и на русское искусство, и этот аспект стал одним из главных лейтмотивов выставки.
Особое внимание в рамках экспозиции уделено портретной живописи Рафаэля. Художника часто называют создателем нового типа портрета эпохи Возрождения, выполняемого с большой реалистичностью. На портретах Рафаэля мы видим не только гармоничный образ конкретного человека, но и обобщенный – всей эпохи. Талантливый художник и архитектор, он сумел повторить ряд творческих достижений Леонардо да Винчи (Леонардо да Винчи, 1452-1519), особенно в части портретных работ. В частности, под влиянием Леонардо была написана «Мадонна Грандука», ставшая эталонной для творчества Рафаэля. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть и подготовительный рисунок для этой картины, отчасти раскрывающий процесс работы художника над ней. Самая крупная из представленных – алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии» (The Ecstasy of St. Cecilia) из Национальной пинакотеки Болоньи (Pinacoteca nazionale di Вologna).
Билеты на выставку можно купить через интернет, стоимость билета от 200 (для льготных категорий) до 500 рублей. Посещение экспозиции организовано сеансами, каждый сеанс — по 45 минут. Выставка вызвала огромный ажиотаж среди москвичей, поэтому о приобретении билетов лучше позаботиться заранее.
Источники:
https://life.ru/p/902627
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/156389/brand_id/61192/type_id/2/
https://gallerix.ru/news/dom/201609/vystavka-rafaelya-otkrylas-v-pushkinskom-muzee/