4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановка целей на год по системе smart. Постановка целей, техника S.M.A.R.T

Постановка целей по SMART – примеры, критерии

«Наивный оптимизм» искажает реальность и выкручивает на максимум ожидания от этой же реальности. Затем фрустрация, разбитые мечты, апатия. Этого можно избежать, обучившись методике постановки задач по смарт.

Как ставить смарт цели

Технику SMART целей можно свести к первому критерию – конкретика. Личную жизнь можно более-менее просмотреть с горизонтом в 1 год – далее видение будущего будет трудным. Используйте смарт метод для среднесрочных и краткосрочных целей.

Для долгосрочных целей больше подходит ставить не конкретные цели, а цели-направления движения. Чистый самообман – ставить долгосрочные цели, и тем более, цели на всю жизнь по методу SMART.

SMART метод помогает выбрать формулировку желаемого/планируемого результата. Это просто форма записи ваших целей, а не методика их достижения.

Любая, даже самая убойная, технология в неумелых руках работать не будет. Чтобы правильно ставить умные цели, нужно набраться опыта и поумнеть.

Проверенный вариант планирования по Smart: составлять списки целей – планы на год или на 3 месяца – и работать над ними. Хотя бы раз в неделю сверяться с планом, и контролировать ход их реализации. Если продвижений по целям нет, то они слишком трудны. Сбавляйте сложность вплоть до микроскопической задачи.

Польза смарт планирования целей

Наёмному сотруднику, почти нереально выбраться из финансового рабства без навыка смарт планирования. Здесь следует понимать ключевую способность в личной эффективности – переносить свои фантазии в конкретные задачи и действия.

Постановка цели по Smart даёт нам понимание, и возможность спрогнозировать достижение цели. Через технологию наше абстрактное «хочу» превращается из «желаемого» результата в «планируемый» результат.

Задача, которую выполняет система смарт планирования – увеличить вероятность достижения желаемого результата.

SMART критерии цели – расшифровка на примерах

После Друкера метод упаковали в запоминающуюся обвёртку с аббревиатурой S.M.A.R.T (с англ. – умный) по пяти базовым критериям. [1] [2]

Проведём расшифровку SMART критериев для постановки личных целей.

Specific. Цель должна быть Конкретна

Мы конкретизируем желаемый эффект в нашей личной жизни, делая его понятным и достижимым. Вместо мечтательных, общих формулировок нужно записывать конкретные последствия на выходе.

Согласно SMART принципу, цели должны быть с одним конкретным результатом. Если цель – «Стать семейным человеком», то её нужно разбить на подцели или мелкие задачи.

Постановка целей по SMART

SMART цели — это те цели, которые являются:

  • конкретными;
  • измеримыми;
  • достижимыми;
  • актуальными;
  • ограниченными по срокам.

Эти критерии постановки целей легко запомнить с помощью аббревиатуры SMART.

Считается, что сама идея SMART целей началась с концепции Питера Друкера «Управление по целям». Популярность целеполагания по SMART также выросла, когда профессор Роберт С. Рубин написал о них в статье для Общества промышленной и организационной психологии.

Чтобы понять, что из себя представляет постановка целей по смарт, не помешает немного углубиться в теорию и смысл аббревиатуры.

Что такое цели

Хотя достижение целей любого рода почти всегда полезно, у обычных целей есть несколько недостатков. С одной стороны, они часто бывают произвольными, а это означает, что даже если вы достигнете своей цели, это может не принести существенной пользы вашей жизни.

Читать еще:  Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)

В некоторых же случаях люди ставят цели, которые по-настоящему не достижимы. Эти цели все еще могут вдохновлять человека на развитие, но чаще они приводят к разочарованию, когда в итоге не достигаются.

Обычные цели также могут быть трудно измеримы, из-за чего порой сложно определить, действительно ли вы достигаете прогресса.

Наконец, если цели не ограничены во времени, слишком легко оказаться в состоянии неопределенности. В такой ситуации цели никогда не уходят с горизонта и никогда не достигаются.

Например, вы давно хотите интегрировать несколько инструментов интернет-маркетинга — CRM, коллтрекинг и сквозную аналитику. Вместо того, чтобы заказать услугу под ключ у разработчика или через агентство, вы лелеете надежду освоить навык разработчика и провести подключение самостоятельно от и до. Но из-за плотного рабочего графика вы успеваете только закрывать текущие вопросы. Так выглядит недостижимая цель.

Коллтрекинг

  • Отслеживайте все звонки с сайта с точностью определения источника рекламы выше 96%
  • Отслеживайте звонки с оффлайн рекламы и визиток с помощью статических номеров
  • Получайте чистый пул номеров, который выделяется именно вашей компании
  • Анализируйте подробные отчеты по звонкам: источник перехода, браузер, девайс, гео и другое
  • Слушайте записи звонков в удобном плеере для повышения качества работы колл-центра и отдела продаж

Изучите SMART цели — они способны устранить недостатки обычных целей.

Теория постановки целей

Теория постановки целей подчеркивает важность данного процесса, предполагая, что люди, которые ставят себе цели, имеют больше шансов достичь успеха, чем те, кто этого не делает. Исследователь Эдвин Локк сыграл важную роль в доказательстве правильности этой теории и предложил пять принципов эффективной постановки целей.

5 принципов теории постановки целей

  • Ясность. Цели должны быть ясными и понятными.
  • Сложность . Хорошие цели имеют достаточно высокий уровень сложности, чтобы пришлось приложить определённые усилия для их достижения.
  • Обязательство . Без взятого обязательства трудно выработать мотивацию достичь какой-либо цели.
  • Обратная связь . Вы должны иметь возможность получать информацию о том, насколько хорошо вы продвигаетесь к своей цели. Эта информация может использоваться в качестве мотиватора или может указывать на то, что ваша цель либо слишком проста, либо слишком сложна и требует корректировки.
  • Комплексный характер . Чем более у вас многоуровневая цель, тем больше времени потребуется для ее достижения. Хорошие цели не обязательно должны быть масштабными, но понимание этого параметра является важной частью планирования.

При взгляде на цели SMART важно понимать теорию постановки целей. Её суть не только в том, что сама идея постановки целей хороша. Она также показывает, что именно цели SMART наилучшим образом удовлетворяют её принципам.

Как ставить цели по SMART

Всё, что вам нужно сделать — это сформулировать цель, которая соответствует каждому из критериев в аббревиатуре SMART.

При рассмотрении вопроса о том, как ставить цели по SMART, рекомендуется выписать каждый из пяти критериев, а затем сформулировать предложение или два о том, насколько ваша цель соответствует каждому из них. Если вы можете сформулировать цель, которая соответствует каждому из этих критериев, у вас будет SMART-цель, которая, несомненно, будет гораздо более полезной, чем обычная.

Приведём для смарт целей расшифровку.

Читать еще:  Диана сеттерфилд тринадцатая сказка краткое содержание. Тринадцатая сказка

Хорошие цели не могут быть двусмысленными. Нужно иметь четкую, лаконичную цель. Например, вместо того, чтобы говорить «я хочу выглядеть лучше», вы могли бы сказать «я хочу сбросить пятнадцать кило к лету». Очевидно, последний пример гораздо более конкретен и, следовательно, более уместен в качестве цели.

Отслеживание прогресса в достижении цели является важной частью поддержания мотивации. Это позволяет устанавливать вехи — их можно отмечать при достижении или проводить переоценку в обратном случае. Лучше всегда предусматривать такие аспекты вашей цели, которые можно измерить и оценить.

Слишком много людей попадают в ловушку постановки невозможных целей. Хотя недостижимые цели могут немного продвинуть вас вперед, вы почти наверняка в конечном итоге откажетесь от них. Вместо невозможных целей ставьте сложные, но достижимые. Прежде чем ставить цель, убедитесь, что вы действительно можете себе представить, как ее достичь.

Не все цели так же важны, как другие. Если цель не соответствует вашему общему плану на всю жизнь, ее достижение может ничего не дать вам. Чтобы цель была полезной, убедитесь, что она стоит вашего времени, её достижение принесет положительные результаты в вашу жизнь, а также в том, что эта цель по крайней мере в какой-то степени соответствует другим вашим целям.

Эффективные цели SMART должны быть привязаны к срокам. Например, вместо того, чтобы сказать «Я хочу начать читать больше книг», вы можете сказать «Я хочу прочитать двенадцать книг в течение следующих шести месяцев». Человек, который поставил вторую цель, будет гораздо более мотивирован, поскольку у него есть целевая дата.

Пример смарт цели

Учтите, что цели SMART могут применяться к любым жизненным обстоятельствам. Они могут включать личные, профессиональные, деловые цели, касаться образования, здоровья, отдыха и многого другого. Они также могут быть долгосрочными или краткосрочными.

По сути, любой тип цели может и должен быть изменен так, чтобы соответствовать критериям SMART.

Если вы все еще не уверены в том, что именно определяет цель как смарт, рассмотрим релевантный пример.

Допустим, ваша цель — начать больше экономить. Сейчас это не SMART цель, но ее можно легко изменить, чтобы она стала таковой.

Например, можно сказать, что вы хотите откладывать по миллиону рублей в год в течение следующих десяти лет.

Теперь цель является конкретной и измеримой, поскольку у вас есть понимание суммы сбережений. Эта цель также ограничена во времени, поскольку вы намереваетесь откладывать определенную сумму каждый год в течение определенного периода. Достижима ли цель, зависит от вашего финансового положения, но если это так, цель соответствует критериям.

Наконец, вы должны проанализировать, является ли экономия денег актуальной и важной целью для вас лично. Если предположить, что это так, то цель в данном примере соответствует всем критериям SMART.

Если речь идёт о компании, ведущей продажи, то она нуждается в качественном потоке заявок с высокой конверсией. Хорошо сформулированная цель будет содержать перспективный показатель снижения нецелевого трафика и срок, за который это будет достигнуто. Одной из конкретных мер послужит подключение сервиса Антифрод, и здесь мы можем перейти к такой категории, как планы по SMART.

Правильная постановка целей S.M.A.R.T.E.R.

Сегодня в компании я проходил корпоративный тренинг по эффективному управлению, одной из тем которого была методология поставки целей SMARTER. Для закрепления материала решил перевести материал с сайта одного из университетов.

Читать еще:  Шинель – анализ произведения. Гоголь, анализ произведения шинель, план

Цели, если их правильно ставить, могут быть мощным мотиватором как для отдельных людей, так и для компаний. Если же это делать неправильно, эффект может быть совершенно противоположный, т.е. в снижении мотивации и желании развиваться. Чтобы они были «правильными», цели должны соответствовать методологии SMARTER (от английского — Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time bound, Evaluate, and Re-Do, Конкретные, Измеримые, Реалистичные, Ограниченные во времени, Оцениваемые и Повторяемые).

Specific — Конкретные цели четкие и ясные, а не чрезмерно широки или абстрактны. Они отвечают на вопросы: кто привлечен, что я хочу выполнить, где это нужно делать, когда это нужно делать. Например, “Записаться в фитнесс-клуб и тренироваться 3 дня в неделю,” вместо, “Привести себя в порядок.”

Measurable — Измеримые цели, их можно оценить количественно: другими словами, вы можете установить конкретный критерий для измерения вашего прогресса на пути к достижению каждой поставленной цели. Будьте способны ответить на следующие вопросы: как много, сколько, как я определю, что цель выполнена?

Achievable/Attainable — Достижимые цели проходят проверку на здравый смысл, требуют ли они изменений в текущих процессах или поведении, чтобы их можно было выполнить. Вы анализируете способы выполнить ваши цели с учетом отношений, возможностей, навыков и финансовых возможностей, чтобы их достичь.

Realistic — Реалистичные цели представляют из себя задачи, над которыми вы не только хотите, но и можете работать. Цель может быть одновременно и высокой и реалистичной, вы должны решить сами для себя. Проверка на реалистичность — это внимательное изучение истории, чтобы знать, что такое «растянутые» цели и какие цели сильно сильно и необоснованно оптимистичные.

Time bound — ограниченные во времени цели имеют финальную точку, которую можно найти на календаре. Временные рамки, связанные с вашими целями, дают ощущение срочности, чтобы помочь замотивировать вас.

Evaluate — Оценивайте цели регулярно и корректируйте их по мере необходимости, например, чтобы учесть изменения в семье или изменение ответственности или доступности ресурсов.

Re-Do — Переделывайте цели после проведения оценки и итеративно проходите по процессу SMARTER.

Конечно, далеко не всегда можно поставить задачу/цель таким образом, чтобы она соответствовала сразу всем критериям, но очень часто в Российских условиях в связи с нашим менталитетом на многие из пунктов просто не обращают внимания.

В нашем тренинге буква E в аббревиатуре SMARTER соответствовала слову Excite — восхищать, зажигать, и больше касалась мотивационной части, которая особенно актуальна по мере прихода в компанию во все большем количестве сотрудников поколения Y. Возможно это более правильно с учетом сегодняшних тенденций в области кадров, так что в любом случае, дополнить процесс еще одной проверкой не помешает.

Также в нашем вариант был другой вариант для буквы SMARTER — Relevant — цель должна быть релеватной, то есть соответствовать более высоким целям компании или другим задачам.

Источники:

https://goal-life.com/page/goals/postanovka-celey-po-metodu-smart
https://blog.calltouch.ru/postanovka-tselej-po-smart/
https://figvam.ru/2015/03/%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-s-m-a-r-t-e-r/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]