3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Батальная картина. Исторический и батальный жанр в живописи и графике

Батально-исторический жанр. Истоки и развитие.

Исторический жанр является одним из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращаясь к прошлому, исторический жанр включает в себя, также, изображения событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий.

Исторический жанр, каким мы его видим сейчас, формировался вместе с развитием науки истории (окончательно в XVIII-XIX вв.), но многие его характеристики сложились значительно раньше. Основы исторического жанра сложились в глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях соединялись с фольклорным вымыслом и легендами.

Самостоятельно жанр сложился в Европе в эпоху Возрождения. Далее этот вид искусства занимает лидирующее положение, как стиль, включающий в себя собственно исторические сюжеты, а также, религиозные и мифологические. Также, появился тип многофигурной исторической картины.

В России исторический жанр получил развитие в 1-й половине XVIII в. с появлением исторической науки, когда появилось светское искусство. Широкое распространение получила историко-бытовая картина, где была показана повседневная жизнь в точных деталях, реалистическое изображение жизни народа.

В конце XIX в. начинается расцвет русского исторического стиля. Это и мелодраматические картины, вызывавшие эмоции, и изображения древнерусского быта, и античные сцены. Этому способствовал широкий интерес художников к отечественной истории, к её противоречиям и кризисам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс в целом.

Стремление показать важный момент битвы, передать пафос, героику войны, раскрыть исторический смысл военных событий, все это объединяет исторический и батальный жанры.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни, главная составляющая часть исторического жанра. Основное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого.

Художники-баталисты, изображая жизнь армии и флота, значительно раздвигают рамки батального жанра, дополняя его сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях). В процессе развития батально – бытового жанра определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, до раскрытия общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни, где бытовой жанр выступает, как один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, современной художнику.

Начало формирования батального жанра, в русле исторического, относится к XVI-XVII вв., но внимательно приглядевшись, можно заметить невидимую нить, которая уводит нас в давние времена. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, фризах храмов и на рельефах фронтонов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). Многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японской живописи. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Позже формируется тип композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы или батальной картины с эффектным, но равнодушным, изображением кавалерийских стычек и эпизодов военного быта.

В России настоящие батальные полотна впервые появились во времена Петра I, после славных побед императора и его соратников. Русская военная живопись шла от условных композиций с полководцем в центре, к документальной точности общей картины боя и деталей, но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К.П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» создать героическую эпопею. Вне академической традиции жанра стояли лубки И.И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812 г.

К усилению пейзажных, жанровых, иногда даже психологических начал в батальном жанре, привело развитие реализма во 2-й половине XIX-начале ХХ вв.

Помимо военных действий, стало уделяться внимание быту рядовых. Появляется батально-бытовая живопись (К.Н. Филиппов, П.О. Ковалевский, В.Д. Поленов), отразившая тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне показал суровые будни войны В.В. Верещагин, отобразив бездушную жестокость завоевателей и запечатлев мужество и страдания народов. Верещагин решительно ломал традиционные схемы батально-исторического стиля в своих картинах.

В России параллельно с развитием пейзажного и жанрового художества, также, расцветает искусство морской батальной картины (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов).

Особое, не менее интересное, развитие военная картина получила в создании диорам и панорам, посвящённых войне. Как вид искусства они стоят особняком среди не только батального жанра, но и вообще как отдельный раздел изобразительного искусства. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. Реализм передвижников повлиял на классический батальный жанр, особенно можно выделить творчество Ф.А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г.; «Бородинская битва», 1911 г.) к широте и точности показа военных действий.

Панорама (от греч.–вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Панорамы рассчитаны на искусственное освещение и размещается обычно в специальном здании с круглым залом и рассматривается с площадки, расположенной в его центре. Так как панорама создаёт иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют главным образом для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников. Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф.А. Рубо. Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. Диорама (от греч. diá – через, сквозь и hórama – вид, зрелище). В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Диорама рассчитана на искусственное освещение; крупные диорамы расположены в специально построенных зданиях. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. П.Т. Мальцев, Г.И. Марченко и Н.С. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ. М.И. Самсонов) и другие.

Читать еще:  Н.М. Карамзин "Бедная Лиза": описание, герои, анализ произведения

Такие мастера как Н.Г. Котов, Н. Присекин, Н.Я. Бут, Н.К. Соломин и др. внесли огромный вклад в становление и развитие панорамной и диорамной живописи. В современной России, к сожалению, сейчас этот вид искусства переживает период спада! Уходят из жизни мастера – профессионалы, которые знают все тонкости создания панорамы как объекта, включающие в себя не только написание огромного полотна, но и создания архитектурной конструкции, предметного плана и обеспечения сохранности произведения! Панорамная живопись ввиду своих размеров, является не только самым большим и дорогостоящим трудом художника, но и самым незащищённым! Много диорам и панорам погибло во время войн, региональных конфликтов или демонтировались ввиду смены политических веяний. Сам жанр подразумевает некий апогей мастерства художника, работающего в этом виде изобразительного искусства, так как требует от автора умения изображать не только саму битву, что, безусловно, является одной из самых сложных задач, а также знание истории, униформологии, различной военной техники, умения изображать природу и животных. Вот здесь именно батальный жанр соприкасается с анималистическим. (Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.)

Как правило, у каждого баталиста есть «своя» любимая и приоритетная эпоха, в которой раскрывается талант, как художника, так и историка. Примером тому могут служить произведения таких известных мастеров века прошлого и нынешнего, как А.И. Зауервейд, Ф.А. Рубо, В.В.Верещагин, Н.С. Самокиш, П. Гесс, Э. Детайль, М.Б. Греков, А.Ю. Аверьянов, и др.

Произведения русских мастеров исторического и батального жанра пропитаны особым духом патриотизма и преклонения перед мужеством и героизмом воинов, сынов своего Отечества. Эту традицию, сохранили и приумножили художники-баталисты века XXI-го. Имена Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и др. всегда вдохновляли скульпторов и художников. Они и по сей день звучат набатом в сердцах всего русского народа! Современный художник-баталист несёт в себе не только бесценный груз знаний, накопленный мастерами прошлых столетий, он помогает изучать славное прошлое нашего государства, гордиться героизмом наших отцов и дедов, но также прививает молодому поколению чувство патриотизма и любовь к своей Отчизне!

Автор: Игорь Егоров

  1. Садовень В.В. Русские художники баталисты ХVll-XlX веков – М.: 1955. – 132 с.
  2. Бродский В. Советская батальная живопись – М.: 1950. – 187 с.
  3. Петропавловский В. Искусство панорам и диорам – Киев: 1965. – 92 с.
  4. Русская историческая живопись до октября 1917 года. [Альбом] – М.: 1962. – 86 с.
  5. Зименко В. Советская историческая живопись – М.: 1970. –238 с.

Батальный жанр в изобразительном искусстве. Художник-баталист. Картины

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка – все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.

Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.

В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.

Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая батальная живопись подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.

Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля – Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.

Читать еще:  Тест по литературе на тему: "Проверка уровня начитанности".(4 класс). Чтение

Главная изюминка панорамы – её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.

Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.

Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».

Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.

Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.

Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.

Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.

Василий Верещагин не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.

МирТесен

БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи иМикеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV—III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах (“Лицевой летописный свод”, Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях (“Ковёр из Байё” со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии, индийских росписях, японской живописи. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (“Битва при Ангьяри”, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело (“Битва при Кашине”, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая “Битва при Кадоре”, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (“Битва при Заре”, около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (“Сдача Бреды”, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины “Куликовская битва” и “Полтавская баталия”, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова “Полтавская баталия” (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников – А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, “казачьи сцены” в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Читать еще:  Характерные черты творчества рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн: картины гения

Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов).Ценный вклад в развитие батального жанра внес В. В. Верещагин («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902—1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников – И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу.Батальное творчество В. М. Васнецова, вдохновлялось древнерусским эпосом.


Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634—1635. Холст, масло. Пра­до. Мадрид.

Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца П. П. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).


Р. Гуттузо. Битва Гарибальди у моста Амиральо. 1951—1952. Холст, масло. Библиотека Фильтринелли. Милан.

В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года». 1887—1895. Холст масло. Государственный Исторический музей. Москва.


А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).


М. Б. Греков. Тачанка. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Студия военных художников имени М. Б. Грекова

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников — это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину — советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа .

Источники:

https://battle-art.ru/articles/batalno-istoricheskiy-zhanr-istoki-i-razvitie
https://fb.ru/article/272439/batalnyiy-janr-v-izobrazitelnom-iskusstve-hudojnik-batalist-kartinyi
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43592214109

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]