1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Батальные картины известных художников. Батальный жанр в изобразительном искусстве

Батальный жанр в изобразительном искусстве. Художник-баталист. Картины

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка – все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.

Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.

В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.

Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая батальная живопись подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.

Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля – Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.

Главная изюминка панорамы — её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.

Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.

Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».

Читать еще:  Что такое идея в литературе определение кратко. Идея художественная

Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.

Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.

Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.

Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.

Василий Верещагин не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.

МирТесен

БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи иМикеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV—III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии, индийских росписях, японской живописи. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом («Сдача Бреды», 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников — А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX — начале XX вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов).Ценный вклад в развитие батального жанра внес В. В. Верещагин («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902—1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников — И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа

Читать еще:  Поляки: характер, национальные черты, культура. Менталитет поляков

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу.Батальное творчество В. М. Васнецова, вдохновлялось древнерусским эпосом.


Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634—1635. Холст, масло. Пра­до. Мадрид.

Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца П. П. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).


Р. Гуттузо. Битва Гарибальди у моста Амиральо. 1951—1952. Холст, масло. Библиотека Фильтринелли. Милан.

В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года». 1887—1895. Холст масло. Государственный Исторический музей. Москва.


А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).


М. Б. Греков. Тачанка. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Студия военных художников имени М. Б. Грекова

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников — это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину — советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа .

Ликбез: русская батальная живопись после классиков (10 фото)

В прошлом рассказе про батальную живопись ( https://warhead.su/2019/04/22/likbez-batalnaya-zhivopis ) мы остановились перед важным рубежом середины XIX столетия. Академический стиль становится немодным и несовременным. Художники ищут новые формы отражения действительности, а реализм постепенно превращается в два совершенно непохожих друг на друга стиля — натурализм (в России действовавший под псевдонимом «критический реализм») и импрессионизм.

Художники не хотят рисовать по-прежнему

(«Собрание Артели художников, 1860-е годы», художник — Иван Крамской)

Хотя среди живописцев работало немало мастеров старой академической школы, было ясно, что будущее принадлежит новой баталистике. Художники не хотели создавать выверенные военные полотна, стремясь отразить в жанре не образ прошлого, а витавшие в воздухе популярные идеи.

В 1863 году в Петербурге случился бунт. Но восстали против устоявшихся порядков не крестьяне или рабочие. Бунтовали художники — выпускники Императорской академии художеств, не желавшие писать работы на исторические и мифологические сюжеты. Они требовали признания «актуальной живописи», демонстрирующей не возвышенную, идеализированную картину, а обыденность и повседневность.

С точки зрения развития искусства это был очень важный шаг. Но историческая батальная живопись получила тогда тяжёлый удар, от последствий которого не может оправиться до сих пор. По своей сути военно-исторический жанр чужд обыденности. Он изображает кульминации важнейших исторических событий и эстетически оправдывает то, что в повседневной жизни будет воспринято как трагедия, — кровопролитие и смерть. Батальная живопись не может быть чрезмерно натуралистичной, ведь тогда она перестаёт быть сама собой.

Читать еще:  Кто придумал наперсток? Как появился наперсток – история создания.

Никогда ещё война не была нарисована с таким натурализмом

Примем факт — художники хотели рисовать «по-новому». Оставалось ждать, когда в жанре баталистики появятся звёзды, задающие новые стандарты искусства. Первым среди них стал Василий Верещагин. Он получил военное образование, которое, возможно, спасло художника от тех ошибок, что допускали его последователи, а затем учился художеству в Петербурге и Париже.

В 1867 году Верещагин получил приглашение стать официальным живописцем Туркестанского генерал-губернаторства и отправился в Среднюю Азию, которая стала темой его самых знаменитых батальных полотен. Затем Верещагин принял участие в русско-турецкой войне, создав «Балканскую серию», и в конце жизни создал серию работ, посвящённых Отечественной войне 1812 года.

Реализм в работах Верещагина так шокировал публику, что во время выставки его картин в Берлине германское военное командование настоятельно не рекомендовало офицерам ходить туда.

(«После удачи» и «После неудачи» — картины В. Верещагина из «Туркестанской серии»)

В России Верещагина долгое время считали тенденциозным, «чернушным» художником, разрушающим патриотические чувства и подрывающим военный дух. Такие обвинения привели к тому, что живописец уничтожил несколько работ, показавшихся публике наиболее мрачными и неприглядными.

(«Ночной привал Великой армии», В. Верещагин)

Даже в поздней «наполеоновской» серии Верещагин не отошёл от традиции натурализма. Несмотря на тщательно выписанные детали военной формы, война предстаёт там крайне неприглядным зрелищем. Главное внимание уделяется пожарам, грабежам, отступлению Великой армии по дороге смерти. Такой войны зритель ещё не видел. Даже картина «Конец Бородинского боя» — не что иное, как торжество смерти среди нагромождения трупов французских солдат, павших в битве за батарею Раевского.

(«Конец Бородинского боя»)

Главное — это идеология

(М. Греков, «Трубачи Первой конной армии»)

Следующей вехой в русской батальной живописи оказались работы Митрофана Грекова. Он происходил из казаков, учился живописи в Петербургской академии художеств, служил в русской армии, но прославился как художник-баталист уже в советское время. Именно Греков заложил основы советского батального жанра, большая часть которых сохраняется по сей день.

По сути Греков был последователем «критических реалистов»-передвижников. Он заимствовал у них неровную манеру письма, демонстративный отказ от академической гладкости и обострённое внимание к идейному содержанию картин, господствующему над достоверностью и историчностью. Все эти особенности остаются общими признаками советской и российской батальной живописи по сей день. Слова «я художник, я так вижу» уже давно стали девизом живописцев, которые предпочитают изображать не историю во всех её деталях, а своё видение той или иной проблемы прошлого.

Изображается не бой — художник рисует то, что он сам об этом бое думает.

Разумеется, все работы Грекова идеологизированы. Они посвящены героизации Красной армии и, несмотря на показной натурализм, не скажут ни слова о трагизме Гражданской войны для всего русского народа, расколотого на белых и красных. Верхом цинизма представляется малоизвестная картина Грекова «Замёрзшие казаки генерала Павлова», где одетые в теплые шинели красноармейцы с удовлетворением смотрят на лежащих в снегу закоченевших мертвецов в одних мундирах — казаков, погибших во время неудачного рейда белого генерала Павлова против Первой конной армии Будённого.

(«Замёрзшие казаки генерала Павлова»)

Кризис батальной живописи

П. Кривоногов, «На Курской дуге» (фрагмент картины)

Дальнейшее развитие батальной живописи в ХХ веке представляло непрерывное угасание великого жанра, созданного тремя столетиями раньше. Социалистический реализм, провозглашённый в СССР единственно верным стилем, конечно, назывался «реализмом», но по сути своей являлся прямым наследником школы передвижников, которые по стилю письма были очень далеки от по-настоящему реалистичной академической живописи. Работы А. Блинкова, П. Кривоногова, В. Памфилова, П. Соколова-Скаля вряд ли прошли бы отбор на конкурс в Императорской академии художеств. Но именно они сформировали лицо советской баталистики ХХ века.

В итоге к концу столетия батальная живопись превратилась в что-то вроде элемента наглядной агитации. Немало художников вместо картин писали панорамы и диорамы для музейных экспозиций, а те, кто сохранил верность станковой живописи, по большей части выполняли заказы советских ведомств. Их работы висели в коридорах министерств и ведомств, в офицерских клубах и были малоизвестны публике.

Художник от слова «худо»

В это время заказчики с редкостным пренебрежением относились к исторической достоверности, отчего на картинах последних десятилетий ХХ века встречается множество ошибок в военной форме, амуниции, вооружении и технике.

То, что раньше сочли бы непрофессионализмом, за что пару столетий назад художник лишился бы заказчиков, стало допустимым и даже нормальным.

Дно было достигнуто в творчестве обласканного властью Сергея Герасимова, получившего все возможные звания и награды, но при этом создававшего картины на батальные темы, на которые нельзя смотреть без фантасмагорического сочетания ужаса и смеха. Взгляните на «Прибытие Кутузова в Царёво-Займище», где русского полководца в сюртуке, надетом на манер домашнего халата, приветствуют одетые в фиолетовые мундиры неизвестные войска, которые должны изображать русских солдат.

(«Прибытие Кутузова в Царёво-Займище», художник — С. Герасимов)

И ведь у него все картины точно такие же. Зачем так делалось? А всё потому, что никто и не думал спрашивать художника о достоверности. Исторический момент показан идеологически правильно? Всё ясно — отличная картина, на выставку её, немедленно!

Современные баталисты, старые проблемы

(Слева — картина Е. Рейтерна, справа — Аверьянова)

Даже попытки восстановить академический стиль русской живописи XIX века превращаются в пародию. Популярный художник Александр Аверьянов, создавший множество картин, посвящённых наполеоновским войнам, старается использовать справочную литературу по истории военного костюма, но его картины остаются вторичными по стилю, композиции, да и всё равно по-прежнему изобилуют множеством ошибок.

Сравните, например, работу Е. Рейтерна «Рядовой лейб-гвардии Семёновского полка И. Галченко» и созданную под её влиянием картину Аверьянова «Весёлый драгун». Разницу заметит даже тот, кто никогда не изучал историю искусства. Немало претензий высказывают историки и к живописи другого известного мастера — Павла Рыженко. Его справедливо обвиняют в китчевой манере письма и в небрежности при изображении исторических костюмов и вооружения.

Источники:

http://fb.ru/article/272439/batalnyiy-janr-v-izobrazitelnom-iskusstve-hudojnik-batalist-kartinyi
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43592214109
http://fishki.net/2977573-likbez-russkaja-batalynaja-zhivopisy-posle-klassikov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector