5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биография ромен роллан. Литературная деятельность Ромена Роллана

Ромен Роллан

Биография

Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

Юный Ромен Роллан с сестрой

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.

Ромен Роллан в молодости

Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.

Ромен Роллан за фортепиано

Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.

Писатель Ромен Роллан

В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».

Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор

Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».

Ромен Роллан и Максим Горький

На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.

Ромен Роллан и Махатма Ганди

В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:

«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность». Ромен Роллан и Иосиф Сталин

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

Личная жизнь

Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.

Читать еще:  Как проявляются в комедии недоросль принципы классицизма. Фонвизин Д.И

Ромен Роллан и Мария Кудашева

Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.

Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.

Смерть

В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.

Могила Ромена Роллана

Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.

После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.

Ромен Роллан: биография, личная жизнь, творчество, фото

Ромен Роллан — популярный французский писатель, музыковед и общественный деятель, живший на рубеже XIX-XX веков. В 1915 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Был хорошо известен в Советском Союзе, даже имеет статус иностранного почетного члена академии наук СССР. Одно из его самых известных произведений — 10-томный роман-река «Жан-Кристоф».

Детство и юность

Ромен Роллан родился в небольшом французском городке Кламси в 1866 году. Его отец был нотариусом. В 1881 году вся семья переехала в Париж, где герой нашей статьи поступил в лицей Людовика Великого, а затем в высшую школу Эколь Нормаль.

После ее окончания Ромен Роллан на два года отправился в Италию, чтобы изучать биографию и творчество великих композиторов, эта тема его увлекала на протяжении всей жизни, к тому же он уделял повышенное внимание изобразительному искусству.

С детства он полюбил играть на фортепиано, продолжил всерьез заниматься музыкой и в студенческие годы, для этого даже умышленно выбрал своей специальностью историю музыки.

Возвращение во Францию

После возвращения во Францию Ромен Роллан защищает в Сорбонне диссертацию. Она посвящена происхождению современного ему оперного театра, а также истории европейской оперы. В 1895 году он получает звание профессора истории музыки. После этого начинает читать лекции: сначала в Эколь Нормаль, а затем и в самой Сорбонне.

В 1901 году основывает музыковедческий журнал на пару с известным французским музыковедом Пьером Обри. К этому периоду принадлежат несколько его программных работ: «Музыканты наших дней», «Музыканты прошлого» и «Гендель».

Литературный дебют

В качестве писателя Ромен Роллан становится известен в 1897 году, когда он дебютирует в печати с трагедией под названием «Святой Людовик». Она становится основой так называемого драматического цикла «Трагедии веры», в который также вошли его произведения «Настанет время» и «Аэрт».

В годы Первой Мировой войны герой нашей статьи становится активным участником пацифистских организаций, набирающих популярность во всей Европе. Он публикует большое количество антивоенных статей, позже объединенных в сборники «Предтечи» и «Над схваткой».

Переписка с русскими классиками

Всемирно признанным автором становится после присуждения ему в 1915 году Нобелевской премии по литературе. К этому моменту уже написаны лучшие произведения Ромена Роллана, в том числе «Жан-Кристоф», о котором мы еще расскажем подробнее.

В этот период он активно поддерживает состоявшуюся в нашей стране Февральскую революцию. Позже одобрительно отзывается и о событиях октября 1917 года. Отмечая, что страшится методов, которыми действуют большевики, а также их идеи о том, что цель всегда оправдывает средства. В этом плане его больше привлекают идеи непротивления злу насилием, которые проповедует Ганди.

В 1921 году Роллан переезжает в швейцарский городок Вильневу, там продолжает активно работать, переписываться с прозаиками современности. Регулярно наносит визиты в Вену, Лондон, Зальцбург, Прагу, а также Германию.

Можно проследить, как Ромен Роллан связан с Ликино-Дулево. Сейчас это небольшой городок, расположенный менее чем в ста километрах от Москвы. Оттуда родом был советский писатель и мемуарист Александр Перегудов, автор романов «Суровая песня», «В те далекие годы», рассказов «На медведя», «Лесная ворожба», «Казенник», «Мельница», «Сердце художника». Роллан с ним переписывался, высоко оценивая его произведения. В частности, писал про замечательное чувство природы у автора, умение передать запах северных лесов.

В 1920-х годах завязываются его отношения с Максимом Горьким. В 1935 году по его приглашению он даже приезжает в Москву и встречается с Иосифом Сталиным. Воспользовавшись знакомством с генералиссимусом, через два года в разгар Большого террора он даже пишет Сталину, пытаясь вступиться за некоторых репрессированных, в частности, Бухарина, но не получает никакого ответа.

В 1938 году до него доходят известия о жестоких репрессиях в СССР, его многочисленные письма другим советским руководителям также не приносят плодов.

Когда началась Вторая Мировая война, оказался в французском селе Везле в оккупации. Продолжил писать, пока в 1944 году не умер от туберкулеза в возрасте 78 лет.

Личная жизнь

Писатель был женат на поэтессе Марии Кювилье, имевшей отчасти русское происхождение (ее отцом был русский дворянин). Для Кювилье это был второй брак. Ее первый муж — князь Сергей Кудашев.

Особенности творчества

В собрании сочинений Ромена Роллана сегодня можно встретить его основные произведения. К первым публикациям относится пьеса «Орсино», события которой разворачиваются в эпоху Возрождения, а заглавный герой демонстрирует в себе лучшие черты того времени.

В своих работах Роллан часто призывает к обновлению искусства. Этому посвящен сборник статей «Народный театр» 1903 года.

Еще одной попыткой реформы театральной сцены был цикл пьес «Театр революции», посвященный событиям 1789 года во Франции.

На биографическом материале

Со временем произведения Ромена Роллана все больше начинают основываться на биографическом материале. Привносит в этот жанр он и новаторские нотки, уделяя внимание литературному портеру, психологическим очеркам и музыкальным исследованиям.

Так, с 1903 по 1911 годы выходит его трилогия «Героические жизни». Это биографии Бетховена, Микеланджело и Толстого.

В них он пытается соединить действие и мечту. Например, в «Жизни Микеланджело» описывает конфликт слабого человека и личности гения, которые уживаются в одном герое. В результате он оказывается просто не в состоянии завершить свои работы, отказывается от искусства.

«Жан-Кристоф»

Самый известный труд Роллана — роман «Жан-Кристоф», который он писал с 1904 по 1912 годы. Он состоит из 10 книг. Цикл рассказывает о творческом кризисе немецкого музыканта Жан-Кристофа Крафта, прототипом для которого становится сам автор и отчасти Бетховен.

Роман состоит из трех частей, каждая из которых имеет завершенный характер, собственную тональность и ритм, как в музыкальном произведении. В книге много лирических отступлений, которые придают ей дополнительную эмоциональность.

Главный герой Роллана — бунтарь, современный гений музыки своего времени. Описывая его эмиграцию, автор воссоздает судьбу европейского народа, снова пытается говорить о необходимости реформировать искусство, которое все больше становится объектом коммерции.

Читать еще:  Что значит лемон пати. Сюрприз на день рождения: стильная лимонная вечеринка

В финале Жан-Кристоф перестает быть бунтарем, но остается верен своему искусству, что главное для автора. Жизнь персонажа меняется в его поисках мудрости. Он проходит целую череду испытаний, пытаясь побороть свои страсти, подчинить себе жизнь и достичь истинной Гармонии во всем.

В 1915 году он становится лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, академики отмечают его возвышенный идеализм, любовь и симпатию, с которыми он создает всевозможные человеческие судьбы.

Обращение к эпохе Возрождения

В годы Первой Мировой статьи писатель вновь обращается к эпохе Возрождения. На протяжении четырех лет он пишет повесть «Кола Брюньон». Ромен Роллан в ней переносит место действия в Бургундию.

Его заглавный герой — талантливый и неунывающий резчик по дереву. Для него творчество и труд — две неотъемлемые составляющие жизни, без которых он не может себя представить. Если «Жан-Кристоф» был интеллектуальным романом, то это произведение подкупает многих своей простотой, поэтому остается одним из самых популярных у писателя.

После 1918 года в творчестве Роллана происходит настоящая эволюция. Только что закончившуюся Первую Мировую войну он воспринимает как банальный способ зарабатывания денег сильными мира сего. Этому посвящены его антивоенные статьи, объединенные в сборнике «Над схваткой».

Антивоенные взгляды лежат в основе памфлета «Лилюли», романа «Клерамбо», трагедии «Пьер и Люс». Во всех этих произведениях человеческие чувства и мирная жизнь оказываются в противоречии с разрушительной силой войны.

Философские труды Роллана

Писатель сталкивается с тем, что он не в состоянии примирить собственные революционные мысли с происходящими общественными преобразованиями, с его отвращением к войне. Поэтому он начинает пропагандировать философию Махатмы Ганди о непротивлении злу насилием.

Среди его произведений 20-х годов нужно отметить «Махатма Ганди», «Жизнь Вивекананды», «Жизнь Рамакришны». Ромен Роллан приводит биографии этих выдающихся религиозных философов XIX века. Отмечает, что считает исторические формы христианства, ислама, индуизма только частными проявлениями устремленности к всечеловеческой религии.

К этому периоду относятся его статьи, посвященные Советскому Союзу. В частности, «На смерть Ленина», «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину», «Письмо в «Либертэр» о репрессиях в России». Стоит отметить, что последняя статья относится к 1927 году. Несмотря на начавшиеся в России репрессии, до времен Большого террора Роллан продолжает считать, что Октябрьская революция стала величайшим достижением человечества.

Права женщин

Еще одно знаковое произведение Ромена Роллана — «Очарованная душа». Это роман-эпопея, который он пишет с 1925 по 1933 годы. В нем он обращается к социальным темам.

Главной героиней становится женщина, которая пытается отстаивать свои права. Ее сына убивает итальянский фашист, после чего она присоединяется к борьбе против «коричневой чумы». Это становится его первым антифашистским романом.

В 1936 году выходит сборник статей и эссе Ролана под названием «Спутники». В нем писатель останавливается на жизнеописаниях творческих людей и философов, которые оказали влияние на формирование его мировоззрения. Это Гете, Шекспир, Ленин и Гюго.

В 1939 году Роллан пишет пьесу «Робеспьер», которой завершает революционную тематику в своем творчестве. В ней он рассуждает о терроре, которому подвержено любое общество сразу после революции. При этом в итоге он приходит к его нецелесообразности.

В оккупации во время Второй Мировой войны герой нашей статьи работает над автобиографией «Внутреннее путешествие», которую завершает в 1942 году. Уже после его смерти выходит труд «Кругосветное плаванье» и масштабное исследование творчества Бетховена, которое известно под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи».

Последняя книга писателя под названием «Пеги» выходит незадолго до его смерти. В ней Роллан описывает своего близкого товарища, редактора «Двухнедельных тетрадей», поэта и полемиста.

В посмертных мемуарах, которые увидели свет в 1956 году, можно проследить сплоченность взглядов Роллана в любви к человечеству.

Ромен Роллан — биография, информация, личная жизнь

Ромен Роллан

Ромен Роллан (фр. Romain Rolland). Родился 29 января 1866 года в Кламси — умер 30 декабря 1944 года в Везле. Французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) — «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль.

После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идее «цель оправдывает средства». Ему более импонируют идеи непротивления злу насилием М. Ганди.

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Литературная деятельность Ромена Роллана:

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Читать еще:  Хореография для детей 5 7 лет. Открытые мероприятия для родителей, концерты

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждало его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом. В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф — это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестает быть бунтарем, но при этом остается верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия стае Бургундия, малая родина писателя. Кола — главный герой повести, веселый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь стают главными темами творчества писателя. В отличии от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращает к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа — женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итого творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Был женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/5027-romen-rollan.html
http://fb.ru/article/420520/romen-rollan-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo-foto
http://stuki-druki.com/authors/Rolland.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×