0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Быт папуасов новой гвинеи. Многие мужчины в племенах Новой Гвинеи носят котеки

Шокирующие традиции папуасов, которые поймет не каждый

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Папуасы по-своему демонстрируют уважение к умершим вождям. Они не хоронят их, а хранят их в хижинах. Возраст некоторых жутких, искаженных мумий достигает 200-300 лет.

За самым крупным папуасским племенем востока Новой Гвинеи Хули закрепилась дурная слава. В прошлом они были известны как охотники за головами и поедатели человеческого мяса. Сейчас считается, что ничего подобного уже не происходит. Однако отдельные свидетельства указывают на то, что расчленение человека время от времени происходит во время магических ритуалов.

Папуасы, живущие в высокогорных районах Новой Гвинеи, носят котеки – футляры, надеваемые на их мужские достоинства. Котеки изготавливаются из местных сортов тыквы-калебаса. Они заменяют папуасам трусы.

Женская часть папуасского племени дани часто ходила без фаланг пальцев. Они сами себе их отрубали, когда теряли близких родственников. Сегодня в деревнях еще можно увидеть беспалых старушек.

Обязательный выкуп за невесту измеряется в свиньях. При этом семья невесты обязана заботиться об этим животных. Женщины даже выкармливают поросят своей грудью. Впрочем, их грудным молоком питаются и другие животные.

В папуасских племенах всю основную работу выполняют женщины. Очень часто можно увидеть картину, когда папуаски, будучи на последних месяцах беременности, рубят дрова, а их мужья отдыхают в хижинах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Дикие племена: Папуасы Новой Гвинеи (7 фото)

Папуа — Новая Гвинея, особенно ее центр — один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный — английский — язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации — кочующие племена, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре — что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей — каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок — самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание — одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

БЕЛЫЕ-ВЫХОДЦЫ С ТОГО СВЕТА?

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Читать еще:  Какие литературные и художественные. Основные жанры художественной литературы

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус — «русский человек», или Караан-тамо — «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства — если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси — обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса — обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ — СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие — возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук — отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов — это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа — Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов — вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Читать еще:  Львов: Лычаковское кладбище. Лычаковское кладбище: судьбы, застывшие в камне

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное — жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Папуа-Новая Гвинея. Часть 2

Рассказав о природе Папуа-Новой Гвинеи, нельзя обойти вниманием живущих в ней людей, особенно папуасов — образ их жизни, костюмы, традиции и каннибализм.

Папуасы Папуа-Новой Гвинеи

Папуасы — самое древнее население страны.

Папуасская деревня

В 19 веке российский биолог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, изучая жизнь в Папуа-Новой Гвинеи, несколько лет прожил среди них.

Папуасы всегда жили (и большинство живут сейчас) в небольших деревнях (по 100 — 150 человек). Каждая семья в поселении имеет свое жилище, но иной раз в деревне строится один общий дом, длина которого может достигать пары сотен метров. Дома эти деревянные, а крыша делается из листьев или тростника.

Тамбаран — общий дом в деревне папуасов

В каждой деревне обязательно есть тамбаран — общий дом. Входить в него могут лишь вожди племени и уважаемые мужчины. Строят его все жители деревни. Стены внутри тамбарана украшают изображениями духов и покровителей, которым поклоняются жители племени и чьей помощи просят.

Каждая семья имеет несколько наделов земли, причем на каждом из них урожай находится на разной стадии созревания: если на одном его только сеют, на втором — пропалывают, а на третьем — уже собирают урожай.

Чужак без разрешения не может ступить на землю, принадлежащую деревне. Также посторонний не может охотиться или рыбачить в чужих угодьях. Если человека поймают за это, его, в лучшем случае, будут судить, а в худшем — применят самосуд, то есть могут убить и съесть.

Женщины-папуаски

Все вопросы жители деревни решают на общем сходе. Причем это касается и частных дел, например, свадьбы. Интересный момент: девушки и молодые люди из одной деревни не могут вступать в брак, пару им находят только в другом селении. Ни юноша, ни девушка не могут высказывать свое пожелание — им находят пару на общем собрании, и их мнение при этом не учитывается. Самый оптимальный возраст для замужества, по мнению папуасов, — 12 лет. Но, конечно же, такие традиции живы лишь в живущих обособленно поселениях, которых не коснулась цивилизация.

Женщины живут отдельно от мужчин, и они не могут входить в мужские дома.

Аборигены рожают часто, поэтому семьи здесь многодетные. Причем мальчики растут с отцом, а девочки — с матерью.

Раскраска папуасов

Многие века разные племена не знали о существовании друг друга, хотя жили неподалеку. Все объясняется гористой местностью и труднодоступностью. А такая изоляция одной народности от другой привела к возникновению у каждого племени своей самобытной культуры, не похожей на другие.

Так, у каждого народа своя раскраска тела и свой тотем. Надо сказать, что папуасы раскрашивают тела не только в дни каких-то крупных событий или во время «боевых действий», но и в повседневной жизни, поскольку краска защищает их от многочисленных и весьма назойливых насекомых.

Папуас в парике

Интересны парики и маски (у каждого племени они свои), надеваемые папуасами в особых случаях. Парики сооружаются из человеческих волос (детских и женских), птичьих перьев, шкур животных и цветов.

Маски подбираются под определенный вид одежды и под раскраску. Короче, все должно быть со вкусом и по случаю.

Папуасская маска Татануа

Маска на этом фото используется аборигенами одного из племен в церемонии проводов умершего в загробный мир и называется «маска Татануа». Ее делают из липы, а потом украшают тростником, мехом животных и кожей. Используются в приготовлении и природные красители. На одной стороне маски «волосы» выбриты, поскольку так делают мужчины этого племени в знак скорби.

Читать еще:  Сообщение про писателя эдгара аллана по. Краткая биография эдгара по

Процесс изготовления такой маски очень длительный, поэтому церемония может проходить спустя месяцы после смерти человека.

Котека — «одежда» для члена

Отдельно нужно сказать о мужском папуасском костюме. Если его можно назвать костюмом, поскольку одеяние состоит из пояса, изготовленного из волокна дерева, и чехла для полового члена (котека), выполненного из засушенного плода местного растения. Причем в каждом племени свой «фасон» котеки — они отличаются друг от друга размерами, а также углом наклона. Еще папуасские мужчины украшают себя браслетами на руках и ногах, а также вставленными в нос и губу различными предметами.

Сейчас, конечно же, многие племена носят одежду из ткани, а национальные костюмы надевают либо по праздникам, либо для туристов.

Фестиваль «Синг-синг»

У подножия горы Вильгельм ежегодно проводится фестиваль «Синг-синг» — самый известный и массовый танцевальный фестиваль в Папуа-Новой Гвинее. На него съезжаются представители девяноста племен со всех уголков страны, как правило, общее их число достигает сорока тысяч. Одетые в свои национальные костюмы и раскрашенные, они танцуют под звуки барабанов. Чтобы увидеть это действо, на фестиваль приезжает множество туристов из разных стран.

В Папуа-Новой Гвинеи бывают случаи убийств женщин, обвиняемых в колдовстве. Причем расследования, как правило, ведутся весьма необъективно.

Усугубляет ситуацию закон о колдовстве, принятый в 1971 году. В нем прописано, что лица, считающие себя жертвами колдовства, не отвечают за свои поступки. Этим часто пользуются судьи, приговаривающие предполагаемую колдунью к смертной казни. Казнили невинную — и все свалили на околдованность.

Как правило, в колдовстве обвиняют одиноких незнакомых женщин. Так, в 2013 году публично была заживо сожжена молодая девушка, которую бездоказательно обвинили в убийстве ребенка. ООН осудил произошедшее, но девушку-то не вернешь.

Пещера черепов в Папуа-Новой Гвинеи

Еще столетие назад папуасы были людоедами. Разные племена враждовали между собой, и если в процессе налета вражескую деревню кого-то убивали, то их съедали, а черепа относили в специальные пещеры, служащие своеобразным отчетом о боевых подвигах. Сейчас каннибалов практически нет, и эти пещеры с удовольствием посещают иностранные туристы.

И все же каннибализм в этих местах изредка встречается и сейчас. В 2012 году в Папуа-Новая Гвинея действовала организация, охотившаяся на колдунов, убивавшая и съедавшая их. Причем отличить колдуна от простого человека им якобы помогали всевышние силы.

В том же году в стране проходили выборы, которые едва не были сорваны, поскольку каннибалы съели семь человек, которых подозревали в причастности к колдовству, и простые люди боялись идти голосовать. Преступников-людоедов поймали, причем среди них был 13-летний подросток.

Мужчины племени кукукуку с мумией в руках

В стране живет племя кукукуку, ранее тоже практиковавшее каннибализм. Еще люди этого племени умеют делать копченые мумии.

Когда европейцы стали приезжать в Папуа-Новую Гвинею, они знали, что там ранее были каннибалы, и их очень пугали губы и зубы папуасов, испачканные в чем-то красном. Приезжие полагали, что это человеческая кровь. На самом же деле, это из-за частого жевания бетеля. Бетель — это местное растение, чьи листья перетираются с семенами пальмы катеху, и потом жуются. Слюна вступает в контакт с компонентами и окрашивается в красный цвет. Это, если так можно выразиться, папуасская жвачка. Однако, в отличие от нашей жвачки она обладает возбуждающим и дурманящим действием.

Закрашенный рот от жевания бетеля

Бетель — вредное вещество, но папуасы все равно его жуют. Глотать его ни в коем случае нельзя, поскольку он плохо влияет на желудок, но и жевание его приводит к заболеваниям ротовой полости, зачастую переходящим в онкологию. По статистике, более 80% жителей Папуа-Новой Гвинеи, заболевших раком, жевали бетель.

Еда папуасов достаточна разнообразна — они едят как растительную, так и животную пищу (свиней, кур, собак, крыс, жуков, рыбу, моллюсков). Национальная кухня представлена блюдами из тушеного мяса и рыбы с овощами и фруктами. Основное блюдо аборигенов Папуа-Новая Гвинея называется «муму». Папуасы, конечно же, не читали рассказ Тургенева, который вспоминается, как только слышишь название этого деликатеса, да и собачатины в его составе нет. Блюдо очень похоже на наше овощное рагу с мясом.

О другом племени Папуа-Новой Гвинеи читайте в статье «Племя короваи – людоеды, живущие в высотках».

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/060516/29417/
http://nlo-mir.ru/palnetazemla/37005-dikie-plemena-papuasy-novoj-gvinei.html
http://morefactov.ru/fact/interesnye-fakty-o-papua-novaya-gvineya-chast-2

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector