10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чалдоны кто по национальности. Как русские в Сибири стали чалдонами

Народ, который вот-вот исчезнет с лица Земли: Откуда в Сибирь пришли челдоны и как живётся им сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Еще до Ермака…

Как появился в Сибири этот народ? По одной из версий, челдоны – потомки переселенцев-казаков, которые попали в эти края в XIII веке, если не раньше (задолго до Ермака), и затем смешались с местными коренными народностями. Даже само слово «чалдон» (или «челдон») некоторые исследователи считают сочетанием названий двух рек – Дон и Чалка.

О присутствии много веков назад в этих местах переселенцев из Древней Руси свидетельствуют обнаруженные археологами кольчуги, фрагменты глиняных горшков, особого вида бусины и другие предметы, которые были не свойственны местной культуре.

Аналогичные находки в изобилии встречались именно в южной части России – в частности, в Поволжье и на Дону – и принадлежали к древней славянской культуре.

А в той части Сибири, где жили буряты, «челдонами» называли людей, которые, по мнению местных жителей, произошли от русско-бурятских браков.

В 1895 году газета «Енисей» опубликовала статью, в которой говорилось, что племя челдонов, живущее в Восточной Сибири, родственно абиссинцам (эфиопам). Автор утверждал, что этот народ во времена Перикла добровольно переселился в Сибирь и что именно он принес туда христианство.

В общем, этот народ – одна сплошная загадка, но точно ясно одно: он очень древний. Во многих научно-литературных источниках (статьи, словари и т.д.) прошлого века говорится о том, что челдоны – это старожилы Сибири и их смело можно назвать коренным населением.

Чалдон (челдон) – имя нарицательное?

Если современному поколению россиян это слово не очень знакомо, то еще лет сто назад, судя по всему, оно было чуть ли не синонимом понятия «коренной сибиряк». У Есенина мы встречаем строки: «Глупый сибирский чалдон, скуп, как сто дьяволов, он». У Маяковского в «Советской азбуке» в качестве слова на букву «Ч» выбран «чалдон»: «Чалдон на нас шел силой ратной…».

И таких упоминаний в литературе множество. Впрочем, чаще всего представители этого народа авторами изображались в не очень приглядном виде – о них высказывались пренебрежительно, выставляя людьми недалекими, недружелюбными и дремучими. Возможно, это связано с тем, что, по воспоминаниям русских сибирских старожилов, челдоны всегда держались несколько обособленно. Их поселения имели свой древний уклад, говор был тоже особенным, а религия представляла собой смесь христианства и язычества. Например, в избе челдона, в красном углу, который они называли «божница», помимо икон, могли стоять старинные фигурки-божки. Если икона случайно падала, хозяин всегда очень тревожился, приговаривая: «эх, божа обидится».

Интересно, что челдонов в Сибири называли еще «желтопузыми» или «желтопупыми». В народе говорили, что их кожа от природы имеет желтоватый цвет от того, что они пьют слишком много чая.

Кстати, в словаре русских говоров Сибири авторы Бухарева и Федотов указывают, что по-монгольски «чалдон» означает «бродяга», то же самое можно прочитать и у Даля. Позже негативный оттенок у слова «чалдон» сменился на нейтральный, обозначающий просто сибирского старожила.

Исчезающая культура

О современных челдонах известно очень мало. Люди, которым доводилось с ними общаться, обращают внимание на то, что живут они в далеких, глухих сибирских деревнях. Дом челдона по традиции разделяется на женскую и мужскую половины. Хозяйка не позволяет мужу заходить на свою «территорию», к которой, конечно же, относится, кухня. Готовить и заниматься любой женской работой мужчине не разрешается, равно как и женщина традиционно не может выполнять мужскую работу – чинить, рубить, строгать. В некоторых домах до сих пор принято покрывать стены перьями дикого глухаря (как символ богатства), а дети в качестве игрушек традиционно использовали суставы лося, добытого родителями на охоте.

Интересен и менталитет челдонов: по характеру они люди самодостаточные и вольные. Этот народ гордится тем, что всегда был свободным. Превыше всего они испокон веков ставили интересы общины и, как сами говорили, «ни перед кем не снимали шапку». Этот менталитет, характерный для домонгольской Руси, сохранился у них на протяжении столетий, вплоть до наших дней.

В конце прошлого века молодые этнографы Омского государственного университета провели опрос среди жителей глухих сибирских деревень. Наряду с другими вопросами, их просили указать, к какой национальности они себя относят. Более 30% причислили себя к челдонам, и таковых оказалось даже больше, чем, тех, кто назвал себя русскими.

Между тем, этот некогда многочисленный народ в наше время, увы, считается почти вымершим. Точно неизвестно, сколько осталось в России истинных челдонов, ведь некоторые сибиряки могут относить себя к ним, но на самом деле ими не являться.

В сибирских селах настоящих челдонов живет очень мало, и это в основном люди преклонного возраста. Уникальному народу прогнозируют вымирание уже в этом веке, и неизвестно, удастся ли его возродить.

Колоритные фотопортреты представителей коренных народов заставляют задуматься о том, что нам необходимо сохранить редкие этносы и их культуру.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Любители истории

В том, что чалдоны оказали сопротивление казакам русского царя, кроются традиции холодного, пренебрежительного отношения к чалдонам со стороны русских поселенцев. Вновь прибывшие переселенцы встретили в этих местах аборигенов, говорящих на устаревшем («потешном») русском языке, не знающих огнестрельного оружия и многих других достижений тогдашней цивилизации, да к тому же противящихся русской колонизации.
Существенную роль в негативном отношении к русскоязычным аборигенам Сибири сыграли религиозные взгляды. Чалдоны были в основном язычниками, только некоторая часть из них в стародавние времена подверглась христианизации. Но за отсутствием связи с религиозными центрами их христианская вера выродилась, создав некий упрощённый симбиоз язычества с элементами христианства.
Официальная церковь не могла этого допустить, считала язычниками и вероотступниками.
Данные факторы повлияли не только на негативное отношение к чалдонам, но и на замалчивание их заслуг в освоении Сибири. Ни одна летопись, ни один документ Московского царства прямо о раннем чалдонском населении Сибири не говорят.
Чалдоны к Московской Руси не имели никакого отношения, в отличие от казаков Ермака, устюжан, мезенцев и чердынцев.
Всё это доказывает огромное количество прямых и косвенных фактов, а также сведений из дошедших до нас документов:

Читать еще:  Самбурская с короткой стрижкой. Поклонники самбурской подозревают ее в сумасшествии

Герард Миллер в «Описании Сибирского царства», рассказывая о присоединении земли князя Демьяна по реке Демьянка, сообщает о том, что аборигены оказали особое сопротивление в Демьянском городке, где у них стоял особо почитаемый идол:
«… есть у них Кумир, о котором сказывают, что вывезен из России во времена Владимирова крещения, и в России под именем Христа ему молятся. Оной Кумир вылит из золота, и сидит в чаше…».
В 1597 году Царь Федор Иоаннович, как сообщают Сибирские летописи, послал в Мангазею (на Таз) и на Енисей, своего человека, Федора Дьякова, для исследования тех мест на предмет принятия в российское подданство. Возвратившись через два года с полными возами собранного ясака, разведчик доложил, недавно вступившему на престол, Борису Годунову:
«Там в незнаемых странах восточных полно русских людей. Каких? А всяких. Они там давно. Кто торгует, кто охотится, а кто дань с самояди берёт в свою пользу воровски».
Напомню, что по рассказам Каяловых, самары Среднего Приобья после поражения от казаков ушли на Таз, нижнее течение Енисея и на территорию современной Томской области. Поэтому, можно предположить, что «полно русских людей» отнесено и к чалдонам-самарам.
«Самоеды говорят, что они видели белый город, который казалось, был построен из камня, … слышали также, что у них есть животные, имеющие длинную гриву и хвост, которые не имеют рогов, и что копыта у них круглые, не раздвоённые как у оленей… К ним вышли люди все сделанные из железа; я полагаю, что это были люди одетые в латы»
«В древности же и в то время, о котором идет речь, это место было известно торгами, которые вели там русские и зыряне с вогулами и остяками. В зимнее время обе дороги, с Шокура на Сыгву и с Илыча на Сосву, сходились здесь. Поэтому, как рассказывают тамошние вогулы со слов своих предков, там были русские торговые лавки, от которых теперь не осталось никаких следов»
Тут же Герард Миллер рассказывает о древней зимней торговой дороге, связывающей Русь с Зауральем, которая проходила через Ляпин и заканчивалась в Берёзове. Проложена она была ещё до похода Ермака. Поэтому можно предположить, что название данного населенного пункта не имеет никакого отношения к вогулам, как впрочем, и к чалдонам. Сюда проникали инициативные новгородцы, такие как Степан Ляпа.
Давнее присутствие русских в сибирской земле подтверждают и археологи, у которых скопилось огромное количество предметов, найденных в разных местах Сибири и датируемых XIII-XIV веками: фрагменты русских горшков, русские мечи и кольчуги, большое количество бронзовых и серебряных украшений славянского происхождения и т. п.
Так, ещё в XIX веке русские кольчуги, обнаруженные в Сибири, В.М.Флоринский относил к XIII веку. Он же отмечал, что вымываемые водой из разрушенных захоронений в районе самарской Оби перстни с непонятными знаками на печатках имеют узор, встречаемый на древнерусских тулах (колчанах). Обнаруженный в Сибири древнерусский железный меч В.И.Молодин отнёс к XI-XIII векам.
Галина Пелих отмечала: «Археологи одними из первых заметили появление в Приобье в 13-14 вв. предметов … чуждых местному населению». Это были фрагменты русского горшка с плоским дном, изготовленного на гончарном круге», железные ключи, голубые фаянсовые бусины, бляхи о головами льва или барана, большое количество «бронзовых и серебряных поделок-луниц, височные кольца и браслеты с бочёнками, иначе говоря, комплект украшений, хорошо известных по русским и болгарским древностям».
К 13 веку относятся самые ранние из обнаруженных в Сибири русских кольчуг.
Из Приобских курганов взяты «бронзовые щитковые перстни в большом количестве». Прототипы изображений на щитках «имеются на перстнях камско-волжской Болгарии и некрополях Херсонеса Таврического», а также на древних русских монетах.

В 1547 году австрийский дипломат при русском дворе Сигизмунд Герберштейн опубликовал книгу «Записки о Московии», в которой, ссылаясь на не дошедший до нашего времени «русский дорожник» (путеводитель) описал Сибирь, в которой упомянул Лукоморье, местность в Среднем Приобье.
«Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при её устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья»
Миллер пересказал в своей книге «Описание Сибирского царства» предание о том, что поморы издавна из Архангельска и Мезени плавали на своих кочах на Обь, и основали там городок Берёзов.
На подобных судах сибирские первопроходцы Хабаров, Дежнев, Лаптевы и другие, ко времени исторических исследований самого Миллера, не только дошли до Тихого океана, но и открыли Аляску, Беренгов пролив и т.д.

Мавро Орбини писал в своём, изданном в 1601 году, «Славянском царстве», что на островах Ледовитого океана издавна живут русские люди:
«Руссы из Пермии, как повествует Карл Вагрийский, плавая по Северному Океану, около 107 лет назад обнаружили в тех морях неизвестный доселе остров, обитаемый славянами. На этом острове, как говорит Филипп Каллимах в послании к папе Иннокентию VIII, вечные холода и льды. Называется он Филоподия, и величиной превосходит Кипр, на современных же картах мира его называют Новая Земля».
Подтверждением факта дальних плаваний русских по арктическим морям является общеизвестный случай отправки Иваном Великим своего посла в Данию. Было это в далёком 1496 году. Григорий Истома, назначенный послом, не мог плыть ко двору датского короля Юхана напрямую через Балтику из-за сложных отношений России со Швецией. Поэтому, он добирался до места своего назначения окружными путями- через Северную Двину и Ледовитый океан, вокруг Скандинавии. Такой способ отправки послов в Европу стал в то время для Руси традиционным.
В том, что русские ещё задолго до 16 века бывали и на Оби, и на Иртыше нет ничего необычного. Об этом говорят известные всем документы, многочисленные новгородские и московские летописи. А также тот факт, что царь Иван Великий, дед Ивана Грозного, ещё за сто лет до Ермака, среди своих многочисленных титулов, имел титул князя Югорского и Обдорского. Именно при нём московское войско совершило путями, проложенными новгородцами, свой первый поход на Обь. Произошло это в 1465 году, когда Иван Великий послал на Югру устюжан, во главе с великокняжеским воеводой Тимофеем Скрябой.
Практически все вновь созданные на территории Сибири царскими указами города уже имели в данных грамотах конкретные названия. Так и указывалось: построить город (острог) Сургут, Березов, Тару, Туруханск и т.д. Не крепость на берегах Оби при впадении в неё речки Бардаковки, а город Сургут. Не острог на берегах Енисея, при слиянии его с Нижней Тунгуской, а город Туруханск. И речь в царских указах идёт не о строительстве городов в нашем понимании этого слова, а о строительстве крепостей (острогов), для закрепления присоединённых территорий. И чаще всего они строились на территории существующих городков, имеющих свои конкретные давнишние названия.
Но главное, да к тому же прямое доказательство жизни русских чалдонов в Сибири задолго до Ермака, припасли лингвисты. Дело в том, что чалдоны в своих обрядовых и бытовых песнях употребляли некоторые русские слова, давно выпавшие из нашего лексикона. Особенно показательно, в этом отношении слово «комонь». Так когда-то на Руси называли коня. А в Сибири даже ещё в прошлом веке чалдоны распевали:

Читать еще:  Cонник брызги, к чему снится брызги во сне видеть. Брызги воды по соннику

«…Тут стояли комони,
Все комони под коврами,
Один комонь не подкован…»

В «Слове о полку Игореве», написанном вскоре после 1185 года, «комони» упоминаются трижды, а слово «конь» — ни разу. В другом древнерусском эпическом произведении — «Задонщине», созданном в 1380-е годы, 17 раз упоминаются «кони» и только дважды – «комонь». Следовательно, к этому времени слово «комонь» уже практически исчезло из русского языка.
Галина Пелих отмечала, что чалдоны делят себя на две группы. Те, что пришли с Дона называли себя чалдонами. А те, что пришли «из-за Дона» — самарами. Обе группы высмеивают друг друга за манеру говорить, привычки и т.д. Галина Ивановна писала:
«Это особенно подчеркивают Каяловы, которые считают, что они даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».
Однажды А. Каялов рассказывал о своей поездке на васюганскую реку Тор. «Разве есть у Васюгана приток под названием Тор?- переспросила я. – Да, есть, — ответил Каялов. – Это хорошая, богатая река. Остяки зовут её Чижапкой, а мы называем река Тор». Ни на одной из известных мне карт я не нашла в этой округе гидронима «Тор». Но позже в Томском государственном архиве обнаружился указ из «Томского управления акцизными сборами Западной Сибири» от 26 мая 1892 г., где упоминается река «Тор-Чижапка».
В этой связи, хотел бы напомнить, как князь Игорь бежал из плена: « Перееди на ону сторону Тора с конемъ поводнымъ»
Речь чалдонов по всей Сибири правильная в сравнении с другими региональными группами. Слово «чалдон» традиционно произносят в обиходной речи через А в Тобольском и Ишимском районе, и севернее (как ни странно — среди наиболее «окающих» русских сибиряков), «чолдон» через О и «челдон» через Е — в Омской области, в Башкирии и в Казахстане, наиболее часто такое произношение слова «чолдон» встречается среди русских — беженцев из Казахстана (в прошлом заселявших Акмалинскую область из Тобольской губернии). Коренные русские сибиряки произносят это слово с ударением на втором слоге. Произношение «челдон» с ударением на первом слоге (чЕлдон) характерно для сибирских казаков и их потомков, заселявших Сибирь после превращения её в каторгу и конвоировавших в Тобольскую губернию ссыльных и каторжников. Причина разницы произношения слова «чалдон» и «чолдон» («челдон») по территориальному признаку расселения русских сибиряков на настоящее время не установлена.

Под божницу за большой чалдонский стол принято усаживать стариков и уважаемых авторитетных людей. Гостей и приезжих, «новых» людей садить в «красный угол» не принято, даже если приезжий обладает большой властью и является каким-то начальником, руководителем. Друзей и близких родственников принято сажать за стол рядом, собеседника или противника сажают напротив, чтобы можно было его видеть при разговоре. Детей и молодёжь усаживают напротив красного угла, возле выхода. Нередки случаи, когда приезжих начальников чалдоны усаживают напротив стариков, «в детский угол».
Традиционно чалдонские женщины носят чёрные платки с красной узорной вышивкой, заплетёные косы, молодые незамужние девушки могут носить нарядные белые платки и платки светлых тонов, красные платки, появление в обществе без платка или с распущенными волосами не заплетёнными в косу называется «опростоволоситься» и считается постыдным.
После установления власти русского царя в Сибири чалдонов-язычников облагали двойной данью до перехода их в христианство, впрочем, как и православных христиан староверов («кержаков»). Во времена Сибирского ханства часть русских сибиряков так же платила «двойную дань»: одну русскому царю, другую — хану, поэтому вновь переселившиеся в Сибирь после Ермака русские часто называют коренных русских сибиряков «сибирские двоеданы».

Читать еще:  Когда создалась картина утро в сосновом лесу. Описание картины «Три медведя» И

В поведенческом плане чалдоны характеризуются медлительностью, добросовестностью, плохими способностями к запоминанию, упрямством, добродушием, независимостью, склонностью к неподчинению власти и приоритетом общественного, коллективного. В прошлом чалдонов в деревнях определяли по пословице: «Крыльцо блестит — чалдоны живут.», то есть по отличительным особенностям выполнения ими какой-либо работы из-за упрямства и добросовестности, характерных для представителей данной этнической группы.
В настоящее время чалдоны являются вымирающей этнической группой, сохраняющей свою обособленность и традиции только в отдалённых сибирских деревнях, редких семьях и отдельными личностями. Однако по всей России можно встретить выходцев из Сибири, которые на вопрос о происхождении назовут себя Ча(е)лдоном. Достоверно выявить принадлежность поможет генетический анализ на гаплогруппу

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кто такие сибирские чалдоны и откуда взялись?

Когда вслед за Ермаком в Сибирь пришли первые русские поселенцы, они с удивлением обнаружили не только сибирских татар-аборигенов края, но и вполне европеоидных людей, к тому же говорящих по русски!
Жили они обособленно, с подозрением относились к пришлым русским и довольно прохладно к татарам.
Но как они вообще попали в Сибирь?

Чалдоны-сарьмяты

Их называли по разному: челдоны, чалдоны, чолдоны — все это экзонимы, так как сами себя эти люди не именовали таким термином.
Самоназвание их «сарьмяты» или «самарцы».
Происхождение обоих терминов неясно. Даль трактовал «чалдон» как заимствование из монгольского, со значением бродяга, варнак, беглец, некоторые считали это географическим названием людей живших между реками Доном и Чалкой и пришедшие в Сибирь.
А уж в слове «сарьмяты» только ленивый не нашел сходства с «сарматами» или «сыромятами», что указывает на происхождение от древних кочевников, или как на профессионалов в выделке кож.

Сходства русских и чалдонов

  • Антропология чалодонов явно европеоидная с небольшой монголоидной примесью
  • Чалдоны говорят и понимают на русском языке, хотя и с множеством архаичных форм и едва ли не дохристианских оборотов
  • Чалдоны — православные христиане, но с элементами язычества
  • У чалдонов есть славянские обычаи: красный угол в избе, рассадка за столом по старшинству, требование носить платки женщинам и заплетать косы.

Отличия чалдонов от русских

  • У детей до 5-6 лет есть так называемое «монгольское пятно» — пигментация на коже живота или копчике, которая часто встречается в монголоидных народов и проходящая с возрастом. Поэтому чалдонов часто дразнили «желтопузыми». Кроме того, более част эпикантус верхнего века, а у людей пожилого возраста проявляются азиатские черты лица.
    Кроме того, у чалдонов в среднем более широкое лицо и высокие скулы, чем в русских
  • Изба делится на мужскую и женскую части, заходить на которые нельзя другому полу, как у кочевников степей Евразии или казаков.
  • Рядом с иконами в избе находятся статуэтки местных божков, ронять или убирать их нельзя — «божа обидится!»
  • Очень строгое отношение к подчинению.
    «Чалдон шапок не ломает!» — говорят они, то есть прямой приказ чалдон выполнять не будет, а если его заставят, то делать будет нарочно медленно и небрежно, также нарочно не выказывают почтения начальству или более статусным людям.
    Из-за этого их считали ленивыми и медлительными, плохими работниками в Сибири. Они крайне редко подчинялись кому-либо предпочитая жить в нищете, но никогда не идти в батраки.
    Они добросовестны, упрямые и независимы до угрюмости.
  • Чалдоны много пьют чай. В Новосибирской области их называют «водохлебами» из-за странной привычки вечерами пить чай, едва ли не ведрами!

Репортаж Рен-ТВ из Иркутска с представителями чалдонов

Все версии происхождения чалдонов

Есть свидетельства, от самих чалдонов, что они потомки староверов, которые спасаясь от «сатанинских» реформ Никона, проникли в Сибирь и остались там жить, как кержаки или семейские .

Преимущественно североевропейская внешность чалдонов, выдает в них выходцев с северных губерний. Это могут быть пришельцы с Новгорода и Вятки , которые издавна ходили по Оби, а когда Иван Грозный устроил городам кровавую баню, заваливая трупами целые реки, часть новгородцев могла спастись в далеких сибирских краях.
Однако в Томской области чалдоны смгулые и кареглазые, что выдает возможную связь с донскими казаками.

Еще одна версия: чалдоны — дети от связи казаков Ермака с аборигенками , или сбежавшие каторжане и варнаки . Но тогда неясно, откуда у них архаичный язык и обычаи.

Также возможно чалдоны — потомки русского населения угнанного в Орду , как мастеровые, хорошие воины или знахари, а затем оставшиеся там жить, либо в Сибирь могли проникать отдельные группы населения, с разными целями, которые и сформировали целый этнос.
Например дворовая челядь, бежавшая от жестоких баринов, что могло трансформироваться в слово «чалдон».

Наиболее экзотическая версия представлена в легендах о таинственном подземном городе под Томском, который якобы намного древнее его почти 450 летней истории!
Город был торговым и населяли его как сибирские татары, так и выходцы из славян, потомки которых и составили ядро чалдонов.
А сам он был составной частью когда-то развитого Сибирского края домонгольской эпохи.

При строительных работах в Томске нередко находили обширные захоронения людей европеоидного типа, в гробах-колодах, как было принято в Киевской Руси, но без нательных крестиков и в позе на правом виске, как поступали кочевники-сарматы.
Кто были эти люди — никто не исследовал, находки просто утилизировали.

К 19 веку слово чалдон стало относится преимущественно к каторжанам и приобрело агрессивно-негативный оттенок, считалось тяжким оскорблением.
Но при этом все Забайкалье иногда именовали Чалдонией, из-за избытка ссыльных.
Еще в 40-х годах, к чалдонам причисляли себя не менее 30% сибиряков, но сейчас этот народ растворился в русских и только семейные предания иногда говорят о происхождении человека не только от пришлого населения Сибири.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/081018/40813/
http://myhistori.ru/comments/42857319538/page
http://zen.yandex.ru/media/id/5a730e6586516519459ba346/5ba221cd27fe1f00ab7b82f5

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×