6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек в футляре главная мысль произведения. «Человек в футляре»

Анализ «Человек в футляре» Чехов

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни, и лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомится с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственную скорлупу. Как факт, отсюда выходит тема одиночества, и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.

Жанр – Рассказ, являющийся одной из составной трилогии.

Направление – Сатира.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чтобы сделать в «Человеке в футляре» анализ данного произведения, необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.

В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.

Читать еще:  Мадрид активные достопримечательности. Городской парк Буэн-Ретиро

Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия, они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть, сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящий в «Маленькую трилогию», продолжающий общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно дает понять анализ произведения «Человек в футляре».

«Человек в футляре» анализ

«Человек в футляре» — рассказ Антона Павловича Чехова, написан в мае-июне 1898 года.

«Человек в футляре» анализ

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин.
  • Буркин — учитель гимназии, рассказывает историю про Беликова
  • Беликов — учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии.
  • Повар Афанасий — старик 60 лет.
  • Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
  • Варенька — возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко.

Тема «Человек в футляре» – «футлярная» жизнь. Название рассказа напрямую связано с содержанием.

Проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к полному опустошению и к деградации личности.

Идея «Человек в футляре» выражается в протесте против «футлярной» жизни, или, говоря словами самого писателя, в стремлении показать, что «все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь, войти в первоначальное, простое отношение к ней».

Следует отметить и пафос этого рассказа. Кроме сатирического и комического, здесь чувствуется и лирическое начало. Это достигается олицетворением предметов: «И, кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле, и все благополучно».

В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.

Читать еще:  Рисунок черной гелевой ручкой человека. Это Лео! Не нужно быть художником

Композиция «Человек в футляре» – рассказ в рассказе, но и это не мешает Чехову передать единую оценку восприятия жизни человека, утверждать свои идеалы, взгляды на жизнь. Сюжетное построение этого рассказа просто и оригинально. В его основе лежит столкновение Беликова и Коваленко, людей, которые имеют совершенно разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы. В качестве пролога выступает перед нами рассказ учителя гимназии Буркина своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу про учителя греческого языка по фамилии Беликов. Экспозиция нас «знакомит» с внешним обликом и образом жизни главного героя. Завязка сюжета начинается с тех пор, когда в город приезжает и назначается в гимназию новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко да приезжает не один, а со своей младшей сестрой Варенькой, в которую вскоре влюбляется Беликов, что является развитием действия в рассказе. Кульминация в рассказе составляет ряд событий: желание пожениться Беликова и Вареньки, нарисованная карикатура на главного героя, катание Коваленок на велосипедах, все эти действия взбудоражили Беликова, что и спровоцировало конфликт между главным героем и братом Вареньки. Развязкой рассказа служит смерть Беликова, которой как по мнению всех героев рассказа является решением всей проблемы. Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» — эпилог.

Конфликт «Человек в футляре» лежит в самом человеке и окружающем мире. Представляя Беликова, я вижу человека, заточённого в небольшую темную коробочку. Человек в футляре… Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека. Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Только поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр. Нюансы, которые создает Чехов, во внешнем облике Беликова являются символическими. Сначала мы видим, что и очки у него находятся в футляре, и зонт в футляре, и это впоследствии приводит нас к мысли, что и все, что есть внутри у Беликова в своеобразном невидимом футляре. Удивительно то, что такому невзрачному и ограниченному человеку, как Беликов удалось заковать в свои цепи весь окружающий его мир, люди вокруг него соответствовали его требованиям и представлениям.

Ключевой деталью рассказа «Человек в футляре» является смерть главного героя. Он умирает от шока, от непереносимого изумления, вызванного событием, являющимся для него чем-то из ряда вон выходящим. Мастерство Чехова заключается в том, что не позволяет себе напрямую выносить выговор таким, как его человек в футляре, он показывает свое представление об их будущем, о том, что их ожидает, если они будут продолжать тесниться и теснить других в своем защитном и горьком футляре страха. Антон Павлович умело использует бытовые детали и едва заметные нюансы жизни Беликова для того, что наиболее точно отобразить его внутренние побуждения и сковывающее главного героя сознание.

Смысл рассказа Человек в футляре и его названия

Этот рассказ известен всем, так как его проходят в старших классах школы. В нём автор мастерски передал реалистичность обыденной жизни, её течение, хорошо изобразил психологические портреты простых людей. В этой статье мы поможем вам разобраться с тем, какой смысл вложил А.П. Чехов в своё произведение.

Читать еще:  Как нарисовать красную панду карандашом. Как нарисовать панду карандашом поэтапно

Смысл названия рассказа Человек в футляре

При первом прочтении названия сразу бросается в глаза его необычность и некая абсурдность. Но на самом деле всё достаточно понятно. Главный герой рассказа, учитель греческого языка Беликов, имеет странные привычки: даже летом ходит в пальто с поднятым воротником, в тёмных очках, с зонтиком. Он использует всё, что хоть как-то помогает скрыться, спрятаться от внешнего мира, и таким образом он создаёт вокруг себя «футляр». Его внешний вид полностью отражает и характер: неразговорчив, недоверчив, боится каких-то изменений, нововведений, привык жить исключительно по правилам, прописанным в циркуляре. И этот человек имел влияние на целый город, держал всех в страхе, везде поселилась эта «футлярщина». Именно эта мысль отражается в названии рассказа.

Смысл произведения Человек в футляре

Что же старался донести до нас автор? В первую очередь то, что такие люди, как Беликов, всегда тянут вниз, не дают дорогу развитию, прогрессу, да даже простым человеческим радостям. Вспомним тот эпизод, когда главный герой ужаснулся тому, что Варенька каталась на велосипеде. Для него это настолько неприемлемо, что он даже слов не находит от своего возмущения.

Также Беликов не читает никаких книг, в основном лишь газеты. Что же можно сказать об уровне его развития? Ровным счётом ничего.

Даже те древние языки, которые он преподаёт, мёртвые, на них уже никто не разговаривает. Эта деталь лишний раз подчёркивает, что то, что из себя представляет главный герой, является «застывшим», консервативным, бесполезным.

Ещё одной проблемой, показанной автором, является социопатия. По рассказу кажется, что Беликов вообще с радостью предпочёл бы никогда ни с кем не разговаривать. Но это невозможно, ведь человек — существо социальное. И с какой-то стороны он это понимает: приходит в гости к коллегам, сидит часами и молчит. По его мнению, это называется поддержанием дружеских отношений.

Но самое главное то, что Беликов стремится спрятаться от любых препятствий, трудностей, боится смотреть правде в глаза, боится самой жизни. Он всё больше запирается в своём футляре, и, сам того не замечая, тянет за собой других.

Для него важно лишь своё спокойствие, существование без всяких проблем, ведь, не дай бог, начальство узнает, и вдруг что-нибудь выйдет. Постоянный страх, излишняя осторожность, приверженность к сухим правилам — вот что характеризует главного героя рассказа.

Такие люди, как он, проживают совершенно никчёмную жизнь, не делают ничего полезного для других, не ставят и не достигают никаких целей. В них даже невозможно разбудить чувство любви, ведь, по их мнению, это явно что-то новое, ответственное, страшное, и вообще, зачем вмешиваться в такие проблемы. Именно так и рассуждал Беликов, когда общался, а вернее сказать, пытался общаться с жизнерадостной и весёлой Варенькой, полной его противоположностью.

Беликовщина — это болезнь общества, которую Чехов изобразил на конкретном примере, а также показал то пагубное влияние, которое оказывают такие люди вообще на всё, что их окружает. Она, словно червь, грызущий изнутри свежее яблоко.

Молодое, прогрессивное поколение обязано бороться с этим явлением, а не прогибаться под него. Иначе ни к чему хорошему это не приведёт.

Смысл финала Человек в футляре

Для такого героя, как Беликов, тот финал, к которому его подвёл автор, является наилучшим.

В произведении мы видим образ жизни Беликова, его самосознание и видим его смерть. Потрясение от того, что его увидела валяющимся на земле Варенька, оказалось настолько сильным, что он просто по приходу домой лёг в постель и больше не вставал. Вот так легко ломаются такие люди и их принципы, в которых нет никакого смысла.

Лишь когда Беликова положили в гроб, его вечно напряжённые черты лица наконец-то расслабились и приобрели то сладостное выражение, которое свойственно нормальным живым людям. Это его идеал, тот футляр, из которого он уже точно никогда не выйдет.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html
http://ktoikak.com/chelovek-v-futlyare-analiz/
http://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-chelovek-v-futlyare-i-ego-nazvaniya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×