2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается литературный герой от фольклорного. Главные отличия русской литературы

Чем отличается народная сказка от литературной: своеобразие и примеры

Сказка – любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка – самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно – только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

К середине 19 века авторская сказка стала больше похожа на повести и новеллы, например, произведения Л. Кэрролла, О. Уайльда, Л. Толстого, А. Погорельского.

Главные отличия

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Читать еще:  А венецианов образ жизни в творчестве кратко. Школьная энциклопедия

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

В чём отличие литературной сказки от фольклорной а в чём сходство?

Литературная (иначе -авторская) сказка имеет конкретного автора, можно точно сказать, когда и кем она была написана, такие сказки уникальны.

Фольклорная (иначе-народная) сказка не имеет конкретного автора, невозможно определить, кто её создал, а время создания указывается примерное, да и то относительно, поскольку народные сказки кочуют по временам и странам, обрастая новыми подробностями, приобретая вариативность.

Укажу некоторые главные отличия:

  1. Авторство: ЛС-конкретный, ФС-нет конкретного автора.
  2. Уникальность: ЛС-уникальна (на то она и авторская), ФС-вариативна.
  3. Атропонимы (имена людей, клички животных) и топонимы (географические названия): ЛС -конкретные, иногда реальные, ФС-нет, обобщение.
  4. Структура и композиция: ЛС-свободная, с использованием самых разнообразных художественных средств, ФС-шаблонная (присказка-зачин, обязательная концовка), изобразительные средства повторяются в других сказках (например, жили-были, в некотором царстве, красна девица, трава-мурава и т п.)

Назову некоторые общие черты:

  1. Тематическое общее сходство-борьба добра со злом,
  2. Идейное-нравоучительность сказок
  3. Использование типично сказочных элементов (например, волшебные предметы).

Фольклорная сказка относится к устному народному творчеству. Повествует о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка связана с народной сказкой, но у нее есть автор. Можно проследить отношение автора к героям и событиям.

В отличии от фольклорной, литературная сказка не имеет вариантов.

Фольклорная сказка возникла раньше литературной.

Как правило, литературная сказка больше по объему чем фольклорная.

Для литературной сказки больше характерно следующее: подробное красочное описание событий, персонажей, использование средств выразительности.

Для литературной сказки характерен психологизм. Читатели могут проследить за внутреннем состоянием героев, их волнениями и переживаниями.

Различия литературной сказки от фольклорной

  • У литературной сказки есть конкретный автор, в то время, как фольклорная — это продует коллективного творчества.
  • Авторская сказка имеет один вариант, она окончательная. Фольклорная же вариативна, так передавалась из уст в уста и сказитель мог добавить что-то своё.
  • Фольклорная сказка отличается от литературной языком и построением образов. Литературная сказка подчиняется литературным законам.
  • В фольклорной сказке есть зачин, концовка, в литературной сказке этих традиционных элементов может и не быть.
  • Литературной сказке присуща острота коллизий, точность характеристик героев, персонажей, психологизм.

Сходство литературной и фольклорной сказки:

  • Присутствуют волшебные предметы.
  • Волшебные числа. Например, 12 («Двенадцать месяцев»), 3 (три сына в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»).
  • Могут в литературной сказке встречаться постоянные эпитеты, которые наблюдаются в фольклорных сказках.

Прежде всего обратим внимание на наличия слова Сказка в произведениях этих жанров. То есть и народная (фольклорная) сказка и сказка литературная это прежде всего выдуманная история, которая подчинена особым законам жанра — обязательной борьбе добра и зла, наличия героя, которому приходится проходить разного рода испытания и обязательно счастливый конец. Это в этих сказках общее. Часто приводят в качестве сходства использование авторами сказок специальных приемов, для усиления сходства сказки с народной. Но это личное дело автора и не является обязательным, а следовательно не может считаться общей сходной чертой.

Теперь отличия. Прежде всего наличие и отсутствие автора, это оригинальность сюжета литературной сказки и его постоянство — раз написанная она сохраняется в своей начальной форме. Отсюда еще одно различие — литературная сказка обязательно записана, а народная изначально устная. Герои литературной сказки более тщательно прописаны и обладают индивидуальными чертами, которыми награждает их автор, сообразно своего видения жизни.

Не приводя сложных примеров и иллюстраций из Википедии и других интернет-источников можно назвать главные отличия фольклорных сказок от созданных литераторами, пусть даже и на основе народного фольклора. Сказки, как любой эпос, дошедший к нам из древней истории, теряет авторское лицо его создателя и утрачивает детализацию, касающуюся эмоций героев, предметов интерьера, особенностей присущих конкретным географическим признакам. Сохраняется лишь идея, канва произведения и его скрытая или явная мораль. Герои фольклорных сказок сильны физически, отважны и красивы и всегда одерживают победу над злыми, коварными персонажами. И те и другие при этом не избегают возможностью воспользоваться помощью волшебных и потусторонних сил в такой борьбе. Но в литературных произведениях ярче и красочнее описаны характеристики героев, предметы и место действия. И эти детали теряют архаичность а бывают взяты из реального времени создания сказки конкретным писателем. В качестве примера можно привести описание, данное А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне»:

Читать еще:  Смысл фразеологизмов яблоко раздора. Что означает выражение "яблоко раздора"

Литературный автор имеет возможность ярче выразить эмоции и чувства своих героев, используя весь имеющийся у него арсенал литературных приемов.

Иными словами, я бы сравнила фольклорные сказки с морской галькой обкатанной и отшлифованной временем и многократным пересказом как морским прибоем.

Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Оглавление .

2.Фольклорное произведение 4

3.Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения 6

4.Список литературы 9

1.Литературное произведение.

Литературное произведение — произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением. В качестве примера литературного произведения я выбрала пьесу С. Я. Маршака >.

Пьеса С. Я. Маршака > рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что сила природы помогает только, добрым и трудолюбивым людям.

В этой сказке рассказывается о том, как Королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерица. Падчерица встречает у костра 12 братьев – месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить падчерицу, но братья – месяцы приходят ей на помощь, превращают мачеху и ее дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое добро.

В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например, Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость.

Фольклорное произведение- результат коллективного творческого процесса, в котором невозможно установить авторство. Литература объединяет произведения, авторство которых достоверно известно. В качестве примера я выбрала сказку >.

У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.

В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.

Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – «социально ущемленный персонаж» в доме мачехи: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…» Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет мачеха : «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.

Читать еще:  Откуда взялось название чертова дюжина. Что такое чёртова и нечёртова дюжина

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: «Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут». Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем как торжество справедливости.

3.Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения.

Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности. Так же есть различия в героях.

В приведенных мною примерах есть схожие герои. Так же есть и различия. В сказке >, как и в сказке- пьесе С. Я. Маршака > есть одинаковые герои такие как: Падчерица, мачеха, королева, дочка, солдат и т.д.. В пьесе- сказке С.Я. Маршака > действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейсте- рина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

Фольклор в широком смысле – это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические. К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а также малые формы устного народного творчества – пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в более узком значении – для определения содержания и способа создания словесных художественных образов, свойственных именно этим жанрам.

Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.

Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.

Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.

Современный литературный процесс – сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.

В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.

1)Нет персонального создателя

2)Возникло и развивается как устное народное творчество

3)Живет во множестве вариантов

4)Можно передавать речитативом

5)Можно приплясывая и распевать

1)Есть конкретный автор

2)Возникло как письменное и развивается как письменное

3)Имеет один вариант написанный автором

Так же и в наших примерах, в сказке > не персонального создателя, оно развивается, как устное народное творчество, эта сказка, когда то давно была придумана народом, позже уже появились разные варианты. Есть вариант Толстого и вариант Афанасьева.

В пьесе- сказке > есть конкретный автор это С. Я. Маршак, как возникло им, так и остается в единственном экземпляре.

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

Коровина В.Я. Литература и фольклор. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов – М., 1966.

Источники:

http://www.syl.ru/article/300473/chem-otlichaetsya-narodnaya-skazka-ot-literaturnoy-svoeobrazie-i-primeryi
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1358732-v-chjom-otlichie-literaturnoj-skazki-ot-folklornoj-a-v-chjom-shodstvo.html
http://infourok.ru/chem-otlichaetsya-literaturnoe-proizvedenie-ot-folklornogo-proizvedeniya-2330543.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector