32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается сентиментализм от классицизма таблица. Сентиментализм в России

Сентиментализм в литературе. Сентиментализм в русской литературе: представители

В середине 18 века в Европе начался процесс разложения классицизма (в связи с разрушением абсолютной монархии во Франции и других странах), вследствие чего появилось новое литературное направление — сентиментализм. Родиной его принято считать Англию, поскольку его типичными представителями были английскими писатели. Сам термин «сентиментализм» в литературе появился после публикации «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоренса Стерна.

Свод Екатерины Великой

В 60-70-е годы в России начинается бурное развитие капиталистических отношений, следствием чего становится возрастающее явление буржуазии. Усилился рост городов, что повлекло за собой появление третьего сословия, интересы которого отражает русский сентиментализм в литературе. В это время начинает формироваться и та прослойка общества, которая сейчас называется интеллигенцией. Рост промышленности превращает Россию в сильную державу, а многочисленные военные победы способствуют подъему национального самосознания. В 1762 году, во время царствования Екатерины Второй, дворяне и крестьяне получили множество привилегий. Императрица тем самым пыталась создать миф о своем правлении, показывая себя в Европе просвещенным монархом.

Политика Екатерины Второй во многом препятствовала прогрессивным явлениям в обществе. Так, в 1767 году была созвана специальная комиссия по состоянию нового уложения. В своем труде императрица утверждала, что абсолютная монархия необходима не для отнятия свободы у людей, а для достижения благой цели. Однако сентиментализм в литературе подразумевал изображение жизни именно простого народа, поэтому ни один писатель не упомянул Екатерину Великую в своих произведениях.

Важнейшим событием этого периода стала крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, после которой многие дворяне встали на сторону крестьян. Уже в 70-е годы в России начали появляться массовые общества, чьи идеи свободы и равенства повлияли на становление нового течения. В таких условиях начал формироваться русский сентиментализм в литературе.

Условия зарождения нового направления

Во второй половине 18 века происходила борьба с феодальными порядками в Европе. Просветители отстаивали интересы так называемого третьего сословия, которое часто оказывалось угнетенным. Классицисты прославляли в своих произведениях заслуги монархов, а противоположным в этом плане направлением спустя несколько десятилетий стал сентиментализм (в русской литературе). Представители выступали за равенство людей и выдвигали концепцию естественного общества и естественного человека. Они ориентировались на критерий разумности: феодальный строй, по их мнению, был неразумным. Эта идея нашла отражение в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», а позднее – в творчестве Михаила Карамзина. Во Франции ярким примером и манифестом становится произведение Жана-Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза»; в Германии – «Страдания юного Вертера» Иоганна Гете. В этих книгах мещанин изображается как идеальный человек, в России же все складывается иначе.

Сентиментализм в литературе: черты направления

Стиль рождается в ожесточенной идеологической борьбе с классицизмом. Эти течения противостоят друг другу по всем позициям. Если государство изображал классицизм, то человека со всеми своими чувствами – сентиментализм.

Читать еще:  Любви все возрасты покорны кто автор. Афоризмы из «Евгения Онегина»

Представители в литературе вводят новые жанровые формы: любовный роман, психологическую повесть, а также исповедальную проза (дневник, путевые заметки, путешествия). Сентиментализм, в отличие от классицизма, был далек от стихотворных форм.

Литературное направление утверждает внесословную ценность человеческой личности. В Европе мещанина изображали как идеального человека, тогда как в России крестьяне всегда были угнетены.

Сентименталисты вводят в свои произведения аллитерацию и описание природы. Второй прием используется с целью отображения психологического состояния человека.

Два направления сентиментализма

В Европе писатели сглаживали социальные конфликты, тогда как в произведениях российских авторов они, напротив, обострялись. Вследствие этого произошло формирования двух направлений сентиментализма: дворянского и революционного. Представитель первого – Николай Карамзин, известен как автор повести «Бедная Лиза». Несмотря на то что конфликт происходит из-за столкновения интересов высокого и низкого сословия, автор на первое место выдвигает конфликт моральный, а не социальный. Дворянский сентиментализм не выступал за отмену крепостного права. Автор считал, что «и крестьянки любить умеют».

Революционный сентиментализм в литературе выступал за отмену крепостного права. Александр Радищев выбрал в качестве эпиграфа к своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» всего несколько слов: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй». Так он представлял себе собирательный образ крепостного права.

Жанры в сентиментализме

В этом литературном направлении ведущая роль отдавалась произведениям, написанным в прозе. Здесь не было строгих границ, поэтому жанры зачастую смешивались.

Частную переписку использовали в своем творчестве Н. Карамзин, И. Дмитриев, А. Петров. Стоит отметить, что к нему обращались не только писатели, но и личности, прославившиеся в других областях, такие как М. Кутузов. Роман-путешествие в своем литературном наследии оставил А. Радищев, а роман-воспитание – М. Карамзин. Сентименталисты находили себе применение и в области драматургии: М. Херасков писал «слезные драмы», а Н. Николев – «комические оперы».

Сентиментализм в литературе 18 века представляли гении, работавшие и в некоторых других жанрах: сатирической сказке и басне, идиллии, элегии, романсе, песне.

«Модная жена» И. И. Дмитриева

Нередко писатели-сентименталисты обращались к классицизму в своем творчестве. Иван Иванович Дмитриев предпочитал работать с сатирическими жанрами и одой, поэтому его сказка под названием «Модная жена» написана в стихотворной форме. Генерал Пролаз на старости лет решает жениться на молоденькой девушке, которая подыскивает случай, чтобы отправить его за обновками. В отсутствие мужа Премила принимает любовника Миловзора прям у себя в комнате. Он молод, красив, дамский угодник, но шалопай и болтун. Реплики героев «Модной жены» пусты и циничны – этим Дмитриев пытается изобразить развратную атмосферу, господствующую в дворянском сословии.

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина

В повести автор рассказывает об истории любви крестьянки и барина. Лиза – бедная девушка, ставшая жертвой измены богатого юноши Эраста. Бедняжка жила и дышала только своим возлюбленным, но не забывала простой истины – свадьба между представителями разных социальных классов не может состояться. К Лизе сватается богатый крестьянин, но она отказывает ему, ожидая подвигов со стороны своего возлюбленного. Однако Эраст обманывает девушку, сказав, что отправляется на службу, а сам в этот момент подыскивает себе богатую овдовевшую невесту. Душевные переживания, порывы страстей, верность и предательство — чувства, которые часто изображал сентиментализм в литературе. Во время последней встречи юноша предлагает Лизе сто рублей в знак благодарности за любовь, которую она ему подарила в дни свиданий. Не выдержав разрыва, девушка накладывает на себя руки.

Читать еще:  Достоин ли митрофан своей матушки. Сочинение: Сын, достойный своей матери

А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву»

Писатель родился в зажиточной дворянской семье, но, несмотря на это, его интересовала проблема неравенства социальных классов. Его известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в жанровом направлении можно отнести к популярным в то время путешествиям, однако разделение на главы не было простой формальностью: в каждой из них рассматривалась отдельная сторона действительности.

Изначально книга была воспринята как путевые заметки и успешно прошла через цензоров, однако Екатерина Вторая, ознакомившись с ее содержанием лично, назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». В главе «Новгород» описываются развратные нравы общества, в «Любани» — проблема крестьянства, в «Чудово» речь идет о равнодушии и жестокости чиновников.

Сентиментализм в творчестве В. А. Жуковского

Писатель жил на стыке двух столетий. В конце 18 века ведущим жанром в русской литературе был сентиментализм, а в 19 на смену ему пришли реализм и романтизм. Ранние произведения Василия Жуковского написаны в соответствии с традициями Карамзина. «Марьина роща» — красивая повесть о любви и страданиях, а стихотворение «К поэзии» звучит как героический призыв к совершению подвигов. В своей лучшей элегии «Сельское кладбище» Жуковский размышляет о смысле человеческой жизни. Большую роль в эмоциональной окраске произведения играет одушевленный пейзаж, в котором дремлет ива, трепещут дубравы, бледнеет день. Таким образом, сентиментализм в литературе 19 века представлен творчеством немногих писателей, среди которых был и Жуковский, однако в 1820 году направление прекратило свое существование.

Сравнение классицизма и сентиментализма

Сравнение классицизма и сентиментализма. Основные черты. Классицизм. Сентиментализм. Основной пафос. Культ разума. Культ чувства. Взаимоотношения личности и государства. Человек-гражданин, интерес к государственным деятелям. Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку. Изображение героя. Внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера. Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера. Авторская позиция. Объективность повествования. Субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции. Ведущие жанры. Ода, трагедия, комедия. Повесть, дневник, письма, песня, романс. Роль литературы. Поучать, воспитывать. Сострадать, пробуждать лучшие чувства. Нормированность. Строгие правила. Нарушение норм; культ природы; элементы психологизма. 14.

Слайд 14 из презентации «Русский сентиментализм Карамзина». Размер архива с презентацией 785 КБ.

«Жизнь и творчество Короленко» — Владимир Галактионович Короленко. Отец , по воспоминаниям писателя, отличался «донкихотской. Творчество В.Г.Короленко. знакомится с Л.Толстым, А.Чеховым, Н.Чернышевским, М.Горьким. Народничество – движение разночинной интеллигенции в России конца 19 — начала 20 века. «Слепой музыкант». Лев Толстой о статье «Бытовое явление». «… И всё-таки впереди – огни!» В.Г.Короленко. Сибирские рассказы. «На затмении», «За иконой» (1887), «Птицы небесные» (1889), «На Волге» (1892).

«Кольцов «Песня пахаря»» — Алексей Васильевич Кольцов. Мясоедов «Косцы». Памятники А.В.Кольцову в Воронеже. Улица Кольцовская. Литературный вечер у П.А.Плетнева. А.В.Кольцов и его эпоха в стихотворении «Песня пахаря». Конь-пахарь. Вольготное Придонье. Григорий Мясоедов «Страдная пора». Фильм. Н.К.Рерих. Композиторы. Воронеж. Великие люди.

«Юрий Казаков «Тихое утро»» — Значения. Рига. Тихое утро. Сценка. Сведения об авторе. Луг. Работа по вопросам. Чувства и переживания. Рассказы. Оттопыренный палец. Галоши. План рассказа. Незнакомые слова. Роль описаний природы. Заполните таблицу.

Читать еще:  Литература Киевской Руси X — начало XII века. Литература киевской руси (xi-xii вв.)

««12 подвигов Геракла» Кун» — Третий подвиг Геракла. Геракл направил свой лук на самого Гелиоса. Личное впечатление. Николай Альбертович Кун. Двенадцатый подвиг Геракла. По совету прометея Геракл послал его за яблоками. Седьмой подвиг Геракла. В битве кентаврам пришла на помощь их мать. Девятый подвиг Геракла. Шестой подвиг Геракла. Утомленный борьбой, Геракл заснул. Второй подвиг Геракла. 12 подвигов Геракла. Пятый подвиг Геракла.

«Русский сентиментализм Карамзина» — Николай Михайлович Карамзин. Свойства поэтического языка. Первый печатный труд. Природа. Особенности русского сентиментализма. Сравнение классицизма и сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Произведение довольно слабое. Представители сентиментализма. Н.М.Карамзин. Сентиментализм. Девическая жизнь героини. Литературное направление. Классицизм. Основная тематика. Жанры. Черты сентиментализма. Сентиментализм в России.

«Владимир Галактионович Короленко» — 3) Что взял Вася у Сони, что бы поднять больной Марусе настроение? Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи. Владимир Галактионович Короленко. 2) Как звали сестру Васи? В.Г. Короленко родился 15 июля 1853 года. Дата смерти. 1) Где происходят действия? Житомирский дом. Повести и рассказы. Короленко умер в 1921 году.

Разница между классицизмом и сентиментализмом

Литература – особый вид искусства, который помогает понять историческое настоящее и разобраться в том, как формировались основные тенденции общественного развития в прошлом. Эстетика классицизма, сложившаяся в западноевропейской культуре в конце XVII века, более ста лет определяла идейное содержание литературных произведений, строгую систему поэтических правил и принципы сюжетостроения, отражавшие представление об упорядоченности и совершенстве мироздания, природы и общества. «Чувствительная» словесность сентиментализма, возникшего во второй половине XVIII века, была призвана учить и воспитывать на примерах и образах, вызывающих сопереживание, пробуждающих высокие чувства, руководствуясь которыми можно победить всякое зло.

В русской литературе вплоть до начала XIX века классицизм и сентиментализм развивались, дополняя друг друга и преследуя одинаковую цель: сделать общество совершенным, утверждая разумные принципы морали и нормы поведения людей.
Способы достижения этой цели в философии классицизма определялись как утверждение главенства порядка, формы, иерархии и были основаны на четком разделении художественных стилей и жанров.
Теоретики классицизма особое внимание уделяли драматургии и поэзии. Эпические поэмы и трагедии, в которых основой сюжета всегда были важные исторические события, а действующими лицами – боги и сильные мира сего, требовали возвышенного поэтического слога, исключали просторечные обороты. Их относили к «высокому» жанру. Разговорная речь и стилистически сниженные образы могли присутствовать только в сатирах, баснях и комедиях, за которыми закрепилось определение «низкие» жанры.
Обязательное соблюдение единства времени, места, действия и правил построения трагедии и драмы с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой ограничивали возможности сценического раскрытия образов, но подчеркивали незыблемость порядка, связь причины и следствия, четкость выражения основной идеи произведения.
Сентиментализм позволял свободнее пользоваться средствами художественной выразительности. Внимание к бытовым деталям, описание душевных переживаний, изображение внутреннего мира человека и его близости к природе требовали и новых литературных форм. В русской литературе появляется эпистолярный жанр, сентиментальный роман, путевые заметки. Развитие сентиментализма значительно расширило возможности художественной прозы и сделало ее более демократичной: в центре внимания и писателей, и читателей оказалась судьба обычного человека, понятная, близкая, вызывающая интерес и сочувствие.

Источники:

http://www.syl.ru/article/167452/new_sentimentalizm-v-literature-sentimentalizm-v-russkoy-literature-predstaviteli
http://5literatura.net/K/Russkij-sentimentalizm-Karamzina/014-Sravnenie-klassitsizma-i-sentimentalizma.html
http://thedifference.ru/otlichie-klassicizma-ot-sentimentalizma/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×