1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чернышёв, Николай Михайлович. Священномученик николай чернышев, пресвитер

Чернышёв, Николай Михайлович. Священномученик николай чернышев, пресвитер

Павел Иванович Чернышев родился 29 декабря 1861 г. в селе Новое Камышловского уезда Пермской губернии в семье потомственного священнослужителя. Павел окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем Уфимскую духовную семинарию. После окончания семинарии он поступил на должность надзирателя при Екатеринбургском духовном училище, где проработал до 1886 г. Зимой этого года он женился, после чего принял диаконский сан, а затем был рукоположен в сан священника и направлен на служение в Пророко-Ильинскую церковь села Тамакульское Камышловского уезда. В годы служения в этом селе иерей Павел переоборудовал разрушающийся храм.

В августе 1891 г. священник Павел Чернышев был назначен в Ревдинский завод в храм Михаила Архангела. Здесь он стал вести активную просветительскую деятельность: была открыта церковно-приходская школа, в которой началась преподавательская деятельность иерея Павла. Несмотря на молодость, он был назначен на должность духовного следователя по 2-му благочинию Екатеринбургского уезда. 12 марта 1895 г. его перевели в поселок Ново-Уткинский завод Екатеринбургского уезда. Здесь всю свою оставшуюся жизнь (23 года) он совершал служение в храме Успения Пресвятой Богородицы.

При священнике Павле Чернышеве, являвшимся одновременно благочинным 2-го округа Екатеринбургского уезда, храм стал центром округа. Иерей Павел ценил церковное пение и организовал в поселке хор из детей местного населения.

В 1910 г. иерей Павел был назначен катехизатором по 2-му благочинническому округу Екатеринбургского уезда на 1911 год. В поселке Новая Утка были два училища – министерское двухклассное и государственное, женское. Занятость иерея Павла не помешала ему преподавать в них Закон Божий. Заботился священник и об искоренении пьянства. За готовность помочь, бескорыстие и внимание к судьбам простых людей его любили и глубоко уважали.

Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест.

Спокойное течение жизни в поселке Ново-Уткинский завод, как и во всей России, было прервано революцией и последовавшими за ней трагическими переменами. Летом 1918 г. Урал оказался в эпицентре Гражданской войны. Ново-Уткинский завод располагался на территории военных действий: он оказался на пути наступления чехословацких войск, двигавшихся на Екатеринбург. Естественно, что летом 1918 г. обстановка в поселке стала очень напряженной. Отношение большевиков к духовенству было отрицательным: они видели в нем сторонников Белой армии, возврата к старой жизни. Повсюду, куда вступали войска Красной армии, производились аресты священнослужителей.

12 июня 1918 года в Невьянске и близлежащих заводских поселках вспыхнуло антибольшевистское восстание. Оно было подавлено через две недели. Началось отступление восставших для воссоединения с частями Белой гвардии. Некоторые такие группы были обнаружены карательными отрядами и в окрестностях Ново-Уткинского завода. В результате в поселке были арестованы местные «антибольшевистские деятели», в т.ч. священник Павел Чернышев. Арестованных увезли в Екатеринбург. Но через неделю они были освобождены за неимением состава преступления.

Между тем, Красная армия терпела сокрушительные поражения от белогвардейских войск. Состоялся повторный арест священника Павла Чернышева и других «антибольшевистских деятелей» Ново-Уткинского завода. Они были переданы в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. 7/20 июля арестованных отправили якобы на окопные работы под село Арамильское, но по дороге расстреляли.

Читать еще:  Лев николаевич толстой какой человек. Каким был Толстой? Обращение в веру

Останки иерея Павла Чернышева были обнаружены лишь через месяц после расстрела. 11/24 августа состоялось погребение на кладбище Ново-Тихвинского женского монастыря.

Священник Павел Чернышев причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

День памяти – 7/20 июля.

Священномучениче Павле, моли Бога о нас!

Источники и литература

ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 15835. Л. 50.

ГАСО. Ф. 252. Оп. 1. Д. 71.

Дмитриев А., иерей, Разин А.В., Дубинкин К.В. Старая история Новой Утки. Екатеринбург. 2015. 50с.

Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. 2008. С. 225-229.

В Ижевской епархии состоялось прославление в лике святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары

Воткинск, 20 августа 2018 г.

19 августа 2018 года, в день праздника Преображения Господня, в Воткинске (Удмуртская Республика) на площади перед Благовещенским собором города была совершена Божественная литургия.

За Литургией был совершен чин прославления в лике святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары, сообщает Патриархия.ru. Место богослужения было выбрано не случайно — в Благовещенском соборе протоиерей Николай служил на протяжении многих лет.

Богослужение, которое прошло при большом стечении верующих, возглавили митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний и епископ Городищенский Феоктист, викарий Волгоградской епархии. Правящим архиереям сослужили клирики Удмуртской митрополии.

За богослужением молились председатель правительства Удмуртской Республики Я.В. Семенов и председатель Государственного совета Удмуртской Республики А.М. Прасолов.

За Литургией в последний раз были вознесены молитвы о упокоении протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары, затем для поклонения была вынесена икона святых мучеников, прочитано их житие, а также постановление Священного Синода, согласно которому воткинские мученики были включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Затем духовенством было пропето величание новопрославленным святым; по окончании Литургии было совершено первое молебное пение священномученику Николаю и мученице Варваре.

В завершение богослужения владыка Викторин поздравил присутствовавших с историческим событием, а также с праздником Преображения Господня. Архиерей также напомнил, что прославление святых на территории Удмуртии было совершено впервые в истории, а также пояснил, почему было принято решение провести торжественный чин прославления новомучеников именно в этот день: ровно сто лет назад в это время в Ижевске и Воткинске произошло восстание рабочих против власти большевиков. Именно эти события сыграли важную роль в судьбе протоиерея Николая и его дочери. Они были арестованы сразу после подавления восстания Красной армией.

В своей проповеди митрополит Викторин также обратился к теме Преображения Господня: «В этот день мы вспоминаем о свете Божественной благодати, который увидели апостолы на горе. Этот свет озарил апостолов и укрепил их. И не только апостолов, но и последующих проповедников Божиих». «Невозможно не споткнуться во тьме — во тьме нужен свет, как нужен свет морякам, которые ориентирами имеют маяки, — подчеркнул архиерей. — Для нас, православных, такими маяками, указывающими истинный путь спасения, являются святые, в том числе и прославленные сегодня священномученик Николай и его дочь мученица Варвара».

По окончании богослужения верующим были вручены небольшие иконки воткинских новомучеников.

Читать еще:  Электронное пособие по литературе. а потому мы решили его оставить в инструкции

Протоиерей Николай Чернышев родился в 1853 году в поселке Воткинский завод (ныне город Воткинск) в семье священника. Получив духовное образование и приняв сан, нес священническое служение в Благовещенском соборе Воткинска, а также являлся благочинным Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Церкви был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался епархиальным начальством. Занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании, боролся с пьянством в народе. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течении 25 лет он награжден орденом святой Анны III степени. В годы Русско-японской войны отец Николай принимал активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награжден серебряной медалью.

Священник рано овдовел и проживал со своей младшей дочерью Варварой, которая решила посвятить себя служению Богу и людям. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем.

Во время Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания 1918 года протоиерей Николай ревностно исполнял свой пастырский долг, продолжая окормлять и наставлять свою паству. Его дочь трудилась сестрой милосердия, ухаживая за ранеными. После подавления восстания большевиками протоиерей Николай не покинул город, как многие, кто участвовал в восстании, и был арестован. Его дочь добровольно пошла на мучения вместе с отцом.

Отец и дочь были расстреляны 2 января 1919 года (по н.ст.). После того как город ненадолго был освобожден армией Колчака, жители Воткинска нашли тела новомучеников и похоронили за алтарем Преображенского храма на Нагорном кладбище Воткинска. Место погребения хранилось в тайне верующими и было открыто лишь в 90-х годах ХХ века.

Постановлением Священного Синода (журнал № 6), заседание которого состоялось 7 марта 2018 года в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, протоиерей Николай Чернышев и его дочь Варвара включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Чернышёв, Николай Михайлович. Священномученик николай чернышев, пресвитер

ЧЕРНЫШЕВ Николай , протоиерей, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках.

Дата рождения – 16.09.1959 г., Москва.

Окончание средней школы – 1976 г.

Крещен в 1978 протоиереем Александром Куликовым в Николо-Кузнецком храме.

Светское образование – высшее: Художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина 1978-1983 г.

Служба в ВС СССР – 1983-1984 г.

Учеба иконописи у И.В. Ватагиной, затем у архимандрита Зинона (Теодора).

Работа реставратором в отделе реставрации станковой и темперной живописи ВНИИ Реставрации – 1985-1987 г.

Работа реставратором в МДА – 1987-1988 г.

Участие в росписи Покровского храма МДА – 1987-1988 гг. Участие в организации иконописной школы при МДА.

Учеба в Московской Духовной Семинарии – 1988-1991 гг. Рукоположен в сан диакона 26.11.1989 г. Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Дмитровским.

Диаконская практика – в МДА и в храме свт. Николая в Кузнецах.

С 27.03.1991 г. – штатный диакон храма свт. Николая в Кленниках.
Рукоположен в сан священника 04.01.1992 г. Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в храме святителя Николая в Кленниках. С 04.01.1992 г. – штатный священник храма свт. Николая в Кленниках.

Государственная награда – медаль «В память 850-летия Москвы».

Церковные награды:
03.01.1995 г. – набедренник
12.04.1999 г. – камилавка
28.04.2002 г. – наперсный крест
12.04.2012 г. – палица.
16.09.2004 г. – орден преп. Андрея Рублева III степени.
Страстная Седмица 2007 г. — возведен в сан протоиерея.
29.09.2009 г. — орден св. блгв. князя Даниила III степени.
22.12.2014 г. награждён медалью Преподобного Сергия Радонежского.

Читать еще:  Значение слова пафос в словаре литературоведческих терминов. Понятие о пафосе

Со времени крещения активно изучает теорию и практику иконописания. Участвует в росписях Николо-Кузнецкого храма в Москве, храма св. вмч. Димитрия Солунского в селе Дмитровское (Моск. Епархия), Покровского храма МДА и других.

1988-1990 гг. – преподавание иконописи в организованной с его участием иконописной школе при МДА.
Со времени основания ПСТБИ (1992 г.) (ныне – ПСТГУ) – доцент кафедры иконописи факультета Церковных Художеств.
Постоянный клирик (диакон, затем второй священник) храма свт. Николая в Кленниках с момента возобновления в нем богослужений (17.12.1990 г.).
Член Патриаршей Искусствоведческой комиссии со времени ее основания. 18.04.2017 г. распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен заместителем епархиального древлехранителя г. Москвы.
Со времени возвращения храма свт. Николая в Кленниках Церкви совмещает диаконское, а затем священническое служение в нем с работами по восстановлению означенного храма: расписаны Казанский, а затем Никольский алтари, Никольский и часть Казанского придела, написаны Царские врата Никольского иконостаса, храмовые, аналойные иконы и др.
Со времени основания приходской иконописной школы при храме свт. Николая в Кленниках (1991 г.), совместно с И.В.Ватагиной (до ее кончины в 2007 году) по настоящее время преподает в ней иконописание.
Выпускники приходской иконописной школы ныне преподают иконопись на факультете Церковных Художеств ПСТГУ, на иконописных курсах «Со-действие», трудятся в иконописно-реставрационной мастерской «Канон», пишут иконы и настенные росписи для многих храмов РПЦ.

Под руководством архим. Зинона о. Николаем с бригадой написан иконостас бокового придела храма Нововалаамского монастыря.
Совместно с учениками расписана стена трапезной храма Св. первомуч. Стефана в г. Везле (Франция).
Совместно с бригадой выпускников ФЦХ ПСТБИ и приходской иконописной школы расписан купол храма преп. Сергия в с. Плесково (Патриаршее подворье).
Бригадой, организованной о. Николаем из его учеников под руководством архим. Зинона расписан Никольский собор в Вене (Австрия).
Иконы о. Николая и его учеников находятся в различных епархиях РПЦ, а также в Италии, Германии, Швеции, и др. странах.
С середины 2000-х годов регулярно проводит мастер-классы в приходской иконописной школе храма преп. Сергия в Стокгольме (Швеция).
Автор ряда статей по церковной культуре, по теории иконописи, а также о современных деятелях церковной культуры: монахине Иулиании (Соколовой), М.Н.Гребенкове, Л.А.Федяниной, И.В.Ватагиной, А.Г.Жолондзе, архим. Зиноне (Теодоре). Статьи опубликованы в «Московском журнале», журналах «Альфа и Омега», «Памятники Отечества», «Художественная школа», «Художественный совет», «Нескучный сад» и др.

Участвовал в организации конференции «Церковь, музей, культура» (1992 г.).
Выступает на церковно-общественных мероприятиях, посвященных сохранению и возрождению культурного наследия и проблемам церковной культуры в наши дни. В храме еженедельно проводит евангельские беседы с прихожанами.

Поддерживает связи с духовенством и сотрудниками ПСТГУ; московских храмов: свт. Николая в Кузнецах, храма св. бесср. Косьмы и Дамиана на Маросейке, свт. Николая в Толмачах, Покрова в Филях, других московских приходов, с храмом преп. Сергия в Стокгольме (Швеция), первомуч. Стефана в г.Везле (Франция), свт. Николая в Вене (Австрия), с сотрудниками музеев, реставраторами, искусствоведами, иконописцами.

Женат, имеет трех сыновей.

После кончины протоиерея Александра Куликова с апреля 2009 г. временно исполнял обязанности настоятеля храма.

Источники:

http://ekaterinburg-eparhia.ru/saints/chernishov/
http://pravoslavie.ru/115203.html
http://www.klenniki.ru/duxovenst/7/2-st46

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector