1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что характерно для сказок салтыкова щедрина. Художественные особенности сказок М

Художественные особенности сказок М. Салтыкова-Щедрина

Из всех видов народного творчества самой люби­мой и занимательной является сказка. Мы с увлече­нием следим за вымыслами народной фантазии, за хо­дом событий из жизни сказочных героев, за похождениями зверей, наделенных человеческой речью, мыслями и чувствами.

Многие поэты и прозаики вдохновляются народ­ной сказкой и пишут в ее духе. К сказкам обращался и М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка помогала ему рас­ширить масштаб изображения, придать сатире все­ленский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром — мир в его об­щечеловеческих пределах. И достигал писатель эту «всемирность» путем врастания в «народную почву». Именно ее писатель считал «единственно плодотвор­ной» для сатиры.

В сатирических произведениях жизнь изображает­ся не во всех ее проявлениях, подробностях и связях: сатирик берет наиболее яркие черты действительно­сти, сгущает их, показывает как бы под увеличитель­ным стеклом. Каждому персонажу приписываются лишь те свойства, которые автор хочет выдвинуть как главные, выражающие самую суть данного лица.

По мнению автора учебников, критика Ю. В. Лебе­дева, высокая сатира возникает лишь на духовном взлете национальной культуры: требуется мощная энергия самоутверждения, стойкая вера в идеал. Дос­тоевский считал классическую сатиру признаком вы­сокого подъема всех творческих сил национальной жизни.

Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России, явилось в то же время показателем русского национального здоровья, неистощимых творческих сил, сдерживающих и по­давляющих, но пробивающих себе дорогу в слове.

Обращение Салтыкова-Щедрина к сказочному жанру продиктовано внутренней эволюцией его твор­чества. Сказки явились своеобразным итогом, синте­зом творческого пути сатирика. Этот жанр позволил писателюобратиться не только к интеллигенции, но и к народу. Фантастическая форма является для него надежным способом «эзоповского» языка, в то же вре­мя понятного и доступного самым широким, демокра­тическим слоям русского общества.

Объединяющим тематическим началом всех ска­зок выступает жизнь народа в сопоставлении с жиз­нью господствующих сословий.

Что еще объединяет сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили да были два генерала. », «В некотором царстве, в неко­тором государстве жил-был помещик. »); присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пе­ром описать»); характерные для народной речи оборо­ты («думал-думал», « сказано — сделано»); прибли­женные к народному языку синтаксис, лексика, ор­фоэпия. Текст наполнен преувеличениями, гротеском, гиперболами: « дикий помещик», как кошка, в один миг влезает на вершину дерева, мужик варит суп в пригоршне.

Как и в народных сказках, сюжет завязан на ка­ком-то чудесном происшествии (два генерала вдруг оказались на необитаемом острове). В сказках о жи­вотных Салтыков-Щедрин тоже следует народной традиции: в аллегорической форме высмеивает недос­татки общества.

Например, сказка «О Ерше Ершовиче, сыне Ще-тинникове» — это яркая народная сатира на суд и су­допроизводство .

Однако сказки писателя не во всем схожи с народ­ными сказками, есть и отличия: в произведениях са­тирика фантастические события переплетаются с ре­альными, и даже с исторически достоверными. Так в сказке « Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц-зверей появляется Магницкий, известный в рус­ской истории реакционер. До появления Топтыгина в лесу были уничтожены все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Ди­кий помещик» герой постепенно деградирует, превра­щаясь в животное. Одна из причинпроизошедшего с ним в том, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Оставшись без крестьян, помещик совер­шенно одичал. Жизнь за счет народного труда превра­тила его в паразита. М. Е. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материаль­ных и духовных ценностей, опора государства.

Читать еще:  На какие темы писал ю к олеша. Олеша юрий карлович - чтобы помнили

Многие сказки писателя посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Пре­мудрый пескарь». Автор создает тип труса, жалкого, несчастного человека. Такие люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь без стремления к цели, без порывов — «. это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари».

В языке «Премудрого пескаря» сочетаются слова и обороты, свойственные жанру сказки, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.

Народная сказка всегда повествует о том, что было, что бывает. У М. Е. Салтыкова-Щедрина сказка соз­нательно обращена в сегодняшний день, в настоящее.

Каждое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина пронизано любовью к Родине: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-ли­бо, кроме России». Эти слова можно считать эпигра­фом ко всему творчеству сатирика.

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки)

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала. », «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. »; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано — сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове» ; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц — зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.

Читать еще:  Бальтасар грасиан и моралес. Бальтасар Грасиан: афоризмы и биография

Сказка «Дикий помещик» — помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.

«Премудрый пескарь» — образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распосты-лую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть».

Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писательмыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.

Жанровое своеобразие «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. История формирования и публикации щедринского цикла. Тематически-хронологический принцип расположения сказок в современных изданиях.

2. Особенности жанра щедринской сказки. Место и значение «Сказок» в творчестве писателя. Проблема соотношения социального и общечеловеческого.

3. Цели и задачи социально-политической сатиры в «Сказках» и способы ее воплощения. Исследование механизма власти и механизма подчинения в «Сказках». «Эзопов язык» в поэтике «Сказок».

4. Философско-этическое содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Совести и Правде («Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»).

Методические рекомендации к выполнению заданий

При изучении этой темы необходимо прочесть все 32 сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, обращая внимание на соотношение в них двух уровней — социального и общечеловеческого. В результате, «Сказки» должны быть рассмотрены как система политических взглядов и нравственной философии писателя, как размышления о предназначении личности и принципах ее взаимоотношений с миром. В связи с этим главной задачей станет открытие как политического, так и человеческого, нравственного смысла «Сказок».

1. Сказочный цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина создавался с перерывами на протяжении долгого времени, поэтому в нем видны особенности художественной манеры писателя, характерные для него в разные периоды деятельности. Основной корпус текстов сказок был создан в период с 1880 по 1886 г. Однако именно первые сказки, написанные в 1869 году – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Пропала совесть», определили специфику ведущих проблем цикла в целом. Прочитав эти сказки, попытайтесь понять, какие именно вопросы ставит писатель, что становится объектом его внимания. Обратите внимание на то, где были напечатаны эти сказки. Какое отношение имел Салтыков-Щедрин к редакции этого журнала?

Рассматривая вопрос об истории формирования и публикации щедринского цикла, обратите внимание на то, где, когда и в каких рубриках печатались сказки, написанные в 1880-1886 гг. Как вы понимаете название одной из рубрик женевской газеты «Общее дело» – «Сказки для детей изрядного возраста»? К какому читателю обращается автор, какие цели ставит перед собой?

Читать еще:  Ничто не вечно под луной кто сказал. Ничто не вечно под луной — Романова Галина

Отдельным изданием «23 сказки М.Е. Салтыкова (Щедрина)» вышли в 1886 г., за три года до смерти писателя. Обратившись к современным собраниям сочинений Салтыкова-Щедрина, попытайтесь определить основные принципы подобного расположения сказок. Что позволяет рассматривать «Сказки» как единый цикл? Какие темы, мотивы, образы являются, с вашей точки зрения, ключевыми?

Обратите внимание на условность понятия «сказка» применительно к произведениям Салтыкова-Щедрина и определите тот корпус текстов, который в наибольшей степени соответствует принятому определению жанра. Дайте определение сказки как жанра устного народного творчества. Сопоставьте пространственно-временную организацию, систему героев, языковые средства фольклорной сказки и сказок Салтыкова-Щедрина (основное сравнение может быть проведено на основе «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Как и с какой целью происходит переосмысление писателем фольклорных и басенных традиций? Особое внимание обратите на такие сказки, как «Бедный волк», «Самоотверженный заяц», «Орел-меценат». Определите, в чем заключается жанровая специфика щедринских сказок? Можно ли говорить об их сближении с жанром политического памфлета?

Кроме того, обратите внимание на соединение в сказках Салтыкова-Щедрина собственно сказочных образов и сюжетов с реальными и библейскими (в особенности евангельскими). Два мира – библейский и современный – не просто сосуществуют в щедринских текстах, скользя параллельно друг другу. Они взаимопроникают, образуя сложнейшие структуры, способные передавать нравственно-философские смыслы. Опираясь на статью С.М. Шаврыгина «Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина», приведите примеры произведений, имеющих прямые реминисценции из Библии. Какую функцию они выполняют?

2. Определите корпус текстов, в которых главной задачей Салтыкова-Щедрина становится, с одной стороны, исследование механизмов власти, с другой – механизмов подчинения. Каковы основные характеристики власти, данные писателем? Приведите конкретные примеры. Как Салтыков-Щедрин изображает народ? Каким он предстает в сказках? Однозначна ли его характеристика?

Обратите внимание на основные приемы сатирического обобщения, используемые писателем (пользуясь Краткой литературной энциклопедией, выпишите определения эзопова языка, аллегории, алогизма, гиперболы, гротеска). Приведите примеры стилистического эклектизма в «Сказках». Какова его функция?

К началу 1880-х годов в сказках, как и в других произведениях Салтыкова, основным объектом внимания становится интеллигенция и главным героем произведений оказывается «средний человек». Каков его социальный и идеологический статус? Какие «зооморфные» фигуры представляют этого персонажа в сказках? Почему?

3. Обратите внимание на изменение общей тональности цикла: покажите, что в сказках 1885-1886 гг. философско-этическое содержание превалирует над социальным. Сопоставьте две сказки — «Пропала совесть» и «Рождественскую сказку». Какие темы и мотивы объединяют эти две философские притчи? Почему Щедрин сделал героем «Рождественской сказки» ребенка? Почему маленький герой сказки гибнет? Какова символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Правде и Совести?

Рекомендуемая литература:

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1988. Т. 8-9. (или любое издание, включающее все 32 сказки).

2. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти тт.

3. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1976, или: Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984 (гл. 6).

4. Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С. 40-47.

Источники:

http://5litra.ru/soch/150-hudozhestvennye-osobennosti-skazok-m-saltykova-schedrina.html
http://studopedia.ru/14_82480_hudozhestvennie-osobennosti-skazok-mesaltikova-shchedrina-na-primere-odnoy-skazki.html
http://megaobuchalka.ru/16/55523.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector