Что нарисовал репин. Картины репина с названиями, история создания, сюжет
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Одним из наиболее известных русских художников является Илья Репин. Картины живописца получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Автор создал множество замечательных полотен самого разнообразного содержания. При этом он всегда старался показать актуальные проблемы современной ему действительности. Даже в сюжетах на историческую тематику он всегда стремился приблизить изображаемые сцены к зрителю.
Краткая характеристика творчества
Илья Репин, картины которого заслуженно вошли в золотой фонд отечественной живописи, всегда оставался реалистом. При этом он был открыт для всего нового: интересовался самыми разнообразными художественными стилями: начиная от живописи голландских художников XVII века и заканчивая достижениями современных ему импрессионистов.
Однако сам он неизменно придерживался принципа простоты, реализма и достоверности. Художник всегда избегал каких-либо изысков, предпочитая простоту и ясность сюжетов. Он не экспериментировал с красками, напротив, рисовал объекты так, как они представлялись его воображению. Эти принципы он изложил в работе «Далекое близкое».
«Бурлаки на Волге»
Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».
Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа. Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности. Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.
Исторические полотна
Отдельные ключевые моменты в прошлом нашей страны показал Илья Репин. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.
В 1880 году по Малороссии путешествовал Репин Илья Ефимович. Картины художника позднего периода отличаются особенной эпичностью и красочностью. В 1891 году под впечатлением упомянутого путешествия он создал полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Написанию работы предшествовал длительный период изучения условий быта, костюмов, истории народа Малороссии.
Портреты
Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.
Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М. Мусоргского. Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора – изображение известного мецената П. Третьякова.
Парадные работы
Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.
Картины Репина с названиями, история создания, сюжет
Содержание статьи
- Картины Репина с названиями, история создания, сюжет
- Какие русские художники писали картины с русских сказок
- «Кому на Руси жить хорошо»: сюжет и история создания
Кто такой Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин (5 августа 1844 – 29 сентября 1930) – талантливый российский художник. Он создал множество картин исторического, бытового направления. В своих работах художник всегда придерживался реалистического жанра. Особое направление в его творчестве занимают портреты известных людей той эпохи. Репин занимался иллюстрацией к произведениям Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и других известных русских писателей. Воспитал целую плеяду учеников, таких как Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин, В.А. Серов. Его знаменитые картины “Бурлаки на Волге”, “Не ждали”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”,“Крестный ход в курской губернии”, “Иван Грозный убивает своего сына”, “Нищая. Девочка-рыбачка”, “Проводы новобранца”, “Садко”, “Тайная вечеря” широко известны во всем мире.
Картина И.Е. Репина “Нищая. Девочка-рыбачка”
Полотно, написанное в 1874 году, считается одним из лучших творений 30-летнего молодого художника. Репин в это время проживал с семьей во французском городе Вель. Многие искусствоведы сходятся в едином мнении, что это первое произведение, положившее начало становления художника-портретиста.
Илья Репин много времени проводил за мольбертом на свежем воздухе и писал с натуры. Бедные французские дети соглашались за маленькую плату позировать художникам, чтобы помочь своей семье. Такова и история написания картины «Нищая». Позднее, в письмах к приятелю, художник упоминает тот факт, что девочка позировала из рук вон плохо, безобразничала, не слушалась. Репин, одухотворенный идеей, закончил работу в короткие сроки, несмотря на поведение ребенка.
Описание картины
На полотне изображена девочка с рыбацкой сетью в руках. Ее светловолосые короткие волосы не ухожены, лицо, брови и ресницы выгорели от солнца, сильные недетские руки обветрены. Платье, настолько старое и заношенное, покрыто латками. Все мелкие детали прорисованы четко. Краски выбраны приглушенные, темные. Взгляд девочки отведен в сторону, глаза грустные, но в тоже время живые.
Полотно находится в Областном художественном музее города Иркутска.
Картина И.Е. Репина “Садко”
Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.
Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.
Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.
Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.
Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.
Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.
Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.
И.Е. Репин и его портреты
Илья Ефимович Репин – один из великих мастеров мирового искусства в портретной живописи. Он создал огромную галерею портретов своих современников. Его творчество в портретной живописи несравнимо ни с одним из крупнейших художников в мире. Среди портретов художника исторические и государственные личности, генералы и военные чины, графы и графини, актрисы, поэты и писатели, композиторы, ученые, родные и близкие ему люди. Многие картины написаны маслом, другие – карандашом. Но каждый из его портретов с точностью отражает время. В каждом портрете художник раскрывает характер своего героя, его эмоции. О творчестве портретного жанра Репина так восхищенно говорил великий русский художественный критик В.В. Стасов: “С дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никто и нигде, кажется, еще не пробовал – это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека”.
Среди известных портретов И.Е. Репина есть автопортреты, написанные маслом в 1878 г, 1887 г, 1894 г, 1903 г, 1920 г, 1923 годах и карандашом в 1879 г и 1899 г.
В коллекции великого русского художника большое количество работ, посвящено друзьям-художникам.
В 1876 году Илья Репин создает портрет своего современника, друга, выдающегося русского художника И.И. Шишкина (1832-1898).
История написания картины Портрет И.И. Шишкина кисти И.Е. Репина
Год 1873 в жизни Ивана Шишкина был самым счастливым. Он стал признанным и знаменитым художником, рядом была любимая семья. Лето он проводил в гостях у друга, художника И.Н. Крамского, где тот написал его портрет безмятежного, полного счастья человека. В этом же году у Шишкина умирает отец, затем его двухлетний сын. Умирает брат его жены, художник Ф.А. Васильев, затем жена Ивана Шишкина. Спустя год умирает его маленький сын. И.Шишкин остается один, с маленькой дочкой на руках. Жизнь надломила его, но не сломала, и Иван Шишкин отчаянно борется с обрушившимися на него невзгодами. Именно в этот момент Илья Репин берется написать портрет своего друга, чтобы поддержать его.
Репин изображает его сидящим на стуле, сгорбившимся от невзгод и бед, с опущенной головой. Тяжелые душевные переживания сильно надломили, но не сломали его. Об этом говорят глаза, полные жизни и сил. Есть надежда, что счастье еще будет, что надо жить дальше. Во всем облике И.Шишкина присутствует сила духа несломленного человека.
Судьба жестоко обошлась с Иваном Шишкиным. В дальнейшем он снова женился на своей ученице, молодой художнице. У них родится дочь, но вскоре семейное счастье вновь закончится. У него умрет жена, оставив на его руках маленькую дочь. Вновь искушать судьбу больше он не будет. До конца жизни Иван Шишкин больше не будет пытаться создать вновь семью. Всю свою жизнь художник посвятит только искусству.
Эта картина пользуется большой популярностью. Репин реалистично изобразил трагическую судьбу И.Шишкина. Копии картины, репродукции на холсте, гобеленах, футболках хорошо продаются.
Размер полотна 106х88 см. Масло.
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картины Репина с названиями, история создания, сюжет
Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Ведь некоторые герои полотен известны, а фамилии, социальный статус других позволяет узнать наименование картины.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.)
К этой своей монументальной работе художник шел несколько лет. Как-то, находясь на берегу Невы, он увидел бурлаков, тянущих баржу. Недалеко от этого места прогуливались господа в праздничных нарядах. Контраст был столь велик, что живописец решил передать на полотне свои впечатления от увиденного.
Сначала он хотел построить сюжет на контрасте – богатые господа и тянущие непосильную ношу бурлаки. Мастер сделал множество этюдов. В окончательном варианте Илья Ефимович решил запечатлеть реку Волгу, по берегу которой идут уставшие бурлаки, выполняющие свою тяжелую работу.
Они тянут лямки, которые привязаны к барже. По отмели самостоятельно судно не могло пройти, поэтому люди тащили его таким образом. Видно, что за такой труд они очень мало получают, так как одежда бурлаков давно уже превратилась в лохмотья. Лица людей черные от загара и тяжелой работы.
Немного развеивают грусть от созерцания безрадостной жизни бурлаков радужные краски, которыми изображено небо и море.
Но не все картины Репина с названиями столь печальны, иллюстрации к сказке «Садко» более оптимистичны.
«Садко в Подводном царстве» (1876 г.)
В 1871 году художник написал этюд к сказке «Садко», назвав его «Женщина с кинжалом». На нем изображена гордая восточная красавица в полупрофиль. На девушке национальный головной убор и одежда. Длинные темные волосы ниспадают на плечи. Девушка держит ножны, она напряжена и сосредоточена – при малейшей опасности достанет кинжал и будет использовать его как оружие защиты.
В 1875-1876 годах появляются и другие картины Репина с названиями на данную тему. В 1875 году он создает эскиз к полотну «Садко». Но лица девушек, живущих в подводном царстве, здесь едва различимы. Но на уже готовой картине просматриваются даже мельчайшие черты лиц морских красавиц. Подводный царь хотел женить Садко на одной из них, и перед юношей предстало несколько сотен юных прелестниц.
Художнику удалось передать даже отблески воды, достоверно изобразить пузырьки воздуха. При рассматривании этого произведения искусства зрителю может показаться, что и он вместе с главным героем находится в подводном мире.
«Нищая» (Девочка-рыбачка) (1874 г.)
Творения великого русского живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях страны и мира. Чтобы не отправляться так далеко, можно посмотреть фотографии, сделанные с оригиналов полотен.
Репин реалистично изображал то, что видел. На его полотнах навеки остались образы не только знатных господ, но и людей, не имеющих почти ничего. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.
Нищая девочка, видимо, жила недалеко от реки и была рыбачкой. Из истории написания этого шедевра становится ясно, что ребенок жил во французском городе Вёле. Девочка позировала художникам и этим зарабатывала себе на хлеб. По словам Ильи Ефимовича, рисовать ее было непросто, так как девочка кривлялась и постоянно вертелась. Но за час мастер смог уловить ее мысли, чувства, внутреннее состояние.
Природа на полотне изображена как бы неживыми красками, все внимание привлекает ребенок: выгоревшие на солнце ресницы, брови, волосы, обветренные руки. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки.
Многие художники, искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Картины Репина (фото) с названиями
Однако художник продолжает трудиться в разных жанрах. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
На картине «Дорога через узкий проход» автор изобразил узкую тропинку, а с обеих ее сторон живописную природу холмов – яркие цветы на фоне зеленой травы.
В Париже
Живя во Франции, испытал порыв творческого вдохновения Илья Репин. Картины с названиями, которые он написал здесь, это не только «Нищенка» и «Садко в подводном царстве», но и «Дорога на Монмартр в Париже», «Парижское кафе» и другие.
В «Парижском кафе» (1875 г.) мы видим богато и стильно одетых людей. Если параллельно смотреть еще и на изображение нищей девочки, то контраст будет значительным. В кафе дамы и мужчины вкусно едят, выпивают, отдыхают.
На переднем плане изображена ухоженная женщина в черном платье. Видно, что она очень уверена в себе, так как знает о своей привлекательности. За соседним столиком сидит мужчина, он так засмотрелся на красотку, что не внемлет просьбам своей дочери. Пожалуй, только у этой девочки, сидящей рядом с нею няней с красной лентой в волосах и у молодого человека, читающего газету, настоящие, живые лица. Все остальные похожи на восковые фигуры, у которых нет подлинных человеческих чувств.
«Не ждали»
Зато много эмоций просматривается на полотне, созданном живописцем в 1884-1888 годах. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями, известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
Сначала художник хотел передать момент возвращения в семью с учебы девушки-курсистки. Этот вариант, написанный в 1883 году, также остался, полотно имеет небольшой размер.
В 1884 году художник написал основной вариант картины. На нем изображен ссыльный, который вернулся в свою семью. Пожилая женщина на переднем плане встала с кресла навстречу сыну. Мальчик, сидящий за столом, обрадовался приезду отца. Девочка смотрит настороженно, так как не узнала в этом человеке своего папу. Быть может, она была еще совсем маленькой, когда отца сослали в Сибирь, поэтому забыла черты его лица. Женщина за роялем, видимо жена прибывшего, смотрит на него удивленно и радостно.
Картина наполнена воздухом и светом, которые подчеркивают ее позитивное содержание. Как и другие полотна великого Репина, она очень реалистично и правдиво передает все происходящее.
Источники:
https://www.syl.ru/article/316702/ilya-repin-kartinyi-istoricheskie-portretyi-paradnyie-polotna
https://www.kakprosto.ru/kak-968747-kartiny-repina-s-nazvaniyami-istoriya-sozdaniya-syuzhet
https://fb.ru/article/166651/kartinyi-repina-s-nazvaniyami-istoriya-sozdaniya-syujet