5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое драма определение. Проблема обособления драмы как жанра

Драма (жанр)

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию [1] , противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику [2] . С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом [источник не указан 169 дней] . При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Содержание

Проблема обособления драмы как жанра

Понятие «драма как жанр» (отличное от понятия «драма как род литературы») известно в русском литературоведении. Так, Б. В. Томашевский пишет [3] :

Многие драматурги XIX-XX веков использовали слово «драма» как обозначение жанра своих сценических произведений. [4] [5] [6] [7]

История драмы как литературного жанра

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, А. Дюма-сын, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен.

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя).

В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Примечания

  1. Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра: «На смену трагедии приходит драма уже не как родовое, а как видовое понятие».
  2. БСЭ. Драма (в литературе): «Один из основных жанров (видов) драматургии наряду с трагедией и комедией. Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления или нравственные изменения, однако её характеры лишены исключительности, свойственной трагическим героям.»
  3. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. Жанры драматические
  4. Островский А. Н. Бесприданница
  5. Островский А. Н. Не так живи, как хочется
  6. Чехов А. П. Иванов
  7. Андреев Л. Г. Милые призраки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Драма (жанр)» в других словарях:

Драма (род литературы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Драма. не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы мо … Википедия

Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

Читать еще:  Стрижки с выбриванием висков женские. Стрижки с выбритыми висками

Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия

драма городская религиозная — Драма на народном языке, явившаяся продуктом развития драмы литургической и сложившаяся в три крупные жанровые разновидности. Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum чудо) «ученый» жанр средневековой религиозной драмы. В миракле… … Словарь средневековой культуры

ЖАНР — литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

Драма на охоте — (истинное происшествие) Жанр: повесть Автор: Антон Чехов Язык оригинала: русский Публикация: 1884 1885 … Википедия

Драма из старинной жизни — Жанр драма Режиссёр Илья Авербах Автор сценария Илья Авербах Владимир Беляев … Википедия

Драма из старинной жизни (фильм) — Драма из старинной жизни Жанр Драма Режиссёр Илья Авербах Автор сценария Илья Авербах Владимир Беляев В главных ролях … Википедия

Драма в таборе подмосковных цыган (фильм) — Драма в таборе подмосковных цыган Жанр драма Режиссёр Владимир Сиверсен Продюсер А.А.Ханжонков Автор сценария … Википедия

Драма в таборе подмосковных цыган — Драма в таборе подмосковных цыган … Википедия

Что такое драма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. У термина «драма» существует несколько значений.

Это понятие используется в различных сферах искусства, предметом которых является демонстрация человеческого поведения в конфликтных, с той или иной точки зрения, исключительных обстоятельствах.

Мы поговорим о драме в художественной литературе, сценическом искусстве, музыке, кинематографе.

В бытовой обиход слово «драма» вошло как синоним драматизма – крайней напряжённости (иногда – театральности) в отношениях.

Драма — это жанр литературы и искусства

Слово «драма» (от греч. «действие») употребляется в широком и узком смысле.

В научном обиходе принято считать, что драма – это род литературы, наряду с эпосом (что это?) и лирикой образующий корневую триаду её «генеалогического древа».

Отличительная особенность драмы в литературе – это способность повествовать о действиях, разворачивающихся в настоящем. Так же, как эпос, данный род литературы описывает внешнюю жизнь героев, может захватывать общий философский, политический и социальный контекст.

При этом эпос монологичен или полифоничен, а драма всегда подразумевает диалог. С лирикой данный род словесности роднит высокий пафос самовыражения, острота и сжатость сюжета, способность передавать жизнь «здесь и сейчас».

Второе, более узкое значение термина таково: драма – это жанр драматического искусства. Оно воспринимается в одном ряду с комедией, трагедией, фарсом, водевилем и другими формами театральных пьес.

В отличие от трагедии, которая изображает исключительные личности в особых обстоятельствах, драма рисует типичных, обыкновенных героев в бытовых реалистических ситуациях. Это не означает, что она не может быть трагической, но у этих двух жанров разные родословные и не всегда сопоставимые друг с другом задачи.

Особенности драмы

Так как драматические произведения создаются для постановки на сцене, они объединяют в себе черты театрального и словесного искусства.

К основным характеристикам драмы относят:

  1. наличие конфликта;
  2. диалогичность;
  3. привязку к конкретному времени и пространству;
  4. обращение к проблемам частной человеческой жизни и социальным вопросам в целом;
  5. анализ эмоционально-психологических реакций человека в тех или иных обстоятельствах жизни;
  6. отображение этих реакций в форме слов и действий.

Модифицируясь с течением времени, драматическое искусство приобретало черты, характерные для других сфер искусства в ту или иную эпоху.

Читать еще:  Все самые любимые русские народные сказки. Устное народное творчество

Чтобы понять это на конкретном примере, обратимся к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

    Конфликт в ней выражен на уровне противостояния двух семейств: Монтекки и Капулетти. Их вражда приводит к столкновениям отдельных персонажей. Межличностные конфликты придают пьесе дополнительную остроту.

Они могут быть показаны внешне (поединки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или намёком (до Джульетты Ромео нравилась Розалина, но на сцене она не появляется, так как чувство к ней было ложным, сиюминутым).

  • Структуру текста образуют диалоги. Главный из них — диалог двух влюблённых, проходящий сквозь сюжет пьесы – нанизывает на себя все остальные диалоги между персонажами.
  • Время и пространство, в котором действуют герои, – средневековая Верона. Там свои представления о чести и бесчестии, должном и невозможном. Поведение героев очень зависит от окружающих обстоятельств.
  • Трагедия посвящена самому сокровенному из человеческих чувств, но при этом касается общечеловеческих проблем: хрупкости бытия, гибельности предрассудков, нелепой силе вражды.
  • Пьеса анализирует все оттенки любовных переживаний: от лёгкой влюблённой до страстной решимости погибнуть вместе с любимым, без которого внешнее существование теряет смысл.
  • Реакции персонажей на происходящее выражены поэтическими монологами (это что?), метафорическими обращениями, а также действиями.
  • Разновидности драмы

    Учитывая исторические и межжанровые градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:

    1. мещанская;
    2. мелодрама;
    3. психологическая;
    4. натуралистическая;
    5. символистская;
    6. сюрреалистическая;
    7. абсурдистская;
    8. экзистенциальная.

    В сфере кино традиционно говорят о подростковой, криминальной, исторической, приключенческой и психологической драме. В качестве примера предлагаем познакомиться с приключенческой драмой Александра Карпиловского «Частное пионерское». (Кстати, во второй части трилогии герои ставят спектакль по пьесе «Ромео и Джульетта»).

    Из истории драмы

    Уходя корнями в религиозную и словесно-музыкальную культуру античности, драма, по сути, является не только родом литературы, но и способом отражения знаний о мире, специфическим умением видеть мирозданье в его крайностях, задавать вопросы, полемизировать, искать истину.

    Театры Древней Греции одновременно были для зрителей и развлечением, и школой нравственности, и храмом служения музам, и политической ареной. Все эти функции сохранил и современный театр.

    Разница состоит в том, что культура нового времени перестала быть логоцентричной (от греч. «логос» — слово»): звучащее слово и литературный образ больше не поражают людей настолько, чтобы после спектакля они бы приняли новую веру или записались добровольцами на фронт.

    Тем не менее актуальность драмы состоит в её изменчивости, гибкости, «встроенности» в нужды и прихоти любого времени.

    О драматическом искусстве в терминологическом смысле заговорили лишь в середине XVII столетия, когда параллельно с произведениями духовной культуры (в которой театрализация осуждалась как явление нечистое и греховное) стали появляться светские литературные жанры. В эпоху Просвещения было создано множество философских и нравоучительных пьес, призванных «не развлекать, а наставлять».

    В XVIII веке с расцветом сентиментальной (это какой?), а позже – романтической литературы получила распространение мещанская драма. Её образцом можно считать, например, «Братьев-разбойников» Ф.Шиллера, а также пьесы Д.Дидро, Г.Лессинга, П. -О.Бомарше.

    Реалистическое искусство XIX века подчинило драму проблемам общества. В пьесах Г. Ибсена появились люди из народа, жаждущие свободной, озарённой высоким смыслом жизни. В России этим же темам посвящены пьесы Н.А.Островского и А.П.Чехова.

    ХХ столетие обогатило драматический канон (что это?) веяниями модернизма. Раскрепощённый театр новейшего времени вобрал в себя черты символизма, сюрреализма, экспрессионизма, абсурда (М.Метерлинк, С.Беккет, Э.Ионеско).

    Структура драматического произведения

    Каждая пьеса разбита на действия или акты. Они, в свою очередь, поделены на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются репликами, а заключённые в скобки или выделенные курсивом слова автора, которыми сопровождаются реплики, — ремарками.

    Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают ремарки, но это несправедливо. В них спрятана озорная искорка авторского замысла: драматург подсказывает, с каким настроением нужно играть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы по ней одной героя узнавали, спустя многие годы.

    Читать еще:  Легкие рисунки карандашом роза. Как нарисовать розу: два варианта рисования

    Для того чтобы мир драмы стал вам понятнее и ближе, попробуйте вслушаться в её горячий и вдохновенный язык. Найдите «своего» героя: Чацкого, Гамлета, Нину Заречную. Попытайтесь прожить на сцене их жизни – обязательно узнаете что-то новое о себе.

    Драма как жанр. Проблемы истории и типологии

    Является самым молодым жанром.. Возник в эпоху Просвещения во второй половине 18 века.

    Жанр драмы синтетический :от трагедии право на индивидуальные страдания, на защиту высрких духовных ценностей;от комедии-сам социальный статус героя(простой человек),а так же характер,обстоятельность произведения.Теоретическое обоснование нового жанра связано с именем известного французского энциклопедиста Дени Дидро.

    Будучи философом-материалистом и одновременно писателем, драматургом, Дидро в своей теоретической и практической работе исходил из постулата, что искусство есть подражание жизни. Потому он выступал с программой коренного преобразования французского театра, резко возражая против современного ему эстетического течения классицизма. Строгий канон классицистской трагедии с ее приподнято-патетическим стилем, изображением «облагороженной природы», одноплановыми и статичными характерами, идущими от античных образцов, подвергался Дидро критике за ограниченность и оторванность от жизни. Кроме того, в принципиальной позиции Дидро сыграли существенную роль и его социальные воззрения, обусловившие его требования демократизации театрального искусства

    До Дидро в теоретических работах по драматургии сословная принадлежность жанров не подвергалась сомнению: трагедия повествует о жизни высших классов, комедия — низших; эти жанры строго разграничены, причем за трагедией в 17 в. было закреплено обозначение «высокого» жанра, за комедией — «низкого». Дидро фактически создал новую теорию драматургии, не только отрицая эстетическую или идейную иерархию жанров, но и разработав новый, промежуточный между трагедией и комедией жанр «мещанской драмы», в центре которой находятся представители третьего сословия, «честные буржуа» (в дальнейшем за определением нового жанра закрепился термин «драма», эпитет же мог меняться в зависимости от проблематики и персонажей: «моральная драма», «философская драма», «социальная драма» и др.). Именно этот герой, к переживаниям и страданию которого автор, а значит и зрители относятся серьезно и с сочувствием, определил принципиальную новизну жанра.

    Понятие «драма как жанр» известно в русском литературоведении. Так, Б. В. Томашевский пишет

    В XVIII в. количество жанров увеличивается. Наряду со строгими театральными жанрами выдвигаются низшие, «ярмарочные»: итальянская комедия-буффонада, водевиль, пародия и т. п. Эти жанры являются источниками современного фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается, выделяя из себя «драму», т. е. пьесу с современной бытовой тематикой, но без специфического «комизма» положения («мещанская трагедия» или «слезная комедия»). Драма решительно вытесняет остальные жанры в XIX в., гармонируя с эволюцией психологического и бытового романа.

    С другой стороны, драма как жанр в истории литературы распадается на несколько обособленных модификаций. Так, XVIII век — время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер). В XIX веке развитие получает реалистическая и натуралистическая драма (А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А. П. Чехов). На рубеже XIXXX веков развивается символистская драма (М. Метерлинк), в XX веке — сюрреалистская драма, экспрессионистская драма (Ф. Верфель, В. Газенклевер), драма абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско, Э. Олби, В. Гомбрович) и др.

    Новый герой повлек за собой и изменение масштаба изображаемых событий. Если герои трагедии решают кардинальные проблемы бытия, а их поступки и судьбы оказывают влияние на развитие общества, то события драмы более локальны. Ее герои могут переживать истинную трагедию, но трагедию личную, субъективную, не имеющую широкого общественного резонанса, впрочем не становящуюся от этого менее тяжелой или страшной. Эти принципы, несомненно, приблизили драматургию к реальной жизни, фактически положив начало психологическому театру

    Источники:

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/375186
    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/drama-chto-ehto-takoe.html
    http://studopedia.ru/10_307218_drama-kak-zhanr-problemi-istorii-i-tipologii.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector