27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Потерянный и обретенный раек. Театр передвижных картинок (Раёк)

ТЕАТР ПЕРЕДВИЖНЫХ КАРТИНОК (РАЁК)

Раёк — вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.).

Д. А. Ровинский, известный собиратель и исследователь рус­ских народных картинок (лубка), так описал раек: «Раек — это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличи­тельными стеклами впереди. Внутри его перематывается с од­ного катка на другой длинная полоса с доморощенными изоб­ражениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые. В конце происходят показк и ультраскоромного пошиба , которые для печати уже совсем непригодны»[188].

Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам «дед-раешник» — «по ухваткам отставной солдат, бывалый, лов­кий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода»[189].

Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой (обычно парной) в конце строк. Никакой закономерно­сти числа и расположения слогов не было. Например: «А вот андерманир штук — другой вид, город Палерма стоит, барская фамилия по улицам гуляет и нищих талъянских деньгами оделяет. А вот, извольте видеть, андерманир штук — другой вид. Успенский собор в Москве стоит, своих нищих в шею бьют, ничего не дают « (см. в Хрестоматии). Этот народный стих был назван «раеш­ным». Он употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в народных драмах и проч.

НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, ЕГО ВИДЫ

У русских были известны три вида кукольного театра: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на паль­цы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закрепля­лись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Театр марионеток не получил широкого распространения. Популяр­ным был театр Петрушки. Вертеп был распространен в основ­ном в Сибири и на юге России.

Театр Петрушки

Театр Петрушки — русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Ук­сусов, Петр Петрович Самоваров, на юге — Ваня, Ванька, Ванька Ретатуй, Рататуй, Рутютю (традиция северных районов Украи­ны). Театр Петрушки возник под влиянием итальянского ку­кольного театра Пульчинелл о, с которым итальянцы часто выс­тупали в Санкт-Петербурге и других городах.

Ранняя зарисовка театра Петрушки относится к 30-м гг. XVII в. Эту иллюстрацию поместил немецкий путешественник Адам Олеарий в описание своего путешествия в Московию. По поводу рисунка Д. А. Ровинский писал: «. Мужик, подвязав к поясу женскую юбку с обручем в подоле, поднял ее кверху, — юбка эта закрывает его выше головы, он может в ней свободно, двигаться руками, выставлять кукол на верх и представлять це­лые комедии. В картинке, на переносной юбочной сцене, нетрудно различить дошедшую до нашего времени классичес­кую комедию о том, как цыган продавал Петрушке лошадь». Ровинский привел замечание Олеария о том, что кукольный ко­медиант всегда находился при медвежьем вожаке; он же исправ­лял «должности» козы и паяца. Сценки, по словам Олеария, были всегда самого скоромного содержания 1[190]

Позже поднятая кверху женская юбка с обручем в подоле была заменена ширмой — во всяком случае, в описаниях театра Петрушки XIX в. юбка уже не упоминается.

В XIX в. театр Петрушки был самым популярным и распрос­траненным видом кукольного театра в России. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по ко-

личеству персонажей — обычно от 7 до 20), из шарманки и мел­кой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и проч.). Декораций театр Петрушки не знал.

Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщи­ка, ходил от двора ко двору и давал традиционные представле­ния о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время на­родных гуляний, на ярмарках.

Об устройстве театра Петрушки Д. А. Ровинский писал: «У куклы корпуса нет, а только подделана простая юбчонка, к которой сверху под­шита пустая картонная голова, а с боков — руки, тоже пустые. Куколь­ник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки — первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом»[191].

Читать еще:  На высоких каблуков ноги устает что делать. Высокие каблуки: учимся носить

Характерные черты внешнего вида Петрушки — большой нос «крюч­ком», смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на груди). Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кис­точкой, на ногах щегольские сапожки; или из шутовского двухцветного клоунского наряда, воротника и колпака с бубенчиками. Кукольник гово­рил за Петрушку с помощью пищика — приспособления, благодаря ко­торому голос становился резким, визгливым, дребезжащим. (Пищик из­готавливался из двух костяных или серебряных выгнутых пластиночек, внутри которых укреплялась узкая полоска полотняной ленточки). За остальных действующих лиц комедии кукольник говорил своим естествен­ным голосом, отодвигая пищик за щеку[192].

Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность. О Петрушке М. Горь­кий говорил как о непобедимом герое кукольной комедии, ко­торый побеждает всех и вся: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен[193].

Образ Петрушки — олицетворение праздничной свободы, рас­крепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и сло­ва Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведе­ния и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, по­мещиков, начальства. Представление сопровождалось музыкаль­ными вставками, иногда пародийными: например, изображение

похорон под «Камаринскую» (см. в Хрестоматии «Петрушка, он же Ванька Рататуй»).

Вертеп

Кукольный театр вертеп получил название от своего назна­чения: представлять драму, в которой воспроизводился еван­гельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (старосл. и древнерус. «вертепъ» — пещера). Первоначально представления вертепа были только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях. В. И. Даль, например, писал: «Вертеп юж. зрелище в лицах, устроен­ное в малом виде, в ящике, с которым ходят о Святках, пред­ставляя события и обстоятельства рождения И. Христа»[194]. В Рос­сию вертеп проник с Украины и Беларуси в конце XVII — нача­ле XVIII в.

Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней — обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.

Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голуббй бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных[195]. Нижняя , часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т.п., посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.

В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами — персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол вырезали из дерева (изредка лепили из глины), красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металли­ческих или деревянных стержнях.

Текст драмы произносил один кукловод, изменяя тембр го­лоса и интонации речи, чем создавал иллюзию представления несколькими актерами.

Представление в вертепе состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен.

Исследователь народного театра Н. Н. Виноградов так описал вер­тепное представление: «Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя. Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить младенцев «сущих первенцев». Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Иро­ду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях, умоляет Ирода пощадить ее младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин ее выгоняет вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя кара­улом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слы­шится страшный треск — и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече — Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начи­нает умолять о пощаде. Смерть вызывает себе на помощь черта, являю­щегося с криком «гу-гу-гу!» Узнав, в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащит в ад со словами:

«О, проклятый Ироде, за твоя превеликия злости

Поберу тя в преисподнюю бездну и с кости».

Этим заканчивается первая, серьезная часть вертепной драмы.

Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количе­ства сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сю­жетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различ­ных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут»[196].

Читать еще:  Город где погибла айседора дункан. Айседора Дункан: гибельный алый шарф

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вто­рая, наоборот, расширялась. Героями сценок с бытовым содер­жанием были мужик, барин, франт, новомодные барыни, солдат, поп, цыган и проч.

Вертепная драма игралась не только куклами, но и живыми любителями — тогда она носила название «живой вертеп». Вер­теп взаимодействовал с народным театром живых актеров. В результате «обмирщения» вертепа кукольники заимствовали из театра живых актеров персонажей, сценки, небольшие пьесы. Театр живых актеров, в свою очередь, заимствовал некоторые пьесы из вертепа (например, драму «Царь Ирод»).

НАРОДНЫЕ ДРАМЫ

Первые народные драмы создавались в XVI—XVII вв. Их фор­мирование шло от простых форм к более сложным.

Малая народная драма не угасла со временем. Генетически она могла восходить к архаичным игрищам («Гробокопатель», «Маврух»), к бытовым анекдотическим сказкам («Барин и Афонь-ка», «Мнимый барин»), к анекдотам («Доктор и больной»), к песням («Ермак», «Атаман-буря», «Степан Разин»), к духовным стихам («Аника-воин»), к вертепным представлениям («Царь Ирод») и т. д,

Постепенно под влиянием любительских, придворных и про­фессиональных театров, литературы, лубочных изданий народ­ные драмы обогатились новыми темами, персонажами, в них совершенствовалась характеристика образов.

По содержанию народные драмы можно разделить на две группы: бытовые сатирические и героико-романтические.

Занятие «Потешные картинки из райка»

18 декабря 2019 года состоится Встреча Занятие «Потешные картинки из райка»

На занятии вы узнаете о старинном русском театре передвижных картинок под названием «раёк», о любимой русской забаве – создании потешных панорам или «волшебного телевизора». Ведущая расскажет о мастерстве раёшника и технологии изготовления и выбор сюжетов лубочных картинок. А когда вы перейдете к практической части и создадите свои собственные картинки из райка, то ваш раёк и станет попыткой возрождения старинного русского ярмарочного развлечения. Ведущая поможет приблизиться к оригиналам прошлых веков. Запись на занятие по предварительной записи ( 8 49669 31 006)

Фотографии события

Отзывы про событие занятие «Потешные картинки из райка»

Смотрите также события

Встреча киноклуба «Иллюзион Родины»

Концерт «Защитникам – слава!»

Концерт Александра Панайотова

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие занятие «Потешные картинки из райка».

КудаМО — это интерактивная афиша самых интересных событий Московской области.

КудаМО в курсе всех событий, которые пройдут в Московской области .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Эту страницу посетил 1 человек

Каждый месяц более 1 000 000 человек посещают КудаМО чтобы выбрать отдых в Московской области.

Хотите увеличить посещаемость мероприятия? Попробуйте премиум возможности!

Преимущества клиентов КудаМО

  • Получайте качественную аудиторию
  • Размещайте анонсы мероприятий
  • Отслеживайте отзывы посетителей
  • Публикуйтесь на премиум местах
  • Увеличьте поток клиентов
  • Привлекайте аудиторию соцсетей

Отправьте нам письмо с темой «Сотрудничество» на mailbox@kudamo.ru, либо воспользуйтесь формой ниже

Заявка на сотрудничество

Каширский краеведческий музей

Последние добавленные интересные места

Библиотека-филиал № 16

Городская библиотека-филиал № 15 (детское отделение)

Городская библиотека-филиал № 33

Библиотека-филиал № 32 д. Елкино

Подпишетесь на рассылку?

на новинки по почте!

Вы подписались на обновления

Теперь на ваш e-mail
будет приходить информация
o новых интересных событиях

Занятие «Потешные картинки из райка». Описание, дата проведения, режим работы, фотографии и отзывы. Всё о мероприятиях Московской области.

Не знаете что посетить в в Московской области? Ищете где погулять с ребенком, куда сходить с парнем или девушкой? Выбираете место для свидания? Ищете развлечения на выходные? Интересуетесь активным отдыхом? Посещаете выставки? Не знаете куда сходить на корпоратив? КудаМО поможет!

КудаМО — это лучший сайт о самых интересных событиях Московской области. Мы знаем куда сходить в Московской области с девушкой, с парнем или большой компанией. У нас только лучшие события, музеи и выставки Московской области. События для детей и их родителей, лучшие достопримечательности и интересные места Московской области, которые обязательно стоит посетить!

Мы советуем любые варианты отдыха в Московской области — концерты, отдых в парках, достопримечательности для экскурсий, места, куда можно сходить с ребенком, выставки, театры, шоу, спортивные мероприятия, места для активного отдыха и отдыха с семьей, и многое другое.

Афиша Московской области — куда сходить в Московской области

Свидетельство о регистрации
СМИ Эл №ФС77-32290

Раек, или потешная панорама. Волшебный телевизор ХV111 века.

Происхождение райка обычно ведут от разыгрываемого в кукольном театре (особом виде его, панорамном вертепе) «райского действа», то есть показа сцены (сцен) с Адамом и Евой при помощи рисованных неподвижных фигур. Считается, что, постепенно вытесняемое комическими этюдами, «райское действо» исчезло и заменилось картинками светского содержания.

Первые потешные панорамы, привезенные иностранцами, поначалу не нашли отклика в России поскольку рассчитаны были главным образом на людей, имеющих определенный доход. Устроители ярмарок сделали эти зрелища доступными для простого зрителя (по цене прежде всего) и получали с них известный доход. Уже в 1804 году на ярмарке в одном из городов Полтавской губернии показывали «панорамы, изображающие, между прочим, землетрясение Лиссабона и долину Шамуни».

Читать еще:  Доказать что литература искусство слова. Выразительное чтение стихов

Как вид площадного развлечения панорамы дожили до начала ХХ века. По воспоминаниям артиста цирка, клоуна В.Е.Лазаренко, в Саратове еще в десятые годы прошлого столетия на ярмарочной площади «стояли рядом панорамы, где за пятачок показывали англо-бурскую войну, бои под Ляояном».

Малая панорама, раек, начала появляться на ярмарках где-то в начале Х1Х века. Она сразу же завоевала любовь массового зрителя, в первую очередь благодаря лубочным картинкам – основе раешного обозрения.

Успех райка на праздничной площади во многом определялся и прибаутками, которыми владельцы раешных панорам сопровождали показ картинок.
Очень быстро раек стал привычным, необходимым увеселением, популярность его привела к тому, что состоятельные владельцы балаганов и каруселей нанимали известных раешников, которые должны были завлекать и потешать людей перед началом балаганного представления или очередного тура катания.
На крупных ярмарках и гуляньях выступало сразу по несколько человек. На Адмиралтейской площади иногда одновременно развлекали публику до десяти раешников, которые частенько соперничали в импровизациях.

(как мыши кота хоронили)

Чтобы быть замеченными в шумной многочисленной праздничной толпе, раешник использовал несколько испытанных броских приемов. Прежде всего, внимание гуляющих привлекала его одежда: «На нем серый, обшитый красной и желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода».
Самым главным в раешном представлении было то, что оно включало три вида воздействия на посетителей гулянья: изображение, слово и игру.

Установив очередную картинку, раешник сначала пояснял, «что сие значит»: «А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Лександровский сад».
И, пока стоящие у окошек рассматривали изображение сада, он потешал окружающих, не занятых разглядыванием людей, высмеивая современную моду: «Там девки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы».
Модниц на картинке могло вовсе и не быть, но это не имело значения. Главное, затрагивалась животрепещущая тема. Мода, вероятно, во все времена находила горячих поклонников и столь же горячих противников, а больше всего – острословов, высмеивающих новые ее проявления. Раек просто не мог пройти мимо такой возможности посмеяться: доставалось не только господам, но и своему брату – горничным, лакеям, мастеровым, писарям, кухаркам, старающимся подражать высшему сословию: «Вот, смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные, да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то купил старый за целковый, да кричит, что он новый. А зазноба отменная – баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос с полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!»

Талантливые раешники прекрасно понимали, что прибаутки их должны быть не только комментариями к картинкам, но и выполнять функцию рекламы. Собственно говоря, все балагурство было обращено не так к смотрящим картинки, как к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал своей очереди заглянуть в заветное окошко. Именно их развлекал и завлекал раешник, стремясь, чтобы его постоянно окружала плотная толпа зрителей. Эта двойная аудитория (зрителей и слушателей), на которую одновременно работал раешник, и делала его выступления настоящим театром одного актера. Вот эпизод из очерка А.И.Левитова «Типы и сцены сельской ярмарки»:

«Немного подале другая толпа, еще более многочисленная, ждала с нетерпением очереди насладиться разного рода зрелищами, разыгрывавшимися в небольшом коробке у отставного старого унтера. Внимание народа было совершенно поглощено словами седого усачища, который говорил смотревшим его панораму:
……….
— А эфта, судырри вы мои, песня в лицах:
Лет пятнадцати, не больше-с,
Вышла Катя погулять-с.

И при этом старик унтер обыкновенно оставлял свою папироску, молодечески и с визгом подскакивал к какой-нибудь молодице, хватал ее за белы руки и с неописанным удальством пускался с нею в пляс, самым залихватским манером напевая продолжение песенки, вероятно для той, собственно цели, чтобы показать зрителям. Как гуляла Катя в то время, когда ей было не более как пятнадцать лет. Напрасно молодка отнекивалась, когда унтер, по окончании песни, изъявлял решительное намерение поцеловать ее в сахарные уста, напрасно закрывалась она красным кумачным нарукавником, солдат непременно целовал ее и снова продолжал прерываемую этим пассажем рацею. Толпа ревела от удовольствия, и много было драк за окошечки незамысловатой панорамы. Очевидно было, что старый унтер производил фурор».

Надо сказать, что на валик потешной панорамы попадали далеко не все (лубочные ) картинки ( которые ко времени появления райка пользовались огромной популярностью у народа и выпускались в большом количестве). Состав их традиционно ограничивался несколькими темами, внутри которых наблюдалось большое разнообразие.
Например, выпускаемые в огромном количестве, духовные листы практически оставались чуждыми райку. Вовсе игнорировались портреты деятелей церкви, святых, символические и аллегорические картины. На валик райка попадали чаще всего видовые (изображение монастырей, святых мест, Иерусалима) и сюжетные лубки (потоп, Страшный суд и т.д.)

(люди-дивы царя македонского)

Текст из книги А.Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Азбука-Классика, СПб, 2004г.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/7/6000.html
http://kuda-mo.ru/event/zanyatie-poteshnye-kartinki-iz-rajka—18122019/
http://dinaza.livejournal.com/58401.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector