Потерянный и обретенный раек. Театр передвижных картинок (Раёк)
ТЕАТР ПЕРЕДВИЖНЫХ КАРТИНОК (РАЁК)
Раёк — вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.).
Д. А. Ровинский, известный собиратель и исследователь русских народных картинок (лубка), так описал раек: “Раек — это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые. В конце происходят показк и ультраскоромного пошиба , которые для печати уже совсем непригодны”[188].
Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам “дед-раешник” — “по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода”[189].
Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой (обычно парной) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов не было. Например: “А вот андерманир штук — другой вид, город Палерма стоит, барская фамилия по улицам гуляет и нищих талъянских деньгами оделяет. А вот, извольте видеть, андерманир штук — другой вид. Успенский собор в Москве стоит, своих нищих в шею бьют, ничего не дают “ (см. в Хрестоматии). Этот народный стих был назван “раешным”. Он употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в народных драмах и проч.
НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, ЕГО ВИДЫ
У русских были известны три вида кукольного театра: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Театр марионеток не получил широкого распространения. Популярным был театр Петрушки. Вертеп был распространен в основном в Сибири и на юге России.
Театр Петрушки
Театр Петрушки — русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, на юге — Ваня, Ванька, Ванька Ретатуй, Рататуй, Рутютю (традиция северных районов Украины). Театр Петрушки возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелл о, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах.
Ранняя зарисовка театра Петрушки относится к 30-м гг. XVII в. Эту иллюстрацию поместил немецкий путешественник Адам Олеарий в описание своего путешествия в Московию. По поводу рисунка Д. А. Ровинский писал: “. Мужик, подвязав к поясу женскую юбку с обручем в подоле, поднял ее кверху, — юбка эта закрывает его выше головы, он может в ней свободно, двигаться руками, выставлять кукол на верх и представлять целые комедии. В картинке, на переносной юбочной сцене, нетрудно различить дошедшую до нашего времени классическую комедию о том, как цыган продавал Петрушке лошадь”. Ровинский привел замечание Олеария о том, что кукольный комедиант всегда находился при медвежьем вожаке; он же исправлял “должности” козы и паяца. Сценки, по словам Олеария, были всегда самого скоромного содержания 1[190]
Позже поднятая кверху женская юбка с обручем в подоле была заменена ширмой — во всяком случае, в описаниях театра Петрушки XIX в. юбка уже не упоминается.
В XIX в. театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по ко-
личеству персонажей — обычно от 7 до 20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и проч.). Декораций театр Петрушки не знал.
Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.
Об устройстве театра Петрушки Д. А. Ровинский писал: “У куклы корпуса нет, а только подделана простая юбчонка, к которой сверху подшита пустая картонная голова, а с боков — руки, тоже пустые. Кукольник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки — первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом”[191].
Характерные черты внешнего вида Петрушки — большой нос “крючком”, смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на груди). Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой, на ногах щегольские сапожки; или из шутовского двухцветного клоунского наряда, воротника и колпака с бубенчиками. Кукольник говорил за Петрушку с помощью пищика — приспособления, благодаря которому голос становился резким, визгливым, дребезжащим. (Пищик изготавливался из двух костяных или серебряных выгнутых пластиночек, внутри которых укреплялась узкая полоска полотняной ленточки). За остальных действующих лиц комедии кукольник говорил своим естественным голосом, отодвигая пищик за щеку[192].
Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность. О Петрушке М. Горький говорил как о непобедимом герое кукольной комедии, который побеждает всех и вся: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен[193].
Образ Петрушки — олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, помещиков, начальства. Представление сопровождалось музыкальными вставками, иногда пародийными: например, изображение
похорон под “Камаринскую” (см. в Хрестоматии “Петрушка, он же Ванька Рататуй”).
Вертеп
Кукольный театр вертеп получил название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (старосл. и древнерус. “вертепъ” — пещера). Первоначально представления вертепа были только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях. В. И. Даль, например, писал: “Вертеп юж. зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о Святках, представляя события и обстоятельства рождения И. Христа”[194]. В Россию вертеп проник с Украины и Беларуси в конце XVII — начале XVIII в.
Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней — обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.
Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голуббй бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных[195]. Нижняя , часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т.п., посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.
В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами — персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.
Кукол вырезали из дерева (изредка лепили из глины), красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях.
Текст драмы произносил один кукловод, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию представления несколькими актерами.
Представление в вертепе состояло из мистериальной драмы “Царь Ирод” и из бытовых сцен.
Исследователь народного театра Н. Н. Виноградов так описал вертепное представление: “Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя. Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях, умоляет Ирода пощадить ее младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин ее выгоняет вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск — и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече — Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!” Узнав, в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащит в ад со словами:
“О, проклятый Ироде, за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну и с кости”.
Этим заканчивается первая, серьезная часть вертепной драмы.
Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут”[196].
Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Героями сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, новомодные барыни, солдат, поп, цыган и проч.
Вертепная драма игралась не только куклами, но и живыми любителями — тогда она носила название “живой вертеп”. Вертеп взаимодействовал с народным театром живых актеров. В результате “обмирщения” вертепа кукольники заимствовали из театра живых актеров персонажей, сценки, небольшие пьесы. Театр живых актеров, в свою очередь, заимствовал некоторые пьесы из вертепа (например, драму “Царь Ирод”).
НАРОДНЫЕ ДРАМЫ
Первые народные драмы создавались в XVI—XVII вв. Их формирование шло от простых форм к более сложным.
Малая народная драма не угасла со временем. Генетически она могла восходить к архаичным игрищам (“Гробокопатель”, “Маврух”), к бытовым анекдотическим сказкам (“Барин и Афонь-ка”, “Мнимый барин”), к анекдотам (“Доктор и больной”), к песням (“Ермак”, “Атаман-буря”, “Степан Разин”), к духовным стихам (“Аника-воин”), к вертепным представлениям (“Царь Ирод”) и т. д,
Постепенно под влиянием любительских, придворных и профессиональных театров, литературы, лубочных изданий народные драмы обогатились новыми темами, персонажами, в них совершенствовалась характеристика образов.
По содержанию народные драмы можно разделить на две группы: бытовые сатирические и героико-романтические.
Занятие «Потешные картинки из райка»
18 декабря 2019 года состоится Встреча Занятие «Потешные картинки из райка»
На занятии вы узнаете о старинном русском театре передвижных картинок под названием «раёк», о любимой русской забаве – создании потешных панорам или «волшебного телевизора». Ведущая расскажет о мастерстве раёшника и технологии изготовления и выбор сюжетов лубочных картинок. А когда вы перейдете к практической части и создадите свои собственные картинки из райка, то ваш раёк и станет попыткой возрождения старинного русского ярмарочного развлечения. Ведущая поможет приблизиться к оригиналам прошлых веков. Запись на занятие по предварительной записи ( 8 49669 31 006)
Фотографии события
Отзывы про событие занятие «Потешные картинки из райка»
Смотрите также события
Встреча киноклуба «Иллюзион Родины»
Концерт «Защитникам – слава!»
Концерт Александра Панайотова
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие занятие «Потешные картинки из райка».
КудаМО — это интерактивная афиша самых интересных событий Московской области.
КудаМО в курсе всех событий, которые пройдут в Московской области .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Эту страницу посетил 1 человек
Каждый месяц более 1 000 000 человек посещают КудаМО чтобы выбрать отдых в Московской области.
Хотите увеличить посещаемость мероприятия? Попробуйте премиум возможности!
Преимущества клиентов КудаМО
- Получайте качественную аудиторию
- Размещайте анонсы мероприятий
- Отслеживайте отзывы посетителей
- Публикуйтесь на премиум местах
- Увеличьте поток клиентов
- Привлекайте аудиторию соцсетей
Отправьте нам письмо с темой «Сотрудничество» на [email protected], либо воспользуйтесь формой ниже
Заявка на сотрудничество
Каширский краеведческий музей
Последние добавленные интересные места
Библиотека-филиал № 16
Городская библиотека-филиал № 15 (детское отделение)
Городская библиотека-филиал № 33
Библиотека-филиал № 32 д. Елкино
Подпишетесь на рассылку?
на новинки по почте!
Вы подписались на обновления
Теперь на ваш e-mail
будет приходить информация
o новых интересных событиях
Занятие «Потешные картинки из райка». Описание, дата проведения, режим работы, фотографии и отзывы. Всё о мероприятиях Московской области.
Не знаете что посетить в в Московской области? Ищете где погулять с ребенком, куда сходить с парнем или девушкой? Выбираете место для свидания? Ищете развлечения на выходные? Интересуетесь активным отдыхом? Посещаете выставки? Не знаете куда сходить на корпоратив? КудаМО поможет!
КудаМО — это лучший сайт о самых интересных событиях Московской области. Мы знаем куда сходить в Московской области с девушкой, с парнем или большой компанией. У нас только лучшие события, музеи и выставки Московской области. События для детей и их родителей, лучшие достопримечательности и интересные места Московской области, которые обязательно стоит посетить!
Мы советуем любые варианты отдыха в Московской области — концерты, отдых в парках, достопримечательности для экскурсий, места, куда можно сходить с ребенком, выставки, театры, шоу, спортивные мероприятия, места для активного отдыха и отдыха с семьей, и многое другое.
Афиша Московской области — куда сходить в Московской области
Свидетельство о регистрации
СМИ Эл №ФС77-32290
Раек, или потешная панорама. Волшебный телевизор ХV111 века.
Происхождение райка обычно ведут от разыгрываемого в кукольном театре (особом виде его, панорамном вертепе) «райского действа», то есть показа сцены (сцен) с Адамом и Евой при помощи рисованных неподвижных фигур. Считается, что, постепенно вытесняемое комическими этюдами, «райское действо» исчезло и заменилось картинками светского содержания.
Первые потешные панорамы, привезенные иностранцами, поначалу не нашли отклика в России поскольку рассчитаны были главным образом на людей, имеющих определенный доход. Устроители ярмарок сделали эти зрелища доступными для простого зрителя (по цене прежде всего) и получали с них известный доход. Уже в 1804 году на ярмарке в одном из городов Полтавской губернии показывали «панорамы, изображающие, между прочим, землетрясение Лиссабона и долину Шамуни».
Как вид площадного развлечения панорамы дожили до начала ХХ века. По воспоминаниям артиста цирка, клоуна В.Е.Лазаренко, в Саратове еще в десятые годы прошлого столетия на ярмарочной площади «стояли рядом панорамы, где за пятачок показывали англо-бурскую войну, бои под Ляояном».
Малая панорама, раек, начала появляться на ярмарках где-то в начале Х1Х века. Она сразу же завоевала любовь массового зрителя, в первую очередь благодаря лубочным картинкам – основе раешного обозрения.
Успех райка на праздничной площади во многом определялся и прибаутками, которыми владельцы раешных панорам сопровождали показ картинок.
Очень быстро раек стал привычным, необходимым увеселением, популярность его привела к тому, что состоятельные владельцы балаганов и каруселей нанимали известных раешников, которые должны были завлекать и потешать людей перед началом балаганного представления или очередного тура катания.
На крупных ярмарках и гуляньях выступало сразу по несколько человек. На Адмиралтейской площади иногда одновременно развлекали публику до десяти раешников, которые частенько соперничали в импровизациях.
(как мыши кота хоронили)
Чтобы быть замеченными в шумной многочисленной праздничной толпе, раешник использовал несколько испытанных броских приемов. Прежде всего, внимание гуляющих привлекала его одежда: «На нем серый, обшитый красной и желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода».
Самым главным в раешном представлении было то, что оно включало три вида воздействия на посетителей гулянья: изображение, слово и игру.
Установив очередную картинку, раешник сначала пояснял, «что сие значит»: «А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Лександровский сад».
И, пока стоящие у окошек рассматривали изображение сада, он потешал окружающих, не занятых разглядыванием людей, высмеивая современную моду: «Там девки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы».
Модниц на картинке могло вовсе и не быть, но это не имело значения. Главное, затрагивалась животрепещущая тема. Мода, вероятно, во все времена находила горячих поклонников и столь же горячих противников, а больше всего – острословов, высмеивающих новые ее проявления. Раек просто не мог пройти мимо такой возможности посмеяться: доставалось не только господам, но и своему брату – горничным, лакеям, мастеровым, писарям, кухаркам, старающимся подражать высшему сословию: «Вот, смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные, да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то купил старый за целковый, да кричит, что он новый. А зазноба отменная – баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос с полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!»
Талантливые раешники прекрасно понимали, что прибаутки их должны быть не только комментариями к картинкам, но и выполнять функцию рекламы. Собственно говоря, все балагурство было обращено не так к смотрящим картинки, как к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал своей очереди заглянуть в заветное окошко. Именно их развлекал и завлекал раешник, стремясь, чтобы его постоянно окружала плотная толпа зрителей. Эта двойная аудитория (зрителей и слушателей), на которую одновременно работал раешник, и делала его выступления настоящим театром одного актера. Вот эпизод из очерка А.И.Левитова «Типы и сцены сельской ярмарки»:
«Немного подале другая толпа, еще более многочисленная, ждала с нетерпением очереди насладиться разного рода зрелищами, разыгрывавшимися в небольшом коробке у отставного старого унтера. Внимание народа было совершенно поглощено словами седого усачища, который говорил смотревшим его панораму:
……….
– А эфта, судырри вы мои, песня в лицах:
Лет пятнадцати, не больше-с,
Вышла Катя погулять-с.
И при этом старик унтер обыкновенно оставлял свою папироску, молодечески и с визгом подскакивал к какой-нибудь молодице, хватал ее за белы руки и с неописанным удальством пускался с нею в пляс, самым залихватским манером напевая продолжение песенки, вероятно для той, собственно цели, чтобы показать зрителям. Как гуляла Катя в то время, когда ей было не более как пятнадцать лет. Напрасно молодка отнекивалась, когда унтер, по окончании песни, изъявлял решительное намерение поцеловать ее в сахарные уста, напрасно закрывалась она красным кумачным нарукавником, солдат непременно целовал ее и снова продолжал прерываемую этим пассажем рацею. Толпа ревела от удовольствия, и много было драк за окошечки незамысловатой панорамы. Очевидно было, что старый унтер производил фурор».
Надо сказать, что на валик потешной панорамы попадали далеко не все (лубочные ) картинки ( которые ко времени появления райка пользовались огромной популярностью у народа и выпускались в большом количестве). Состав их традиционно ограничивался несколькими темами, внутри которых наблюдалось большое разнообразие.
Например, выпускаемые в огромном количестве, духовные листы практически оставались чуждыми райку. Вовсе игнорировались портреты деятелей церкви, святых, символические и аллегорические картины. На валик райка попадали чаще всего видовые (изображение монастырей, святых мест, Иерусалима) и сюжетные лубки (потоп, Страшный суд и т.д.)
(люди-дивы царя македонского)
Текст из книги А.Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Азбука-Классика, СПб, 2004г.
Источники:
https://megaobuchalka.ru/7/6000.html
https://kuda-mo.ru/event/zanyatie-poteshnye-kartinki-iz-rajka–18122019/
https://dinaza.livejournal.com/58401.html