10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое разум человека? Удивительный мир, созданный разумом человека.

Что такое разум человека? Удивительный мир, созданный разумом человека.

Разум — составляющая сущности человека или другого существа, отвечающая за возможность осмысленной деятельности. Разум отвечает за формирование адекватной картины мира, поиск ответов на вопросы и решение задач, создание внутренней смысловой основы — позиции, убеждений для последующих решений. Разум обладает собственной побудительной силой, которая направляет человека к познанию, совершенствованию, отысканию истины и совершению правильных поступков, однако в состоянии подавления иррациональными мотивами со стороны других компонентов психики может выполнять противоестественную для себя роль.

Что такое разум?
Понятие «разум» можно рассмотреть как в более широком, так и в более узком смысле. Рассмотрим здесь два определения.

1) Если рассматривать вопрос о разуме в постановке типа «Что такое разум, как явление Вселенной?» , то можно дать следующее определение:

Разум (в широком смысле) — это тенденция к усложнению, упорядочению, повышению уровня организации систем. В широком смысле разум предстаёт как некое начало, явление, противоположное тенденциям к распаду, хаотизации и увеличению энтропии. К сожалению, когда заводят речь о том, какими должны быть разумные существа, живущие на других планетах, то, очень часто, совершенно необоснованно, почему-то приходят к уверенности, что эти существа должны быть похожи на людей, обладать теми же знаниями и даже жить лишь на планетах, близким по своим условиями к Земле и быть сходными с людьми внешне. Это, естественно, глупости. Разум как явление Вселенной есть очень широкое понятие и может иметь огромный диапазон проявлений, при этом нет абсолютно никакой гарантии, что те знания, те ценности, которые существуют у нас на Земле, будут иметь какие-то аналоги у существ внеземной цивилизации. Нет никаких «объективных» знаний, нет никаких «объективных» законов, к которым разум должен придти неизбежно, как это ошибочно считается некоторыми. Даже простейшие и фундаментальные понятия и свойства нашего мышления, такие, как формула «2+2=4», или понятия «да» и «нет», кажущиеся естественными для человека, являются специфичными элементами именно нашего разума и совершенно необязательно должны быть составляющими элементами в разуме иного разумного существа. Однако каждое разумное существо способно осуществлять целенаправленную, упорядочивающую, созидательную деятельность в соответствии со своими собственными ценностями и принципами.

2) Кроме этого, понятие «разум» имеет второй, более узкий, но при этом совершенно чёткий и определённый смысл, при котором мы относим данное понятие к действиям, представлениям, качествам человека применительно к его нынешнему существованию в человеческом обществе. Именно разум во втором значении понимается, когда идёт речь о необходимости внедрения разумного подхода на этом сайте.

Рассмотрим, какое определение мы должны дать понятию «разум». К сожалению, данный вопрос довольно сложен, и мы должны поэтому рассматривать различные аспекты этого вопроса, проявляя смысл понятия «разум» поэтапно.

2.1 К сожалению, при использовании понятий «разум», «разумный» в контексте поведения человека в человеческом обществе в настоящее время существует полнейший произвол. Очень часто под «разумным» решением понимается выгодное решение, под «разумностью» понимается знание человеком определённых догм, которые сам дающий определение считает «разумными». Однако разум и разумность — это нечто совсем другое. Разум с выгодой и знанием догм не имеет ничего общего. Человек, стремящийся к выгоде, имеет для себя в виду, что существуют некие определённые выгодные условия, которые для него имеют значение, и он будет искать только возможность получить для себя эти более выгодные условия, отбрасывая рассмотрение любых других вопросов, не касающихся непосредственно этой задачи. Разум же — это способность приходить к правильным выводам вообще и отличать истинное от заблуждений, абсолютно вне какого-либо заранее поставленного контекста извлечения выгоды из находимого знания. В современном ненормальном и неразумном обществе распространён стереотип, согласно которому разум есть лишь инструмент для удовлетворения неких потребностей и должен служить целям выгоды. На самом деле, всё наоборот — не разум предназначен, чтобы служить целям выгоды, выгода — есть то, что должно ставиться на второе место, а определять, что выгодно, а что нет, можно только при помощи разума. К сожалению, до подавляющего большинства людей совершенно не доходит, что необходимо изучение и понимание любых вещей, ибо упуская понимание чего-либо в окружающем нас мире, мы ставим под угрозу своё существование и лишаем себя потенциальных возможностей, о которых не знаем в силу своего невежества. Кроме этого, очевидно, что разум — это универсальная способность понимать суть происходящего в мире, а не зацикливаться на каких-то догмах и иметь в виду определённые выводы, так же, как грамотность есть способность читать вообще, а не прочитать конкретное слово на конкретной вывеске. Мы предъявляем человеку произвольную ситуацию, человек думает и поступает в ней правильно — вот в чём сущность разума, находить правильные решения и уметь разобраться в ситуации вообще, а не знать некие стереотипы — вот в чём сущность разума.

2.2 В статье «Разумен ли человек?» говорилось о существующих в сегодняшнее время подходах к попыткам более точно определить, что такое разум, в чём его суть. Очень кратко подводя итоги изложенного в данной статье, заметим, что можно совершенно чётко утверждать, что разум НЕ является какой-либо врождённой, генетически предопределённой способностью человека, несмотря на то, что подобные взгляды, основывающиеся на примитивном материализме, всё ещё очень распространены. Кроме того, разум нельзя свести ни к владению каким-то простыми логическими приёмами, ни к владению готовыми знаниями о некоторых объектах и связях между ними. Ещё было бы правильным отделить разум от способности человека к формальному мышлению посредством слов, позволяющую делать простые конкретные выводы о конкретных объектах, которую было бы правильным обозначить термином «рассудок». Отбрасывая все эти элементы, в остатке мы получаем, что разум для современного человека представляет собой некую пока неформализуемую способность приходить к пониманию и правильным выводам относительно абстрактных объектов и общих закономерностей в окружающем мире. Иными словами, разумность для нашего современного общества будет означать не способность сделать вывод на уровне «если открыть кран, из него течёт вода», а составлять для себя выводы относительно более сложных закономерностей и вопросов, затрагивающих весь комплекс проблем современного нам общества, все моменты, касающиеся его функционирования. Поэтому нужно понимать относительность разумности, понимать, что это не есть абсолютное свойство, и разумность для нас сейчас, для нашего времени и для наших реалий есть способность находить правильные решения, ориентироваться, действовать целесообразно в тех реалиях, в которых мы живём с вами сейчас. Совершенно очевидно, что ориентироваться в тех ситуациях и в той среде, в которой мы живём сегодня, значительно сложнее, чем было сориентироваться в реалиях, в которых находился охотник каменного века, и комплекс знаний, комплекс вопросов, которыми нужно было задаваться тогда и сейчас, несравним. Разумность первобытного охотника для нас была бы совсем недостаточной, разумность для нас с вами — это способность решать те вопросы, которые стоят сейчас перед нами с вами, способность мыслить и создавать для себя систему знаний на таком уровне, который соответствует вызовам цивилизации. Вообще, разумность людей определяется уровнем развития культуры, мировоззренческой системы общества, в котором они живут. Люди, живущие в примитивном обществе, обществе с примитивной культурой, оказываются неспособны на сложные обобщения и правильные выводы об абстрактных вещах и закономерностях. Испанцы, высадившиеся на островах Карибского моря, отмечали, что их обитатели были крайне наивны и не могли делать самых простейших, с точки зрения испанцев, выводов об элементарных вещах. Например, захватив у испанцев ружья во время восстания на Кубе, индейцы стали втыкать их в землю, надеясь, что из них, таким образом, вырастут новые.

Читать еще:  Взаимоотношения Печорина и Бэлы до похищения. "Герой нашего времени."

2.3 Но на достаточном ли уровне находится сейчас культура, наука, мировоззренческая модель современной цивилизации, чтобы люди могли достаточно хорошо оперировать абстрактными понятиями, достаточно хорошо ориентироваться и делать правильные выводы в сложных вопросах? Безусловно, нет. Мышление современных людей крайне непоследовательно, догматично, страдает жестокими нарушениями логики и искажено эмоциями (см. статью «Боязнь мыслить»), а кроме того, что самое главное, у людей отсутствует стремление что-либо понимать и представление о необходимости что-либо понимать. Разум, как было отмечено выше, есть свойство его обладателя самостоятельно бороться с хаосом, с вызовами внешней среды, самостоятельно вносить в неё упорядоченность, и, следовательно, самостоятельно, в нашем случае, добывать новые знания, делать новые выводы о вещах и т. п. Но если человек сам по себе не стремится к тому, чтобы делать такие выводы, если мотивация к изучению окружающего мира у него близка к нулю (а это именно так для подавляющего большинства, а у тех, кто не входит в это большинство, стремление к изучению имеет ограниченный и узконаправленный характер), то как такого человека можно назвать разумным? Такой человек есть, скорее, лишь паразитирующее на разуме остальных, всего лишь повторяющее, транслирующее те модели поведения и те знания, которые были открыты кем-то, но не разумное существо. И стоит задуматься, когда, как принято в соответствующих случаях, произносятся фразы типа «человек научился перегораживать плотинами реки», «человек отправил аппараты на другие планеты», «человек смог освободить энергию атомного ядра» и т. п., что эти фразы вряд ли можно применить к человеку как таковому, человеку типичному и счесть эти достижения достижениями типичного человеческого разума, ибо эти достижения есть лишь результат отдельных прорывов мысли, результат труда отдельных выдающихся личностей, в то время как подавляющее большинство людей не способны на значительно более мелкие достижения, занимаясь всего лишь копированием чужих методов и зазубриванием чужих знаний, которые принимаются ими как неизменные догмы.
Закономерным следствием неразумности человечества является то, что в настоящее время внятное представление о разуме, внятная характеристика разума отсутствует, а способность человека делать правильные выводы в той или иной ситуации выглядит зависящей во многом от неких неуловимых (с точки зрения современной науки) факторов, значительную роль в том, чтобы не только какую-нибудь, например, новую теорию создать, но и ещё и понять то, что она является правильной, играет, во-первых, интуиция, а во-вторых, собственно стремление и привычка человека что-либо понимать и задаваться какими-либо вопросами. Человек ещё должен существенно развить свой разум. При этом, для того, чтобы людей и общество можно было считать разумными в полной мере, требуется принятие иных ценностных и мировоззренческих установок, чем те, которые существуют сейчас.

Неверные определения разума и представления о разуме:
Разум, разумность —

  • способность находить рациональные, оптимальные решения;
  • свойство человека, заложенное в генах, свойство, присущее людям как биологическому виду;
  • это свойство, которое появилось в результате какого-то непонятного скачка или мутации, с тех пор люди обладают этим свойством в неизменном виде;
  • то, что делает человека похожим на машину;
  • это то, что может быть сведено к конечной сумме каких-то универсальных правил и алгоритмов;
  • то, что зависит от одного простого показателя (количество логических операций в секунду, число нейронов в мозгу, число связей между нейронами и т. п.);
  • то, что помогает принимать правильные решения при недостатке исходных данных;
  • мистическое, сверхъестественное свойство, любые по-настоящему правильные знания и информация могут быть получены только сверхъестественным путём;
  • обладание определёнными правильными знаниями, правильность которых ранее была кем-то установлена и подтверждена на опыте;
  • инструмент, который человек использует для оптимального удовлетворения своих потребностей.
Читать еще:  Писарев мотивы русской драмы гроза. Чьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А

Правильные определения разума и представления о разуме:
Разум —

  • способность самостоятельно мыслить, разбираться в вещах, строить адекватные реальности модели явлений;
  • способность видеть актуальные проблемы, на основе их выделения ставить решаемые задачи и чётко находить их решения;
  • способность человека упорядочивать свои представления о мире;
  • то, что тесно связано со стремлением человека к познанию мира и поиску им всё новых и новых (не известных до сих пор) возможностей;
  • то, с помощью чего можно контролировать эмоции и животные инстинкты;
  • способность к установлению истины;
  • это когда человек понимает что-то, проникает в суть, а не просто заучивает некий набор фактов, формальных определений и догм;
  • это когда человек применяет системный подход к изучению явлений;
  • это когда человек, прежде чем выполнить какую-то задачу, думает — а есть ли в этом смысл?

Ум и Разум человека. В чём их разница?

Толковые словари определяют Ум как способности человека к анализу, познаванию нового, умению воспользоваться новыми знаниями, вырабатывать на их основе личную точку зрения, делать выводы и принимать решения.

Ум анализирует происходящие события и разграничивает важное и существенное от второстепенного и несущественного.

Разум человека это категория совсем другого свойства, эзотерического. Он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, не связанно с конкретной жизненной ситуацией, от анализа накопленного опыта перейти к обобщению, и, как следствие, выработке концепций и формул, которые можно будет применять для управления жизнью и окружающей средой.

Направленность ума и разума

Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.

Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.

Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.

Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.

Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:

  • Разум – это духовная составляющая человека, включающая наивысшею степень мышления, он функционирует на более высокой энергетической частоте в отличии от сознания (ума).
  • Ум – это инструмент сознания (со+знание т.е. сопутствующие знания). Ум человеку необходим, чтобы принимать, исследовать и анализировать информацию.

Сила разума в человеке заключается в способности к творчеству, которая всегда давала жизнь новым изобретениям в области технологий, техники и т.д.

Задачи человеческого ума и разума

Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.

Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.

Ум-эго держит человека в раз и навсегда выработанных понятиях, навязывая своё мнение и создавая ощущение собственного превосходства, а по сути гордыни, не давая человеку развиваться, и искать другие, более позитивные решения.

И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.

Разуму не нужно делить на части, чтобы понять целое, не нужен предыдущий опыт . Он открыт для получения энергии и знания от Сущности и находясь в одном вибрационном поле с ищущим человеком, предстаёт, как осознание.

В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.

Читать еще:  Как нарисовать ам няма в разных позах. Как нарисовать ам няма карандашом поэтапно

Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.

Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.

Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.

Разум человека, как энергия высокой частоты проникает в любую форму и соединяясь с соответствующей ей вибрацией раскрывает её внутреннее содержание. Мы интуитивно и с помощью ощущений и чувств можем приблизиться или даже войти в одно вибрационное поле с Разумом.

И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью

1. Ум − это инструмент сознания личности, он обращён вовне .

2. Разум человека функционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.

3. Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.

Окружающий мир 3 класс. Что нарисовать «Мир, созданный разумом человека»?

Задание : Нарисуй удивительный мир, который создан на Земле благодаря разуму человека. Что нарисовать?

Вопрос очень хороший, потому что не будем забывать, что задание не для взрослого человека, а для ребенка третьего класса. Поэтому учитывать знания и умения ребенка здесь надо будет в первую очередь. Дети обычно впечатлительны. И услышанное или увиденное они сохраняют в памяти, перерабатывают и преподносить могут совсем по-другому, рисуя фантастические картинки на реальной почве.

Итак, что же можно предложить по данному вопросу.

Мне кажется, что для начала надо спросить ребенка, что он понимает из задания, и каким он видит ответ. Потом можно приступать к его реализации.

Например, можно нарисовать Египетские пирамиды, пески. Мой племянник это назвал в первую очередь. Его сильно впечатлило, что эти пирамиды были построены древними египтянами вручную, когда не было ни подъемных кранов, ни машин, никакой техники.

Второй темой им было предложено нарисовать космос, а именно ракету или спутник —

А еще можно нарисовать космонавта, который вышел в открытый Космос. Многих детей, особенно мальчиков, тема Космоса, действительно, волнует.

Еще мой племянник предложил нарисовать подводный мир. Его эта тема тоже волнует, гораздо больше, чем тема урбанизации, например).

Дети изображают подводный мир, ориентируясь на иллюстрации к книгам, телевидение, собственный аквариум. Водолазы, дайверы, подводные лодки, батискафы интересуют многих третьеклассников.

Думаю, что это отличные варианты рисунка. Так же могут быть идеи чего-то невероятного, что когда-то произвело на ребенка впечатление, и что он смог по-своему воссоздать в рисунке.

Все созданное на земле человеком по своему уникально и удивительно, даже урбанистические пейзажи больших городов и промышленных предприятий. Сама природа создать такое была бы не в состоянии. Поэтому можно нарисовать что-то, что объединило бы творения человеческих рук и творения самой природы. В идеале показать, как человек создает нечто подобное чудесам природы, не разрушая ее и нанося ей вред.

Вот например рисунок, на котором показана и природа и человеческие творения, существующие рядом и дополняющие друг друга:

Или вот какую очаровательную лестницу придумали люди:

Можно подойти к теме глобально и показать мир, современных технологий, то как они меняют облик планеты:

Вот еще несколько красивых рисунков:

Мир глазами ребенка совсем не таков, каким видят его взрослые! Конечно, первая мысль о том, что создано человеком — это интернет. Но можно вернуться еще в более древние времена. Изобретение колеса, лампочки, их совершенствование- машины, светодиоды. А еще — из пещеры в многоэтажку, одежда из шкур животных и современная одежда, совершенствование мебели, бумага, ткани.

Например, если раньше в поле работали люди и животные, то сейчас все намного по-другому — усовершенствованные механизмы, машины, компьютеры. Если раньше пищу готовили на костре, то сейчас существуют электро — и газовые плиты, микроволновки, мультиварки и хлебопечки. В прошлом люди думали, что Земля держится на трех китах или слонах и она плоская, то благодаря созданию космических спутников, ракет все знают, что Земля круглая и «висит ни на чем». Вот это и можно зарисовать.

Источники:

http://mirbudushego.ru/slter/razum.htm
http://avisi.ru/um-i-razum-cheloveka-v-chyom-ix-raznica.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2195137-okruzhajuschij-mir-3-klass-chto-narisovat-mir-sozdannyj-razumom-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector