48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое шариковщина? Булгаков (Собачье сердце). Шариковщина явление социальное

«Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Михаил Афанасьевич Булгаков, как и всякий творческий человек, несомненно обладал тонкой душевной организацией, остротой восприятия. Поэтому он не мог не чувствовать и не переживать сложность и трагичность современного ему постреволюционного общества, не ощущать сильнее и острее других те жуткие и уродливые общественные процессы. Их философское переосмысление отразилось в повести «Собачье сердце».
Что есть перерождение Шарикова как не трансформация социального строя, при которой все, кто были «никем», социальными низами, стали «всем»? В сюжете этого произведения отразились общие настроения эпохи смут, репрессий, господства животной тупой силы над здравым смыслом.
Шариков – своеобразный антигерой, олицетворяющий антиразумное общество, не имеющее стойких моральных ценностей, отказавшееся от опыта и мудрости поколений, традиций.
Необходимо заметить, что «шариковщина» получается в результате «швондеровского» воспитания. В связи с этим, для понимания замысла автора, следовало бы поподробнее рассмотреть образ Шарикова и его “учителей” – Швондера и профессора Преображенского.
Профессор явился для Шарикова первым учителем человечности. Ведь научиться говорить – еще не значит стать человеком! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью. Профессор Преображенский, воплощение образованности и высокой культуры, становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо». Ученый очень определенно высказывается о наступившей «разрухе», о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок.
Но эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: “Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет. ”
Швондер же видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» своего большого «Дома». Его целью было делать из Шарикова не человека, но «пролетария». И восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком. Образ «пролетариата», рисуемый Булгаковым, оказывается откровенно негативным.
Результаты подобного швондеровского воспитания мы видим в поведении еще не оформившегося получеловека. Одним из первых слов, которые он отчетливо произнес, стало определение – «буржуи». Это уничижительное обращение относилось к тем, кто «не любил пролетариат», а следственно, им не являлся.
Швондер играет немаловажную роль в становлении характера Шарикова. Его влияния нельзя не заметить: это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили. » Невероятно красноречив эпизод за обедом, когда между профессором и Шариковым происходит следующий разговор:

– Что же вы читаете?
Эту… как ее… переписку Энгельса с этим… как его – дьявола – с Каутским.
Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? . Что вы со своей стороны могли предложить?
Да что тут предлагать?… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить…»

Вот и наглядный результат швондеровского воспитания! Существо, стоящее на самой низшей ступени развития, по словам профессора Преображенского, еще только формирующееся, слабое в умственном отношении, «чьи поступки чисто звериные». Но оно уже «позволяет себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить»! Не этим ли самым и занимался пролетариат, бездумно взяв чужое, разрушив его до основания, и бестолково поделив?
Темнота, безграмотность, агрессия и бездумность гомункула Шарикова как нельзя лучше иллюстрируют типичных представителей «нового строя», «нового мира».
Рассуждения о человеческой природе, о ее темном и зверином начале в целом свойственны творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. В этой же повести через сатиру и юмор, построенный на контрастах, нам раскрывается глубокая философская подоплека произведения. Комичен, но горек образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе», ужасен и символично уродлив сам процесс «очеловечивания зверя».
Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатирическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения.
В своей повести автор поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека, о бессилии человечества в борьбе с животным началом, просыпающимся в людях. Трагедия же заключается в том, что в жизни шариковых и швондеров очень много. И «шариковщина» как социальное и моральное явление навряд ли когда-нибудь изживет себя.

Читать еще:  Нарисовать кошку простым карандашом. Как нарисовать кошку для детей карандашом

«Шариковщина – явление социальное»

“Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала “великая социальная революция”, у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше. ”
Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году “в семье профессора”. Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести “Собачье сердце” является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.
В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился “новый человек”, он получил имя “гомо советикус”. Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.
“Гомо советикус” отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его “генотип”. Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.
Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов “гомо советикуса”. Почти в одно время вышли его сатирические повести “Роковые яйца”, “Дьяволиада” и “Собачье сердце”.
Итак, перед нами главный герой повести “Собачье сердце” — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой.
В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен “гомо советикусу”: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: “Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу”. На чучело совы он смотрит с такими чувствами: “А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним”.
В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо.
Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство.
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков “рождается” с одним чувством — ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д.
В итоге весь “новый мир” построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом — это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть “духовный наставник” — председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак.
Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого “нового мира”. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам.
-Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости?
Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет.
Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха — в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.
Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми “прелестями” большевистского режима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.
Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался”. Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние.
В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.
В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа — монстра Шарикова!
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования.
В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Читать еще:  Потери российской армии в чеченской войне. Реальные жертвы чеченских войн

Что такое “шариковщина”?

Образ, созданный Булгаковым, стал актуальным для многих поколений. Что такое «шариковщина» сможет ответить подросток, прочитавший текст. Найти признаки героя среди своего окружения легко для взрослых, людей, обладающих большим жизненным опытом.

  1. Гениальность идеи
  2. Появление «шариковщины»
  3. Шариковы в прошлом и настоящем

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Гениальность идеи

Автор хочет, чтобы человек стал идеальным. Проблемы российской действительности 20-х годов ставили в тупик многих образованных представителей интеллигенции, рабочих и крестьян. Общество менялось, метясь в поисках истины. Каков он идеальный человек?

Профессор Преображенский – гениальный хирург. Он воплощает мечты автора. Все, что видел Булгаков в российской действительности, возмущало его. Терялась культура, умирала духовность. Революция меняла ценности человека. Автор заметил, что страна движется к катастрофе. Эксперимент, проводимый в стране, порождал страшных людей. Они не уважали рядом живущих, не изучали уроки истории, не понимали профессиональных потребностей человека. Предсказать, к чему они приведут Россию, сложно для самых образованных людей. Итог мог быть самым ужасным – потеря человеческой сути, превращение в развратных, агрессивных «животных» с потребностями пить, «жрать» и унижать.

Появление «шариковщины»

Автор показывает насколько нелепо рождение нового человека. Профессор пересаживает дворняге мозг Чугункина, алкоголика и уголовника. Пес, безобидный и голодный, под действием человеческого материала становится уникальным видом новой страны. Эксперимент хирурга сравним с революционными преобразованиями России. Опасный опыт можно оправдать с позиции медицины. Научные разработки хирургии дают возможность сделать массу выводов. Результаты поражают ведущих ученых в сюжете и дают почву для размышления врачам в реальности. Параллель: человек – животное, идет с момента возникновения разумных существ. Человеческий облик не смог изменить суть характера, еще более усилился животными потребностями.

Шариковы в прошлом и настоящем

В прошлую эпоху появление шариковых объяснялось социальными проблемами. Но их появление стало настолько живучим, что уже целые поколения людей с собачьим сердцем гуляют по России. Шариков начинает уничтожать кошек, то есть тех, кто слабее его, но постепенно переходит и на себе подобных – собак. В таких людях нет сочувствия и сожаления, они идут вперед, не задумываясь о горе, которое они приносят окружающим. Если верить сюжету, их ждет та же судьба, которую они заслуживают. Их ставят на место или возвращают на начальную ступень. Так происходит в сюжете книги. Шариковы далеки от социальной справедливости, им безразлично против кого воевать. Они рвут куски для себя, и получают власть. К вышестоящим проявляют покорность, угодливость и лесть. К зависимым от них – жестокость. В головах нет стремления измениться, стать образованными и культурными.

Читать еще:  Что можно выиграть в жилищной лотереи. «Жилищная лотерея»: правила игры

Профессор принимает ошибку экспериментальной операции. Он исправляет ее, возвращая собаку в свой первозданный вид. В реальности шариковых нельзя уничтожить. Они живучи и равнодушны. Социальные опыты над людьми так легко не остановить. Эксперименты порождают множество пороков. Обратное перерождение шариковых в мирных трудолюбивых людей – это новая проблема. Кто способен ее решить? Ответить на вопрос сложно. швондеров и шариковых принимают везде, где любят лесть и обман. Думать о других – не их задача. Смысл жизни – в унижении, в порабощении себе подобных. Автор призывает учиться на ошибках прошлого. Ценить ту культуру, к которой пришел народ. Показывает силу образованности человека. Как остановить размножение наглецов, кто сможет это сделать, какой строй нужен России?

Источники:

https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/sobache-serdtse/1591-sobachje-serdce-2
https://www.allsoch.ru/sochineniya/876
https://obrazovaka.ru/sochinenie/sobache-serdce/sharikovschina.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]