Л н толстой каким он. Каким был Толстой? Разочарование в церкви
Нераскаявшийся грешник: за что Льва Толстого отлучили от Церкви
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Анафема» состоит в лишении церковного общения, анафеме предавали еретиков и нераскаявшихся грешников. При этом отлучение от церкви подлежит отмене в случае покаяния отлученного. Однако в акте об отлучении Льва Толстого термин «анафема» не употреблялся. Формулировка была куда более деликатной.
Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной». По сути, это была констатация отречения от церкви самого писателя.
Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина».
В ответ на определение Священного Синода Лев Толстой опубликовал свое послание, в котором писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».
Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Больше того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.
Реакция общества на отлучение Толстого была неоднозначной: кто-то негодовал на Синод, кто-то публиковал в газетах заметки о том, что писатель принял «сатанинский облик». За этим событием последовали заявления в Синод с просьбой об отлучении от разных лиц. Толстой получал как сочувственные письма, так и письма с призывами опомниться и покаяться.
Сын Толстого, Лев Львович, говорил о последствиях этого события: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
За что Льва Толстого отлучили от церкви и в чем суть его религии
Многие факторы способствовали отречению культового отечественного писателя, графа Льва Толстого от церкви. Мы поэтапно разберем, при каких обстоятельствах это случилось и как это связано с толстовством.
В чем суть толстовства
В течение 1880-х гг. у Толстого выходит сразу несколько произведений, таких как «Исповедь» , «В чем моя вера» и «Воскресение» в которых писатель подробно высказывает свои духовные мысли и идеи. Впоследствии складывается новое религиозное течение, получившее распространение не только в России, но и в Западной Европе, Индии и Японии ‒ Толстовство. Известным сторонником учения был Махатма Ганди, с которым писатель часто общался посредством писем.
Основные каноны толстовства были таковы: непротивление злу насилием, нравственное саморазвитие и опрощение. Жизнеучению Толстого был характерен синкретизм, поэтому вы найдете общие черты с даосизмом, буддизмом, конфуцианством и другими идейными течениями. Будучи сторонником этого религиозного течения, человек, вольно становится вегетарианцем и отказывается от употребления табака и алкоголя.
Священный синод считал толстовство религиозно-социальной сектой, вредно влияющей на верующих людей. На этой ноте отношения с церковью у писателя стали неоднозначными.
Была ли анафема?
В послании Священного синода о Льве Толстом публично заявили об отлучении русского писателя от православной церкви. Помимо отлучения, в тексте Толстого назвали «лжеучителем», отвергающим важнейшие догматы православия.
И действительно, Лев Николаевич отрицал Троичность Бога, непорочное зачатие и то, что Иисус Христос воскрес, но как таковой анафемы от церкви он не получал . Все потому, что процедура отлучения к 1901-ому году была упразднена, а последним обладателем анафемы стал гетман Мазепа в 18-ом веке.
Стоит отметить, что с началом развития толстовства ряд церковных иерархов пытались официально отлучить великого писателя от церкви, но по разным причинам сделать этого им не удалось.
Отношение людей к “анафеме” Толстого
Положение вещей было остро воспринято общественностью и графу стали приходить различные письма с критикой в адрес самого Толстого, с последующими угрозами и принуждением к покаянию. Священник Кронштадский называл писателя подобным Иуде предателем и отъявленным безбожником.
Православный философ Василий Розанов считал, что Церковь не может судить Толстого, называя Синод «формальным учреждением». Дмитрий Мережковский заявил, что если отлучают графа, то пусть отлучают и тех, кто верит в учение Толстого.
Полемика по поводу отлучения графа от Православной церкви продолжалась вплоть до гибели великого русского писателя. Неравнодушные люди стали писать письма в Синод с просьбой отлучиться от церкви, а после указа «об укреплении начал веротерпимости» 1905 года подобные письма только участились.
Реакция графа на послание
Ответила на послание в начале жена писателя Софья Андреевна. Неделями позже она отправила свое письмо в газету «Определения», в котором выразила недовольство идеями Священного синода об отказе отпевать Льва Николаевича при смерти, назвала служителей Церкви «духовными палачами».
Спустя месяц граф Толстой напишет «ответ Синоду», который напечатали лишь летом 1901 года с множественными поправками. Более 100 строк письма цензура убрала из текста из-за «оскорбления религиозных чувств», также был нанесен запрет на перепечатывание текста в другие издания.
Позднее здоровье русского писателя ухудшилось, и его жена решила попытаться примирить мужа с церковью, из-за чего возникло много конфликтов в их отношениях.
Лев Толстой гордо отвергал возврат к церкви, вплоть до конца жизни, прося в дневниковых записях похоронить его без церковных обрядов. Софья Андреевна знала о завещании мужа и похоронила его так, как он хотел.
Что вы думаете о позиции и учении Льва Толстого? Делитесь своим мнением в комментариях!
Почему Льва Толстого отлучили от церкви?
Лев Толстой
С произведениями графа Л.Н. Толстого, пожалуй, знаком даже последний двоечник. Это наиболее известный русский писатель, участник обороны Севастополя, член Императорской Академии наук, человек, который несколько раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Произведения Толстого множество раз экранизировались, а его пьесы ставились на сценах всего мира. В эпоху СССР граф был самым издаваемым писателем.
Конфликт с церковью возник после ряда романов, таких как, “Исповедь”, “В чем моя вера?” и, особенно, “Воскресенье”, где автор раскритиковал важнейшие догматы Православной церкви. Усугубило ситуацию то, что граф распространял брошюры, где описал собственное видение христианства, далекое от общепринятого. Идеи эти людям понравились и получили широкое распространение.
Например, писатель отвергал учение о Троичности Бога, непогрешимый авторитет Вселенских соборов, отрицал церковные таинства, непорочное зачатие мессии и подвергал сомнению действительность воскрешения Иисуса Христа, как и его божественность.
Граф высоко ценил моральные принципы христианства, при этом отвергал общественные богослужения, церковную иерархию, клир и, в целом критиковал официальную религию, считая духовенство холодным и циничным органом, механически и наскоро исполняющим обряды. По мнению толстовцев, чтобы верить в Бога, людям не нужны посредники в виде духовенства.
Главными принципами толстовства стали: непротивление злу насилием, всеобщая любовь, нравственное самосовершенствование личности и отказ от большинства благ цивилизации.
Понятно, что Церкви такое мнение сильно не понравилось. После череды попыток переубедить писателя, обращения за помощью к императору Александру III, а потом к Николаю II, и “горячих” споров между представителями духовенства о способах давления на Льва Николаевича, Святейший синод (высший орган церковно-государственного управления) принял решение исключить Толстого из членства Православной Церкви. Опального дворянина назвали “лжеучителем”. Правда, официально анафемы от церкви граф не получил.
Определение Синода об отлучении Толстого
Тем не менее, в обществе заключение Синода вызвало сильный резонанс. Одни поддерживали писателя, другие, коих оказалось большинство, перешли на критику, оскорбления и даже угрозы. Последнее вынудило Толстого написать ответ Синоду.
В ответном письме граф заметил, что он глубоко верующий человек и верит в Господа, но он усомнился в правоте Церкви. Далее публицист еще раз объяснил свое видение христианства, а также невозможность примирения с русским духовенством.
Лев Толстой и Владимир Чертков
До самой смерти Лев Николаевич придерживался своих взглядов и не вернулся в лоно Церкви. Граф завещал, чтобы его тело не хоронили согласно христианским обрядам, а просто закопали.
Вы спросите, а что же стало с толстовцами? В 1920-1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев были ликвидированы, а участники репрессированы. «Под корень» уничтожить толстовцев не удалось. Последователи учения сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии и многих других странах.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/050316/28686/
https://zen.yandex.ru/media/id/5a64be621aa80cf4383e14f5/5bb749bc90688600aa54da2a
https://picturehistory.livejournal.com/4640914.html