50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры.

Если в человеческой жизни причины и следствия происходящего не всегда ясны и понятны, то в литературном произведении все действия героев логически связаны между собой.

Любое событие является следствием предыдущего, а все сцены, не имеющие отношения к действию, отсекаются как ненужные. Изображаемая писателями последовательность событий – это предметный мир литературного произведения, или сюжет, позволяющий познакомиться с жизнью героев в ее пространственных и временных изменениях.

Что такое сюжет?

Сюжет составляет основу любого литературного произведения. Именно он раскрывает читателю цепочку описываемых событий, характеры персонажей, их взаимоотношение между собой. Если сравнивать сюжет со строительством дома, то его можно представить в виде каркаса, который по мере развития событий обрастает сценами-кирпичиками, а к концу произведения обретает кровлю-развязку.

Многие литературные произведения строятся по единой хронологической схеме, в которой все события происходят одно за другим. К таковым обычно относятся приключенческие романы, саги, мемуары. Есть и такие, где сцены связаны между собой не временной, а причинно-следственной связью, то есть каждое новое действие героев является причиной предыдущего. Концентрическая схема обычно присуща детективам, триллерам или драмам.

Являясь сложным целым, сюжет состоит из множества элементов, каждый из которых несет в себе определенные функции. К примеру, экспозиция включает в себя информацию о персонажах еще до того, как начинают развиваться события, а эпилог рассказывает о том, что произошло после всего описываемого в произведении.

Не каждая книга содержит в себе все элементы сюжета, но в любой из них есть как минимум три ключевых точки, называемых завязкой, кульминацией и развязкой.

Что такое завязка?

Под завязкой понимают определенное событие, которое происходит в начале произведения. Она дает толчок к действию и играет весомую роль в раскрытии характеров героев. В приключенческих романах завязка – это чаще всего сцена, толкающая персонажей на совершение подвигов, в детективах – описание преступления, которое впоследствии будет раскрываться сыщиками.

Если рассматривать на конкретном примере, можно обратиться к роману Дюма «Три мушкетера». Завязка в нем – это сцена, где д’Артаньян по приезде в Париж встречается с кардиналом Ришелье и понимает, что у него появился серьезный и могущественный враг.

Именно эта встреча становится началом последовательной цепи событий, на которых строится произведение автора.

Кульминация – что это такое?

Кульминация – одно из самых интересных и значимых событий в книге, точка наивысшего напряжения, в которой герой либо опускает руки, либо получает новые силы для дальнейшей борьбы. Этот элемент сюжета встречается во всех литературных произведениях, начиная от небольших рассказов и заканчивая многотомными романами.

Его наличие в сюжете считается неизбежным, поскольку в противном случае читатель может потерять интерес к написанному.

В малых литературных формах обычно присутствует только один кульминационный эпизод. Например, в сказке про Золушку интригующим моментом можно считать сцену, где злая мачеха узнала о поездке падчерицы на бал. В больших произведениях может быть как одна, так и множество кульминаций, особенно если через рассказ проходит несколько сюжетных линий.

Если говорить о «Трех мушкетерах», то кульминацией здесь выступает трагическое разрешение истории с подвесками, когда погибает Констанция. А вот в романе «Мастер и Маргарита» несколько кульминаций, в частности, поездка Маргариты на бал и встреча Понтия Пилата с Иешуа.

Что такое развязка?

К развязке относится событие, в котором происходит разрешение конфликта между героями произведения. В ней персонаж может добиться поставленной цели или остаться ни с чем и погибнуть.

Иногда бывает так, что развязки в произведении не происходит – таким способом автор оставляет читателям место для размышлений.

Возвращаясь к Дюма, развязкой можно назвать сцену последней встречи д’Артаньяна с кардиналом, в которой Ришелье вручил отважному герою патент на чин лейтенанта мушкетеров.

Читать еще:  Соствавьте план рассказа из повестей Белкина А.С. Пушкина - станционный смотритель

Сюжет в литературе – это что? Развитие и элементы сюжета в литературе

Современная теория литературы предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе – это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же – основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе – это, по их мнению, само развитие действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула – это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, – время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический – ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе – это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным – причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе – это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане – наиболее статичная часть. Ее задача – представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же – пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

Читать еще:  Им был берлиоз в мастер и маргарита. ~ Берлиоз Михаил Александрович ~

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни – вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Карла Густава Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть – это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера – она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система – каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Что такое завязка в литературе? Определение и примеры

В каждом художественном произведении присутствует определенный набор сюжетных элементов. Без этих деталей автор не сможет удерживать внимание читателей. Что такое завязка в литературе? Какую роль она играет в создании произведения?

Среди деталей в сюжете есть обязательные и необязательные. К последним относится экспозиция, которая встречается далеко не во всех рассказах и повестях. Завязка – обязательный элемент. Исключить ее из сюжета невозможно. Несложно понять, что такое завязка в литературе. Сам термин дает ответ на вопрос. Автор запутывает сюжетную нить, а затем, постепенно, развязывает ее.

Определение

Завязка в литературе – это событие, которое можно считать началом действия. Но эта деталь не всегда находится в начале повествования. Завязка может быть и в конце.

Любое произведение основано на столкновении взглядах героев, двух или нескольких точек зрения. В каждом рассказе, повести или романе есть конфликт. Что такое завязка в литературе? Это зарождение, обнаружение конфликта в повествовании. Она может быть в начале, середине или конце повествования. Понятие завязки в литературе знакомо не всем. Но каждый, кто прочел хот бы одну книгу, сталкивался с этим элементом.

Читать еще:  Эмерсон биография. Ральф эмерсон - биография, информация, личная жизнь

Не стоит думать, что завязка исключительное событие, будоражащее воображение читателя. Такой деталью может служить какой-то, на первый взгляд, непримечательный диалог между героями. Четко выявить завязку можно в произведениях детективного жанра. Здесь, как правило, события начинаются с преступления, на раскрытие которого уходит большая часть повествования. Эту деталь сложно не заметит в триллере. В произведениях других жанров завязка не бросается в глаза. Но как уже было сказано, она присутствует в каждой книге. Именно благодаря этой детали читатель не закрывает книгу на первых страницах, а окунается в мир, созданный писателем.

Композиция

Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие. Первая и последняя детали необязательны.

Для того чтобы понять, что такое завязка в литературе, стоит вспомнить сюжет любимой книги. Независимо от жанра, повествование строится по такой схеме: герои оказываются в трудной ситуации, а затем постепенно выбираются из нее.

О том, что такое завязка в литературе, примеры, приведенные ниже, дадут четкое представление.

Особенности завязки

Эта деталь увлекает читателя. Скучную экспозицию он может простить автору. Неинтересную завязку – отнюдь. Это интрига, вызывающая интерес у читателя и заставляющая его дочитать книгу до конца. В завязке всегда присутствует главный герой, по крайней мере, он имеет отношение к ситуации, после которой начинаются основные события.

«Мастер и Маргарита»

Роман начинается с развязки, причем с явной (бывают также и неявные). Третья глава заканчивается смертью Берлиоза. Но главный герой — Мастер, и его нет в тот вечер на Патриарших прудах. Он находится в клинике Стравинского. Главный герой романа Булгакова, действительно, отсутствует в развязке. Но, как мы помним, во второй главе Воланд читает книгу, написанную Мастером, после чего председателя МАССОЛИТа и настигает внезапная смерть.

Завязка гармонично вписывается в основную сюжетную линию. Она не выделяется на фоне остальных деталей, это органическая часть повествования. Завязка – это основа авторского замысла, то есть идея, которую писатель пытается донести до читателя.

«Собачье сердце»

Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.

Шахматная новелла

Очень яркие завязки присутствуют в произведениях малой прозы. Новелла мало чем отличается от рассказа. Все же некоторые литературоведы их различают. Они утверждают, что в новелле завязка более яркая, интригующая.

Мастером в создании увлекательных сюжетов был Стефан Цвейг. Завязка в «Шахматной новелле» даже самого вялого читателя заставит дочитать произведение до конца. Главный герой, рассказчик, встречает на проходе невероятную личность. Необычность этого человека заключается в том, что ему легко удается обыграть в шахматы гроссмейстера.

Кто он? Где он научился так хорошо играть? Ведь знаменитого шахматиста никто не может обыграть на протяжении многих лет. А этому чудаку, возникшему из неоткуда, удается это сделать с легкостью. Почему во время партии у этого странного человека так болезненно горят глаза? Такие вопросы автор ставит перед героем. И перед читателем. А затем постепенно раскрывает историю человека, охваченного шахматной горячкой.

Такая же важная деталь в сюжете – развязка. Автор должен не только заинтриговать читателя, но и раскрыть постепенно все карты. При этом между завязкой и развязкой неизменно присутствует кульминация.

Источники:

https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-syuzhet-v-literature-zavyazka-kulminaciya-i-razvyazka-primery/
https://fb.ru/article/163529/syujet-v-literature—eto-chto-razvitie-i-elementyi-syujeta-v-literature
https://www.syl.ru/article/376580/chto-takoe-zavyazka-v-literature-opredelenie-i-primeryi

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]