Что вы могли не знать о микеланджело буонарроти. Школьная энциклопедия
Что вы могли не знать о Микеланджело Буонарроти
Микеланджело зарабатывал подделками
Известно, что Микеланджело начинал со скульптурных фальсификаций, которые приносили ему немалые деньги. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру.
Микеланджело изучал умерших
Микеланджело известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе. Столь кропотливая работа обязывала безупречно знать анатомию, меж тем, в начале своей карьеры Микеланджело понятия не имел, о том, как стоится человеческое тело. Чтобы восполнить недостающие знания, Микеланджело много времени проводил в монастырском морге, где осматривал мертвых людей, пытаясь понять все тонкости человеческого тела.
Микеланджело ненавидел живопись
Говорят, Микеланджело искренне не любил живопись, которая, по его мнению, значительно уступала скульптуре. Тратой времени он называл написание пейзажей и натюрмортов, считая их «бесполезными картинками для дам».
Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти
Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Юный талант проявлял большое усердие и прилежность в учебе и быстро достиг не только успехов на школьном поприще, но и завоевал покровительство Медичи. Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей. Так, согласно сочинению Джорджо Вазари, итальянский скульптор эпохи Возрождения и один из преподавателей Микеланджело, Пьетро Торриджано, из зависти к таланту своего ученика сломал ему нос.
Микеланджело тяжело болел
Последние 15 лет своей жизни Микеланджело страдал от остеоартрита, заболевания, приводящего к деформации суставов и болям в конечностях. Полностью не потерять трудоспособность ему помогала работа. Считается, что первые симптомы появились во время работы над Флорентиийской Пьетой.
Также многие исследователи творчества и жизни великого скульптора утверждают, что Микеланджело страдал депрессией и головокружениями, которые могли появится в следствии работы с красителями и растворителями, которые вызвали отравление организма и все дальнейшие сопутствующие симптомы.
Тайные автопортреты Микеланджело
Микеланджело редко подписывал свои работы и так и не оставил после себя формального автопортрета. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле. Там изображен Святой Варфоломей, который держит содранный кусок кожи, представляющий собой лицо никого иного, как Микеланджело.
Микеланджело был поэтом
Мы знаем Микеланджело как скульптора и художника, а он был еще и опытным поэтом. В его портфолио можно найти сотни мадригалов и сонетов, которые, не были опубликованы при жизни. Однако, несмотря на то, что современники не смогли оценить по достоинству поэтический талант Микеланджело, спустя много лет его творчество нашло своего слушателя, так в Риме 16 века поэзия скульптора была крайне популярна, особенно среди певцов, которые перекладывали стихи о душевных ранах и физических недостатках на музыку.
Главные работы Микеланджело
В мире немного произведений искусства, которые могли бы вызывать столько восхищения, как эти работы великого итальянского мастера. Предлагаем посмотреть на несколько самых знаменитых работ Микеланджело и проникнуться их величием.
Микеланджело Буонарроти
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело.
Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Однажды, когда художник был на мраморных разработках в Карраре, ему захотелось высечь статую из целой горы. Он представил себе: …Корабль возвращается домой из далекого плавания, и вместе с цепью гор из синего моря поднимается белая, сверкающая на солнце огромная статуя. Несокрушимая, как сама гора, она прославляет красоту и силу свободного человека и учит быть героями всех…
Микеланджело родился 6 марта 1475 г., детство провел во Флоренции. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых «Вакх» и «Оплакивание Христа».
В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу. Во Флоренции был кусок мрамора высотою более 5 м. Один скульптор начал высекать из него статую, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера, даже Леонардо да Винчи, отказались сделать скульптуру из этого искалеченного мрамора. Микеланджело согласился. Через три года статуя была готова. Это был Давид — юноша, победивший в единоборстве великана Голиафа. Скульптор показал своего героя в момент, когда он приготовился к битве: брови его сдвинуты, ноздри раздуты, широко раскрытыми глазами он смотрит на великана, сжимая в левой руке пращу.
Флоренция переживала тяжелые времена, и, думая о несчастьях и мужестве своей родины, Микеланджело создавал статую юноши-борца, который смело вступает в бой с врагом, защищая свой народ. В 1504 г. статую поставили на площади Флоренции, прямо под открытым небом, чтобы ее видели все.
В том же году Микеланджело нарисовал воинов, готовящихся к сражению, картон «Битва при Кашине» для росписи зала флорентийского совета. Сигнал тревоги призвал купающихся солдат к битве, они поспешно вылезают из реки и хватаются за оружие и одежду. Художник изобразил обнаженных людей в сложных поворотах. Он прекрасно знал человеческое тело, каждый его мускул, каждое движение и хорошо умел передать его красоту.
В 1508 г. папа Юлий II дал Микеланджело заказ — расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме. Размеры будущей росписи превышали 600 м 2 . В невероятно трудных условиях, лежа на спине, художник сам, без помощников, изобразил на потолке капеллы библейскую легенду от сотворения мира и до потопа. Лучший образ этой росписи — первый человек Адам, Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его богу. Через плечо бога смотрит ангел, изумленный красотой человека.
Четыре года провел Микеланджело высоко на лесах, преодолевая боль в мышцах, без конца отирая заливавшую лицо краску. Его глаза после этого почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой. Постепенно этот недуг прошел,
В 1520 г. Микеланджело принялся за сооружение во Флоренции гробницы Медичи — полновластных правителей города.
Но в 1527 г. Флоренция восстала, изгнала тиранов и восстановила республику. Римский папа, сам принадлежащий к роду Медичи, с помощью императора стремился покорить Флоренцию.
Убежденный республиканец, Микеланджело принял деятельное участие в защите родного города: он был назначен главным инженером всех укреплений Флоренции. Но республика была побеждена, и художнику пришлось долго скрываться. Папа согласился помиловать его, если художник закончит капеллу, прославляющую Медичи.
Микеланджело снова приступил к работе и в 1534 г. закончил капеллу с находящейся в ней гробницей. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах: «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» — как бы символизировали быстро текущее время. Слова, которые Микеланджело вложил в уста своей «Ночи», раскрывают отношение великого мастера к действительности:
«Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека», — говорил Микеланджело.
Но Флоренция по-прежнему стонет под властью Медичи, и Микеланджело живет в Риме. В 1534—1541 гг. в той же Сикстинской капелле, где он расписывал потолок, художник создает фреску «Страшный суд». Колоссальная картина, по мысли церковников, должна была показать слабость человека, его покорность божественной воле. Но Микеланджело и в эту фреску внес дух непокорности, дух борьбы. В 1545 г. он кончает, наконец, гробницу папы Юлия II, заказ на которую получил 40 лет назад. Лучшие статуи для этой гробницы были сделаны еще в 1513—1516 гг.: это фигура Моисея — по библейской легенде грозного и мудрого вождя еврейского народа — и изваяние двух связанных пленных юношей. Один из них, собрав все свои богатырские силы, рвется из пут, а другой, побежденный, умирает.
Здесь, как и во многих других поздних работах, художник не скрывает своего горя и отчаяния. Но побежденные, связанные, умирающие люди у него всегда прекрасны и сильны. В этом утверждении красоты и силы человека — глубокий оптимизм Микеланджело.
Микеланджело не высек из целой горы грандиозную статую, как мечтал. Но он строил величайший в мире собор св. Петра в Риме. 1 января 1547 г. он был назначен главным архитектором этого собора. И хотя строительство было начато до него и окончено после его смерти, собор св. Петра несет на себе печать великого гения Микеланджело: художник переделал план и построил большую часть собора, по его модели возведен прекрасный купол.
Даже архитектуру Микеланджело воспринимал как отражение красоты человека. «Совершенно несомненно, что архитектурные части подобны частям человеческого тела, — говорил он. — Кто никогда не умел или не умеет хорошо воспроизвести человеческую фигуру, особенно в том, что касается анатомии, никогда этого не поймет».
Умер Микеланджело 18 февраля 1564 г. Его тело тайком увезли из Рима и похоронили на родине.
И сейчас на площади у церкви Сан-Миньято во Флоренции стоит бронзовая копия Давида как памятник художнику, который своим искусством утверждал свободу и красоту человека и защищал их с оружием в руках.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Микеланджело – непокорный и гениальный
Пожалуй, никакой другой художник не воплощал в такой степени гениальность, как Микеланджело. С самого начала он восхищал своей непохожестью и техникой ваяния. Творческая энергия, богатство выразительных средств, работа в самых различных жанрах дали современникам право именовать его “божественным”.
При этом жизнь донимала Микеланджело невзгодами: никто другой так не мучился доходящей до наваждения мыслью о возможной неудаче и неизбежном несовершенстве его творений. Это нашло отражение в усилившейся с годами потребности менять по ходу работы замысел произведения. “Бог есть совершенство, – писал Микеланджело, – и тот, кто стремится достичь его, стремится к божественности”. Одержимый не переводимыми на язык искусства видениями, Микеланджело так и не завершил надгробие папы Юлия II, над которым с перерывами работал в течение сорока лет!
Эпитет “божественный” не должен скрывать от нас личность Микеланджело, даже в тех случаях, когда она совершенно не соответствует общепринятым представлениям о “гении”.
Множество историй, донесённых до нас современниками и часто почитателями художника, создают портрет очень противоречивого человека. Гордый, вспыльчивый и недоверчивый, он подвергал тяжёлому испытанию всех, кто пытался с ним общаться. Отношения Микеланджело с папами, у которых он состоял на службе ( а работал он, как и жил, до очень глубокой по тем временам старости – 89 лет), были весьма драматичны. Однажды во время работы над потолком Сикстинской капеллы появился потерявший всякое терпение заказчик – папа Юлий II – и спросил, когда же художник закончит роспись. “Когда смогу, тогда и закончу!” – грубо ответил тот. Не стерпев, папа взобрался на леса и принялся колотить его палкой! В ответ Микеланджело бросил работу и ушёл, твёрдо решив отказаться от заказа. Папе пришлось отослать ему пятьсот дукатов, чтобы вернуть назад.
Часто причиной конфликтов была скупость. Так, во Флоренции подмастерья, помогавшие Микеланджело в отделке фасада церкви Святого Лаврентия, прекратили работу, заявив, что он им очень мало платит. Мысли о деньгах постоянно преследовали художника : либо потому, что ему их не хватало, либо потому, что он искал наилучший способ их вложения. Иногда из-за недостаточного финансирования останавливалась вся работа: плохо составив смету, Микеланджело был вынужден выпрашивать дополнительные средства, которые заказчик не хотел давать из-за медленного темпа работ. Но без денег темпы было невозможно ускорить! Вот почему в его письмах и стихах часто звучит безнадёжность, причём не только из-за материальных трудностей: “На наш рассудок тяжко давят плоть и смерть”. В конце жизни он был желчен и зол: “И зачем это я намалевал столько рож? Все они меня в конце концов надули. Кажется, что, переплыв море, я утонул в стакане воды”. Или ещё: “Хвалённое искусство, которому я отдал столько лет, – в почёте, а сам я стар, беден, да ещё и под сапогом у других.” Эти строчки были написаны примерно в 1546 году: Микеланджело предстояли ещё восемнадцать лет жизни.
История росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане началась с недоразумения : Микеланджело рассматривал живопись как незначительный по сравнению со скульптурой вид искусства и самого себя не считал художником. Поэтому всё началось с того, что он отказался от заказа и только потом на него согласился. Эта работа стала его мучением : ведь предстояло покрыть фресками ( очень сложная техника росписи, с которой Микеланджело лишь мимоходом имел дело в мастерской своего учителя Гирландайо) поверхность в 540 кв. м. Над этим художник работал в одиночку в течение 4-х лет (1508-1512) – факт для подобного вида работы уникальный. Для одного это была непосильная ноша, серьёзно подорвавшая здоровье мастера: те пять помощников, которых он поначалу нанял, с работой не справились и были вскоре уволены. По ходу дела возникало множество трудностей: из-за некачественно наложенной штукатурки первые фрески покрылись плесенью. Преодолевая неимоверные сложности, Микеланджело воспевал новый мир и изображал естественного человека, ещё не приговорённого развитием сознания к бездействию . Невинные и могущественные, персонажи его картин не стыдятся своей наготы, которая не шокирует, ибо выражает целомудрие.
В этом качестве он работал над эскизом базилики собора Святого Петра в Риме: смерть помешала ему закончить работу, но завершавшие его труд мастера сохранили все замыслы автора.
Инструменты скульптора обеспечивали поступательное развитие этого вида искусства: мрамор обтёсывали с помощью молотка и остроконечных резцов; затем детали обрабатывались зубчатым долотом, край которого, как у пилы, был нарезан зубчиками; после этого производилась доводка стамеской. И, наконец, скульптор полировал своё творение скребками и щётками. От состояния инструментов зависело не только качество произведения, но даже его стиль. У Микеланджело хорошие резцы появились благодаря небольшой промышленной революции XIV в.: в Западной Европе удалось тогда восстановить технику плавки, позволяющую получать очень прочный металл, из которого стали делать лезвия для шпаг, а потом и резцы для скульпторов. С помощью такого инструмента он мог обтёсывать куски мрамора под углом, высекая из него с необыкновенной точностью детали величиной с палец.
Мрамор для скульптур добывался в Карраре , тосканском городе, известном с глубокой древности и насчитывающем 500 карьеров. Этот мрамор отличался повышенной плотностью и твёрдостью ; добывали его глыбами с помощью деревянных клиньев, забиваемых в бороздки, проделанные в повреждённых местах. Заполняемые водой клинья увеличивались в объёме и разрывали камень по линиям бороздок.
Незавершённость как принцип.
Созданная в 1499 году “Пьета” – одно из самых прекрасных творений Микеланджело. Её законченность поразительна.
“Пьета Ронданини” , напротив, осталась незавершённой из-за смерти скульптора. Но то, что в данном случае не завершено в силу обстоятельств, в другом объясняется намеренным деянием автора.
Микеланджело разработал своеобразную теорию незавершённости – “нон финито” , которая рассматривает незаконченное произведение, например, фигуры рабов на надгробии Юлия II, как выражение борьбы между духом и материей .
Если Вам понравилась статья, ставьте “лайк” и подписывайтесь на канал , чтобы ничего не пропустить;)
Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:
Источники:
https://www.marieclaire.ru/vestnik/chto-vyi-mogli-ne-znat-o-mikelandjelo-buonarroti/
https://de-ussr.ru/literat/zarisk/mikelandzhelo-buonarroti.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5b802d739dd01100aa701f5f/5bf4767a2a606000aaf3632f