10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чуваши откуда. Уникальный язык и необычное происхождение чувашей

Кто такие чуваши и откуда они взялись

Как всем известно в генах любого человека есть маркеры, показывающие всю историю происхождения его рода. Один из источников в интернете представил шкалу, где расстояния в квадратных скобках показывают «степень родства» между народами. По этим данным ближайшими родственниками чувашей оказались венгры. Марийцы, живущие на севере от чувашей, относительно близки к алтайцам и китайцам.

Чуваши: 1. венгры [0.15], 2. русские [0.16], 3. финны [0.16], 4. чехи [0.17], 5. коми [0.17], 6. чеченцы [0.18]… 8. болгары [0.19], 9. хорваты [0.19], 10. сербы [0.20]… 15. марийцы [0.21]… 21. татары [0.25].

С точки зрения генетики(из другого источника) чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.

По мнению ученых корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли территорию от Причерноморья от Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.

Чуваши (самоназвание — чуваш чăваш ; мн. ч. чăвашсе́м , ед. ч. чăва́ш ) — этноним чувашей. Впервые это слово в Поволжье зафиксировано во времена и на территории Казанского ханства.

Долгое время, т.е. с конца ХIХ века, происхождение этнонима связывали с названием племени «суваз». В записках арабского путешественника ибн-Фадлана от 922 г. упоминается племя «суваз» (по другим данным «суван» или «сувар» в Волжской Булгарии, не желавшее принимать ислам. Исследователи (Ковалевский А. П., Ашмарин Н. И. и другие) отмечают, что арабское ‘с’ часто заменяет отсутствующий в арабском языке звук ‘ч’, поэтому «сувазы» есть те самые чуваши, которые так и остались со своими древними верованиями.

Есть мнение, что связан с соционимом XVI—XVII вв., указывавшим сословную принадлежность людей, плативших ясак (дань) и занимавшихся сельским хозяйством.

Чуваши делятся на две этническое группы: верховые(тури, вирьял)на западе и северо-западе и низовые (анатри) на юге.

Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой (“окающий”) и низовой (“укающий”) диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 — русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.

Внешность у Чувашей разная: встречается и монголоидная(черты доминируют у 10.3%), и европеоидная. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.

15(27) ноября 1871 года считается датой начала новой чувашской письменности. В январе 1872 года был напечатан весь тираж первого букваря, составленного Иваном Яковлевым. Первый вариант оказался громоздким и неудобным с практической точки зрения. После кропотливой работы с письменностью других народов упростили и усовершенствовали алфавит. Так возник “Букварь для чуваш”, который был повторно издан в августе 1873 года.

Понравилось – лайк. Жду в рядах подписчиков. Очень хотелось бы обсудить и узнать ваше мнение.

Чуваши: тайна происхождения этого народа

По данным переписи 2010 года в России проживает 1 435 872 чуваша. Больше всего их в Чувашии (814 750 человек), в Татарстане проживает еще 116 252 чуваша, в Башкортостане – 107 450, а в Ульяновской области и в Самарской соответственно 94 970 и 84 105 чувашей.
Культура чувашей давно проникла в наш быт – многие в России любят ватрушки с картошкой и творогом, пельмени, рыбу, отваренную в молоке – традиционные чувашские блюда. Однако этот древний народ полон тайн, которые ученые не могут разгадать до сих пор.

Откуда название?

Никто не может точно сказать, почему чуваши называются чувашами.
В русских летописях они впервые упоминаются в 1521 году: «. И вси князи Казанскиа и Татаровѣ и Мордва и Черемиса и Чюваши».
Существует несколько гипотез происхождения названия «чуваш».
Считается, что «чуваш», «чаваш» – это самоназвание народа. Но откуда оно взялось? Одни филологи считают, что это измененное название «суваз», которое чуваши носили раньше. Во всяком случае, арабские путешественники еще в 10 веке упоминали некий народ – то ли суваш, то ли суваз, который жил в пределах Великой Булгарии и отказывался принимать ислам, оставаясь верным язычеству. Поскольку в арабском языке отсутствует звук «ч», то скорее всего это были чуваши.
Арабам вторит князь Андрей Михайлович Курбский, который упоминает в записках о существовании на реке Суре неких «горных черемисов», которые сами себя звали «чуваша».
Само же название могло произойти от имени родоначальника – богатыря Сувара или же от некоего народа савиры, которые ушли в леса от исламских проповедников со своим вождем по имени Выраг.
Английский востоковед Джерард Клосон считает, что название народа произошло от названия их предков – табгачей или тоба, которые впервые упоминаются в хрониках в III веке, как народ, живущий в Монголии. Тоба были кочевниками , несколько сот лет они жили в долине реки Онон, а затем вторглись в Китай и основали династию Северную Вэй. Жужани, основавшие позже Жужаньский каганат, считали себя потомками тоба.
Составитель этимологического словаря Макс Фасмер объясняет происхождение названия народа от киргизского слова Živaš и от названия нижних кумандинцев «чабаш»: и то, и другое означало «мирный». Название могло произойти и от татарского слова džуvаš, которое означает то же самое. Схожее слово есть и древнетюркском – javaš.
Как видите, даже поверхностное знакомство с мнениями ученых заставляет говорить о том, что перед нами – древний народ с таинственной историей.

Читать еще:  Биография аксакова краткое содержание. Аксаков, сергей тимофеевич

Откуда они пришли?

Если чуваши жили в Булгарии еще в X веке, и уже тогда славились строптивостью и спаянностью, можно предположить, что корни народа древние.
Сами чуваши высказывают смелые предположения, что являются прямыми потомками древних шумеров.
Эта идея возникла еще во времена СССР: её выдвинул филолог Николай Марра, заявивший, что название «чуваш», «чаваш» – не что иное, как видоизмененное «шумар», «шумер».
Идею поддерживает чувашский автор Геннадий Егоров, пытающийся отследить схожесть языка с древнешумерским и считает, что Булгарию основали шумеры, пришедшие с юга в X–III вв. до нашей эры.
Действительно, чувашский язык выделяется среди тюркских, и считается единственным живым языком Булгарии. Филологи думают, что чувашский отошел от пратюркского на рубеже эр, и связывают это опять же с вторжением гуннов, что заставляет задуматься – а не стали ли чуваши потомками этого воинственного народа? Ведь возможного предка чувашей – народ тоба китайцы считали детьми гуннов.
Наука соглашается, что шумеры действительно уходили на север. Например, в Узбекистане около Термеза был найден шлем шумерского воина IV века до нашей эры, а некоторые тюркские слова действительно схожи.
Но все же большинство ученых связывают происхождение чувашей с тюрками, вышедшими из Азии и смешавшимися с автохтонными уграми. При этом возникает вопрос – откуда же взялись угры, и кем были эти тюрки? Быть может, все-таки гуннами? Но на вопрос нет ответа.

Они и выглядят странно

Только 10% чувашей имеют монголоидные черты, 65% – имеют смешанный тип, остальные – европейцы. Оксфордские антропологи считают что перед нами – древний народ из Восточной Азии с примесью европейской крови, которая произошла чуть большее тысячи лет назад в результате великой миграции народов.
Генетики считают, что около 50% распространенных у чувашей гаплогрупп имеют начало на Ближнем Востоке (J, E3b, I, К); около 20% ( N3) относятся к к Сибири, к Монголии или к Китаю, еще 18% (R1a) появилась на юге Русской равнины 15 000 лет назад, а оставшиеся имеют европейское происхождение.

И вера у них тоже странная

В отличие от других, у чувашей существует целый сонм духов воды, главный из которых – Шыв Турри; вода является границей миров и прародиной народа. Чтобы водяные духи не вредили, их ежегодно «кормили», забивая быков, а в трудные времена – убивая людей. Все водоемы и источники воды считались священными. Однако этнографы Ольга Викторовна Зарубкина и Марина Юрьевна Черноярова в работе «Cравнительная характеристика водных духов в русском и чувашском фольклоре» указывают на то, что чуваши считали русских неуязвимыми для воздействия водяных. Возможно, это было связано не только с христианством, но и с тем, что русский народ чувашами воспринимался как более сильный.

Зато женщины – красивые!

При всей древности народа и странном смешении генов, чувашские женщины считаются одними из самых красивых в России. Автор Зариф Башири в трудах указывает, что женщина в семье всегда занята даже больше мужчины, работает наравне с ним в поле, заботится о детях, и редко имеет возможность ухаживать за собой. Но не смотря на это, ее красота «берет вверх» и непостижимым образом чувашская женщина стареет очень поздно. При этом автор отмечает необыкновенную мастеровитость и трудолюбие чувашской женщины.

Сообщение о народе чуваши. Уникальный язык и необычное происхождение чувашей

В этом утверждении есть доля правды. Любая смена этнонима связана с генетическим дрейфом народа. Сегодняшние чуваши это не только сувары, это и булгары – потомки гуннов (вунногуры и т.п.), это и очувашенные марийцы (вирьял) и обломки различных наций влившихся в сферу чувашской культуры. Генетики признали, что средненизовые чуваши близки генетически ранним тюркам, то есть гуннам. Но как быть с остальной массой чувашей? Сегодня антропологическая школа Чувашии уничтожена, но именно антропологи утверждали: «чуваши на 98% европеоиды; марийцы, мордва на 82%, а татары и башкиры на 60%». Если чуваши тюрки, то почему такая большая разница в показателях европеоидности по отношению к тюркам (татарам и башкирам)?
Просматривая фильм о чувашах-тюрках, возникают следующие мысли:
– в фильме постулируется мысль, что тюрки это не антропологическое, а культурное сообщество, этим объясняется разница в антропологии чувашей и других тюркских народов. Но в таком случае, чем объяснить мощную культурную разницу между чувашами и тюркскими народами: в религии, искусстве, укладе? Кроме того, исторически тюрки происходят от вполне конкретного предка – гуннского племени тюкюе (тюгю), значит, все-таки, антропология является ключевым показателем единства тюркского сообщества.
– В фильме показаны ритуалы вокруг абашевских курганов. С точки зрения археологии, абашевцы не являются предками чувашей. Правда с точки зрения отношения чувашей к курганам, как к «Улăп тапри», подобные съемки возможны, только обрядов возле таких мест чуваши не производили, разве что только в тех случаях, когда на холме находилась киреметь.
– Во время обрядов пиво в огонь не плескали. Пиво, как и приношения, оставлялись на культовом месте. В огонь приносят жертвы марийцы.
– В фильме рассказывается о развитом хмелеводстве в Чувашии, но все должны понимать, ни о каком промышленном земледелии в республике после правления бывшего Главы администрации Чувашии говорить уже не приходится. Стоило бы сказать, что при каждом деревенском подворье раньше была своя пивоварня. Все русские названия, связанные с пивоварением булгаро-чувашские: хмель, солод, сусло и т.п.
– Обряд “ниме” (взаимопомощь) обычно проводился при строительстве дома или при полевых работах и был связан с личным участием в работе. При прежнем Главе администрации Чувашии этот обряд был низведен до уровня «добровольно-принудительных» денежных поборов. Не понятна связь между обрядом «ниме» и осенними посиделками «кĕр сари».
– Исторически, дрожжи в пиво стали пускать в позднее время, в период спаивания нации.
– Предполагают что пиво общетюркский напиток. Судя по названию «сăра» у чувашей и алтайцев, так действительно может показаться, однако, кто же на кого повлиял? Известно, что пивоварение зародилось в Месопотамии в 5 тысячелетии до н.э., а не на Дальнем Востоке. Назовите хоть один тюркский народ, где так же широко было развито пивоварение?
– Если чуваши тюркоязычные, то почему основные слова народа не вписываются в тюркскую лексику: например: хевель (“солнце” чув.) – гелиос (греческий). Почему тюрки кочевники, а чуваши древнейшие земледельцы? (Д.Ф. Мадуров. Тип уклада чувашского народа и его роль в экосистеме Волжско-Камского края // Экологический вестник Чувашской республики. – Чебоксары: 2000. – вып. 20. Д.Ф. Мадуров. Выверка уклада чувашей на примере артефактов культуры // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем: Приложение к вестнику Российского философского общества. Материалы научной конференции. М.: 2000. – ч.1) Почему все тюрки поклонялись Тенгрихану, а у чувашей нет следов этого культа. Чуваши поклоняются Тура. Это имя бога переднеазиатского происхождения. Подробнее об этом в статье (Д.Ф. Мадуров. Переднеазиатско-чувашские культурные параллели. С.360-382 // Научно-педагогическое наследство В.Ф. Каховского и проблемы истории и археологии. Материалы научно-практической конференции. 19-20 декабря 2006 г. Книга 2. – Чебоксары, ЧГИГН, 2009).
– Слушая чувашскую песню в фильме, невольно вспомнил украинскую «На моем пидвирье выросла береза, Дайте ж нам горилки хей хо, дайте ж нам горилки хей хо. На моем пидвирье выросла береза». Так кто же у кого эту песню списал?
– Жаль что в фильме мало представлены серебряные украшения чувашей. Ужасно выглядят вышивки с цветочками вышитыми анилиновыми нитками. Верх пошлости, эта традиция появилась в 50-е годы, в период культивирования отрицания национальной культуры и подражания русской. Женщина в девичьем головном уборе просто смотрится смешно, также нелепо выглядит сочетание очков и этнографического костюма.
– В фильме утверждается, что принявшие ислам чуваши стали называться татарами. В этой фразе проглядывает смысл о родстве тюркоязычных чувашей и татар. Следует отдавать себе отчет, что эти процессы происходили в период татарского господства в регионе и их максимального культурного влияния. Точно такие же процессы происходят и сегодня, и с этой точки зрения большая часть православного русскоязычного населения тоже может указать на свои чувашские (булгаро-суварские корни). В то же время и в чувашской среде присутствуют следы генетической подпитки со стороны соседствующих народов.
– С удивлением узнаю, что чувашский язык существует и будет существовать благодаря переводу на него Библии. Вообще-то священные писания на «гуннском языке» вышли в свет еще в 530 году, но это ни коим образом не сказалось на сохранности языка и самих переводах. Конечно, мы можем только поблагодарить Российский Институт перевода Библии за очередной крупный (по нашим меркам) финансовый вклад. Вспомним, что на грант Английского Библейского общества миссионер-просветитель И.Я. Яковлев построил Чувашскую Симбирскую школу. Только основной целью этой мисси было отнюдь не развитие национальной культуры чувашей, а чисто миссионерские задачи, не даром по воспоминаниям учащихся Симбирской школы, в ней запрещалось петь народные чувашские песни. А с точки зрения Православной (ортодоксальной) церкви даже народный костюм является «языческим», о чем в своих пропагандистских статьях уже писала газета «Чебоксарские новости». Так что, получается, что нам подсунули очередной «троян» («троянского коня»).
После просмотра фильма появляется ощущение, что этот фильм создавался, чтобы еще больше разделить наш народ, либо его создавали некомпетентные в этих вопросах люди.

Читать еще:  Сказка 7 богатырей и спящая. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Источники

Основные источники сведений по чувашской мифологии и религии – это записи таких ученых, как В. А. Сбоев , В. К. Магницкий , Н. И. Золотницкий и др. Важным источником информации о традиционных верованиях чувашей стала изданная в 1908 г. книга венгерского исследователя Д. Месароша «Памятники старой чувашской веры».

Язычество сохранилось в своей неприкосновенности только очень спорадически. Языческое селение это редкостное явление. Вопреки этому мне прошлым летом удалось длительное время побывать в одной такой исконно языческой местности И в других краях, где сейчас уже исповедуют христианскую веру, жива память о языческой эпохе в основном в устах стариков, которые сами лет 40-50 тому назад тоже приносили жертвы древним чувашским богам.

В конце XX в. большой массив чувашских мифов был обработан при составлении чувашского эпоса Улып .

Сотворение мира

По преданиям, мир создан богом Турă , «но сейчас никто уже не знает, как он создал его». Сначала на земле были только один язык и одна вера. Затем на земле появилось 77 разных народов, 77 разных языков и 77 разных вер.

Структура мира

«Чувашский мир» (рис. Владимира Галошева)

Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей и семи слоёв: трёхслойный верхний мир, однослойный наш мир и трёхслойный нижний мир.

В чувашской структуре мироздания прослеживается общетюркское деление на надземные и подземные ярусы. В одном из небесных ярусов живёт главный пирешти Кебе, которых передает молитвы людей богу Турă , обитающему в самом верхнем ярусе. В надземных ярусах находятся и светила – луна ниже, солнце выше.

Первый надземный ярус находится между землей и облаками. Раньше верхняя граница находилась гораздо ниже («на высоте крыши ветряных мельниц» ), но облака поднялись выше, когда люди стали хуже. В противовес подземным ярусам, поверхность земли – мир людей – называется «верхним миром»(Çỹлти çанталăк ). По форме земля четырёхугольная, в заговорах часто упоминается «четырехугольный светлый мир» (Тăват кĕтеслĕ çут çанталăк ).

Читать еще:  Европа плюс когда будет. марта в Крыму - это выходной или рабочий день

Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах – утки.

Боги и духи

О количестве богов существует несколько мнений. По одному мнению бог один – Верховный бог (Ҫӳлти Турă), а остальные только прислуживают ему и являются духами. Другие считают чувашскую веру многобожьей.

  • Албаста – злое существо в виде женщины с четырьмя грудями
  • Арзюри – дух, хозяин леса, леший
  • Вубар – злой дух, насылал болезни, нападал на спящего человека
  • Вите хуси – хозяин хлева
  • Вудаш – злой дух, обитающий в воде
  • Ийе – дух, обитающий в банях , мельницах, заброшенных домах, хлевах и т. д.
  • Ирих – божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни
  • Келе – злой дух.
  • Вупкан – злой дух, насылающий болезни, невидимый или в виде собаки.
  • Хэрле щыр – добрый дух, живущий в небесах
  • Эсрель – дух смерти

Мифические существа

Герои

Ырамась

Мифические места

  • гора Арамази, к которой был прикован праотец чувашей Улып.
  • гора Аратан – гора подземного мира. Одноименная гора находится в Шемуршинском районе на территории национального парка «Чаваш Вармане ».
  • ырсамай (киреметь) Валем Хузя. Государственная киреметь серебряных булгар в столице булгар Пюлере (Биляр).
  • Сетле-кюль – согласно ряду мифов, молочное озеро, на берегах которого живут потомки последнего казанского хана.

Взаимосвязь с другими религиями

Мифология и религия чувашей унаследовали много черт от общетюркских верований . Тем не менее, они ушли от общего корня гораздо дальше, чем верования других тюркских народов . Монотеистический характер чувашской веры иногда объясняется сильным влиянием ислама . Исламскими (арабскими и персидскими) по происхождению являются многие религиозные термины. Традиции ислама сказались на молельных, погребальных и др. обычаях чувашей. Позднее чувашская вера испытала не менее сильное влияние со стороны христианства . В наши дни среди чувашей, проживающих в сельской местности, достаточно сильно распространен религиозный синкретизм , где христианские традиции тесно переплетены с “языческими” (древнечувашской религией).

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/id/5aebcbcd57906a18134a224d/5b893b41fd3cf000aae6fd32
https://cyrillitsa.ru/past/128852-chuvashi-tayna-proiskhozhdeniya-yetogo-nar.html
https://cifra05.ru/health/soobshchenie-o-narode-chuvashi-unikalnyi-yazyk-i-neobychnoe-proishozhdenie.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]