Мистическая литература 19 века. Мистические мотивы в произведениях H
“Дипломная работа по литературе на тему “МИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ПОВЕСТИ 30-40-х гг. XIX ВЕКА”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Кулешова Лилия Андреевна
- Написать
- 3844
- 06.01.2018
Номер материала: ДБ-1007922
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
- 05.01.2018
- 234
- 05.01.2018
- 466
- 05.01.2018
- 2769
- 05.01.2018
- 594
- 05.01.2018
- 730
- 05.01.2018
- 1365
- 05.01.2018
- 4710
- 05.01.2018
- 3014
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Мистическая литература XIX века Российской Империи.
Но Гоголь был не единственным в Российской Империи автором книг ужасов. Успешно пробовали себя в этом жанре и другие отечественные авторы.
Владимир Одоевский: тайные знания сводят с ума
Многие из нас помнят со школы рассказал Владимира Фёдоровича Одоевского «Городок в табакерке». По сюжету, мальчик, заснув, обнаруживает себя в странном городке, где бегают другие мальчики, только в юбочках колокольчиками. Расспросив их, главный герой понимает, что находится внутри табакерки с музыкальным механизмом, и узнаёт, наконец, откуда берётся музыка, когда табакерка открывается.
На самом деле, многие сказки Одоевского его современники могли читать на ночь, только будучи уверенными, что сейчас смогут укрыться одеялом с головой. В рассказе «Игоша», например, мальчика терроризирует мёртвый ребёнок без рук, без ног. Персонаж взят из страшных народных сказок.
Повести «Сильфида» и «Саламандра» посвящены алхимии, то есть — поиску тайного знания.
В «Сильфиде» главный герой пишет письма, в которых рассказывает о том, как завёл у себя дома дух воздуха, похожий на прекрасную девушку. Каждое следующее письмо выдаёт его нарастающее безумие. Буквально чудом друзьям удаётся вырвать его из сетей сумасшествия и странной страсти к воображаемому существу.
Главные герои «Саламандры» — найденные русскими во время войны со Швецией финские дети. Действие происходит в самом начале восемнадцатого века, при Петре I. Эльса и Якко рано разлучены; Якко выучился и стал алхимиком, Эльса осталась простушкой и финской колдуньей. В неё вселяется огненный дух саламандры, который искушает и совращает разум молодого финна. В конце концов Якко предаёт всех, кто ему близок, и саламандра, вырвавшись из Эльсы, сжигает и его, и девушку.
Алексей Толстой: бал правят кровососы
Алексей Константинович Толстой, кузен Льва Николаевича, стал одним из родоначальников «вампирского» жанра в русской литературе, написав один за другим произведения «Семья вурдалаков» и «Упырь».
Герой «Семьи вурдалаков», французский маркиз, ночует в сербской деревне, в доме старика Горчи. Сам Горча ушёл вместе с соседями ловить в горах разбойника, турка Алибека. Он наказал семье ждать его ровно десять дней, а если вернётся он позже срока — вбить осиновый кол ему в сердце.
Горча возвращается вечером десятого дня и ведёт себя странно. Сыновья не могут решить, стал ли он уже вурдалаком. Тем временем старик крадёт из дома своего внука, на прощание заперев дверь снаружи. Когда сыновья выбивают дверь, они обнаруживают мальчика одного, лежащим без сознания. Маркиз вскоре покидает дом Горчи и продолжает свой путь. Возвращаясь через ту же деревню, он обнаруживает, что семья превратилась в стаю вурдалаков. Ему чудом удаётся спастись.
Герой «Упыря», Руневский, узнаёт о существовании вампиров на балу, когда его собеседник жалуется на то, сколько сегодня собралось в зале упырей. Дальше Руневский проходит через ряд приключений в весьма готическом особняке, но в конце концов становится неясно, действительно ли он сумел спастись от настоящих вампиров или вся эта история — свидетельство его внезапного помешательства.
Орест Сомов: страшна украинская ночь
Ореста Михайловича Сомова можно назвать в некотором роде предшественником Гоголя в литературе. Он написал ряд страшных повестей, основанных на украинском фольклоре. «Оборотень», «Русалка», «Самоубийца» — названия повестей говорят сами за себя. Впрочем, по сравнению с Гоголем сюжетные линии у Сомова были значительно проще.
И Тургенев туда же
Для многих удивительно, но писал мистические рассказы и Тургенев. Например, его «Собака» — о помещике, которого мучит полтергейст. Впрочем, за малыми исключениями Тургенев предпочитал описывать реальные проблемы.
Возможно, и современному читателю понравится кое-что из того, чем пугали сами себя наши предки.
Булгаков и еще 6 русских писателей-мистиков
Человек со сложной судьбой, имевший непростые отношения с властью, он писал довольно едкую сатиру на общественный строй, а его пьеса о “белых” с большим успехом шла на сцене МХТ. Но благодаря самому знаменитому роману – “Мастер и Маргарита” – Михаила Афанасьевича причисляют к писателям-мистикам. Сегодня мы решили вспомнить русских писателей, которые увлекались мистицизмом, что и нашло отражение в их произведениях.
Николай Гоголь (1821-1852)
Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.
Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. “Вечера на хуторе близ Диканьки” просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака – на страницах повести “Вий”, в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию – чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.
Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.
Федор Достоевский (1821-1881)
Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер – в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие “потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних “священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить “окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.
Некоторые герои Достоевского также “одержимы” – они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в “Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в “Преступлении и наказании”, “Идиоте”, “Бесах” и “Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.
Леонид Андреев (1871-1919)
Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.
Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций – революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах – “Жизнь Василия Фивейского”, “Иуда Искариот”, “Воскресение всех мертвых”, “Дневник Сатаны”.
Так в “Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца – в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в “Рассказе о семерых повешенных” – начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.
Кстати, по стопам отца пошли и дети – трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман “Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.
Михаил Булгаков (1891-1940)
В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен “проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.
Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи “Дьяволиады”, “Роковых яиц”, “Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего – изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.
Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булгакова – “Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).
Борис Пастернак (1890-1960)
Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника “Близнец в тучах” Пастернак назвал себя “профессиональным литератором”.
Апофеозом творчества Пастернака стал роман “Доктор Живаго” – грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало – в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.
Несмотря на весь реализм, “Доктор Живаго” пронизан религиозной мистикой и христианской философией – и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева – человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи – совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.
Владимир Орлов (р. 1936 г.)
Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.
Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла “Останкинские истории”, “Альтист Данилов”. Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания – и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.
Виктор Пелевин (р. 1962 г.)
Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.
Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала “Наука и религия”. Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.
Увлечения писателя нашли отражение в его работах – яркие тому примеры “Омон Ра”, “Колдун Игнат и люди”, “Чапаев и Пустота”, “Священная книга оборотня”, “Нижняя тундра” и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.
Источники:
https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-po-literature-na-temu-misticheskie-motivi-v-russkoy-povesti-h-gg-i-veka-2429742.html
https://homsk.com/trombon/misticheskaya-literatura-xix-veka-rossiyskoy-imperii
https://rg.ru/2014/03/09/bulgakov-site.html