Данко является героем произведения а м горького. ««Легенда о Данко» А
Легенда о Данко. М. Горький
Данко. Художник И. М. Тоидзе
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота. Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум. Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче. Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явился Данко и спас всех один.
Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей.
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Веди ты нас! — сказали они.
Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они. Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река. Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.
Сочинение на тему: Подвиг Данко в рассказе Старуха Изергиль, Горький
Подвиг Данко
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был закончен автором осенью 1894 года. Это известное раннее произведение писателя имеет интересную композицию. Рассказ состоит из трех частей, и, в соответствии с ними, разделен на главы. В каждой части излагается отдельная история. В первой главе — это легенда о Ларре, во второй — исповедь Изергиль, а в третьей — легенда о великом подвиге Данко.
Данко — это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.
Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.
Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.
Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».
Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко — это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль — женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.
Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».
Таким образом, для писателя Данко — это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.
Урок литературы на тему “М.Горький “Старуха Изергиль”: легенда о Данко (7 класс)
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Урок литературы в 7 классе
М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»
Эпиграф к уроку:
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой ; развивать навыки анализа текста;
2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарный запас обучающихся;
3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.
Планируемые результаты: знание понятий «романтизм», «романтический герой», содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения)
Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.
I . Организационный момент
II. Работа по теме урока
«. Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас. », – так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, – Максим Горький.
Давайте вспомним настоящее имя писателя (Алексей Максимович Пешков), Максим Горький – псевдоним писателя, а что такое «псевдоним» ? ( Псевдоним – вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего).
Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году) Горький писал: “Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.
Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему .)
– Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Будем анализировать легенду о Данко, определим смысл жизни романтического героя, увидим исключительного героя в исключительных ситуациях).
3. Проверка домашнего задания
– Итак, В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе, окутанном романтизмом.
– Объясните, что такое « романтизм », пользуясь домашними записями в тетради.
(Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)
– Что является его основными чертами ? (Отвечают, используя домашние записи )
Основные черты романтизма :
-Отклонение от канонов классицизма, вольное композиционное построение произведений.
-Основа произведения романтизма – конфликт между реальным миром и вымышленным, миром.
-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.
-Использование ярких, средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.
-Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.
-Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.
4. Аналитическая беседа.
– Вы уже прочитали произведение. Докажите, что оно является романтическим . ( Проводят анализ, используя записи в тетради)
5. Терминологическая работа (работа со словарем)
Объясните значение слов, записанных на доске.
– К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный
Поступок – решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Трусость – отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Самопожертвование – готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)
Герой – это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,
Героический – свойственный герою
совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.
6. Определение жанровых особенностей произведения
– В произведении мы впервые сталкиваемся с понятием «легенда».Что это такое? Обратимся к словарю литературных терминов. Запишем определение в тетрадь.
( Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.
Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг. )
Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)
Мизинец – активизируем сердце.
Большой палец – легкие и печень.
Средний палец – систему кровообращения.
Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
Безымянный палец – нервную систему.
Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони – сердцебиение.
9. Постановка п роблемного вопроса
– Каким должен быть человек-герой, и как ему жить среди людей?
Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький. Давайте поразмышляем и мы.
10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.
– Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)
– Где они жили сначала? (1 предл.)
– Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл.)
– Символом чего является лес? ( Страх )
– Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких)
– Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?
– К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)
– К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)
– И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.
– Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые . О какой красоте идет речь? ( Внутренней, душевной ).
– Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко ( Дать, дань, данный ).
– Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)
– На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? ( Глаза пылают, сердце пылает через глаза).
– Какая есть замечательная пословица, отражающая это ? ( Глаза – зеркало души )
– Почему люди готовы идти за ним ? ( Поверили, хотят обрести свет ).
– Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
– За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)
– Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?
(Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)
– В чем красота подвига Данко? ( Отдать жизнь за людей – вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)
– Зачем наступил человек на еще пылающее сердце Данко ? Какова функция эпизода об «осторожном человеке»? (Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)
– Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей ?
11. Индивидуальное сообщение обучающегося
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Прослушайте ее и сопоставьте с легендой о Данко . (Доклад ученика)
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
( Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение ).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
III . Закрепление изученного материала
– Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
– Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
– Данко – особенный человек?
– А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)
– Чем может пожертвовать современный человек? (Деньги, время, условия)
IV . Подведение итогов урока
– Что мы делали сегодня на уроке ? (Сегодня мы говорили о легенде о Данко и ее главном герое).
– Какова же тема легенды? ( Тема – подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.
– Итак, ребята, вам понравилось путешествие по романтическим произведениям Горького?
– Скажите, пожалуйста, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?
– Что нового на уроке вы сегодня узнали?
– О чем мы поговорили?
Помните: в жизни всегда есть место подвигам!
Если я гореть не буду
Если ты гореть не будешь
Если мы гореть не будем
Кто тогда разгонит тьму?
( Я читаю выразительно наизусть )
Осмыслите наш урок и напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко «гордым смельчаком»?»
Источники:
https://xn—-7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE/
https://www.sdamna5.ru/podvig_danko
https://infourok.ru/urok-literaturi-na-temu-mgorkiy-staruha-izergil-legenda-o-danko-klass-3626763.html