Детские танцевальные студии. Танец современный для детей – особенности направления
Современные танцы для детей
Танцы – это не просто способ предложить ребенку приятное занятие и тем самым организовать его досуг.
Обучение танцами помогает детям снять стресс и выработать правильную осанку, дает нужную для растущего организма физическую нагрузку, формирует красивую походку, развивает чувство ритма, музыкальность, пластику.
С какого возраста лучше начинать изучать современные танцы для детей?
Начинать занятия лучше в возрасте 3-4 лет, когда ребенок учится через игру, осваивая азы современного танца.
Это позволит получить хореографическую базу, которая в дальнейшем даст возможность решать многие задачи: от выступления на школьном вечере до начала профессиональной карьеры.
Как выбрать курсы современного танца для детей?
Сегодня предлагается много танцевальных курсов для детей. Прежде чем сделать выбор, необходимо ответить на несколько вопросов.
Если ребенку меньше четырех лет – допускают ли правила школы танцев присутствие на занятиях родителей? Важно ли для вас, чтобы ребенок принимал участие в танцевальных конкурсах и концертах? Достаточно ли комфортны условия тренировок? Наконец, какой именно танцевальный стиль подойдет для вашего малыша?
Если вы сами далеки от этой темы – в обилии танцевальных направлений разобраться непросто. Ниже вы найдете описание наиболее востребованных стилей.
Популярные стили и направления современных танцев для детей
Среди предлагаемых детям современных танцев можно выделить несколько популярных, динамично развивающихся направлений:
- джаз-фанк (jazz funk);
- нью стайл (new style);
- уличный джаз (street jazz);
- модерн (modern dance);
- поп-локинг (pop-locking).
Джаз-фанк – один из самых популярных в шоу-бизнесе танцевальных стилей. Именно он, благодаря своей динамичности и экспрессивности, используется в большинстве постановок клипов современных звезд и в их живых выступлениях. Стиль сформировался всего 10-15 лет назад в США на базе движений из хип-хопа, джаз-дэнса и некоторых других направлений.
Нью стайл – активно развивающийся стиль, в котором существенная роль отводится импровизации на основе большого выбора танцевальных движений. Его девиз – создай ощущение непринужденности при максимальной внутренней концентрации!
Уличный джаз, или джаз-стрит – одно из направлений уличных танцев, возникшее на основе традиционного Карибского танца и часто используемое в современных театральных постановках. Его характерная черта – широкое использование изоляций, когда одна часть тела движется как бы автономно.
Модерн – стиль, отвергающий классическую хореографию и создающий танцевальные образы оригинальными пластическими средствами.
Поп-локинг представляет собой разновидность хип-хопа с некоторыми чертами верхнего брейка. Для этого стиля характерны резкие, внезапные остановки, выгибы и сложные движения рук и ног.
Что объединяет разные направления современных танцев для детей?
Несмотря на различия в характере хореографии, все современные танцевальные направления имеют общие черты. В отличие от классических бальных танцев, они предусматривают резкие движения и некоторые акробатические трюки, поэтому лучше подходят подвижным детям. Экспрессивность современных танцев и их направленность на импровизацию создают условия для развития творческих способностей.
Чтобы ребенок мог остановиться на конкретном танцевальном направлении, можно посетить несколько пробных занятий или проконсультироваться с опытным хореографом.
Танцы для детей: выбираем подходящее направление
Разные танцы для детей имеют как сходные, так и отличные друг от друга преимущества. И хотя последнее решение – за ребенком, вы как родитель можете помочь ему определиться с выбором, исходя из того, какие перспективы дает тот или иной стиль. Об основных направлениях, их плюсах и минусах – читайте далее.
Балет
Занятия балетом улучшают мышечную силу, гибкость, свободу и координацию движений, способность сохранять равновесие. В некоторых случаях балетная подготовка даже может помочь исправить искривление позвоночника. Танцевальные комбинации, включающие в себя прыжки, увеличивают частоту сердечных сокращений, что может улучшить выносливость и общее состояние сердечно-сосудистой системы.
Как и другие виды, балет улучшает понимание собственного тела и физический самоконтроль. Кроме того, балет – это классическая подготовка, которая значительно облегчит ребенку путь, если он потом решит заниматься любым другим танцевальным направлением.
Однако нужно помнить, что физическая подготовка означает не только возможность улучшить здоровье, но и большие нагрузки, и риск травм. К тому же балет – отдельная профессия, поэтому и расход времени на занятия будет огромным, что выдержит не каждый.
- Начинать заниматься балетом советуют с раннего возраста – с 4-6 лет. Для детей этой возрастной группы занятия в кружках балета будут заключаться в изучении танцевальных шагов, прыжков и бега, ключевых позиций ног и рук, правильной постановки корпуса.
Чтобы заниматься балетом, очень важно развивать выворотность бедер и ног, что проще всего делать в раннем возрасте. Уделяется внимание и развитию музыкального слуха, а также общей физической подготовке детей: работе над мышцами спины, пресса, ног. К изучению же сложных комбинаций дети подходят в возрасте постарше, уже в балетной школе, не говоря уже про занятия на пуантах: этому дети обучаются не раньше 10-11 лет.
- В 14 лет подростки занимаются балетом уже профессионально, поэтому в возрасте позже 10 лет в балетную школу могут уже не взять. Если же цель – не профессиональная карьера, а занятия «для себя», то возраст значения не имеет, причем это относится практически к любому танцевальному направлению.
Народные танцы
Народные танцы для детей хороши своим положительным воздействием на психологическое и эмоциональное здоровье ребенка. Многие дети в юном возрасте скромны и застенчивы, либо наоборот, чересчур самоуверенны и заносчивы, но народные танцы помогут это исправить. В них принимают участие большие группы детей, которым педагог уделяет одинаковое внимание, поэтому маленьким эгоистам будет сложно верить в свою исключительность, а стеснительный ребенок перестанет смущаться и переживать, если будет увлечен занятиями.
Кроме того, это танцевальное направление – не просто механические танцы, а почти театральная постановка со своим сюжетом, что очень нравится маленьким детям, так же, как и красочные костюмы, и интересный реквизит с веселой фольклорной музыкой. А еще детские народные танцы – это возможность получить навык командной работы.
- Эти занятия подойдут для детей, начиная с пяти лет.
Родители нередко выбирают народные танцы для детей, поскольку риск травм здесь не так велик, как в балете, танцевальные движения никогда не выглядят вызывающе, как в некоторых современных стилях или латиноамериканских, да и само по себе это направление – неплохой способ приобщить чадо к культуре своего народа.
Бальные танцы
Бальные танцы со стороны могут выглядеть несложным занятием, но при серьезном подходе физическая нагрузка на таких уроках ненамного отстает от балетных тренировок. Бальные танцы для детей очень полезны: они точно так же помогают улучшить здоровье и физическую форму: развивают чувство баланса и координацию движений, выносливость и пластичность, улучшают концентрацию внимания.
Однако, в отличие от балета, спортивные бальные танцы гораздо больше способствуют социализации детей в обществе и помогают им научиться правильно подавать себя, поскольку этим танцам обучаются вместе с партнером. Хотя стоит признать, что поиск партнера может стать проблемой, если выбирать бальные танцы для девочек – мальчиков на занятия отдают значительно реже, поэтому нередко поиски пары затягиваются.
Еще один минус, который нередко заставляет родителей отказаться от мечты вырастить маленького танцора – это большое количество финансовых расходов. Они начинаются со стоимости самих занятий и заканчиваются тратами на наряды, обувь и поездки на соревнования.
- Отдавать детей на спортивные бальные танцы с целью профессиональной карьеры лучше с 5 до 14 лет.
Кроме непосредственного обучения танцевальным навыкам, на занятиях дети обязательно уделяют внимание разминке, растяжке и работают над постановкой правильного дыхания.
Современные танцы
Современные танцы сейчас – понятие широкое, так как объединяет в себе множество самых разных танцевальных направлений, которые могут существенно отличаться друг от друга.
Выбирая современные танцы для детей, родителям стоит прислушиваться к мнению своего чада. Дети сейчас, в основном, предпочитают такие стили, как хип-хоп, джаз-фанк, модерн, контемпорари, однако они больше подходят для подростков среднего и старшего школьного возраста. А для начинающих маленьких танцоров наиболее популярным выбором становятся так называемые эстрадные танцы, которые одновременно объединяют в себе элементы абсолютно разных стилей.
Эстрадные детские танцы заключаются в подготовке хореографического номера для отдельной музыкальной композиции, но не стоит думать, что это всего лишь простая последовательность заученных движений: эстрадная хореография представляет собой мини-постановку, иногда даже с элементами акробатики.
- Хореография для детей младшего возраста (начиная с пяти лет) обычно ставится несложная, главная задача этих занятий – развивать у маленьких танцоров чувство ритма, гибкость и координацию движений.
Научиться танцевать современные направления для себя дети могут практически в любой танцевальной школе или студии, а с целью участия в профессиональных конкурсах можно попробовать пойти в хореографическое училище или узнавать о такой возможности в студиях отдельно.
В следующем видео вы можете посмотреть, каким образом проходят занятия по детским эстрадным танцам для самых маленьких:
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В ШКОЛАХ ИСКУССТВ
Дата публикации: 14.01.2020 2020-01-14
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Ермохина В. Ю. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В ШКОЛАХ ИСКУССТВ // Молодой ученый. 2020. №2. С. 386-389. URL https://moluch.ru/archive/292/65044/ (дата обращения: 12.02.2020).
Рассматривая психофизиологические особенности подростков, необходимо отметить, то, что формирование основных двигательных качеств и навыков может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физического развития, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем.
Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Именно поэтому при построении занятий необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма, на отдельных возрастных этапах, о степени, функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Л. Е. Любомирский отмечал, что в подростковом возрасте индивидуальность окончательно не установилась, процесс ее развития еще не завершен. Подростковый возраст — это переходный возраст от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Насколько этот период будет наполнен творчеством, поиском и самовыражением, во многом определит будущее ребенка, его здоровье и способность радоваться окружающему миру [7, с. 13].
Процесс формирования начальных хореографических навыков на занятиях современного танца, строится на основе различных методик преподавания, которые разработали ведущие педагоги и специалисты в данной сфере, такие как: Н. А. Александрова, В. А. Голубева, В. Д. Никитин, И. К. Шварц, В. А. Шубарин и др.
На первом году обучения современному танцу педагог формирует у подростка красивую осанку; развивает выворотность паховых мышц, коленных суставов, стоп, гибкость и эластичность спины и рук; разрабатывает «балетный шаг», улучшают высоту прыжка и координацию движений.
По мнению Лейтес Н. С., одно из условий возможности достижения организмом состояния адаптированности к физическим нагрузкам — относительная неизменность тренинга [6, с. 123]. При работе с детьми и подростками следует помнить, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах. Периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития тех или иных физических качеств является период, совпадающий с естественным ускорением развития соответствующих способностей.
Главной особенностью обучения современной хореографии подростков в школах искусств, пришедших в коллектив без танцевальной подготовки, но с большим желанием овладеть техникой современного танца, является то, что педагогу необходимо не только сформировать танцевальные навыки у подростка, за короткий период времени, но и исправить недочеты в уже сформировавшемся теле подростка. Важно обучить их терминологии современного танца, манере и технике его исполнения, развить физические данные, силу и выносливость.
Авторский подход в методике преподавания современных направлений в хореографии показала известный отечественный теоретик и хореограф нашего поколения О. Н. Вернигора. Автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на определенном видении движенческих принципов и опирается в своей работе на некоторые положения, отражающие наиболее эффективные и продуктивные методы и приемы обучения современному танцу; организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие программным требованиям, предъявляемым государственным стандартом к данной дисциплине [9].
Последовательная систематизация накопленных знаний является важной, но не единственной в процессе внедрения авторской методики. В соответствии с первым принципом педагогики природосообразности, важным звеном в становлении являются физические данные, двигательные предпочтения, характерные для автора как для творческой индивидуальности в пластическом и хореографическом выражении своего телесного «Я». Данный принцип является генератором зарождения и становления пяти технических принципов методики преподавания современного танца.
Урок является базой для практической реализации авторской методики педагога, предоставляя ему возможность непрерывно модернизировать и совершенствовать её. Урок, в соответствии с авторской методикой, начинается с партера, где выполняются упражнения на дыхание, упражнения для разогрева позвоночника, различные перевороты, перекаты и свинги. Далее изучаются более сложные кувырки, стойки на руках и трюковые элементы, характерные для данной возрастной категории. Такая динамика в начале урока заставляет подростков быстро сконцентрироваться на техническом материале, а также подготовить свое тело для дальнейших нагрузок.
Для лучшего усвоения материала, вторая часть урока строится на контрасте с первой и посвящена изучению мелких движений в положении стоя, в основном делается акцент на мелкую моторику и координацию. За это время двигательный аппарат подростка успевает отдохнуть от тяжелой физической нагрузки и переключиться на мелкую технику с меньшим физическим напряжением.
Третья часть урока — танцевальные комбинации, где используются элементы из первой и второй частей урока, а также прыжки и вращения. Авторская методика заимствует основные принципы техник современного танца — во время урока исполняются не только самые разнообразные движения тела, передвижения, акробатические трюки, но также большое внимание уделяется качеству исполнения: чередованию напряжения и расслабления, резким остановкам, падениям, подъемам, текучести и плавности движений. Танец полностью зависит от фантазии исполнителя и единения внутреннего мира танцора с окружающим его пространством. Это должен быть непрерывный поиск и эксперимент.
Одним из основных теоретиков и исследователей в области современного танца является В. Ю. Никитин, который разработал собственную методику преподавания и изучения современного танца. Формы движений в современном танце, по его мнению, тесно связаны с понятием техники. Значение исполнительской техники движений заключается в практических результатах. Почти все практикуемые в жизни движения являются комбинациями простых движений отдельных частей тела, которые характеризуются рядом существенно важных элементов [8, c. 94].
К наиболее эффективному развитию силы движений, мышц у танцора с помощью современного танца относится такое упражнение как «диалог частей тела». В этом упражнении танцоры учатся осознавать силовые характеристики движений (тяжелые-воздушные), а также понимать их эмоциональную окраску. При постоянной практике данного упражнения, у танцоров укрепляется осознание взаимосвязи характера движения и силовой характеристики. Упражнение для индивидуальной работы. Следует мысленно поделить тело на 2 части. Как вариант — правая часть тела выполняет гармоничные и плавные движения, а левая часть жесткие и акцентированные. Исполнитель должен выстроить диалог между правой плавной частью и левой жесткой. Также делить тело можно и по горизонтали — верхняя часть, нижняя. Либо создавать диалог между рукой и ногой, и использовать различные части тела.
На занятиях с подростками, только начавшими свой танцевальный путь, важно уделить большое количество времени основам современного танца, терминологии и технике его исполнения.
На первых этапах обучения основными формами занятий являются информационные и практические занятия. Информационное занятие предполагает беседы и лекции, знакомство с терминологией (специальные наименования, предназначенные для обозначения упражнений или понятий) современного танца. Некоторые движения современного танца заимствованы из движений классического танца, так как он является основой хореографического искусства. Поэтому и терминология современного танца состоит из терминов классического танца, на половину английских.
Практическое занятие строится на изучении определенных элементов и соединений. В ходе изучения новых элементов, подросток развивается физически, также происходит воспитание музыкальности, выразительности исполнения. Именно в ходе практического занятия, педагог уделяет особое внимание формированию двигательных качеств.
Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. К основным техникам современного танца относят:
а) технику релиз (основанную на освобождении различных групп мышц с целью использования только тех, которые необходимы в процессе танца);
б) контактную импровизацию (основой является физический контакт как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела);
в) направление Соматик (совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа).
Так, техника релиза в практике работы с подростками способствует осознанию собственного тела, что не только дает возможность обогащения хореографической лексики танцующего, но и прежде всего бережет его физическое и психологическое здоровье, учит снимать мышечные зажимы, расслабляться, раскрепощаться.
Не менее важной является техника контактной импровизации, которая была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. Для любой импровизации характерно, что создание чего-либо нового и его воспроизведение (показ создаваемого) совпадают по времени. Импровизация всегда публична — предполагает свидетелей и воспринимается ими как экспромт. Присутствие импровизации — показатель творчества в любой деятельности. Для детей импровизация — это первотворчество в их стихийном или организованном самовыражении, самопроявлении, самоутверждении, уже поэтому импровизация педагогически самоценна [8].
Контактная импровизация предполагает взаимодействие с партнером, поэтому танец становится способом невербального и телесного общения.
В направление Соматик входят множество разных техник: техника Александера, техника Фельденкрайс, метод Пилатес, йога и другие, обучающие правильному движению и расслаблению, позволяющие улучшить координацию, осанку и гибкость, укрепляющие мышцы, тренирующие чувство равновесия и в целом дающие возможность научиться владеть своим телом, эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения.
Использование вышеобозначенных техник в различных сочетаниях позволяет индивидуализировать обучение, научить подростка следовать за своим телом, быть выразительным, эмоциональным, импровизировать, — все это способствует развитию творческой индивидуальности.
Из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что, занимаясь хореографией, подросток получает не только хорошую физическую подготовку и пластичное тело, но и воспитывает в себе сильную личность, что в дальнейшем будет помогать справляться с жизненными трудностями. Это позволяет сделать вывод, что спецификой формирования начальных хореографических навыков при освоении подростками современного танца является то, что занятие хореографией включает в себя не только разучивание и проработку техники движений современного танца, но и содержит различные комплексы упражнений с физической нагрузкой, для укрепления мышечного аппарата, силы мышц и выносливости подростка.
- Ашмарин Б. А. Двигательные и навыки. Теория и методика воспитания: Учеб. пос., .IV / Б. А. Ашмарин. — М., 2005. — с. 65 — .
- Гайворонский И. В. Анатомия мышечной системы / И. В. Гайворонский. — СПб.: Элби-СПб., 2006. -129 с.
- Хавилер Д. С. Медицинский взгляд на танцы и тренировки / Д. С. Халивер. — М.: Новое слово, 2004. — 143 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих / В. Н. Дружинин. — СПб.: Изд. «Питер», 2010. — 362 с.
- Ивлева Л. Д. История преподавания танца / Л. Д. Ивлева. — Челябинск, . — 67 с.
- Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников / Н. С. Лейтес. — М.: Изд. «Академия», 2000. — 320 с.
- Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — с.
- Никитин В. Ю. Композиция и методика преподавания джаз танца / В. Ю. Никитин. — М., . — С. 94–248.
- Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю. М. Чурко. — Минск, . — 220 с.
Источники:
https://wdoxnovenie.ru/stati/1827/sovremennye-tancy-dlja-detei/
https://megapoisk.com/tantsy-dlja-detej-kakoe-napravlenie-vybrat
https://moluch.ru/archive/292/65044/