Древнерусская литература третий период основные произведения. Задачи палеографии
Периодизация древнерусской литературы
Академическая наука использует периодизацию древнерусской литературы, основанную на историческом принципе, начиная с XI века:
- Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
- Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв.)
- Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
- Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
- Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)
Этапами в данной периодизации стали важнейшие исторические события, такие, как
- нашествие татаро-монгол в 1237-1240 годах,
- возникновение удельных княжеств на постпространстве Киевской Руси,
- объединение северо-восточных земель,
- возвышение Москвы и создание Московского государства, его дальнейший расцвет и выделение русской нации.
Но мнения и на этот счет у историков литературы расходятся. Все существующие периодизации похожи, но вместе с тем и отличаются. Количество этапов колеблется от 4 до 7. Были попытки Д.И. Чижевского, Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера выделить периоды в древнерусской литературе, исходя из стиля эпох. Но к единому мнению ученые так и не пришли.
Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
Возникшая с введением на Руси христианства литература этого периода тесно связана с церковью. Первыми летописцами были монахи Софийского собора и Киево-Печерского монастыря.
«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник того времени. Она состоит из летописных материалов, написанных и переписанных несколькими авторами Х-XI веков. Дошла «Повесть временных лет» в виде Лаврентьевского, Ипатьевского и Радзивилловского списков, созданных в последующие столетия. В летописях в хронологической последовательности излагались главные события в государстве и в мире, описывались династии князей, вооруженные походы, библейские истории, использовались рассказы и легенды из устного народного творчества и Священного Писания. Историю Киевской Руси многие трактуют именно по этому источнику.
Другими образцами литературы этого периода были:
- ораторская проза «Слово о законе и благодати» (1037 — 1050 гг. XI века) Иллариона,
- свод юридических правил «Русская правда» (1019—1054 гг.) Ярослава Мудрого,
- жизнеописание «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI века) неизвестного автора,
- педагогическая проза «Поучение детям» Владимира Мономаха,
- образец паломнических записей «Хождение игумена Даниила»,
- «Моление» Даниила Заточника (1213 – 1236 гг.),
- философские размышления «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века).
В 2000 году новгородскими археологами были найдены три деревянные навощеные дощечки с нацарапанными письменами. Эту находку назвали Новгородским кодексом и датируют ее не позднее 1-й четверти XI века. На дощечках написаны псалмы, но под воском «спрятаны» более древние тексты. Разгадать эту загадку, как и загадку «Велесовой книги», ученым еще только предстоит.
Литература периода раздробленности (середина XIII–XIV вв.)
В период отсутствия единого центра летописание в отдельных княжествах велось у каждого свое. До нас дошли киевские, новгородские и псковские летописные сборники. Легендарное «Слово о полку Игореве» (около 1185 г.) стало апогеем развития литературы периода раздробленности. Написанное образным языком, впитавшее в себя народные верования «Слово о полку Игореве» поведало о походе русских князей в 1185 году против половцев, завершившемся неудачей. Слово пропитано патриотизмом и стремлением объединить разрозненные русские земли.
Возникает такой жанр, как воинская повесть:
- «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора»,
- «Повесть о разорении Рязани Батыем».
И в «Слове о погибели русской земли», и в «Житии Александра Невского», написанных после смерти великого князя, воспевается величие и могущество Русской земли, храбрость и слава русских воинов.
Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
В литературе господствует экспрессивно-эмоциональный стиль и патриотическая тематика. После татаро-монгольского периода во многих больших городах возрождается летописание, появляются произведения исторического характера и панегирической агиографии. На волне восхищения от победы в Куликовской битве возникают воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
Развивается переводная литература, публицистика, историческая проза.
- «Хождение за 3 моря» (1468—1474 гг.) Афанасия Никитина,
- историческое повествование «Казанская история» (1564—1566 гг.),
- публицистика Максима Грека – знаковые произведения упомянутого периода.
Распространяется в этот период и беллетристика (светская повествовательная литература, переведенная с других языков):
«Повесть о Дракуле»
«Повесть о Басарге».
Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)
В этот период доминируют традиционные формы, ощущается официальное влияние на литературу со стороны правителей, подавляются индивидуальные стили.
- «Житие протопопа Аввакума», написанное ним самим,
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма,
- сборник духовных правил и наставлений «Домострой», приписываемый священнику Благовещенского собора Сильвестру,
- сборник религиозного содержания «Великие Четьи-Минеи»,
- путевые записи послов «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград»
и «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина- Шуйского» — самые яркие произведения того времени.
XVII век считается последним в древнерусской литературе. В этот период осуществился переход к новой литературе, основой которой стал профессионализм каждого конкретного автора, его личное восприятие действительности, протесты и предпочтения.
Периоды развития древнерусской литературы
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Периоды развития древнерусской литературы
Периоды развития древнерусской литературы Период События Главная идея Литературные памятники 1. (XI-первая треть XII в.) Появление христианства на Руси, период ученичества. Превосходство христианства над язычеством. «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучения Владимира Мономаха». 2. (вт.тр. XII-пер.тр. XIII вв.) Появление областных литературных центров. Развитие литературы. «Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Моление» Даниила Заточника»
3.(вт.тр. XIII-конец XIV вв.) Монголо-татарское нашествие. Героическая, вера в национальное возрождение, прославление подвига русских воинов. «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». 4.(конец XIV-XV вв.) Подъём национального самосознания. Идея собирания земель, формирование нравственного идеала. Жития святых, написанных Епифанием Премудрым. 5. (конец XV-XVI вв.) Образование Московского централизован-ного государства. Появление общерусской литературы, новых жанров, развитие публицистики. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хождение за три моря» А.Никитина, «Домострой», «Великие «Четьи Минеи». 6. (XVII век) Смутное время. 1. (до 60-х годов)-разрушение старого метода письма. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аваакума».
2. (после 60-х годов)- внимание к человеку, появление автобиографичности. Литература делится на демократическую и официальную.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Нечаева Валерия Анатольевна
- Написать
- 4822
- 04.06.2017
Номер материала: ДБ-527853
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 04.06.2017
- 775
- 04.06.2017
- 273
- 04.06.2017
- 164
- 04.06.2017
- 536
- 04.06.2017
- 2935
- 04.06.2017
- 939
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Основные этапы развития древнерусской литературы
Общее представление о литературном процессе
Мы изучали с вами отдельные произведения, анализировали, как замысел автора воплощается в определенной художественной форме. В восьмом классе усложнили задачу, связывая произведения с литературной и исторической эпохами. В этом году мы будем изучать историю русской словесности, то есть литературный процесс.
Литературный процесс – жизнь и развитие литературы определенной страны или эпохи, во всей совокупности ее явлений и фактов или многовековое развитие литературы в ее всемирных масштабах.
Предпосылки зарождения русской словесности
Русская словесность зародилась в эпоху христианства. Письменность уже была, ее создали болгарские монахи Кирилл и Мефодий (см. рис. 1). Церковь почитает их как святых. Они не собирались создавать литературу, а старались привнести веру на славянскую землю. Письменность нужна была для перевода священного писания, богослужений. Тогда и зародилась русская словесность.
Рис. 1. Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XVв.)
Киев был средоточием ранней русской словесности, потому что являлся центром государственности, духовной жизни – там располагалась Киево-Печерская Лавра. Великий монастырь, где процветало образование, с ним связаны первые образцы письменности, религиозная, поучительная литература, которая обличена в слова. Слово – строительный материал художественной литературы. А значит, зарождалось и художественное чтиво (см. рис. 2).
Рис. 2. Этапы развития древнерусской литературы
Авторы первых произведений – «Повести временных лет», «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона – задачи ставили не развлекательные.
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
Первым памятником русской словесности стало «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Он был греком, пришел просвещать славянскую землю и создал риторическое произведение.
Риторика – наука об ораторском мастерстве.
Риторическое произведение – не сюжетное или лирическое, а проповедническое. Слово должно звучать:
Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать – служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает своих сынов в жизнь вечную.
Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»
Красивое сплетение слов. Даже не всегда понимая их точный смысл, чувствуем энергию и метафорическую густоту.
Этапы развития древнерусской литературы
Второй период русской словесности связан с более печальными событиями: на Русь надвигалась Золотая Орда (см. рис. 3).
Рис. 3. Этапы развития древнерусской литературы
Наступает эпоха ордынского ига. Русская литература становится менее религиозна, но исторически насыщеннее. Это военные рукописи, книги, рассказывающие о подвигах русских князей.
Третий период наступает после Куликовской битвы, в 1380 году. Русское государство начинает централизоваться, у этого процесса есть положительные и отрицательные черты. Были созданы произведения: «Хождения Афанасия Никитина за три моря», «Повесть о Петре и Февронии» (см. рис. 4).
Рис. 4. Этапы развития древнерусской литературы
Последний период древнерусской словесности наступает, когда на Русь приходят испытания, приближение смуты. Кристаллизуются новая государственность и новая книжная культура. Западное влияние начинает усиливаться (см. рис. 5).
Рис. 5. Этапы развития древнерусской литературы
Основные характеристики древнерусской литературы
Основные особенности древнерусской литературы
- Узнаваемость. Люди того времени ценили соблюдение канона, неписаного свода правил, которому следуют писатели, литературная школа и эпоха.
- Поучительный характер.
- Отсутствие развлекательности.
- Увлекательность.
Главные жанры древнерусской словесности
Летопись создавалась монахами, но со светскими представлениями об истории края, страны, государства.
Житие – церковный поучительный жанр.
Летопись – эпический жанр, связывающий историю города, государства, народа со всемирной историей. Запись каждого года в летописях начинается словами: «В лето…» (то есть «в году…») отсюда название «летопись».
Летопись – эпическое произведение, состоящее из разрозненных фрагментов. Каждый год – отдельный маленький эпизод. Задача летописи – связать историю народа со всемирной историей.
Летописец Нестор «Повесть временных лет» начинает со всемирного потопа. автор смотрит с точки зрения вечности. Пушкин в «Борисе Годунове» точно описал внутренний мир летописца:
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет…
Летопись – культура воспроизведения, а не сочинения. У летописца точка зрения вечности, уединения, монашеская келья. Так создавался один из древних жанров русской словесности – летопись.
Жанр жития в древнерусской литературе
Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Роман рассказывает о вымышленных героях и приключениях. А житие повествует о реальных персонажах и их пути к святости. Приключение жития в том, что герой борется с дьяволом и следует заповеди божьей. На конфликте злого и доброго, вечного и временного начал и строится сюжет любого жития.
Жития могут быть посвящены святым князьям (Александру Невскому, Глебу и Борису), святым угодникам (Сергию Радонежскому). К концу этапа древнерусской словесности появляются жития, которые автор посвящает самому себе: «Житие протопопа Аввакума». Разрушается принцип жития, заключающийся в повествовании о святом человеке и его пути к Богу. Протопоп Аввакум – старообрядец. Носители «старого», традиционного сознания в русской литературе подрывают установленный прядок. Начиналась словесность с канонов (следованию неписаных правил), узнавания (повторения привычного) а заканчивается тем, что читатель и автор начинают ценить новизну, изменчивость, увлекательность. Литература подошла к новому периоду своего существования, связанному с именем Петра I.
Домашнее задание
Словарь древнерусских слов поможет при чтении древнерусской литературы.
Здесь вы найдете не только название, но и числовое значение букв кириллицы.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Источники:
https://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/periodizatsiya-drevnerusskoy-literaturyi
https://infourok.ru/periodi-razvitiya-drevnerusskoy-literaturi-1949861.html
https://interneturok.ru/lesson/literatura/9-klass/uroki-a-n-arhangelskogo-dlya-8-klass9/drevnerusskaya-literatura?konspekt