8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древняя религия якутов официально признана в россии. Народ якуты

Какая вера у якутов: православие или древнее язычество?

В 1641 году знаменитый русский землепроходец Семен Дежнёв взял себе в жены дочь тойона Борогонского улуса Онокоя (Енекейу) якутку Абакаяду (Абакай да Сючю).

С этого момента в Якутии многие местные жители стали принимать православие. Дежнёв после этого отправился на Колыму и к своей жене не вернулся. Местная легенда говорит о том, что Абакаяда родила ему сына Любима, а также ждала мужа 20 лет.

В наше время на территории Республики Якутия Саха) зарегистрировано более сотни религиозных общин, в том числе последователей национальной религии аар айыы и православия.

До прихода русских у якутов была распространена традиционная религия Айыы

Для того чтобы понять к какой религии относятся якуты, необходимо знать, что это за народ. С точки зрения этнографии, якуты — это тюркский народ, принадлежащий к коренному населению Якутии. Самоназвание саха, множественное число сахалар.

Проживает он, главным образом, на территории Республики Якутия (Саха). Кроме того якуты также живут в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. На 2010 год в России проживало 478,1 якутов.

Современная якутская семья. Современные якуты придерживаются как традиционной религии Аар Айыы, так и православия. Фото: upload.wikimedia.org

Какую веру исповедуют якуты в России можно узнать как из справочников, так и из сообщений СМИ, при этом необходимо помнить о том, что в Российской Федерации нет государственной религии, поэтому вопрос о том, какая вера у якутского народа главная спорен.

До соприкосновения с русскими они были язычниками-шаманистами и исповедовали свою традиционную религию аар айыы.

Православие начало распространяться в Якутии с середины XVII в., по мере проникновения в край русских, первоначально это были казаки.

В наше же время на территории республики зарегистрированы три основные религии России, традиционная религия Якутии, а также иные религиозные общности. Таким образом ответить на вопрос: какая вера у якутов достаточно сложно.

Традиционная якутская религия Аар Айыы — разновидность шаманизма и анемизма

В древние времена якуты исповедовали традиционную религию (Аар Айыы итэҕэлэ). Она носит в себе элементы анимизма и шамаизма, кроме того, ученые утверждают, что в ней присутствуют зачатки тенгрюанства.

Свое название она получила от названия божеств, которое на якутском языке произноситься как Аар Айыы.

Обряд кормления огня в Якутии. Обряд кормления огня является обязательным в традиционной якутской религии Аар Айыы. Фото: upload.wikimedia.org

Мифология якутов говорит о том, что Айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха (якутов).

Для них необходимо в жертву приносить только жертвы растительного происхождения или молочные продукты, так как они не принимают кровавых жертвоприношений.

Кроме того, в современном якутском языке присутствует в бытовом смысле слово Аньыы. Оно пониматься прегрешения, проступки или табу. Например, наступать ногами на могилу — аньыы (в смысле нельзя).

Его не нужно путать с «Айыы».

Главным символом в учении Айыы является Аал Луук Мас или Великое Гигантское Дерево. Оно символизирует триединство мира.

Согласно космогонии Айыы мир состоит из трёх частей: Подземного мира (Аллараа Дойду), где обитают абааhы (упрощённо — злые духи), Срединный мир (Орто Дойду), где обитают люди, Верхний мир (Yөhээ Дойду) — обиталище верховных божеств (не всегда добрых).

При этом Верхний мир символизирует крона Аал Луук Мас, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир.

Основной символом в учении Айыы ―Аал Луук Мас (Великое Гигантское Дерево). Аал Луук Мас символизирует триединство мира. Фото: upload.wikimedia.org

Оригинально также в якутской мифологии представление о душе. Так считается, что душа или кут состоит из 3-х частей:

  1. Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
  2. Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело.
  3. Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.

Все символы Айыы, такие как Аал Луук Мас, обязательно изображаются на празднике Ысыах, что регламентировано соответствующими постановлениями правительства Республики Саха (Якутия).

Якуты-язычники считают себя детьми Бога (Танара) и родственниками Айыы

Придерживающиеся традиционной веры якуты считают себя детьми Бога (Таҥара) и Родственниками Айыы. Кроме того, также считается, что якут с самого зачатия окружен Иччи (духами) и Айыы (небожителями), от которых он находится в зависимости.

Об этом говорит даже повседневный костюм этого народа. В их традиционный религии присутствует Обязательный обряд — Благословение Айыы при торжественных случаях или на лоне природы.

Почитаются священные места, горы, деревья, реки.

Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.

Общий хоровод Осуохай на якутском празднике лета Ысыа́х. Праздник Ысыа́х — это официальный праздник Республики Якутия (Саха). Фото: upload.wikimedia.org

В Якутии существует ежегодный официальный республиканский праздник «Ыһыах», день воспевания Белых Айыы, прародителей людей на земле.

На охоте или рыбалке задабривают «Байанай» — дух охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях.

Кроме того, якуты также кормят огонь в жилищах и на местах охоты. Почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «ОлоНхо» и звучание «хомуса». Обратная связь с Айыы и Иччи осуществляется через шамана.

Пантеон якутских традиционных божеств состоит из 12 божеств:

  1. Юрюнг Айыы тойон (др. имя Юрюнг Тойон Айыы) (якут. Үрүҥ Аар Тойон, Үрүҥ Тойон Айыы) — творец мира, других айыы, демонов абасы, духов иччи, людей, животных и растений. Он глава небес и богов.
  2. Джёсёге́й тойо́н (др. имя Кюрюё Джёсёгёй тойо́н, Джёсёгёй Айыы, Кюн Джёсёгёй или Уордаах Джёсёгёй) (якут. Дьөhөгөй Тойон, Kүрүө Дьөhөгөй Тойон, Дьөhөгөй Айыы, Күн Дьөhөгөй, Уордаах Дьөhөгөй) — бог-покровитель лошадей.
  3. Исэгэй Иэйиэхсит (якут. Иhэгэй Иэйиэхсит) — богиня, наделяющая людей рогатым скотом.
  4. Хомпоруун Хотой Айыы (др. имя Сюнг Хаан, Сюнгкэн Эрэли) (якут. Хомпоруун Хотой Айыы, Сүҥ Хаан, Сүҥкэн Эрэли)— бог-покровитель птиц.
  5. Сюгэ тойон (др. имя Аан Дьаасын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьасыбыл, Сюнг Дьаасын, Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон) (якут. Сүгэ Тойон, Аан Дьааhын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьаhыбыл, Сүҥ Дьааhын, Сүрдээх Кэлтээх Сүгэ Буурай Тойон) — бог грома и молнии.
  6. Айыысыт (якут. Айыыhыт) — богиня, живущая на восточном небе и спускается оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы.
  7. Иэйиэхсит (якут. Иэйиэхсит) — богиня-покровительница женщин. Живёт на восточном небе.
  8. Одун Хаан (якут. Одун Хаан) — бог, живущий на восьмом небе. Спускается на землю в феврале. Изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, является творцом судьбы.
  9. Дьылга Хаан (якут. Дьылҕа Хаан) — один из богов судьбы. Приоткрывает людям завесу тайны их судьбы.
  10. Чынгыс Хаан (якут. Чыныс Хаан) — бог судьбы, живущий на седьмом небе. Спускается на землю в декабре и властвует до середины февраля. Перекликается с одним из званий Темучина — Чингисхана.
  11. Билгэ Хаан (якут. Билгэ Хаан) — бог знаний. Живёт на седьмом небе.
  12. Уйгулаан Хаан (якут. Уйгулаан Хаан) — бог любви. Соединяет сердца.
Читать еще:  Сколько всего жанров в литературе. Какие бывают жанры в литературе

«Деревянный антропоморфный идол («эмэгэт») поставленный шаманом во время обряда ниспрошения кут (души) ребенка у божеств Айыы. Фото: sakhalife.ru

Якуты не показывают изображения своих богов, однако на якутской земле иногда можно встретить деревянных или каменных идолов, олицетворяющих некоторые якутские божества и, в первую очередь, Айыы.

В наше время на традиционную религию якутов имеются различные точки зрения. С одной стороны она официально зарегистрирована в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

10 января 2012 года в управлении министерства юстиции РФ по РС(Я) руководитель общественной религиозной организации «Аар Айыы итэҕэлэ» (Аар Айыы үөрэҕэ), алгысчыт высшего десятого клана Августина Яковлева получила официальное свидетельство о её государственной регистрации.

С другой стороны Русская Православная Церковь крайне негативно относиться к возрождению язычества в регионе.

Православие в Якутии появилось вместе с русскими землепроходцами

Начало освоения русскими Якутии связано с именем знаменитого землепроходца, казачьего атамана Семена Дежнева.

Крещение якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и других коренных народностей началось в XVII в. одновременно с присоединением Ленского края к России.

Для его духовного окормления была создана в 1620 году Тобольская епархия, в состав которой вошла Якутия.

Памятник Семёну Дежнёву и его семье — жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму. Крещение якутов в православие массово началось после из знакомства с русскими первопроходцами и миссионерами. Фото: sakhaday.ru

В 1731 году её включили в состав Иркутской епархии. В нем Якутия находилась до 26 июня 1852 года, когда ее присоединили к Камчатской области. В первое время часовни и церкви строились в русских острогах.

В конце XVIII в., в период массового крещения местных жителей, их строительство было продолжено и в якутских улусах. К началу XIX века основная масса якутов формально приняла православие, так, например, 1828 г. некрещеных насчитывалось 1208 человек.

При этом многие якуты оставались верны своим традиционным верованиям и не соблюдали каноны непонятного им православия.

В связи с этим Священный Синод распорядился приступить к переводу богослужебной литературы и Святого Писания на якутский язык. Первый якутский алфавит был составлен священником Олекминской Спасской церкви Георгием Поповым.

Он же был переводчиком первой книги на якутском языке — «Сокращенного катехизиса для обучения юношества православному закону христианскому на якутском языке», первое издание которого вышло в 1821 г. Для посвящения Якутии много сделал святитель Иннокентий Вениаминов).

Когда сформировалось Якутское викариатство Камчатской епархии в 1858-1859 годах, он переселился в Благовещенск, а за себя оставил епископа Павла (Попова).

Митрополит Коломенский и Иннокентий (Вениаминов). Основанная заслуга святителя Иннокентия стоит в том, что он перевел Евангелие на якутский язык. Фото: upload.wikimedia.org

Основная заслуга святителя Иннокентия (Вениаминова) состоит в том, что он перевел Святое Евангелие на якутский язык, что позволило вести богослужение на родном для якутов языке.

До сих пор в Якутии такая практика присутствует, в отличие от других российских регионов.

Кроме того, в конце 1869 года в результате многолетних трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) был подписан Царский Указ об образовании Якутской епархии.

Древняя религия Якутов официально признана в России

Министерство юстиции РФ зарегистрировало организацию верующих в традиционный пантеон богов Якутии — «Религию Аар Айыы». Тем самым в России официально признана древняя религия якутского народа, которая была широко распространена в регионе до конца XVII века, когда народ Якутии начали массово обращать в православие. Сегодня последователи айыы говорят о восстановлении традиций своей веры, северной ветви тенгрианства — культа обожествленного неба, сообщает портал SmartNews.

По словам руководителя организации «Религия Аар Айыы» Августины Яковлевой, окончательная регистрация состоялась в мае этого года. «Сколько людей сейчас верит в айыы, нам неизвестно. Наша религия очень древняя, но с приходом в Якутию христианства она потеряла многих верующих, однако в народе всегда были последователи айыы. Раньше у нас не было письменности, и всю информацию люди передавали из уст в уста. А к тому времени, как в Якутии появилось письмо, сюда — в середине XVII века — пришло православие», — рассказала она порталу.

2011 году в Якутии были зарегистрированы три религиозные группы — в Якутске, селах Сунтар и Хатын-Сысы. В 2014 году они объединились и стали учредителями централизованной религиозной организации Республики Саха Аар Айыы.

«Особенность нашей религии в том, что мы признаем высшие силы, и самый главный Бог, творец мира — Юрюнг Айыы тойон. У него двенадцать помощников-богов. У каждого из них своя функция. Во время молитвы мы отдаем почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Мы обращаемся ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия — холодный регион, и мы не смогли бы прожить без огня. Наиважнейший добрый дух земли — огонь. Затем идут духи всех вод и озер, тайги, дух Якутии и другие. Считается, что наша вера — северная ветвь тенгрианства. Но полностью наша религия не соответствует ни одной другой. Мы молимся высшим силам под открытым небом, у нас нет храмов», — сообщила помощник руководителя новой религиозной организации Тамара Тимофеева.

Читать еще:  Понятие тропа художественная природа тропов их виды. Тропы и их виды

Мир в представлении последователей айыы разделен на три части: подземный мир — Аллараа Дойду, где живут злые духи, серединный мир — Орто Дойду, где обитают люди, и верхний мир — Юхээ Дойду, место пребывания богов. Такое мироздание воплощается в Великом древе. Его крона — верхний мир, ствол — серединный, а корни, соответственно, нижний мир. Считается, что боги айыы не принимают жертвоприношений, и им даруют молочные продукты и растения.

Верховный бог — Юрюнг Айыы тойон, создатель мира, людей и демонов, населяющих нижний мир, животных и растений, воплощает собой небо. Джёсёгей тойон — это бог — покровитель лошадей, его образ тесно связан с солнцем. Сюгэ тойон — бог, преследующий злые силы на небе и земле, хозяин грома и молнии. Айысыт — богиня, которая покровительствует деторождению и беременным женщинам. Иэйиэхсит — богиня — покровительница счастливых людей, посредник между богами и людьми. Билгэ Хаан — бог знаний. Чынгыс Хаан — бог судьбы. Улу тойон — бог смерти. Существуют также второстепенные боги и духи — силы низшего порядка.

В 2009 году в Якутии был открыт первый информационный сайт по тенгрианству Tengry.org.

«Создание сайта связано с религией народа саха, который не только сохранил традиционные обряды, но и язык. Мы рассчитываем, что в будущем сайт станет визитной карточкой культуры коренных народов Якутии, которые сохраняют духовную связь со своими предками», — заявил тогда представитель республиканского министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости, инициировавшего создание сайта.

Тенгрианство — система религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри — обожествленному небу. Тенгрианство возникло на основании народного мировоззрения, воплотившего ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим миром, природой.

«Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное», — отметил представитель ведомства.

По его словам, некоторые ученые, исследовавшие тенгрианство, пришли к выводу, что к XII-XIII векам это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы).

«Тенгрианство настолько отличалось от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представителями этих религий не могли быть возможными. В нем причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Единственная религия, с которой тенгрианство имело много общего, — это японская национальная религия — синтоизм», — заключил представитель республиканского министерства.

Религия Аар Айыы — что проповедует исконно якутская вера?

Многонациональный Якутск исповедует несколько религий — христианство, ислам, буддизм и другие. Четыре года назад, в 2011-м году, официальное признание также получила исконно якутская вера — Аар Айыы итэгэлэ. Редакция News.Ykt.Ru побывала в якутской церкви — «Аар Айыы итэгэлин дьиэтэ».

Из истории веры Аар Айыы

«Аар Айыы итэгэлэ» существует с самых истоков зарождения народа саха. Роль проповедников, жрецов, носителей веры Аар Айыы осуществляли Айыы шаманы, которые пользовались огромным авторитетом и уважением среди населения.

Согласно космогонии Айыы, мир состоит из трех частей: верхний мир, в котором обитают верховные божества, срединный мир, где живут люди, и подземный мир — обиталище злых духов.

Главный, верховный Бог — это Урун Аар Тойон.

В срединном мире все предметы очеловечены, у каждого есть свой дух-хранитель. Шаманы через алгыс (обращение к духам и божествам) и камлания (особые ритуальные действия, во время которых шаман напрямую общался с духами) лечили, исцеляли людей, просили о мирной жизни, видели будущее.

В 17-м веке, в 1696-м году указом воеводы Арсеньева публичные обряды и массовые моления Айыы шаманов в долине Туймаада были запрещены. С этого времени массовое поклонение Аар Айыы начало забываться.

Начиная с 1960-х годов, Айыы шаман Владимир Кондаков, доктор медицинских и психологических наук, вплотную начался изучением исконной религии саха. Им написано свыше 30-ти книг о религии Аар Айыы и народной медицине. Также он создал Ассоциацию народных целителей, основал школу и институт при Ассоциации, через которые прошло более тысячи человек.

Официально же вера Аар Айыы была зарегистрирована в 2011-м году. Три организации Аар Айыы итэгэлэ были зарегистрированы — в Якутске, Нюрбе и Сунтаре. Больше всего целителей и алгысчытов родом и базируются в Сунтарском районе.

В 2010-м году 45 депутатов Ил Тумэн поддержали обращение Романа Дмитриева (первого якутского олимпийского чемпиона) к президенту России о включении тенгриантства (обожествление неба) в список религий, рекомендованных к изучению в рамках предмета «Основы духовно-национальной культуры народов России». Инициатива продолжения не получила, и, насколько известно, вообще не вышла за пределы республики.

В данное время Аар Айыы в школах не изучается.

Айыы шаман — Владимир Кондаков

Самая известная книга Владимира Кондакова — «Религия Аар Айыы», наподобие христианской библии, где описаны все основы якутской веры, алгысы, требования религии, основы воспитания человека айыы, и другое.

Читать еще:  Разделы культурологии и их характеристика. Разделы культурологии

Якутская церковь — «Аар Айыы итэгэлин дьиэтэ»

Аар Айыы итэгэлин дьиэтэ расположено в районе Птицефабрики, среди дачных домиков.

Нас встречает Тамара Тимофеева, которая здесь работает. В уютном помещении на первом этаже находится скромный музей, в котором особое место занимают книги Владимира Кондакова, также есть его шаманские костюмы, бубны и другие атрибуты якутской религии. На втором этаже расположены библиотека и комнаты для лечения. К слову, в этом же здании расположен офис Ассоциации народных целителей Якутии.

Тем временем мы с Тамарой Тимофеевной садимся за стол, и начинаем беседу.

— В Якутии огромное количество разных целителей, которые именуют себя проповедниками якутской религии. Они все связаны с организацией Аар Айыы?

— Нет. Они не имеют отношения к религии Аар Айыы. Мы не можем отвечать за всех. Единственное, что можем сказать, это то, что мы проповедуем религию Аар Айыы, которую восстановил Владимир Кондаков. Толкования других целителей и алгысчытов немного отличаются, но наша основа — это труды Владимира Кондакова. Вера Аар Айыы пребывала в забвении, и только благодаря его огромному труду были восстановлены каноны религии, имена святых, алгысы, доммы, обряды.

— «Дом Арчы» имеет к вам отношение?

— Нет. К «Дому Арчы» больше подходит определение «дом культуры», ведь в нем проводятся различные культурные мероприятия. Вы, допустим, можете представить, чтобы в православной церкви шло народное шоу или ею руководил бы работник культуры?

— К примеру, народные гадания на Тангха (период январских гаданий)?

— И они в том числе. Вообще, спиритические сеансы не приветствуются в любой религии, будь это христианство, буддизм или ислам. Также в религии Аар Айыы нежелательно, чтобы человек пытался узнать свою судьбу. Все определено, и не должно быть посторонних вмешательств.

— Судьба предрешена?

— Когда рождается человек, то в книгу судеб Бог судьбы Дьылга Тойон с Уьун Дьурантаайы Суруксут (Небесный писарь) записывает его судьбу. Для этого внимательно рассматриваются деяния, поступки, мысли всех родственников новорожденного.

— Близко к выражению «дети отвечают за грехи отцов»?

— Совершенно верно. Если человек, совершивший тяжкий грех, не окупит его за свою жизнь, то за этот грех будут отвечать дети до девятого колена. Таков закон Айыы.

— В чем суть религии Аар Айыы?

— Это очень миролюбивая религия. Нет воинствующих, захватнических учений и идей. В древности якуты из-за религиозных побуждений ни с кем не воевали.

Главная цель религии — это воспитание человека Айыы — правильного, доброго и трудолюбивого человека. Порабощение человека и других народов считалось большим грехом. То, что нужно, человек должен добывать своим трудом.

Должно быть бережное отношение к Матери-природе. Все нужное в жизни человек получает от природы. Природа — кормилец человека, и поэтому человек должен систематически восстанавливать природу и ее ресурсы. Каково состояние природы, таков и состояние людей, живущих в ней.

Самое главное: в нашей религии сохранены древние методы лечения, а также методы лечения Алгысами-благословениями с молением и древнейшими, божественными заговорами. Об этом писал Владимир Кондаков в своей книге «Религия Аар Айыы».

— Согласно религии, человек должен хранить свой кут (дух). Что это означает?

— Человек состоит из трех Кут: Ийэ-кут (невидимое, вечное, антиматериальное тело), Салгын-Кут (аура), Буор-Кут (физическое тело). Все три тела соединены божественным огнем Сур. Сур дает движение всем Кут, дает жизненную энергию каждой клетке физического тела. Здоровье, деяния, духовный рост человека зависят от него.

Во дворе «Аар Айыы дьиэтэ» установлены три сэргэ

— Насчет оплаты. Почему целители не лечат бесплатно? Почему алгысчыты за час выступления просят от 3-х тысяч рублей? Возникает ощущение, что вера Айыы — это прикрытие для зарабатывания денег.

— Любая религия существует за счет пожертвований. Религия отделена от государства: нет субсидий, нет поддержки. Есть только верующие. Каждый верующий вкладывает что-то, чтобы то, чему он поклоняется, возрождалось и далее развивалось. Так и должно быть. Иногда люди приходят, и начинают обижаться, почему вы деньги берете за то, что вы должны делать? Индивидуальные алгысы, да, стоят определенную сумму, но когда люди обращаются коллективно, за общим благополучием, то благословение проводим без оплаты.

Что касается распространенных сейчас алгысов. Во время забвения нашей исконной религии многие алгысы были утрачены. Те алгысы, которые сейчас практикуются чуть ли не на каждом шагу, являются как бы «бытовыми», в большинстве своем они направлены на добрых земных духов, без призыва верхних божеств.

— Как работает тогда «Аар Айыы дьиэтэ»? У вас проходят молебны, или лекции? Со скольки работаете, бывают ли праздничные службы?

— Если честно, к нам ходит мало народу, чтобы организовывать постоянные мероприятия. Мы проводим семинары, курсы для желающих узнать о своей исконной вере. Всегда готовы консультировать, советовать, направлять. Работаем без выходных. Связаться можно по телефону: 8914-257-39-84.

— Мы разговариваем больше часа, за это время не было ни одного посетителя.

— Путь к вере — сложный путь. Молодые работают, у них мало времени. К нам обычно обращаются люди старшего поколения — помолиться за своих детей, внуков, правнуков. У человека желание приобщиться к религии обычно возникает на старости лет, с приходом мудрости.

— Аар Айыы дьиэтэ так далеко расположено от центра. Неудобно добираться.

— Вообще, испокон веков религия Айыы не нуждалась в особом, специальном месте для сбора народа. Шаманы всегда проводили свои обряды под открытым небом. Мы же — дети Неба. Главное, вера должна быть в сердце человека, он не должен отдаляться от своих корней. Был случай, когда к нам за благословением пришла женщина, которая приехала издалека в Якутск работать. Она была другой веры, но тем не менее она мудро поступила, «подружившись», заручившись поддержкой местных духов. Все в долине Туймада взаимосвязано, это наши корни, наша история, наша вера.

Народ без веры исчезает, но вера должна быть истинной.

Источники:

http://hranitel.club/2442-kakaya-vera-u-yakutov
http://www.newsru.com/religy/23may2014/aar_aiyy.html
http://news.ykt.ru/mobile/article/36628

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector