1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Другое название волынки. Волынка – старинный славянский инструмент

д у д а

славянский духовой музыкальный инструмент, вид волынки

• духовой музыкальный инструмент, волынка

• название волынки на Украине, в Белоруссии

• игрушка швеца и жнеца

• и швец, и жнец, и на ней игрец

• волынка для швеца и жнеца

• украинский аналог волынки

• Название волынки на Украине, в Белоруссии

• Духовой музыкальный инструмент, волынка

• волынка от белоруса

• ж. труба, трубка, ствол; народное музыкальное орудие у пастухов, ребят, нищих, редко употребляемое вместе с прочими народными муз. орудиями (гудком, балалайкою, волынкою, рожком); она делается из бузинной трости, камыша, тростника, из снятой раннею весною коры с ивового прута, и пр., сиповка, южн. сопелка, оренб. чибызга. Каждая из трубок, стволов органа. Зап. твер. пск. коза, волынка. *Кто дудит, пьет много воды, квасу, браги. Дудка, дудочка, умалит. На дудку есть (деньги), а на свечку нет! Ни в дудочку, ни в сопелочку. Ни поскакать, ни поплясать, ни в дудочку поиграть. Иван в дудку играет, а Марья с голоду помирает. Ты за дудку, я за гудок. Ваня за дудку, Спиря за гудок. Утки в дудки, тараканы в барабаны. Играй, дудка: пляши, дурень! Поехали с дудой, и тебя звали с собой. Взял бы в руки дудку да играл бы побудку, солдатск. Коли сидеть на ряду, так не играть в дуду. Коли орать, так в дуду не играть. Подержись за мотовило, подержись за молотило, а дудка сама придет. Придет пора, не уйдет и дуда. Купил дуду, на свою беду, стал дуть, ан слезы идут! Беда не дуда: станешь дуть, а слезы идут. Беда не дуда: поиграв, не кинешь. Дул было в эту дудку, да не пищит, неудача. Наша дуда и туда и сюда, на все годна, или двулична. Начал погудкой, так и кончил дудкой. Нос курнос, а рыло дудкой. Станешь ты по моей дудке плясать! Он по чужой дудке пляшет. Он семь лет все на одной дудке играет. Полно, брат, дудки! не обманешь, Был мал, в четыре дудки играл; вырос велик, землю поднял? вольск. Гудок да дуда (коза), собери наши дома! дразнят белорусов. Дудка в европ. России (не в Сиб.) на рудниках: шахта, иногда шурф; колодезь для добычи руд, ниж. Ол. толстяк. Ствол бурьянистого растенья. Дудки или кляпцы, у коновалов, две палочки, которыми завертывают губу у неспокойных лошадей. Снять кожу дудкою, мехом, целиком, не распарывая вдоль. Дудочный, к дудке относящийся. Дудчатый, образующий дудку, дудки. Дудчатый камень, ноздряк, порода известняка. Дудочник, зап. южн. дударь м играющий на дудке. на полынке, дудолад пенз. Дудочников, ему принадлежащий. Дудочник собират. стебли растений, в средине пустые стволы; растенье зоря, Levisticum officinale; растен. Archangelica offic. кухотина? вонючий дягиль, подрянка? пушка (ошибочно вех). Дудник м. гриб Fistularia. Дудчатка ж. растен. Tubularia. Дудить, играть на дуде. трубить во что. Дудить в кулак. Пить много, более о нехмельном напитке, пить бычком, без расстановки, не переводя духу; пить через край из посудины; сосать много, долго, моск. дудонить, тамб. пск. дудолить, дудолить, тянуть, сосать. Дудолить вино из бочки, пить через дудочку, камышинку, соломинку. Вощики делают это воровски, сбив обруч набок и провернув дырочку, которую забивают после колком и надвигают обруч на место. Дудок пск. дудала, дудолка, дудолица, калужск. кто много пьет или сосет. Дудыш, дудышка, дудала, питух, пьяница, или толстяк. Дудучить? влад. врать, болтать, молоть вздор

ВИА Мидгард-ИНФО


Волынка
— народный духовой язычковый музыкальный инструмент. Состоит из резервуара (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, нескольких снабженных одинарной или двойной тростью бурдонных трубок для извлечения звука, а также мелодической трубки с отверстиями (от количества отверстий зависит диапазон волынки). Количество бурдонных трубок может быть от одной до четырех.

Бурдон (фр. Bourdon, букв. — густой бас) — непрерывный звук при игре 1-2 басовых трубок Органный пункт — это выдерживаемый в басу звук, на фоне которого свободно движутся другие голоса. Тонический органный пункт способствует устойчивости звучания. Бурдонные трубки настраиваются в кварту, квинту, сексту, октаву по отношению к мелодической трубке.

Волынка относится к древнейшим музыкальным инструментам. Как считают исследователи, это инструмент древнеазиатского происхождения. Волынка звучала в военных оркестрах Древнего Рима, в инструментальных ансамблях Франции (XVIII в.), в торжественных шествиях музыкантов в Шотландии.

На ней играли и играют до сих пор в селах Румынии, Польши, Чехии. Большое распространение получила волынка («гайда») с XI века у южных славян в Югославии, Болгарии, Албании. Она использовалась в основном для сопровождения танцев.

Читать еще:  Один про фому другой ерему значение. Я Вам про Фому, а Вы мне про Ерёму

В разных странах инструмент имеет и различные названия: «коза» — на Украине, «дуда» — в Белоруссии, «волынка» — в России. Изображение волынки на миниатюре «Игрище славян вятичей» в Радзивиловской летописи (XV в.) дает основание предположить, что наряду с сопелями и дудками скоморохи Киевской Руси применяли в своем музыкальном творчестве и волынку.

Трудно решить, какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, наверное, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель; наконец, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.” (М. Забылин. «Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия»). В книге дается следующее описание волынки:

«Представляет весьма своеобразный по характеру инструмент, напоминающий собою гармонику или мех в валах; здесь действует воздух, заключенный в бараний мех, к которому приложены три дудки и трубочка. В трубочку, прикрепленную кверху, напускается воздух с двух противоположных сторон, определены две разной величины трубки, через которые воздух, проходя, дает басистые голоса, а третья небольшая трубочка имеет несколько отверстий сбоку, что дает возможность играющему производить пальцами разные голоса и звуки».

Разновидности инструмента

Помимо шкуры животного в качестве резервуара для воздуха применяли бычий пузырь. Способ его обработки следующий:

  • стенки бычьего пузыря промывают в воде;
  • чтобы пузырь при надувании приобрел большой объем, его обрабатывают древесной золой, просеянной через сито;
  • многократную обработку стенок пузыря проводят золой с двух сторон (внешней и внутренней) и вновь промывают в воде, при этом стенки бычьего пузыря утончаются и становятся мягкими и эластичными;
  • последующая обработка проводится измельченным мелом, который удаляет жир и влагу. При этом пузырь приобретает вязкость;
  • просушенный пузырь надувают воздухом при помощи трубки, вставляемой в его отверстие.

Затем на воздушном резервуаре (пузыре) устанавливают трубки: одну для подачи воздуха в мешок, одну игровую (мелодическую), от одной до четырех — бурдонные и помещают в мешок, сшитый из шкуры животного или ткани.

В качестве материала можно применить кислородную подушку, используемую в медицине. Довольно большие размеры (660 х 500 мм) и объем, эластичная и прочная резина подушки подходят для такой работы.

В волынке, как правило, применяли игровую трубку типа свирели, только с пищиком. В России игровая трубка имеет еще и раструб (коровий рог) для усиления звука.

Изготовление воздушного резервуара

Завершающий этап в работе: подушку поместить в чехол, сшитый из шкуры животного или ткани, закрепить ремни или ленты, поддерживающие инструмент на плече или на шее исполнителя, и установить трубки. Сохранению воздуха в воздушном резервуаре (мешке) помогает клапан (тонкая лайка или резина), приклеенный наполовину к торцевой стороне трубки для вдувания воздуха. Клапан закрывает обратный выход воздуха из мешка в тот момент, когда музыкант выпускает изо рта трубку для вдувания воздуха. Крепление трубок осуществляется при помощи ниток, накрученных на трубки.

Принцип извлечения звука в волынке заключается в колебании язычка, находящегося на мундштуке, который в свою очередь вставляется в мелодическую и бурдонную трубки. Надувая мешок, музыкант сжимает его обеими руками или одной рукой, прижимает сбоку к туловищу и приводит в колебание язычки в трубках, находящихся в корпусе инструмента Периодическое поддувание воздуха в мешок поддерживает постоянное давление воздуха. Оно необходимо для колебания язычков. При установке дополнительных бурдонных трубок увеличивается расход воздуха, поэтому размеры инструмента и его объем тоже увеличиваются.

При настройке инструмента необходимо установить общее уравновешенное звучание — яркое и громкое или тихое, мягкое, приглушенное. Бурдонная (басовая) трубка при звучании не должна перекрывать силу звука мелодической. Для увеличения звука на мелодическую игровую и бурдонные трубки надевают резонаторы. Настройку трубок проводят точно так же, как и при настройке жалеек перемещая язычок вверх — звук повышают, и наоборот, вниз — звук понижают. В старину большое внимание уделяли внешнему оформлению инструмента. Трубки волынки делали различной конфигурации и украшали резьбой, инкрустацией, росписью. Кожаный мешок обшивали красочными тканями и обвязывали бахромой с кистями. Из дерева вырезали фигурки и головы животных, укрепляя затем на инструменте. В Белоруссии и на Украине волынку украшали деревянной головой козы. Отсюда, видимо, и диалектное название волынки — «коза», «козица».

Читать еще:  Кто сказал известную фразу не верю. Константин СтаниславскийНе верю! Воспоминания

Трубка для подачи воздуха в инструмент.

Волынка

Волы́нка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Содержание

Техническое извлечение звука

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe — ирландская волынка.

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом [1] . Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу — две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна.

Шотландская волынка

Старинный шотландский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха — через поддувную трубку — обеспечивает свободу правой руке.

При игре музыкант (piper) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

Ирландская волынка

Ирландская волынка (англ. uilleann pipes [ ˈɪlən paɪps ]) — иллян пайпс, в переводе с ирландского — локтевая волынка — ирландский вариант волынки, окончательно оформившийся к концу 18-го века. Воздух накачивается в мешок при помощи мехов, а не духовой трубки. Ирландская волынка, в отличие от всех других волынок, имеет диапазон в две полных октавы, а в своём полном варианте также может помимо мелодии играть аккомпанемент с помощью регуляторов.

Испанская волынка

Называемая также Гайта (La gaita), происходит из Галисии, а также Астурии и восточной части провинции Леон.

Это, пожалуй, наиболее легкая в освоении и наиболее удобная для камерного исполнения волынка [источник не указан 714 дней] , сочетающая в себе лучшие качества как шотландских, так и восточноевропейских волынок

Она состоит из чантера с двойной тростью, такой же как у гобоя, одного или двух басовых бурдонов с одинарными тростями как у кларнета. У чантера внутренний конический канал, семь отверстий для пальцев и с обратной стороны отверстие для большого пальца левой руки. Кроме того, он оснащен тремя незакрывающимися отверстиями находящимися в нижней его части на раструбе.

Итальянская волынка

Волынки данного региона могут быть разделены на 2 типа — северо-итальянские, по конструкции сходные с французскими и испанскими инструментами, и южно-итальянские, известные под общим названием зампонья (итал. zampogna ) и отличающиеся двумя мелодическими трубками в общем стоке с двумя бурдонными. Традиционно зампонья используется как аккомпанемент чьярамелле (итал. ciaramella ) — небольшому гобое-подобному инструменту.

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки — это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

  • Центральнофранцузская волынка (musette du centre, cornemuse du Berry), распространенная в местностях Берри и Бурбонне. Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны — большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные — одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с 3мя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой.
  • Кабретта (фр.: chabrette, овернск. окситан.: cabreta) — однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту (chabreta limousina).
  • Бодега (окситан.: bodega) — волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространенные в южных окситаноговорящих департаментах Франции.
  • Мюзет де кур (фр.: musette de cour) — «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII—XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.
Читать еще:  Сергей Бобков: Живая стружка. Скульптуры из стружки сергея бобкова

Армянская волынка

Армянская волынка (арм. Պարկապզուկ ) — близкий родственник ирландской волынки. Состоит из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок — воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта — с отверстиями. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое. Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки.

Белорусская волынка

Ду́да — белорусский народный инструмент (разновидность волынки).

Самым ранним историческим свидетельством существования волынок на территории Белоруссии можно считать образ дударя в составе скоморохов с Радзивиловского летописи 12 века, играющего на безбурдоннай волынке, вроде польской siersienki, типу волынки, распространенным по всей средневековой Европе – однако, упомянутая миниатюра не может быть полностью вероятным свидетельством в силу отсутствия информации о происхождении самого художника (он мог родом и не из Беларуси), отсутствие этнографических фактов более поздних времен. Первое упоминание дуды в старинных белорусских текстах относится к 15-му веку. До середины 19-го столетия дуда была самым распространённым инструментом и активно использовалась в белорусской народной музыке. В XXI веке дударское движение в Беларуси пользуется чрезвычайной популярностью, постепенно появляются новые музыкальные группы, которые используют волынки в своем творчестве.

Мордовская волынка

В Мордовии в прошлом волынка также была популярным музыкальным инструментом. Она имела не только музыкальное, но и ритуальное значение: считалось, что игра на ней оберегает присутствующих от сглаза, а также может умилостивить добрых духов.

Мордовская волынка имела две разновидности [2] , имеющие одинаковые названия: мокш. фам, уфам , эрз. пувама .

  • Первая разновидность — с воздушным резервуаром из телячьей шкуры, трубкой для вдувания воздуха и тремя голосовыми трубками: одна бурдонная, без отверстий, изготовлялась из липы или берёзы, и две тростниковые игровые, каждая с 3 голосовыми отверстиями. На одной из игровых трубок исполнялась мелодия, вторая использовалась для извлечения бурдонного звука, высоту которого можно менять. Иногда игровые трубки делались съёмными, чтобы их можно было использовать в качестве самостоятельных музыкальных инструментов.
  • Вторая разновидность мордовской волынки изготовлялась из бычьего, коровьего или свиного пузыря. В мордовских сёлах существовал обычай отдавать музыкантам пузыри жертвенных животных для изготовления волынок. В пузырь вставлялись две тростниковые трубки с 3 голосовыми отверстиями каждая. Трубки для вдувания воздуха не было, поэтому музыкант надувал пузырь, вынув игровые трубки, и играл, пока запас воздуха не кончится, после чего снова надувал пузырь. Часто волынщики играли вдвоём: пока один исполнитель играл мелодию, второй надувал резервуар своей волынки.

Чувашская волынка

Шапар, шабр, шыбыр, пузырь Чувашская волынка. Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и 2 оловянных мелодических трубок, укрепленных на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный — из бересты. Левая трубка имеет 2-3, правая 3-4 игровых отверстия (у неё внизу есть 3-7 небольших подстроечных отверстий). Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшинском районе (Татарстан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.

Сарнай Чувашская волынка. В отличие от шапара мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, 2 бурдона (чаще всего настроены в квинту) и одну мелодическую трубку с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные. Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы и т. п. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами. C,D бемоль,E бемоль,F,G,A,C,D. [3]

Источники:

https://scanwordhelper.ru/word/25688/1/133798
https://via-midgard.com/news/article/nasledie/volynka-starinnyj-slavyanskij-instrument_1.htm
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/140129

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]