22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двойные согласные. Удвоенные согласные: правила написания и переноса

Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

“Ранняя весна наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда”.

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые имена собственные: Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. Заимствованные слова: терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если корень слов различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна – мера веса, тона – падежная форма слова тон – оттенок звука или цвета;
  • касса – устройство для хранения денег, касание – соединение в какой-либо точке;
  • балл – единица оценивания, бал – вечер отдыха с танцами.
  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.

2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла – Алка, кристалл – кристальный, искусство – искусный, корреспондент – юнкор, колонна – колонка, финн – финский, тонна – пятитонка.

Удвоенных согласных нет

Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква “л”. Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.

Перенос слов с удвоенными согласными

Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. Правила переноса удвоенных согласных таковы:

  • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
  • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.

К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

На стыке морфем

Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс – одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

  • бессменный;
  • бесстрашный;
  • беззаветный;
  • беззубый;
  • беззаконный;
  • раззадорить;
  • раззява;
  • рассказ;
  • рассвирепеть;
  • рассусоливать;
  • рассекать;
  • иссушить;
  • иззябнуть;
  • преддверие;
  • поддать;
  • поддеть;
  • оттаять;
  • отток;
  • оббить;
  • вводить,
  • вверх;
  • вверенный;
  • искусство;
  • русский;
  • матросский;
  • новочеркасский;
  • картинный;
  • старинный;
  • истинный;
  • картонный;
  • подстаканник;
  • подоконник;
  • сторонник;
  • странник;
  • избранник;
  • карманник;
  • малинник;
  • осинник.

Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

  • главврач;
  • роддом.

В суффиксах прилагательных

В русском языке одна из самых сложных орфограмм – одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

Удвоенные согласные. Правила для прилагательных

-ин-: осиный, орлиный, соколиный;

-ан-(-ян-): полотняный, кожаный;

-онн-: станционный, лекционный;

-енн-: клюквенный, соломенный;

Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

В суффиксах причастий

Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

  • исходить – исхоженный;
  • выкрасить – выкрашенный;
  • написать – написанный;
  • изгнать – изгнанный;
  • желать – желанный;
  • купить – купленный;
  • искоренить – искоренённый;
  • избрать – избранный;
  • раскалить – раскалённый;
  • поджарить – поджаренный;
  • разбудить – разбуженный;
  • разграничить – разграниченный;
  • распечатать – распечатанный;
  • начертить – начерченный;
  • опросить – опрошенный;
  • схватить – схваченный.

Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

В кратких причастиях

Все задания выполнены.

В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

Есть зависимые слова

Скамейка, крашенная вчера.

Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

В суффиксах наречий

В словах-наречиях пишется столько же Н, сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

  • искренний – искренне;
  • нечаянный – нечаянно;
  • прекрасный – прекрасно;
  • интересный – интересно.

Теперь, когда изучена тема “Удвоенные согласные”, правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

1. Какое слово написано неправильно?

А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

А. Нужно оставить обе буквы на строке.

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Читать еще:  Аниме фэнтези приключения сенен. Лучшие аниме-сериалы: фэнтези и мистика

А. Обязательно нужно проверить.

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

  • бры…жущая жидкость;
  • задребе…ало железо;
  • прое…жать через мост;
  • надоедливая и…жога;
  • ра…жать капкан;
  • ра..жалобить маму;
  • вы…женная земля;
  • вые…жанная лошадь;
  • ви…жащий ребёнок.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Снег уже по..таял.
  • Берега по…тапливаются весной.
  • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
  • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
  • Ручьи и..сохли.
  • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
  • Все ра..селись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
  • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
  • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
  • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
  • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
  • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
  • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
  • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
  • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
  • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти. ые штаны.
  • Афиши были расклее. ы по всему городу.
  • Все уехали, и только холё. ые лица лакеев мелькали в коридорах.
  • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка. ой золотом скатертью.

3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

  • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
  • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
  • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
  • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
  • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
  • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)

Ответы

1. Какое слово написано неправильно?

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Ручьи иссохли.
  • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
  • Все расселись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
  • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
  • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
  • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.

На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

Удвоенные согласные – правило, примеры и упражнения

Удвоенные согласные: примеры

При затруднении написания удвоенных согласных примеры легко можно найти в словаре.

Там имеется большой выбор всего необходимого:

Это лишь небольшая часть. В словарях есть множество примеров (нежелательно использовать сомнительные из интернета).

Правописание двойных согласных

Все слова в русском языке состоят из морфем — самых важных частей, которые делятся на приставки, корни, суффиксы и окончания.

При этом корни, как правило, считаются отдельной морфемой, заключающей в себе смысл целого слова.

А вот с помощью окончания, как формообразующей части, его можно не только склонять (у существительного), но и спрягать (у глагола).

Читать еще:  Рукописи не горят кто. Что означает реплика Воланда "рукописи не горят"

В то же время бывают ситуации, когда двойные части речи во время написания отражаются в виде двойных букв.

По правилам, их необходимо сдвоить (основной признак):

  • бб — пп — суббота, группа;
  • жж — жжечь, жужжать;
  • кк — аккордеон, хоккей;
  • лл — миллиард, параллель;
  • мм — грамм, грамматика;
  • нн — колонна, ванна;
  • рр — суррогат, террор;
  • сс — режиссер, прогресс;
  • тт — аттестат, аттракцион;
  • фф — дифференциация, эффект.

Примеры можно увидеть на стыке морфем:

  • Приставки и корня. Когда приставка оканчивается, а корень начинается с одной и той же буквы: восстание, поддержать.
  • В самом корне: грамм, класс.
  • Корня и суффикса. Когда один оканчивается, а другой начинается с одной и той же буквы: матросский, конный. Либо в самом суффиксе: традиционный.

Также они могут находиться в слове:

  • в самом начале — ссора;
  • в середине — теннис;
  • в конце — прогресс.

Таким образом, правописание таких согласных обязательно надо помнить, а в случае возникновения каких-либо сомнений следует тут же брать в руки словарь орфографии для проверки.

Вдобавок следует знать, что там, где слышен долгий звук, записываются двойные согласные. Но даже в таких случаях имеются некоторые исключения, о которых тоже никогда не следует забывать. Хоть и слышится длинное звучание, однако пишется всего лишь одна буква: имитация, галерея.

Еще важно обращать внимание на то, что все двойные согласные чаще всего стоят в одном слоге: кон — гресс, а — ппе — тит, а при переносе делятся: ап — петит, колон — на.

В заимствованных словах

Слова, которые имеют иноязычное происхождение, как правило, записываются таким образом, что парные согласные сохраняются не только в собственных языках, но и во время перехода в русский: koloss (франц.) — колосс (рус), antenna (лат) — антенна (рус).

Однако, если не знать морфем того языка, откуда первоначально все произошло, просто невозможно пояснить, почему пишется удвоенная согласная.

Следовательно, правописание подобных слов, как и тех, что считаются непроверяемыми, требуется постоянно заучивать.

Для этого как минимум стоит составить специальный список, помогающий быстро выучить нужное:

Есть еще несколько важных нюансов написания. Особенности составления удвоенных согласных: в заимствованных словах в суффиксах -есс пишется два «сс»: поэтесса, принцесса; в полученных из основы, заканчивающийся на две одинаковые согласные, чаще всего стоящие перед суффиксом: балл — пятибалльный, Канны — каннский.

В корне заимствованных слов, которые во многих случаях можно без каких-либо усилий определить в словарном порядке:

Тем не менее в нескольких словах (бакалавр, волейбол, тротуар), а также уменьшительно-ласкательном значении собственных имен возможно написание только одной согласной.

Примеры для запоминания:

  • финн — финка;
  • колонна — колонка;
  • Римма — Римка, Кирилл — Кирилка.

В корне русских слов

В большинстве случаев удвоенные согласные в корне слов встречаются крайне редко. Причем используются в основном только такие как «жж» и «сс».

Написание парных букв «жж» можно увидеть:

  • в словах можжевельник, дрожжи, а также в образовавшихся благодаря им родственных: можжевеловый, дрожжевой;
  • в словах и формах, образованных из глагола жечь либо жгут: жжет, сожжение, жжение.

В случае звукового чередования зд — зж и зг — зж пишут не два раза «ж», а именно «зж»: приезжать (приезд), брюзжать (брюзга).

Однако в таких словах, как брыжи и брыжейка, прописывают всего одно «ж». Потому как все это связано с историческим формированием.

Буквы «сс» чаще записываются:

  • когда корень заканчивается на «с», а суффикс начинается с той же буквы: суффикс — ск: рус — ский (русь), матрос — ский (матрос), суффикс — ств: искус — ство (искусный);
  • в слове ссора и во всех ему родственных: поссориться, поссорить;
  • в глаголе прошедшего времени, где основа завершается «с». При формировании возвратных глаголов: пас — ся, нес — ся.

Правописание двойного «н» пишется в суффиксах -енн, -онн — прилагательных, образованных от существительного: болезненный, позиционный, либо -янн — стеклянный, оловянный.

В слове же ветреный, а также производных прописывается всего одна «н». Однако во время приставочных образований можно запросто увидеть: -нн (подветрянный, надветрянный).

Прилагательные с суффиксом: -ан (- ян), получившиеся от существительного, часто записываются с одной «н»: кожаный, дровяной.

А в прилагательных с суффиксом -ин тоже всего одна «н»: гостиный, куриный.

В других ситуациях сдвоение согласных происходит на стыке приставки с корнем: рассказать, поддержать, либо корня с суффиксом: черкесский, туманный. И только в таком случае написание слов повинуется морфологическому правилу — происходит сохранение одинакового написания каждой морфемы. Следовательно, нужно как можно тщательней проводить анализ состава слова, когда приставка заканчивается, а корень начинается с одной и той же согласной: рассвет, воззрение.

Двойная согласная пишется в сложносокращенных словах, когда одна часть завершается, а следующая берет свое начало с одной согласной, то есть одно и та же буква идет подряд: юннат (юный натуралист), главврач (главный врач).

Однако если первая часть сложносокращенного слова представляет собой основу, оканчивающаяся двойной согласной, тогда прописывается лишь одна единственная согласная: юнкор (юный корреспондент), грампластинка (граммофонная пластинка)

Правописание двойных согласных перестает выглядеть трудным, когда хорошо известны все правила. При этом постоянно следует помнить о примерах, которые вообще никогда не поддаются проверке. И в случае потребности, можно просто взять себе в помощь орфографический словарь, в котором показывается верное написание слова, а также его производные.

Закрепить материал помогут некоторые упражнения.

Читать еще:  Изобразительное искусство - сообщение доклад. Школьная энциклопедия

1. Чтение таблицы, в которой указаны слова с двойными согласными, и последующее употребление их в словосочетании.

Урок русского языка “Перенос слов с удвоенными согласными”. Программа “Школа-2100”. 1-й класс

Класс: 1

Цели урока:

  • Обобщить правила переноса слов; изучить правило переноса слов с удвоенными согласными.
  • Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление, кругозор учащихся.
  • Учить обучающихся организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике.
  • Организовать деятельность, в процессе которой обучающиеся сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
  • Формировать у обучающихся способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

I. Наблюдение над написанием слов с удвоенными согласными

На доске записаны имена:

Прочитайте записанные слова
– Что общего у этих слов?
– Что интересного вы заметили в написании этих слов?
– Назовите долгие звуки в каждом слове
– Как они обозначены на письме? (Двумя согласными буквами)
– Можно ли проверить написание удвоенных согласных букв в слове? (Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.)
– Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова?

II. Наблюдение над переносом слов, с удвоенными согласными

– Сегодня мы узнаем, как переносятся слова с удвоенной согласной, но сначала повторим правила переноса слов, которые нам уже известны.
– На доске слова: зима, лед, коньки, ежик.
– Разделите слова для переноса.
– Как переносятся слова с одной строки на другую? (Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.)
– Какие слова нельзя перенести? Почему? (Лед – один слог, ежик – одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую.)
На доске написаны слова с удвоенными согласными.
– Прочитайте слова:

Ванна, сумма, касса, перрон, аллея, масса, грамм, терасса, гамма, шоссе, коллектив, территория, антенна.

Значение каких слов у вас вызывает затруднение?
– Сравните слова. Чем они похожи? (Слова с двойными согласными.)
– А эти слова как бы вы перенесли?
– А теперь сравните свои варианты переноса слов с двойными согласными с теми, что предлагают авторы учебника.
– Какой вывод можно сделать о переносе слов с удвоенными согласными?
– Как переносятся слова с удвоенной согласной? (По слогам, но одна согласная буква остается на строке, а вторая переносится на другую строку.)
– Приведите примеры слов с удвоенной согласной, которые нельзя перенести. (Кросс, грипп, класс, ссора)
– Спешите слова, разделив их для переноса.

III. Работа над правилом

– Как переносятся слова с удвоенными согласными? (Одну букву оставляем на строке, а другую – переносим.)
– А что обозначает слово коллекция? (Коллекция – систематизированное собрание каких-либо предметов.)
– Приведите свои примеры.

IV. Словарно-орфографическая работа

– Запишите словарные слова: воробей, сорока, мороз, ветер, работа, русский язык.
– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (Проверка)
– Отгадайте загадку.

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)

Кудрявая, беловата,
столб беленый,
шапочка зеленая. (Береза.)

– Какой признак отличает березу от других деревьев? (Берёза белая).

Белая береста у березки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.

– Да, у березы белая береста. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной Е:

Белые березы все,
После “б” пишите “е”

– Какой гриб получил название от этого дерева? (Подберезовик.)
– Запишите это слово в словарик. (Дома нарисуйте березку.)
– Какое стихотворение вы недавно учили наизусть о символе русской природы, назовите его автора. («Белая береза» С.Есенин)
– Березу еще называют – русской. В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок – не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.
Береза. Много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице!
А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение.

– Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
– Замечательные стихотворения про березку сочинили наши русские поэты. А есть еще и загадки, связанные с жизнью березы. Давайте их отгадаем.
– Нa каком дереве две коры вместо одной? (На березе.) Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
– Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
– Как называется кора березы? (Береста.)
– Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)
– Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты.) В древние, когда пергамент стоит дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
– Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок.)
– Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

Источники:

https://fb.ru/article/265405/udvoennyie-soglasnyie-pravila-napisaniya-i-perenosa-pravopisanie-slov-s-udvoennyimi-soglasnyimi
https://nauka.club/russkiy-yazyk/udvoenny%D0%B5-soglasny%D0%B5.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617347/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]