10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рукописи не горят кто. Что означает реплика Воланда “рукописи не горят”

Рукописи не горят кто. Что означает реплика Воланда “рукописи не горят”

Приор конгрегации августинцев Доминик де Гусман был ярым фанатом своего дела. Именно он в 1205 году направился в Лангедок из Испании. Целью его визита стала борьба с альбигойскими богословами. Альбигойские войны здесь начались немногим позже – через четыре года после его прибытия в 1209 г.

Будущий основатель доминиканского монашеского ордена, а затем и католический святой читал проповеди и вступал в яростные споры с альбигойской ересью. После чего, как говорят легенды, изложил все свои доводы на бумаге. Эту рукопись Доминик де Гусман и вручил своим оппонентам. Но после недолгих раздумий, альбигойцы вынесли решение сжечь манускрипт. Н.Пейра в своей книге «История альбигойцев» повествует о легенде, по которой огонь, которому была предана рукопись, «трижды оттолкнул ее от себя», пощадив писания приора, что немало потрясло альбигойцев.

Судя по всему, именно данная легенда и стала для Михаила Булгакова той самой отправной точкой. С нее, вероятно, и началась работа над фантастической историей, связанной с рукописями Мастера. В своем манускрипте, к которому «пламя отнеслось с благоговением», Доминик истолковывал Священное писание. Таким же толкованием можно назвать и роман Мастера об Иешуа и Пилате. И именно поэтому, исходя из логики, огонь пощадил рукопись, написанную Мастером.

Но как оказалось, не только у книг есть своя судьба. Немало выпало и на долю самого текста романа. Высказывание Воланда о том, что «рукописи не горят», уже двадцать лет большинством читателей и литературными критиками толкуются не совсем верно. А ведь Воланд вкладывал в свои слова иной смысл. Исследователи творчества Булгакова объясняют, что «рукописи не горят» только потому, что написаны гениально и талантливо. И, несмотря на то, что творение Мастера не увидело свет, оно не умрет ни при каких обстоятельствах.

Сам М.Булгаков, несомненно, верил, что справедливость восторжествует, во что бы то ни стало и что искусство обязательно будет признано. Булгаковеды утверждали по-разному, но все были убеждены, что упорная сила творческого духа настойчиво прокладывает себе дорогу и непременно восторжествует. А история обязательно расставит все по своим местам.

Думается, что в основе романа лежит давняя легенда о нетленности манускрипта. Однако восхищенная и романтическая трактовка слов о том, что рукописи не горят, вложенных писателем в уста сатаны, прочно засядет в головах читателей.

«Рукописи не горят»

«Рукописи не горят»

К альбигойским ассоциациям в «Мастере и Маргарите» примыкает, на наш взгляд, и столь распространившийся в результате популярности романа афоризм «рукописи не горят». Припомним, при каких обстоятельствах эти слова были произнесены Воландом в разговоре с Мастером.

Когда Мастер мимоходом упомянул о написанном им романе, Воланд, в свою очередь, поинтересовался, о чем он.

«— Роман о Понтии Пилате.

Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал и смехом этим не удивил. Бегемот почему-то зааплодировал.

— О чем, о чем? О ком? — заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью кверху.

— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил Мастер, — потому что я сжег его в печке.

— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого быть не может. Рукописи не горят. — Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Читать еще:  Сказочный лес с избушкой на курьих ножках. Сказка про избушку на курьих ножках

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду. Маргарита задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез:

— Вот она рукопись!».[269]

Спрашивается, почему роман, который Мастер сжег, оказался в конце концов невредимым? Тем паче, что автор его, в отличие от одного из своих прототипов — украинского философа Сковороды, никому предварительно списков своей брошенной в огонь книги не дарил.

Зададимся, наконец, вопросом, который мы всякий раз ставили и прежде, подступая к расшифровке «темных мест» романа. А именно — нет ли у описанной Булгаковым фантастической ситуации какой-нибудь более или менее идентичной модели, скажем, в сказках, легендах, апокрифах, агиографической (житийной) литературе?

В самом деле, рукопись предана огню, сожжена, а в итоге оказалась несгоревшей!

Читатель нашей книги уже понимает, что модель такой ситуации существует и что мы ее нашли опять-таки среди книжных источников булгаковского романа, связанных с историей альбигойцев.

Остановимся на ней подробней.

За четыре года до начала альбигойских войн, в 1205 г., из Испании в Лангедок для борьбы с альбигойской ересью прибыл славившийся своей фанатичностью приор Доминик де Гусман — будущий основатель доминиканского монашеского ордена (и впоследствии католический святой). Он выступал с проповедями, вел с альбигойскими богословами яростные диспуты и однажды, как повествуют легенды и обширная житийная литература о нем, по окончании спора изложил свои доводы письменно и манускрипт вручил оппонентам. Но альбигойцы, посовещавшись, решили предать эту рукопись огню. Каково же было их потрясение, повествует легенда (ее, в частности, приводит в своей «Истории альбигойцев» Н. Пейра), когда «пламя отнеслось к рукописи Доминика с благоговением и трижды оттолкнуло ее от себя».[270]

Эта легенда, думается, и послужила Булгакову отправной точкой для разработки фантастической истории, приключившейся с рукописью Мастера. Ведь манускрипт Доминика, к коему «пламя отнеслось с благоговением», носил экзегетический характер, т. е. являлся толкованием Священного писания. Но своеобразным толкованием последнего является и роман Мастера об Иешуа и Пилате. Отчего, по Булгакову или, вернее, по логике избранной им модели (и к вящему интересу сюжета), рукопись такого сочинения сгореть не могла!

Однако же поистине не только книги, но и слова имеют свою судьбу: вот уж около двадцати лет, как слова Воланда о том, что рукописи не горят, не только «простые читатели» романа, а и литературные критики понимают совсем иначе, чем толковал их сам Воланд и чем это согласуется с концепцией романа. Во всяком случае, до сих пор слова «рукописи не горят» трактовались и трактуются в равной мере булгаковедами и читателями совершенно однозначно: если, мол, литературное произведение написано по-настоящему талантливо, но света еще по той или иной причине не увидело, оно ни при каких условиях не пропадет, не погибнет.

В этой связи критиками на разные лады высказывалось убеждение, что упрямая сила творческого духа проложит себе дорогу и восторжествует; что история раньше или позже все расставит по местам и правда выйдет наружу; что все сбудется для того, кто умеет ждать; что сам Булгаков горячо верил в несомненное торжество справедливости, в то, что настоящее искусство в конце концов завоюет себе признание[271]/

И восторженно-романтическая эта трактовка слов «рукописи не горят», вложенных писателем в уста дьявола и имевших в своей подоснове легенду о нетленности манускрипта экзегетического содержания, вряд ли уйдет когда-либо из читательского сознания.

Читать еще:  Юмористические рассказы для детей 8 лет. Юмористические рассказы про школу

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Как вы понимаете выражение Воланда “рукописи не горят”?

Всем известна фраза М. Булгакова “рукописи не горят”.
как вы лично понимаете эту фразу, не хотел ли Михаил Афанасьевич сказать, что мысль материальна, и раз написав эту мысль, даже если сжёг написанное, то уже выпустил “воробья” на волю, и написанное рано или поздно может осуществиться?
Внёс этот вопрос в “искусство и культура”, так как нету категории “философия”.

Автор публикации

Валентин Николаевич

Достижение получено 19.09.2019

Достижение получено 02.02.2019

Титул: Надежный Бородач

Похожее:

А вот так и понимаю, что действительно не горят. Но лишь в том смысле, что идеи не умирают.
Ну да, по Булгакову свою гениальную рукопись бросил в печку сам мастер от отчаяния и разочарования пробить бюрократическую тупую стену тогдашних чинуш.
Но ведь так всегда было у нас и вообще во всех других странах на Земле-матушке.
А “добрый, всесильный и справедливый” Воланд вдруг достал её из неведомого волшебного загашника, то бишь из огненного камина (нормальная театральность для возомнивших себя владыками), где будто бы, сохраняется всё, что бы ни произошло на матушке-Земле.
А ведь действительно, идеи в течении тысячелетий развития цивилизации человеческой никогда не умирали, просто иногда на время погибали.
Но проходило время и о них вспоминали вновь и вновь, многие и многие таланты и мудрецы.
Я именно о том, что рукописи сжечь можно. Но идеи останутся навсегда.
И найдется однажды другой гений, который эти идеи воплотит наяву.

Думаю речь шла о мысли. Все что когда либо было только фантазией, рано или поздно осуществлялось и в реальности. Когда то полеты и путешествия за край нашей планеты считались вымыслом, а теперь мы уверенны в том, что это не только случилось, но и может повториться.

Все в этом мире начинается с мысли, а теперь только на миг представьте, какую власть имеет рукопись, ее ведь могли прочесть и сохранить в своей памяти и другие люди. У рукописи есть больше шансов обратиться в быль, чем у не материальной идеи.

Нет способа уберечь идею от воплощения в жизнь, если о ней знает много людей. И даже если автор сжег свою рукопись, он в состоянии ее снова написать, или рано или поздно просто, напросто проговорится о содержании.

Мысль просто невозможно удержать в кандалах! Такова ее суть. Такова ее роль.

Это хороший вопрос.
Мне кажется, что мысль материальна, поскольку её производит мозг, который материален и мысль выражается в словах, которые тоже материальны, а вот сама мысль, по нынешним философским представлениям, почему то не материальна.По- моему, это не правильно.
Рукописи не горят и мысль не может исчезнуть из мира- вот смысл высказывания.

А я вот это высказывание Михаила Афанасьевича понимаю тоже, как то, что мысль материальна. Но, если в то время, когда компьютеров не было, тогда писали на печатных машинках, в том числе и сам Михаил Афанасьевич, но, возможно, что и пером писал, не интересовался, то на сегодняшнее время эта фраза приобрела чуток другое выражение.
Если раньше можно было сказать “рукописи не горят”, то сейчас можно сказать “электронные рукописи не горят”.
Ведь, если раньше опубликовать свою рукопись было весьма тяжело, то на сегодняшнее время, это легко и просто.
Но согласитесь, опубликовать мысль легче, чем воплотить свою заветную мечту, навеянную этой мыслью.
Здесь нам придётся весьма и весьма поработать над нашими деянинями, приложить много усилий для воплощения мечты в реальность.
Да, опубликовать стало легче, но, к сожалению, или к счастью, не знаю, осуществить задуманное по прежненму осталось трудным.

Читать еще:  Как меняются ценности человека. Человеческие ценности: история поколений

Фигню написал. Очень даже горят. Вот в опере “Богема ” молодые люди жгут свои рукописи в печке, чтобы согреться . А что Воланд сумел представить Мастеру рукопись в первозданном виде , так это же сверxестественные штучки, и не нужно все время эту фразу повторять. Ещё и про не просите ничего , тоже сплошь повторяют . В Евангелии написано просите. В общем много фигни в книге , безусловно , талантливого Миxаила Булгакова написано. Не стоит сотворять из него кумира. Даже не смотря на бешеную популярность романа.Никчему эти заигрывания с дьяволом.

А никто и не заигрывает с дьяволом. В романе не дьявол главное, а смысл в произведении. Михаил Афанасьевич хотел просто довести до ума людей, что не надо отчаиваться, надо стремиться к своей цели, не бояться системной машины. А Мастер сломался, вот и пришёл ему на помощь дьявол.
Понимаете, “Мастер и Маргарита”, это не просто книжка для прочтения, это роман со смыслом.
Тут надо не просто читать, а надо уметь прочесть. Улапвливаете смысл?
Моя покойница-мать этот роман тоже не понимала, тоже ругалась на него.
А когда я прочёл его, то многое стало для меня понятным. Сейчас это настольная книга у меня.
Кстати, “Собачье сердце” тоже со смыслом. Тут Афанасьич хотел сказать: а на кой ляд синтезировать человека, если его может родить любая женщина?
Ведь Филипп Филиппович, это сам Булгаков, я так подозреваю.
Кстати, а вот Христос не отрицает, что мысль материальна, напротив, он даже сказал, что, во что человек верит, то и получит.
Просто Булгаков высказал эту же мысль, но в своём духе.
Кстати, то, что Мастер и Маргарита обратились к дьяволу, это сигнал, ежели люди будут отвергать человека, он пойдёт и на крайности, не кажется ли вам это?

Еве когда то тоже Змий на помощь пришёл. “Кушай яблочко , мой свет”. И вон что из этого вышло. Xристос говорит , что вера твоя спасла тебя , – вот так все просто , вера в Бога , вера в Христа. И не нужно прилавать Богу помощников. Впрочем , мне совсем не xочется с Вами спорить, написала что думала , причём не вот сейчас придумалось , а с опытом , по мере взросления .

По поводу мыслей можно сказать следущее. Есть единое энерго-информационное пространство Вселенной. И пользоваться им теоретически могут все, но не все могут практически. И уже давным давно всё придумано. Одна и та же идея посещает переодически совершенно разных людей и совершенно в разное время. Смысл оформлять все эти идеи и мысли в рукописном, машинописном или еще каком-то варианте по большому счету есть только у человека. В этом самом пространстве уже всё есть, и давно всё запечатлено.
Более прозаичное и менее глобальное в масштабах Вселенной объяснение фразы Булгакова “Рукописи не горят”. Писатель ни пишет своё произведение за один день, даже самый талантливый. Он его “рождает”, творит. Сначала вынашивает идею, потом выстраивает сюжет, продумавает каждый персонаж. Пишет, переписывает, уничтожает, опять переписывает, дописывает. Иногда у одного писателя бывает несколько вариантов романа. И если что-то с рукописью случается, затратив какое-то время, произведение мастер обязательно его восстановит.

Источники:

https://ok.ru/group55556766564362/topic/69042106600202
https://culture.wikireading.ru/41975
https://borodatiyvopros.com/questions/7301/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]