Эдуард аркадьевич штейнберг картины. Эдуард штейнберг – kontinent
Штейнберг Эдуард
Эдуард Штейнберг (1937-2012)
Эдуард Штейнберг начал с рисования натурщиц, пейзажей и позднее перешел к высветленным по тону «метафизическим натюрмортам», где беспредметное начало, белесая стихия цвета все заметнее. Потихоньку набрёл на собственную версию геометрической абстракции.
«Классический Штейнберг» сложился под решающим воздействием Малевича: сохраняя общее впечатление космического парения легких форм, молодой художник сводил до минимума присущие исконному супрематизму резкие цветовые контрасты, придавая своим образам подобие меланхолического «воспоминания об авангарде». Такого рода картины сложились в огромный многолетний цикл, пластически-элегантный, полный тонкого декоративного чутья.
Штейнберг Эдуард
Штейнберг-старший – выпускник Вхутемаса – старается дать сыновьям всестороннее образование, что позволяет Эдуарду рано познакомиться с первым авангардом.
Эдуард Штейнберг в Тарусе, 1954
Таруса – прибежище многих художников и поэтов. Здесь, например, прошло детство Марины Цветаевой. Василий Поленов провел здесь долгие года, а его усадьба, как в прочем и дом Цветаевой, стала музеем. Вернувшись из лагерей, в Тарусе жили Надежда Мандельштам и Ариадна, дочь Марины Цветаевой. Именно Таруса в период «оттепели» стала центром притяжения молодых художников, притягивая аурой чудом уцелевшей культуры прошлого. Юность Эдуарда и его брата Боруха проходит за поэтическими чтениями, сопровождающими оживленные чаепития. В это время в Тарусе живет Борис Свешников, который провел восемь лет в лагерях вместе с Аркадием Акимовичем.
Борис Свешников. Портрет А.А. Штейнберга, 1954-1957. Частное собрание.
Именно здесь, в Тарусе, Эдуард Штейнберг начнет рисовать под чутким руководством своего отца. По его совету юноша будет копировать работы Калло и Рембранта. Помимо прочего, Эдуард часто работает на пленере – город и река в пейзажах Штейнберга видятся «в зеркале вангоговской экспрессии», так как настольной книгой юноши в это время будут «Письма» Ван Гога.
Летом 1959 года Эдуард знакомиться с тремя студентами художественного факультета ВГИКА – Валентином Воробьевым, Владимиром Каневским и Игорем Вулохом. Молодых художников завораживает атмосфера дома Штейнбергов – абсолютная свобода мысли и совершенно равнодушное отношение к деньгам. К слову, через год всех троих отчислят, а через два года, в 1961, в городском клубе Тарусы пройдет одна из первых независимых выставок. Несколько работ с этой выставки потом попадут на молодежную выставку в московском Парке культуры, где в 1957 пройдет легендарный VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, благодаря которому молодые советские художники увидели работы американских экспрессионистов и французских ташистов.
Первая работа маслом, написанная Эдуардом Штейнбергом в Тарусе, 1956
В 1962 году Эдуард Штейнберг переезжает в Москву. Молодой художник занимает комнату на улице Карла Маркса (сегодня, улица Басманная), в дом, где он вместе с матерью и братом жили во время ареста отца. Эта комната в дальнейшем станет одним из пристанищ молодого поколения московских «неофициальных» художников.
По доносу соседки, Штейнберга дважды привлекают к суду за «тунеядство». В 1962 работы художника участвуют в легендарной выставке к 30-летию Московского союза художников, которая была запрещена Никитой Хрущевым.
В Москве Штейнберг часто меняет место работы, когда, наконец, устраивается ночным сторожем в Суриковский институт – здесь он «собирает» старые подрамники и использованные холсты, которые отмачивает и пускает в работу.
Натюрморт с раковиной, 1966. холст, масло. 54,5×79,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1964 году в Москву переезжают родители художника и Штейнбергу приходится искать новое пристанище для занятий живописью. После некоторых махинаций, ему удается получить шестиметровую комнату, где начинают бывать «старожилы» советского неофициального искусства – Владимир Вейсберг, Оскар Рабин, Юло Соостер и другие.
В своих работах этого времени художник отказывается от экспрессивной драматически насыщенной живописи, к которой тяготел в Тарусе, и переходит к созданию полуабстрактных пейзажей и натюрмортов, в которых пока что присутствует фигуративность. Эти работы легко вписать в так называемую «метафизическую» живопись, о которой принято говорить в контексте работ Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского или Владимира Вейсберга, уже упомянутого выше.
Натюрморт с птицей, головой и ракушкой, 1968. оргалит, масло. 110,3х124,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1960х чешский искусствовед Индрих Халупецки назовет сообщество друзей-художников, куда входил Эдуард Штейнберг, группой «Сретенского бульвара». Этот небольшой круг неофициальных художников не был объединен работой с единым стилем, а скорее определял себя как людей, которым интересно вместе. Вынужденная изоляция неофициальных художников сама породила необходимость в таких группах, где можно было показывать и обсуждать свои работы. В эту группу помимо Штейнберга входили Эрик Булатов, Олег Васильев, Эрнст Неизвестный, Виктор Пивоваров, Юло Соостер, Владимир Янкилевский и, конечно, Илья Кабаков. Именно в его мастерской на Сретенском бульваре чаще всего и собирались художники.
Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков в раме, подаренной друзьями. 1974. Фото Г. Андреева
С 1967 года Штейнберг сотрудничает с журналом «Знание – сила», где главный художник Юрий Нолев-Соболев привлекал своих друзей-нонконформистов к созданию иллюстраций. Главный вектор журнала – технократический – позволял художникам придерживаться некоторой сюрреалистической условности.
Обложки журнала «Знание — сила». 1968 год. Интернет-аукцион «Мешок»
В этом же году Штейнберг вступает в Горком графиков, что позволяет ему избежать новых арестов и обвинений в «тунеядстве». Горком получает подвал на Малой Грузинской и на целое десятилетие становится чуть ли не главной выставочной площадкой для художников-нонконформистов. В 1978 году здесь проходит совместная выставка Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского. Штейнберг представил около сорока живописных работ белого метагеометрического периода.
Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. 1978, Москва. Фото И. Пальмина. © Russian Art Archive Network
Прощальный прием художников в квартире Георгия Костаки перед его эмиграцией из СССР. Эдуард Штейнберг на первом плане. Москва, 1977. Фото И.Пальмина. © Russian Art Archive Network
Штейнберг открывает для себя супрематизм Малевича, где фигуры-супремы становятся высшими формами идеального мира. Молодой художник рассматривает революционную концептуальную жестовую живопись, как нечто мистическое, не чуждое божественным началам. Формально, не фигуративные работы Штейнберга с геометрическими фигурами построены по тому же принципу, что и его ранние пейзажи. Но теперь место прежних предметов – птиц, камней, раковин – занимают супремы, будто заимствованные у Казимира Малевича. Не случайно сам художник называл себя «скромной тенью Малевича», а в 1981 году написал ему письмо, которое начинается словами «Мой дорогой К.C.».
Композиция (Посвящение Кабакову), 1975. холст, масло. холст, масло. 120х140 см. Коллекция Музея АРТ4
Уже на рубеже 1960-70х Штейнберг приходит к абсолютным беспредметным абстракциям, многие из которых содержат различные посвящения друзьям-художникам, русским философам, европейским и американским коллегам.
В конце 60х годов у Штейнберга открывается интерес к религиозной русской философии. Он сближается с Евгением Шифферсом. В 1973 году последний даже напишет статью «Идеографический язык Эдуарда Штейнберга».
Евгений Шифферс на монтаже выставки Эдуарди Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. Москва, 1978. Фото И. Пальмина. © Russian Art Archive Network
В марте 1988 года в выставочном зале на «Каширке» открывается выставка, посвященная 110-летию со дня рождения Малевича. В проекте «Геометрия в искусстве» приняли участие сорок современных художников, развивающих в своем творчестве традиции первого русского авангарда. Работы Эдуарда Штейнберга заняли центральную стену. Одна из представленных работ была создана десятью годами раньше – к 100-летию со дня рождения создателя «Черного квадрата». По инициативе художника в мастерской Ильи Кабакова день рождения Малевича праздновали уже в 1978 году. В рамках выставки так же прозвучало письмо Штейнберга к Малевичу.
Перестройка хорошо сказывается на выставочной деятельности Штейнберга. В ноябре 1987 года в двух залах объединения «Эритаж» показывают работы двух периодов творчества художника – так называемых «светлого» и «темного». В 1988 году Штейнберг впервые отправляется за границу на свою персональную выставку в галерею Клод Бернар в Париже. В марте 1989 года Культурный центр Москвы, располагающийся по адресу Пушкинские линии, 1, представил серию из семнадцати живописных полотен, объединенных названием «Деревенский цикл».
Фрагмент экспозиции выставки в Галерее “Клод Бернар”. Париж, 1988.
В 1992 году Государственная Третьяковская галерея организовала масштабную выставку работ Штейнберга. Здесь же в 2004 году будут показаны более 120 произведений автора из частных коллекций, собрания художника и галереи Клода Бернара.
Эдуард Штейнберг на своей персональной выставке в Государственной Третьяковской Галерее. Москва, 2004. Фото Федор Савинцев / ТАСС
В 2017 году Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре показали ретроспективную выставку к 80-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга, включив в проект ранее не экспонировавшиеся рисунки, коллажи, акварели и гуаши, которые преимущественно хранились у семьи автора.
Выставка в ММОМА стала уже посмертной. Эдуард Штейнберг скончался в 2012 году в Париже, но, по собственному завещанию, похоронен был в родных местах – в Тарусе.
Вид экспозиции выставки Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода». ММОМА. Фото: ММОМА
«Эдуард Штейнберг. Пространство памяти»
с 12 Октября
по 12 Ноября
Калужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
12 октября в 15-00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, выставочный флигель) состоится торжественное открытие выставки одного из лидеров советского «неофициального искусства» Эдуарда Штейнберга (1937-2012) – «Эдуард Штейнберг. Пространство памяти».
В состав настоящей выставки вошли 30 произведений живописи и графики Э. А. Штейнберга. Основу экспозиции составили произведения, переданные в дар Музею вдовой художника, искусствоведом Галиной Иосифовной Маневич, шесть из которых находятся в фондовом собрании Калужского музея изобразительных искусств, девять – в Тарусской картинной галерее, филиале Музея.
Искусство Эдуарда Штейнберга – интеллектуальное послание, вобравшее в себя историю его жизни, философию, метафизическое и экзистенциальное ощущение мира.
Штейнберг выбирает язык геометрии – «язык Пифагора, Платона, Плотина, первохристианских катакомб», который помогает ему заниматься творчеством, оставаясь внутренне свободным в эпоху «социалистического реализма». Посредством извечных символов: линии, креста, круга, квадрата, сферы, треугольника, он размышляет о жизни и смерти. Пространство картин наполняет эфир, образованный квинтэссенцией дольних и горних субстанций – Земли и Неба.
Эдуард Штейнберг неразрывно связан с Калужской землей.
В Тарусе с середины 50-х годов в интеллектуальной и творческой атмосфере дома отца художника, поэта, переводчика, дважды репрессированного Аркадия Штейнберга, были заложены фундаментальные основы искусства Эдуарда Штейнберга – идентификация себя в контексте среднерусского природного ландшафта, выбор в пользу внутренней свободы и вытекающая из этого последующая самореализация.
Уже известным на Западе и в России художником, с конца 80-х годов Эдуард Штейнберг выбирает Тарусу, где в деревенской тишине, будучи тяжелобольным, завершает свои последние размышления о смерти и жизни вечной. Художник умер в Париже, но согласно его завещанию, похоронен в Тарусе в пространстве его памяти.
Настоящая выставка поможет зрителю войти в поэтический мир творчества художника, вскормленный духовной памятью Калужской земли.
Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937. Отец – Аркадий Акимович Штейнберг (1907-1984), поэт, переводчик, художник, выпускник ВХУТЕМАСа, дважды репрессирован. Мама – Валентина Георгиевна Алоничева-Штейнберг (1915-1976), экономист.
С 1937-1652 Эдуард Штейнберг живёт в Москве с матерью и младшим братом – Борисом Штейнбергом (1938-2003). В 1954 выходит из лагеря отец. С 1954 по 1961 Эдуард Штейнберг живет с отцом в Тарусе. Учится в Школе рабочей молодёжи (ШРМ). После окончания семи классов работает сторожем, землекопом, рыбаком. Начинает рисовать. Учится под руководством отца, копирует Рембрандта, Калло, ежедневно работает с натурой. Настольной книгой художника становятся «Письма» Ван Гога. В 1957 женится на преподавателе ШРМ Валентине Лукьяненко, рождается дочь Евгения. В 1961 участвует в первой групповой выставке в городском клубе им. Урицкого в Тарусе с московскими художниками М. Гробманом, Б. Свешиковым, В. Воробьёвым и др. В том же году переезжает в Москву. В период с 1957 по 1964 в творчестве доминируют темы, навеянные творчеством В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля: женские образы, цветы, образы птицы, тема смерти.
В 1966 регистрирует брак с Галиной Маневич – искусствоведом, кинокритиком. В 1967 принимает крещение. Знакомится с Евгением Шифферсом – режиссёром, религиозным мыслителем. Начинает увлекаться русской религиозной философией – трудами В. Соловьёва, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. В этом же году участвует в выставке двадцати художников в клубе «Дружба» на ш. Энтузиастов. Под влиянием творчества Д. Моранди и Ива Танги создаёт серию метафизических натюрмортов, включающих камни, раковины, рыбу, мёртвую птицу; инкрустирует в работы геометрические элементы. В 1968 начинается дружба с И. Кабаковым и В. Пивоваровым, которых чешский критик Индрих Халупецкий назовёт «группой Сретенского бульвара». Органические формы сменяют крест, круг, треугольник, квадрат, призма, сфера. Рождается формулировка внутренней концепции: «Не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма 10-х годов и пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича».
В 1978 состоялась первая персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской. В 1981 пишет «Письмо к К. С. » (Каземиру Севериновичу Малевичу), обличая творческие воззрения в слова. С 1984 по 1989 пишет серию «поминальных» записок, навеянную 15-ю годами жизни в деревне Погорелка на реке Ветлуга, дом в которой Штейнберг приобрёл в 1972.
В 1985 знакомится с парижским галеристом Клодом Бернаром. В 1988 Штейнберга принимают в Союз художников. В этом же году состоялась первая выставка в Галерее Клода Бернара в Париже. Покупает дом в Тарусе. В 1992 приобретает мастерскую в Париже на улице Кампань Премьер. Отныне жизнь художника разделена на три города – Москву, Тарусу и Париж.
Ретроспективные выставки состоялись: в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 1992), в Музее Джозеф Альберс Квадрат (Ботроп, Германия, 1992), в Музее замка Морсбройх (Леверкузен, Германия, 1999-2000), Музее им. Вильгельма Хака (Людвигсхафен, Германия, 1999-2000), Музее конкретного искусства (Ингольштадт, Германия, 1999-2000), в Русском музее в Петербурге (2004) и в Третьяковской галерее в Москве (2004).
Последние двенадцать лет Штейнберг тяжело болел. 28 марта 2012 умер в Париже. Похоронен в Тарусе.
Эдуард Штейнберг – почётный гражданин города Таруса, академик Российской Академии художеств, обладатель Золотой медали Академии художеств, кавалер Ордена Дружбы (2008).
Использованы материалы: Эдик Штейнберг. Материалы биографии. М. :Новое литературное обозрение. 2015г. – 696 с. ; Эдуард Штейнберг. Если в колодце живёт вода… Каталог. М. :Московский музей современного искусства, 2017г. – 212 с.
Выставка продлится до 12 ноября.
По адресу : Ул. Ленина, 104.
Время работы музея: ежедневно с 10-00 до 18-00
Суббота – с 11-00 до 19-00
Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня
Понедельник – выходной
Последняя пятница месяца – санитарный день.
Эдуард Штейнберг: музыка на холсте
«Мастихин — как смычок скрипки. Скрипка — это холст, и ты исполняешь музыкальные композиции. Только путем красок», — так поэтически определил суть своей работы Эдуард Штейнберг. Художник-нонконформист, его работы представлены в ведущих музеях нашей страны и в крупнейших галереях и частных собраниях в Австрии, Германии, Франции и США. О нем рассказывает искусствовед Анна Чудецкая.
Psychologies: У Эдуарда Штейнберга не было специального художественного образования — случай для художника с мировым именем исключительный. Как же произошла его встреча с изобразительным искусством?
Анна Чудецкая: Эта встреча состоялось благодаря его отцу, Аркадию Штейнбергу. В молодые годы Аркадий Акимович учился во ВХУТЕМАСе по классу Давида Штеренберга, был поэтом и переводчиком. Потом судьба его сложилась непросто. Аркадий Акимович был репрессирован в 1937 году, а перед войной выпущен из тюрьмы. Он ушел добровольцем на фронт, но после войны его вновь арестовали и освободили лишь в 1954 году. И вот тогда он стал первым наставником сына и в рисунке, и в живописи с натуры, и в том понимании занятия искусством, которое может именоваться духовным поиском. Благодаря отцу Эдуард прикоснулся к традиции живописи 1920-х годов.
К какому из направлений?
Работы Штейнберга самого начала 1960-х — редкий пример «вхутемасовской» традиции живописи, выполненной с натуры. «Городской пейзаж в районе Бауманской» представляет невзрачный мотив: два двухэтажных дома, проезжая улица, прохожие. Важное место в композиции занимают снег и небо, вобравшие в себя множество оттенков голубого, лилового, розового, охристого, — и в этом единстве уже ощущается та светлая гамма, которая будет главенствовать в поздних абстракциях Штейнберга. Портрет бабушки 1962 года — один из многочисленных портретов, которые писал художник в этот период поисков. Скупость серого-черного-коричневого создает ощущение светлой грусти. А вот «Дерево» 1963 года, еще оставаясь в рамках натурного мотива, уже предвосхищает абстрактные композиции позднего периода: возрастает доля условного, цветовая насыщенность исчезает, возникает голубоватое мерцание.
Как, когда возник его интерес к беспредметному искусству?
Где-то в середине 1960-х годов. Он видел работы художников «первого авангарда» в коллекции Георгия Костаки, был на выставке из собрания Николая Харджиева, получил в подарок книгу Камиллы Грей «Великий эксперимент» — все это способствовало тому, что от натурных мотивов Эдуард Штейнберг постепенно перешел к геометрической абстракции. Штейнберг даже написал письмо Казимиру Малевичу. В этом «диалоге» Штейнберг явился заинтересованной стороной: он посвятил свое дальнейшее творчество восстановлению преемственности с идеями супрематизма и русского авангарда в целом.
В супрематизме Штейнберг увидел синтез мистических идей русского Серебряного века, пластического строя русской иконописи и живописи ранних христиан. И его собственные работы начала 1970-х годов демонстрируют это метафизическое устремление выйти за пределы чувственного, эмпирического опыта, отрешиться от повседневного, суетного, обратиться к вечным вопросам бытия. Композиция «Череп, кувшин, лист клена» 1971 года — прекрасный пример такой символической дематериализации, но чаще художник работает с простыми геометрическими фигурами. Квадрат, прямоугольник, треугольник погружаются в пространство, где их очертания становятся не столь определенными, а пространство «наполняется», становится более плотным. И предметы, и пространство становятся со-материальны друг другу.
Что помогает «читать» его абстрактные работы?
Иногда в геометрии форм мы можем угадать нечто изобразительно-определенное: так в композиции «Февраль-март» (1973) видится грандиозное изображение птицы. Тема убитой птицы очень часто появлялась в работах Штейнберга в конце 1960-х, а чучело дятла долгое время было очень важным предметом — своего рода проводником в особое, умозрительное пространство его произведений. Но иногда мы не находим никаких изобразительных подсказок. Тогда подсказкой могут служить посвящения. Композиция «Треугольники» 1976 года посвящена памяти матери художника. Два треугольника, розовый и черный: розовый вздымается словно пирамида, черный — как предостерегающий знак, за ними — мерцающее голубое пространство. Человеческая жизнь осознается художником как ускользающая тайна, которую можно постичь с помощью колорита, который способен сгустить материю, а может ее растворить.
Его художественные поиски носили религиозно-философский характер?
Да, но они не вписывались в традиционное богословие. В работах Штейнберга духовное и эстетическое сопрягалось с глубоко индивидуальным. Метафизичность его искусства таилась внутри самого живописного метода. Тончайшие цветовые градации словно становились проводниками переживаний, размышлений, поисков ответов. Но в искусстве Штейнберга не найти готовых истин или мистических откровений. Он остановился в той точке, где религиозная проблематика присутствует как некое вопрошание — о чувстве, о мысли, о смысле, о предназначении… Поиски художника оказались созвучны и мировому пространству культуры.
Эдуард Штейнберг стал одним из немногих отечественных художников, которые смогли занять достойное место в художественной жизни Европы. Язык геометрической абстракции оказался актуальным для мирового культурного контекста последних десятилетий.
Об эксперте
Анна Чудецкая — арт-критик, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки.
Вдохнови меня: великие музы великих творцов
Первые упоминания о музах встречаются у древнегреческих поэтов. Это были не просто очаровательные вдохновительницы, а дочери Зевса. Ни одно художественное произведение не создавалось без их участия.
Стив Джобс: шесть упражнений для тренировки мозга
Гениальный креативщик, гуру в мире IT-технологий, человек, изменивший мир, на протяжении многих лет практиковал медитацию осознанности. Она помогала ему снимать стресс, прояснять ум и развивать креативность.
Источники:
https://www.art4.ru/museum/shteynberg-eduard/
https://gallerix.ru/pr/eduard-shteynberg/
https://www.psychologies.ru/wellbeing/jivopis-eduarda-shteynberga/