4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспертные методы оценки качества продукции. Формирование экспертной группы

Экспертные методы оценки качества товаров.

«Эксперт» — это специалист, компетентный в решении данной задачи (от латинского слава «expertus» — опытный). Компетентность эксперта в отношении объекта исследования — профессиональная компетентность, а в отношении методологии принятия экспертного решения исследуемой задачи — это экспертная компетентность. Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке объекта исследования.

Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов. Экспертный метод оценки уровня качества технической продукции используется в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы объективного определения значений единичных или комплексных показателей качества такими методами как инструментальный, эмпирический или расчетный. Экспертный метод (или экспертный способ, т.е. метод экспертных оценок) является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой разновидности, модификации метода экспертиз. Известные разновидности экспертного метода применяются везде, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. — все это решения, принимаемые экспертными методами. Экспертные методы оценки качества продукции могут использоваться при формировании сразу общей оценки (без детализации) уровня качества продукции, а также при решении многих частных вопросов, связанных с определением показателей качества чего-либо. Следовательно, экспертные методы применяются:

— при общей (обобщенной) оценки качества продукции;

— при классификации оцениваемой продукции;

— при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции; — при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;

— приоценки показателей качества продукции органолептическим методом;

— при выборе базовых образцов и безразмерных значений базовых показателей качества;

— при определении итогового комплексного показателя качества на основе совокупности единичных и комплексных (обобщенных и групповых) показателей;

— при аттестации продукции и сертификации.

Экспертный метод оценки уровня качества продукции не может быть использован, если качество можно оценить другими аналитическими или экспериментальными методами с большей точностью или с меньшими затратами.

Классификацию методов экспертной оценки.

Метод товарной экспертизы — способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров. В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды. При проведении товарной экспертизы пользуются различными методами оценки товаров.

Методы ТЭ подразделяются на две группы: объективные и эвристические. Объективные методы — методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений (измерительные методы) или регистрации каких либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований (регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных — визуальный подсчет.

Эвристические методы — методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения. Различия между подгруппами эвристических методов заключаются в их назначении и используемых средствах или приемах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные — для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска, социологические — для установления потребительской оценки товаров путем опросов покупателей. Основными средствами органолептических методов служат органы чувств оценщика. При социологических методах могут использоваться любые средства, в том числе и характерные для других подгрупп объективных и эвристических методов. Важнейшими средствами социологических методов являются анкеты. Каждая подгруппа делится в свою очередь на виды и разновидности. Их характеристика приводится ниже при рассмотрении отдельных групп.

Читать еще:  Детское: сказка: иван – крестьянский сын и чудо-юдо. Детские сказки онлайн

экспертные методы оценки качества продукции. Формирование экспертной группы

ТЕМА: экспертные методы оценки качества продукции. Формирование экспертной группы.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1) изучение методов количественной оценки качества экспертов при формировании экспертной группы;

2) использование методов статистической оценки качества экспертов при создании экспертной группы, предназначенной для оценки качества конкретного изделия.

Одним из наиболее важных вопросов, которые приходится решать в процессе экспертной оценки качества продукции, является подбор экспертов. Так же как в метрологии точность результата измерения зависит от точности прибора, которым производится это измерение, так и объективность экспертной оценки, ее точность зависят в основном от квалификации эксперта, его способности к аналитическому мышлению, синтетическому обобщению, от его кругозора, эрудиции, психофизиологических способностей и т.д.

В настоящее время на практике для количественной оценки качества экспертов используются следующие методы:

  1. Эвристические, при которых значение оценок определяются человеком; методы эвристической оценки основаны на том, что представление, сложившееся о данном эксперте у окружающих (или у него самого), достаточно правильно отражает его истинное качество; эвристические оценки включают: самооценку, взаимооценку, оценку эксперта членами рабочей группы.
  2. Статические, при которых значение оценок получаются в результате обработки суждения экспертов об оцениваемой продукции.
  3. Тестовые, при которых значения оценок получаются в результате специальных испытаний, основанных на решении специально подобранных тестовых задач.
  4. Документальные, при которых значения оценок получаются на основе анализа документальных данных об экспертах.
  5. Комбинированные, при которых значения оценок получаются с помощью любой совокупности перечисленных выше методов.

Наиболее обоснованными в настоящее время являются статистические методы оценки качества экспертов, поэтому рассмотрим их более подробно.

К методам статической оценки относят оценку по отклонению от среднего мнения экспертной группы Кос и оценку воспроизводимости результата Квр, которые могут быть получены после обработки результатов специальных опросов, предшествующих операции формировании экспертной группы.

В основе первого метода лежит посылка, что истинным значением определяемой экспертами величины (свойства), является значение средней оценки экспертной группы. Чем меньше отклонение значения индивидуальной оценки, назначенной экспертом, от групповой средней оценки, тем выше качество этого эксперта, которое может быть учтено путем присвоения в результате каждому эксперту соответствующего «веса» или весового коэффициента.

В том случае, когда эксперт определяет численные значения оцениваемых свойств (в баллах, долях единицы или ппроцентах), предлагается использовать в качестве оценки эксперта расстояние между «средним» рядом значений оценок и значениями оценок назначенными данным экспертом. Например:

где Кi- среднее значение i– той оцениваемой величины (свойства);

Кij- значение i– той величины (свойства), назначенное j –тым экспертом; n

В основе второго метода лежит посылка, что высоким может считаться качество такого эксперта, для которого свойственна воспроизводимость назначаемых значений оценок, т.е. значения оценок одного и того же объекта в нескольких турах должны быть достаточно близкими. В этом случае можно говорить о стабильности его мнения. Способы оценки качества эксперта по воспроизводимости результата аналогичны способам оценки по отклонению от среднего мнения.

В том случае, когда эксперты ранжируют оцениваемые величины (свойства), для количественного выражения их качества или согласованности, чаще всего на практике используется коэффициент конкордации, который вычисляется следующим образом:

где Si – сумма рангов, присвоенных m экспертами i-тому фактору;

S – среднее значение сумм рангов;

Величины Si и S определяются отношениями:

Читать еще:  Пословицы с числом 5. Доом.числа в стихах, загадках, пословицах

Si= Кij ; S= Si / n

где j – номер эксперта;

i – номер оцениваемого фактора.

Величина Tj определяется из выражения:

где tjl – число одинаковых рангов 1-го вида в оценках j –того эксперта;

Lj –количество групп факторов с совпавшими рангами в оценках j –того эксперта.

Коэффициент конкордации изменяется в пределах от нуля до единицы и его значение, равное единице, соответствует полной согласованности мнений экспертов. Обычно согласованность мнений экспертов считается достаточной при W >0,5.

Согласованность мнений экспертов может быть случайной или неслучайной. В качестве количественной оценки степени этой случайности используется уровень значимости коэффициента конкордации. Этот уровень находится из таблицы на основе данных о числе степеней свободы n=1 и величины 2 (критерий Пирсона).

Величина 2 определяется по формуле:

Определенный таким образом уровень значимости коэффициента конкордации дает значение вероятности случайного совпадения мнений экспертов, т.е. достоверность оценок. Если согласованность мнений экспертов высокая и неслучайная, то данная экспертная группа может быть принята за основу для экспертной оценки качества продукции. Если же согласованность мнений недостаточная (W

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ;

Лекция 7

1 Основные термины и задачи экспертной оценки;

2 Этапы экспертного оценивания;

3 Понятие балльной шкалы.

1Такое название методов обусловлено тем, что они основываются на использовании сведений и мнений экспертов.

Эксперт по качеству продукции (эксперт) — квалифицированный специалист, отвечающий требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, заинтересованности в участии и работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.

Суждение эксперта о качестве продукции (суждение эксперта) — ответ эксперта на поставленный вопрос о качестве продукции, выраженный в количественной или качественной форме.

Экспертная оценка качества продукции — характеристика качества продукции, полученная с использованием экспертных методов оценивания качества продукции.

Экспертные методы совместно с методами, основанныминаизмерениях или расчетах, и самостоятельно применяются для решения следующих задач:

1) оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептически);

2) определение номенклатуры показателей качества;

3) определение коэффициентов весомости показателей;

4) выбор базовых образцов для оценки уровня качества.

Экспертное оценивание осуществляют экспертные комиссии, включающие в себя рабочие группы.

Экспертная комиссия по оцениванию качества продукции — совокупность специалистов, организованных для экспертного оценивания качества продукции.

Рабочая группа по оцениванию качества продукции (рабочая группа) — часть экспертной комиссии по оцениванию качества продукции, которая состоит из специалистов, организующих деятельность экспертной группы и обрабатывающих суждения экспертов о качестве продукции.

2 Экспертное оценивание качества продукции осуществляется в четыре этапа.

Напервом, подготовительном этапе осуществляется формулирование целей оценки и формирование рабочей и экспертной групп.

Цель оценивания качества продукции формулируется лицом, принимающим решение (ЛПР), до начала формирования экспертной группы.

Лицо, принимающее решение (ЛПР) — это руководитель работы, эффективность которой зависит от результата оценивания качества. Таким лицом может быть главный инженер разработки, менеджер по продажам, кредитор разработки или промышленного освоения продукции.

Цель оценивания качества может быть постоянной на весь период работы рабочей группы или корректируемой в период ее деятельности.

Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертного оценивания качества продукции и анализ получаемых результатов. В состав рабочей группы входят организатор, консультант по оцениваемой продукции, технические работники.

Эксперты, входящие в состав экспертной группы, должны одинаково понимать цели и задачи оценивания качества продукции, удовлетворять требованиям к ним.

Компетентность эксперта означает компетентность по оцениваемой продукции (профессиональная компетентность)и по методологии оценивания (квалиметрическая компетентность).

Заинтересованность эксперта в участии в работе экспертной комиссии зависит от его индивидуальных особенностей, загруженности основной работой, возможностей использования ее результатов в своей практической деятельности.

Деловитость эксперта означает, в частности, собранность, оперативность в работе, обоснованность суждений.

Объективность эксперта означает возможность вынесенияимнепредвзятых суждений. Необъективность эксперта — завышение или занижение значений показателей свойств продукции по причинам, не имеющим отношения к ее качеству.

Читать еще:  Холодное Сердце (Frozen) - Персонажи. Текст песни «Холодное сердце: Отпусти и забудь»

Кроме того, к эксперту могут предъявляться специфические требования, определяемые целями оценивания качества и особенностями оцениваемой продукции, например, в пищевой промышленности — определенный уровень психофизиологических возможностей и хорошее состояние здоровья.

Навтором этапе работы осуществляется выбор методов, способов и процедур оценивания. Он выполняется рабочей группой, которая учитывает особенности оцениваемой продукции, установленные сроки выполнения работы, ее трудоемкость, области возможного использования полученных результатов. Определение перечня операций, которые должны быть выполнены экспертами, осуществляется рабочей группой, исходя из целей оценивания, имеющейся информации, выбранных методов, способов и процедур оценивания, сроков и условий выполнения оценивания.

Для получения суждений экспертов используются методы опроса.

Опрос эксперта по качеству продукции (опрос) — процесс выявления экспертных суждений по качеству продукции.

Методы опроса экспертов делятся на групповой и индивидуальный. При групповом совместно опрашивается вся группа или ее часть. При индивидуальном осуществляется опрос каждого эксперта отдельно.

Процедуры опроса экспертов включают интервьюирование, анкетирование и смешанное анкетирование.

При интервьюировании суждение эксперта выявляется в процессе свободной беседы в рамках определенного плана. Интервьюирование применяется при опросах, когда порядок вопросов и их содержание зависят от характера ответов на предыдущие вопросы.

При анкетировании эксперт заполняет карту опроса, отвечая на содержащиеся в ней вопросы. Анкетирование применяется при заочном способе индивидуального опроса.

При смешанном анкетировании эксперт заполняет карту опроса, получая все необходимые разъяснения от лица, проводящего опрос.

Для проведения опроса экспертов методом анкетирования рабочая группа составляет анкету, которая состоит из пояснительной записки и карты опроса. В пояснительной записке излагается цель и процедура анкетирования, на конкретном примере показывается, как следует заполнять графы карты опроса, при необходимости описываются требования потребителей и классификационные группы продукции, приводится другая информация. В карте опроса приводится определенным образом организованный набор вопросов, для каждогоиз которых предусматривается определенный характер ответа.

Третий этап работы осуществляется экспертной группой, члены которой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами и процедурами.

Начетвертом, заключительном этапе работы экспертной комиссии осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение.

Задача органолептического оценивания показателей качества возникает тогда, когда нужно оценить сенсорно воспринимаемые свойства продукции, такие как вкус продукта питания, цвет ткани, различимость шрифта, соответствие моде одежды- В этом случае задача заключается в создании шкалы порядка, в которой может быть осуществлена оценка. Обычно роль такой шкалы выполняет балльная шкала оценок.

3 Балльная шкала служит для назначения оцениваемому свойству количественных характеристик, являющихся мерой этого свойства.

Основной характеристикой балльной шкалы является диапазон — количество градаций, которое включает шкала, то есть количество оценочных точек. В то же время масштаб, то есть разность между баллами, соответствующими двум соседним градациям, не имеет значения. Например, шкала с высшей оценкой в 5 баллов с градациями через 0, 5 балла имеет тот же диапазон, что и шкала с высшей оценкой в 10 баллов с градациями через 1 балл и шкала с высшей оценкой в 100 баллов с градациями через 10 баллов. Если в этих шкалах не используется 0, то все они являются 10-балльными.

Число градаций применяемой шкалы определяется, исходя из характера решаемой задачи с учетом опыта по оценке качества аналогичной продукции, количества участвующих в работе экспертов, требуемой точности результата и возможностей качественного описания количественных градаций.

Для экспертного оценивания качества продукции как правило используются шкалы с нечетным числом градаций, в которых имеется средний уровень. Наиболее предпочтительными являются шкалы с пятью и семью градациями качества по оцениваемому свойству, причем количество градаций может совпадать (вариант 1) или не совпадать (вариант 2) с количеством баллов.

Источники:

http://studopedia.ru/20_46266_ekspertnie-metodi-otsenki-kachestva-tovarov.html
http://support17.com/qual-praktika-5/
http://studopedia.su/1_11583_tehnologiya-ekspertnoy-otsenki.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector